Внутренняя борьба в Тибете




 

1 марта 1855 г. Далай-лама XI достиг совершеннолетия и взял власть в свои руки, но в феврале 1856 г. он скончался. Кашаг {164} призвал к управлению прежнего регента. Новый Далай-лама XII, уроженец Олка, в 1858 г. был выбран по жребию из трех кандида­тов и получил имя Тинле Гьяцо. В 1862 г. вспыхнул конфликт меж­ду регентом Радэн Начитху-хутухтой и одним из калонов Ванчук Гьялпо Шэтра. Амбань бездействовал. Монахи Дэпуна и Гандена поддержали Шэтра, заняли дворец Потала и храм Джокан. Шэтра принял титул деси. Его союзник, казначей монастыря Ганден Пэлдэн Дондуб, был призван в правительство и вскоре стал одним из калонов. В храме Джокан новый деси созвал ассамблею, состоявшую из представителей монахов Гандена, Дэпуна, знатных лхасских семей и чиновников правительства. Шэтра назвал это собрание «Ассамблея чиновников и монахов Гандена и Дэпуна». Регент был обвинен, в частности, в том, что он без всякой необходимости, но лишь из личных интересов и желания выслужиться перед Цинами организовал в 1858 г. избрание Далай-ламы XII путем вытаскивания жребия из золотой урны. Ассамблея утвердила отстранение реген­та от должности. Монахи Гандена и Дэпуна захватили его резиден­цию. Регент бежал в монастырь Сэра, а оттуда в Китай. Имущество и имения регента и его сторонников были конфискованы.

Бывший регент просил цинского императора помочь ему вер­нуть власть, но никакой реальной помощи не получил. Император через амбаня в Лхасе передал письмо деси Шэтра с просьбой вер­нуть конфискованные имения и разрешить регенту вернуться в Тибет. Ассамблея постановила считать это письмо не приказом, а просьбой, которую можно и не выполнить. На пути в Лхасу быв­ший регент скончался [Shakabpa, 1993, р. 183-186; Уа Hanzhang, 1993, р. 205-206; Smith, 1996, р. 140].

С 1862 по 1871 г. реальную власть в Лхасе осуществляла «Ассамблея чиновников и монахов Гандена и Дэпуна». Деси Шэтра в первые годы имел непререкаемый авторитет. Он назначил кало­ном своего приемного сына Цэрин Ванчук Шэтра.

В сентябре 1864 г. деси Шэтра умер. Лама монастыря Дэпун Кэнраб Ванчук стал советником малолетнего Далай-ламы. В 1868 г. Ассамблея назначила управляющим двора Далай-ламы Пэлдэн Дондуба. Это был человек суровый и властный. У входа в свою канцелярию он приказал всегда держать свежеснятую шкуру быка или яка. Провинившихся немедленно после установления вины заворачивали в еще сырую шкуру, которая, высыхая на солнце, стальным панцирем, как обручем, стягивала жертву, причиняя ей невыносимые мучения, после чего ослушника бросали в реку, где он и тонул. Жестокость и безжалостность Пэлдэн Дондуба временно {165} уменьшили коррупцию среди чиновников, позволили ему собрать значительные средства в казну, но, разумеется, восстанови­ли против него большую часть лхасской элиты.

Пэлдэн Дондуб быстро привык наслаждаться неограниченной властью, и подрастающий Далай-лама XII становился для него не­приятной помехой. В 1871 г. Пэлдэн Дондуб задумал засадить ламу в отшельнический скит. Кашаг выразил протест против подобно­го плана. Тогда Пэлдэн Дондуб приказал арестовать трех калонов, а калона Цого велел завернуть в свежую шкуру и бросить в реку. Советник Далай-ламы Кэнраб Ванчук объединил противников Пэлдэн Дондуба. Он объявил о роспуске «Ассамблеи чиновников и монахов Гандена и Дэпуна». Преследуемый солдатами и монаха­ми монастыря Сэра, Пэлдэн Дондуб покончил с собой. Его сторон­ники, в том числе Цэрин Ванчук Шэтра, были арестованы и высла­ны из Лхасы.

Место распущенной Ассамблеи заняла Национальная ассамб­лея (Цонду), включавшая на первых порах настоятелей «трех ве­ликих монастырей» (Сэра, Ганден и Дэпун) и руководителей пра­вительственных департаментов [Shakabpa, 1967, р. 187-190; Yа Hanzhang, 1993, р. 207-208; Smith, 1996, р. 140]. Именно с этого вре­мени Национальная ассамблея формально стала высшим органом управления в Тибете[10].

В 1872 г. умер Кэнраб Ванчук. В 1873 г. Далай-лама XII взял власть в свои руки, но в начале 1875 г. он внезапно скончался. Кашаг арестовал двух его фаворитов по подозрению в отравлении, конфисковал их имущество и выслал из Лхасы.

Слухи о насильственной смерти Далай-лам возникали в Тибете неоднократно. О них писал еще Гюк, который видел Лхасу в 1846 г.: «Во время нашего пребывания в Ла-Ссе (Лхаса. — Б.М.) на троне Тале-ламы сидел девятилетний мальчик; трое его предшественни­ков умерли насильственной смертью, не достигнув совершенно­летия... Первого Тале-ламу будто удавили, второй был задушен в своей спальне, третий же отравлен вместе со всеми членами сво­его многочисленного семейства» [Гюк и Габэ, 1866, с. 246-247].

Слухи об отравлении Далай-ламы XII и его родных во время путешествия по монастырям южного уя держались особенно упор­но. О них сообщают, в частности, Н.М. Пржевальский и Г.Ц. Цы-биков [Пржевальский, 1883, с. 271; Цыбиков, 1981а, с. 151; Веll, 1924. р. 124]. {166}

Ни регенты, ни лхасская элита, по крайней мере значительная ее часть, ни цинские власти и их представители в Тибете не были заинтересованы в появлении сильного харизматического лидера во главе Тибета, так сказать, второго Великого Далай-ламы V. А у мо­лодых Далай-лам, часто слабых здоровьем, погруженных в изуче­ние канонов, как правило, не оказывалось влиятельных сторонни­ков, и даже если они достигали 18-летия и получали в свои руки печати для религиозных и государственных дел, то не очень долго оставались у власти и «неожиданно» покидали сей мир.

«Китайцы постоянно стараются лишить жизни Далай-ламу рань­ше, чем тот достигнет совершеннолетия, — утверждала А. Марстон, — хорошо сознавая, что способный правитель, почитаемый с необычайной преданностью не только жителями Тибета, но и всем окрестным буддийским народонаселением, легко может сверг­нуть китайское иго» [Марстон, 1896, с. 18].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: