Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.




Вариант № 55736

1.

1.1.1. По­че­му по­ве­де­ние Ки­ри­бе­е­ви­ча на пиру вы­зва­ло тре­во­гу и не­до­воль­ство царя Ивана Васильевича?

 

1.2.1. Какой предстаёт мор­ская сти­хия в дан­ном стихотворении?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

 

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

 

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

 

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное –

И очнулся тогда добрый молодец.

 

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда входит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучу прячется,

Та стремглав на землю падает...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»

 

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

 

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал тебя – воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову,

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

 

И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Не истёрся ли твой парчовый кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

 

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

 

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

 

Как я сяду поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Чёрным соболем отороченную, –

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...

 

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою целуются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной.

 

Как увижу её, я сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи буйные;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони лёгкие,

Опостыли наряды парчовые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство своё?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?»

 

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

 

  * * *   Mobile соmmе 1'onde2 Ты, волна моя морская, Своенравная волна, Как, покоясь иль играя, Чудной жизни ты полна!   Ты на солнце ли смеёшься, Отражая неба свод, Иль мятёшься ты и бьёшься В одичалой бездне вод, –   Сладок мне твой тихий шёпот, Полный ласки и любви; Внятен мне и буйный ропот, Стоны вещие твои.   Будь же ты в стихии бурной То угрюма, то светла, Но в ночи твоей лазурной Сбереги, что ты взяла.   Не кольцо, как дар заветный, В зыбь твою я опустил, И не камень самоцветный Я в тебе похоронил.   Нет – в минуту роковую, Тайной прелестью влеком, Душу, душу я живую Схоронил на дне твоём.

Ф. И. Тютчев, 1852

 

Пояснение.

1.1.1. Кирибеевич - один из любимых царских опричников. Не раз Кирибеевич доказывал свою верность царю, не раз показывал удаль и смелость. Именно поэтому и тревожно, и подозрительно царю, что

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

Царь хочет искренне помочь Кирибеевичу, хотя не всё сказал ему опричник.

 

1.2.1. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит. Подтверждение этому находим и в приведённом стихотворении. Волна - живое существо: она играет, смеётся, шепчет. Волне лирический герой поверяет сокровенные чувства, даже душу свою:

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоём.

Так продолжается тема единения человека и его божественного разума с миром природы.

2.

1.1.2. Какую роль в дан­ном фраг­мен­те иг­ра­ют сравнения?

 

1.2.2. Ка­ко­ва роль эпи­те­тов в приведённом стихотворении?

 

Пояснение.

1.1.2. Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. В приведенном отрывке сравнения используются при описании царя:

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого...

Мы видим, как подчёркивается недовольство царя при виде печали любимого опричника.

Сравнения помогают создать яркий образ Алёны Дмитриевны:

Горят щёки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

Сравнение показывает, насколько красива Алёна Дмитриевна, раз может быть сопоставлена с самой зарёй.

 

1.2.2. Эпитеты - образные определения. В стихотворении Тютчева много эпитетов: волна своенравная, бездна вод одичалая, ночь лазурная и др. Они создают неповторимые художественные образы, помогают передать настроение героя, придать повествованию одухотворённость и яркость.

3.

1.1.3. Со­по­ставь­те фрагмент из ро­ма­на М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени» с приведённым ниже фраг­мен­том из «Повести о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Никифоровичем» Н. В. Гоголя. В чём по­ве­де­ние Ивана Ивановича, про­ся­ще­го ружьё, схоже с по­ве­де­ни­ем Азамата?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те стихотворение А. Т. Твар­дов­ско­го «Когда пройдёшь путём колонн…» с приведённым ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем В.С. Вы­соц­ко­го «Давно смолк­ли залпы орудий…». Что сбли­жа­ет лирических ге­ро­ев этих стихотворений?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.

 

Казбич молчал.

— В первый раз, как я увидел твоего коня, — продолжал Азамат, — когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из- под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор всё мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утёсе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить.

— Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! — сказал Азамат дрожащим голосом.

Мне послышалось, что он заплакал <…>

В ответ на его слёзы послышалось что-то вроде смеха.

— Послушай! — сказал твёрдым голосом Азамат. — Видишь, я на всё решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поёт! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха... Хочешь, дождись меня завтра ночью там, в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, — и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

 

Много красавиц в аулах у нас, Звёзды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их, завидная доля; Но веселей молодецкая воля. Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет цены: Он и от вихря в степи не отстанет, Он не изменит, он не обманет.

Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его:

— Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трёх шагах он тебя сбросит, и ты разобьёшь себе затылок об камни.

— Меня? — крикнул Азамат в бешенстве, и железо детского кинжала зазвенело об кольчугу. Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился об плетень так, что плетень зашатался.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 

*************

 

— Скажите, пожалуйста, Иван Никифорович, я всё насчет ружья: что вы будете с ним делать? ведь оно вам не нужно.

— Как не нужно? а случится стрелять?

— Господь с вами, Иван Никифорович, когда же вы будете стрелять? Разве по втором пришествии. Вы, сколько я знаю и другие запомнят, ни одной ещё качки1 не убили, да и ваша натура не так уже Господом Богом устроена, чтоб стрелять. Вы имеете осанку и фигуру важную. Как же вам таскаться по болотам, когда ваше платье, которое не во всякой речи прилично назвать по имени, проветривается и теперь ещё, что же тогда? Нет, вам нужно иметь покой, отдохновение. (Иван Иванович, как упомянуто выше, необыкновенно живописно говорил, когда нужно было убеждать кого. Как он говорил! Боже, как он говорил!) Да, так вам нужны приличные поступки. Послушайте, отдайте его мне!

— Как можно! это ружьё дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, ещё как собирался в милицию, купил его у турчина. А теперь бы то так вдруг и отдать его? Как можно? это вещь необходимая.

— На что же она необходимая?

— Как на что? А когда нападут на дом разбойники... Ещё бы не необходимая. Слава тебе господи! теперь я спокоен и не боюсь никого. А отчего? Оттого, что я знаю, что у меня стоит в каморе ружьё.

— Хорошее ружьё! Да у него, Иван Никифорович, замок испорчен.

— Что ж, что испорчен? Можно починить. Нужно только смазать конопляным маслом, чтоб не ржавел.

— Из ваших слов, Иван Никифорович, я никак не вижу дружественного ко мне расположения. Вы ничего не хотите сделать для меня в знак приязни.

— Как же это вы говорите, Иван Иванович, что я вам не оказываю никакой приязни? Как вам не совестно! Ваши волы пасутся на моей степи, и я ни разу не занимал их. Когда едете в Полтаву, всегда прóсите у меня повозки, и что ж? разве я отказал когда? Ребятишки ваши перелезают чрез плетень в мой двор и играют с моими собаками – я ничего не говорю: пусть себе играют, лишь бы ничего не трогали! пусть себе играют!

— Когда не хотите подарить, так, пожалуй, поменяемся.

— Что ж вы дадите мне за него? – При этом Иван Никифорович облокотился на руку и поглядел на Ивана Ивановича.

— Я вам дам за него бурую свинью, ту самую, что я откормил в сажу2. Славная свинья!

 

Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном икифоровичем»

____________

1Качка — утка.

2Саж — хлев, где откармливают свиней.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: