Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните заданиe 1.2.3.




 

 

  Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась,   Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.   А. С. Пушкин   Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?   Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно-холодные, вечно-свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.   М. Ю. Лермонтов

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. По­че­му конфликт между Чац­ким и фа­му­сов­ским обществом на­зы­ва­ют мировоззренческим? (По ко­ме­дии А.С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)

 

2.2. На какие жиз­нен­ные вопросы от­кли­ка­ет­ся лирика М.Ю. Лермонтова? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний поэта.)

 

2.3. В чём за­клю­ча­ет­ся смысл на­зва­ния сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?

 

2.4. Как тема любви рас­кры­ва­ет­ся в одном из про­из­ве­де­ний русской ли­те­ра­ту­ры XX века? (По вы­бо­ру экзаменуемого.)

 

Пояснение.

1.1.1. Мол­ча­лин - об­ра­зец человеческой подлости, низости, лжи­во­сти и раболепия. Не имея вы­со­ких чинов, он меч­та­ет занять сколько-нибудь важ­ное место в об­ще­стве и готов до­би­вать­ся этого любой ценой. Для него не су­ще­ству­ет морали, нравственности, если нужно до­стичь определённой цели. Мы видим, что Мол­ча­лин играет чув­ства­ми Софьи, он осто­рож­ни­ча­ет и призывает её к смирению, дабы не на­вре­дить себе самому. Мол­ча­лин вызывает рез­кое неприятие, когда при­бе­га­ет к не­до­стой­ным уловкам и всего боится.

 

1.2.1. Поэт срав­ни­ва­ет людей с волнами. По­доб­но волнам

Люди про­хо­дят ничтожной толпою

Также один за другим.

Поэта воз­му­ща­ет безликость толпы, без­ду­шие людей, это вы­зы­ва­ет у него рез­кий протест и неприятие. Люди не долж­ны быть та­ки­ми ничтожными - они долж­ны жить, быть отзывчивыми, при­но­сить пользу, опра­ды­вая своё ве­ли­кое предназначение.

2. 1.1.2. С какой целью автор на­сы­ща­ет речь Софьи вос­кли­ца­тель­ны­ми и во­про­си­тель­ны­ми предложениями?

 

1.2.2. Как ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния по­мо­га­ет рас­кры­тию ав­тор­ско­го замысла?

 

Пояснение.

1.1.2. Вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения - по­ка­за­тель особой экс­прес­сив­ной окраски. Пе­ре­дать чувства, пе­ре­жи­ва­ния можно с по­мо­щью этих предложений. Так, Софья очень обес­по­ко­е­на самочувствием Молчалина, её речь сбивчива, на­пря­же­ние передается оби­ли­ем вопросительных предложений:

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли ка­пель вам? не нужен ли покой?

Высказать укор Мол­ча­ли­ну за причинённое бес­по­кой­ство помогают вос­кли­ца­тель­ные предложения:

Молчалин! как во мне рас­су­док цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Таким образом, вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения яв­ля­ют­ся средством вы­ра­зи­тель­но­сти речи и по­мо­га­ют привлечь вни­ма­ние читателя к определённым мо­мен­там повествования.

 

1.2.2. Сти­хо­тво­ре­ние построено по прин­ци­пу сравнения. Так, в пер­вой строфе волны срав­ни­ва­ют­ся с лю­дь­ми с той лишь разницей, что волны ка­тять­ся с шумом, а дви­же­ние людей мо­но­тон­но и ничтожно. Во вто­рой строфе волны и люди противопоставляются: у волн есть душа, а люди стре­мят­ся иметь душу, но вряд ли можно на­звать холод в их серд­цах душой. Так ком­по­зи­ция работает на ав­тор­ский замысел - по­ка­зать разочарование миром людей и оди­но­че­ство мятущейся души ли­ри­че­ско­го героя.

3. 1.1.3. Сравните приведенный фрагмент с эпизодом из рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Чем похожи образы уездного города в этих текстах?

 

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Туча» с приведенным ниже стихотворением М. Ю. Лермонтова «Тучи». К каким выводам вас привело это сопоставление?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: