Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.




 

 

  Хорошее отношение к лошадям Били копыта, Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб. — Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клешить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные... Улица опрокинулась, течет по-своему...   Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...   И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Может быть, — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.   В. В. Маяковский   Корова Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце неласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке. Не дали матери сына, Первая радость не прок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога... Снится ей белая роща И травяные луга.   С. А. Есенин

 

 

Пояснение.

1.1.3. Слава и храб­рость русского воина за­пе­чат­ле­на в обоих отрывках. Как ис­тин­ный патриот своей земли, автор «Слова…» вос­хи­ща­ет­ся мужеством рус­ской дружины. Не­ле­гок бой, враг силен и опасен, но гор­дость звучит в словах, про­слав­ля­ю­щих силу рус­ско­го оружия:

Валит враг, но, полон рат­ных сил,

Русский стан со­мкнул­ся перед боем

Щит к щиту — и степь загородил…

В «Полтаве» Пуш­ки­на есть со­звуч­ные строки:

Дым баг­ро­вый

Кругами всхо­дит к не­бе­сам

Навстречу утрен­ним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

Автор «Слова…» сла­вит русского князя:

Где ты ни проскачешь, тур, ше­ло­мом

Золотым посвечивая, там

Шишаки зе­мель аварских с гро­мом

Падают, раз­би­ты пополам.

С таким же вос­хи­ще­ни­ем рисует Петра I Пушкин:

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Как видим, оба про­из­ве­де­ния наполнены патриотизмом. Видимо, по­то­му у них не­ма­ло общего.

 

 

1.2.3. Об­ра­зы животных в сти­хо­тво­ре­ни­ях проникновенны. Ло­шадь у Ма­я­ков­ско­го и ко­ро­ва у Есе­ни­на наделены аб­со­лют­но человеческими чувствами.

С самых пер­вых строк мы понимаем, что перед нами ста­рые животные, про­жив­шие очень тя­же­лую жизнь.

Дряхлая, вы­па­ли зубы,

Свиток годов на рогах.

И ее вы­гон­щик грубый

На пе­ре­гон­ных полях, —

пишет Есенин. В тон ему о ло­ша­ди говорит Маяковский:

Может быть,

— ста­рая —

и не нуж­да­лась в няньке…

Чувства соб­ствен­но­го достоинства при­су­ще лошади, по­это­му она из по­след­них сил вста­ла перед тол­пой и пошла. Ко­ро­ву не пу­га­ет скорая смерть, ведь ее ли­ши­ли по-следнего смыс­ла — ее ребенка.

Оба сти­хо­тво­ре­ния заставляют за­ду­мать­ся об от­но­ше­нии человека к «братьям нашим меньшим» и при­зы­ва­ют быть че­ло­веч­ней и милосердней.

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Общее и раз­лич­ное в се­мей­ных укла­дах Ми­ро­но­вых и Гринёвых. (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Капитанская дочка»)

 

2.2. Каким пред­ста­ет ли­ри­че­ский герой в по­э­зии В. В. Маяковского? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му выбору.)

 

2.3. Какую роль в ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени» иг­ра­ют ав­тор­ские предисловия?

 

2.4. Роль жен­ских об­ра­зов в ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ревизор».

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

 

2.1. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых. (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

 

Что такое семейный уклад? Уклад — это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи.

В повести «Капитанская дочка» перед нами предстают две семьи с их традициями и порядками – семья Мироновых и семья Гринёвых.

Обе семьи патриархальны. Отсюда похожий семейный уклад: жены выступают хранительницами семейного очага, мужья служат Отечеству, в обоих семьях принято уважать окружающих, а к детям предъявляются требования. Так, Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «по-тянул лямку» и стал настоящим солдатом. Такой подход к воспитанию сына позволяет надеяться, что из Петра вырастет человек чести, в чем мы и убеждаемся позднее.

В духе патриархальности воспитана и Маша. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает, потому что она честна, добра, бескорыстна и открыта. Всему этому Маша научилась в своей семье, где было принято любить и уважать друг друга.

Несмотря на различия: разный уровень достатка, количество крепостных, разные судьбы: один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. другой погиб, сражаясь против Пугачева, семьи Мироновых и Гринёвых являются образцом, достойным подражания.

Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, Гринёвы, живы и в новом поколении.

 

2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

 

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением Маяковского очень много общего. Главным героем стихотворения «Необычайные приключения» является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами – проливать свет на что-то.

 

2.3. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» иг-рают авторские предисловия?

 

Отличительную жанровую особенность романа Лермонтова определяют слова из авторского предисловия: «история души человеческой». Они показывают сознательную установку на открытый психологизм произведе-ния. Вот почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, хотя психологизм был присущ и другим произведениям, появившимся ранее, как, например, роману «Евгений Онегин». Задача, которую поставил перед собой Лермонтов, состояла не столько в изображении внешней жизни Печорина, его приключений, хотя такой элемент авантюрности здесь тоже присутствует. Но главное — показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но и сама композиция произведения.

 

2.4. Роль женских образов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

 

В пьесе «Ревизор» представлены и женские образы. Это жена и дочь го-родничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.

Анна Андреевна – жена городничего. Перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение ее дочери. Марья Антоновна – дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать, не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина».

Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание.

В «Ревизоре» Гоголь даже через второстепенные женские образы проводит проекции на столичные нравы. Они мало отличаются, потому что схожи своей пустотой, глупостью, безнравственностью и бездуховностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: