Международные органы по борьбе с преступностью.




Лекция № 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО.

Ответственность в международном праве.

Понятие, особенности и правовая природа международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Преступления, имеющие международный уголовный характер.

Международные органы по борьбе с преступностью.

1. Международно-правовая ответственность - это юридическая обязан­ность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту международного права в результате совершенного правонару­шения. Международные правонарушения подразделяются на международные де­ликты и международные преступления.

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой. Госу­дарство за свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоя­нием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. Го­сударство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их дея­тельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как дея­ние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически дей­ствовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государ­ственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для офици­альных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление та­ких прерогатив.

Форма международно-правовой ответственности - способ, посредством ко­торого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы меж­дународно-правовой ответственности - нематериальную и материальную.

Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может осу­ществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфак­ция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им под­разумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д.

Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые постра­давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство).

От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с не­дружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения СБ ООН. Они могут выра­жаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета.

Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить мате­риальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субсти­туции, ресторации). Репарация - возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести­туция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление государ­ством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид материальной от­ветственности как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность мате­риальной ответственности как абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма).

Юридические основания ответственности - совокупность юридически обя­зательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых опре­деленный вариант поведения квалифицируется как международное правонаруше­ние. Источниками юридических оснований ответственности являются любые пра­вомерные международно-правовые акты (договоры), предписания которых фик­сируют юридически обязательные для государств правила поведения; междуна­родный обычай; решения международных судов и решения международных орга­низаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила поведе­ния для государства, издавшего этот акт.

Нематериальная и материальная ответственность могут возникать одно­временно в результате одного и того же правонарушения: нематериальная - за сам факт нарушения права, материальная - за возникший при этом ущерб.

В случае установления факта правонарушения (при абсолютной ответствен­ности - факта причинения материального ущерба) потерпевшая сторона предъяв­ляет претензию. Предъявителем претензии (государство или группа государств) может быть только непосредственно потерпевший субъект. Претензия может быть выражена в заявлении (часто публикуемом в печати) официального органа или лица, в дипломатическом представлении (официальной ноте), в ином письменном обращении правительственных органом потерпевшего субъекта.

Освобождение от ответственности - это снятие с субъекта обязанности лик­видации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность. К обстоятельствам, освобождающим от ответственности традиционно относятся:

* вина самой пострадавшей стороны (совершение действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного дей­ствия другого субъекта, грубая небрежность и т.д.);

* форс-мажор (непреодолимая сила), т.е. не поддающиеся контролю не­предвиденные внешние события чрезвычайного характера (стихийные явления, эпидемии и т.д.);

* состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных дей­ствий продиктовано угрозой жизненным интересам субъекта-делинквента.

Освобождающие от ответственности обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния в качестве деликт­ного, хотя в результате этого деяния и была нарушена норма международного права (напр. согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое международным правом действие в ответ на проти­воправное деяние самого потерпевшего субъекта (напр. самооборона, репрессалии и т.д.).

Международные преступления относятся к тягчайшим международно-про­тивоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и наро­дов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.

Существует большое количество многосторонних актов, в котором пред­усмотрена ответственность за международные преступления (Конвенции о пред­упреждении геноцида и наказании за него 1948 г.),Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и т.д.). В на­стоящее время Комиссия международного права разработала проект Кодекса пре­ступлений против мира и безопасности человечества, в который вошли следующие преступления: агрессия; угроза агрессии; колониальное господство и другие формы иностранного господства; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; геноцид; расовая дискриминация; апартеид; систематические и массовые нарушения прав человека; исключительно серьезные военные преступ­ления; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде; международный терроризм; незаконный оборот; незаконный обороти наркотических средств.

Субъектами международных преступлений и ответственности за них могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут нематериальную и материальную ответственность, а физические лица - индивидуальную уголовную ответствен­ность. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не осво­бождает его от уголовной ответственности.

Для наказания лиц применяется как национальная, так и международная юрисдикция. После окончания второй мировой войны для суда над главными во­енными преступниками были созданы два Международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. В 1993 г. СБ ООН принял решение о создании Международ­ного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на тер­ритории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Если по соответствующему со­глашению не создано специального международного суда, государство, на терри­тории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо вы­дать другому государству.

 

2. Международное уголовное право - это система принципов и норм, регу­лирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотрен­ными международными договорами.

Среди основных принципов международного уголовного права выделяются следующие:

* запрещение агрессивной войны;

* неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, ко­торое по международному праву считается преступным;

* если государство не устанавливает наказания за действия, которые меж­дународным правом отнесены к категории преступлений против мира и челове­чества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;

* должностное положение лица, совершившего международное преступле­ние, не освобождает его от личной ответственности;

* исполнение лицом преступного приказа своего правительства или началь­ника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

* каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или в преступ­лении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

* неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества;

* международные принципы осуществления правосудия по уголовным де­лам, провозглашенные в ст.7-11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (презумпция невиновности, запрещение пропаганды войны, пыток и т.д.)

Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных инди­видами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой та­кого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. Еще в дого­воре хеттского царя Хаттусили III и египетского фараона Рамсеса II 1296 г. до н.э. говорилось: “Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттский не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса”. Позднее возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации по­стоянно расширялся. На определенном этапе возникла необходимость обмени­ваться опытом. А в последнее время заметное место в отношениях между госу­дарствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего право­охранительные органы различных государств не могут успешно бороться с от­дельными видами преступлений, прежде всего с организованной преступностью.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение полу­чили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой по­мощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосудар­ственные и межправительственные соглашения как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ве­домств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением инте­ресов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 государств-членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о пред­упреждении актов терроризма и наказании за их совершение. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Со­дружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система много­сторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:

* Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.;

* Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;

* Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и ин­ститутов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;

* Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 г.;

* Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совер­шаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

* Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

* Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.;

* Конвенция о наркотических веществах 1961 г.;

* Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;

* Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

* Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г;

* Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г;

* Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г;

* Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

* Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников и т.д.

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а). согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;

б). координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

в). установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

г). обеспечение неотвратимости наказания;

д). оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу пре­ступников.

3. Реализация этих общих задач и содержание международно-правовых норм обусловлены характером преступлений, которые делятся на две большие группы:

* международные преступления - деяния отдельных лиц или групп лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств, к которым отно­сятся агрессивная война, апартеид и т.д. (см. выше);

* преступления международного характера - правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный, но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух и более государств (терроризм, оборот наркотиков и т.д.).

В соответствии с объектом международные преступления делятся на:

* преступления против мира (планирование, подготовка и развязывание войны, соучастие в планировании, подготовке и ведении войны и др.);

* военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);

* преступления против человечности (убийства, истязание, порабощение и т.д.);

* преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т.д.).

Внутреннюю классификацию имеет и группа преступлений международного характера:

* преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм; захват заложников; захват, угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные действия, совершаемые на борту воздушного судна; хищение ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; незаконное радио- и телевещание);

* деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный обороти наркотических и психотропных средств; контрабанда; неле­гальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов);

* преступные посягательства на личные права человека (рабство; работор­говля; торговля женщинами, детьми; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания);

* преступления, совершаемые в открытом море (пиратство (морской раз­бой); разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; загрязнение морской среды вредными веществами);

* военные преступления международного характера (применение запрещен­ных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; мародерство и т.д.).

Несмотря на большое количество разновидностей преступных деяний. вхо­дящих в две вышеозначенные группы, тем не менее в каждой из них можно выде­лить несколько наиболее важных, серьезных, представляющих повышенную опас­ность для государств.

1. Агрессия. В соответствии с резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независи­мости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

* вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой временный характер она не носила бы, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

* бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

* блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

* нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;

* применение вооруженных сил одного государства, находящихся на терри­тории другого государства по соглашению с принимающим государством, в на­рушение условий, предусмотренных в соглашении или любое продолжение их продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия со­глашения;

действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

* засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения во­оруженной силы против другого государства, носящих серьезных характер.

2. Геноцид (ст.2 Конвенции 1948 г.) - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, ра­совую или религиозную группу: убийство членов этой группы; причинение серьез­ных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, ко­торые рассчитаны на полное или частничное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде этой группы; насиль­ственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Государства обязываются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида; в отношении вы­дачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

3. Наемничество. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Же­невским конвенциям от 12 августа 1949 г., наемник - это лицо, которое:

специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, глав­ным образом соображениями личной выгоды;

не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом. постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в кон­фликте;

не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выпол­нения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав воору­женных сил.

4. Борьба с “отмыванием” доходов, полученных от преступной деятель­ности. В Конвенции Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и кон­фискации доходов от преступной деятельности 1990 г. содержится определение преступлений, входящих в эту категорию. Это совершенные умышленно:

конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их неза­конное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических послед­ствий деяния (напр. конфискации имущества);

утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, раз­мещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;

приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий пре­ступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или от­чуждение этих ценностей.

5. Борьба с подделкой денежных знаков. Согласно Женевской конвенции 1929 г., преступлениями являются:

все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;

сбыт поддельных денежных знаков;

действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;

покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;

обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предме­тов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответ­ствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании “местных” денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях “международных” фальшивомонетчиков.

6. Борьба против незаконного оборота наркотических и психотропных ве­ществ. Конвенция ООН 1988 г. таким образом определяет преступления в этой области:

преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготов­ление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, распро­дажа, поставка на любых условиях,посредничество, переправка, транзитная пере­правка;

культивирование опиумного мака, кокаинового куста или растения канна­бис в целях производства наркотических средств;

хранение или покупка любого НС или ПС для вышеозначенных целей;

изготовление, транспортировка или распространение оборудования, мате­риалов или веществ, если известно, что они предназначены для пользования в це­лях незаконного культивирования, производства или изготовления НС;

организация, руководство или финансирование любых вышеуказанных дей­ствий;

конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собствен­ность получена в результате участия в вышеназванных правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных преступлений;

сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахожде­ния, способа распоряжения, перемещения, подлинных права в отношении соб­ственности, полученной в результате указанных правонарушений;

приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонаруше­ний;

публичное подстрекательство или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий, а также соучастие и попытки совершения указанных правонарушений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: