Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.




 

 

  Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.   Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?   Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.   Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.   А. С. Пушкин, 1825   Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!   Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:   Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.   Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?   Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.   А. С. Пушкин, 1829

Пояснение.

1.1.3. Тема «маленького человека» звучит в русской литературе со времен Пушкина и Гоголя. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин не может противостоять гусару Минскому в борьбе за свою дочь. По−настоящему жалок гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, всю жизнь копивший на шинель, не способный даже прошение свое генералу высказать, настолько сильно боится он «сильного мира сего». В отличие от Башмачкина, превратившегося в подобие человека, Самсон Вырин – человек с чувством собственного достоинства, Пушкин наделяет его возможностью говорить об обидчике Минском, тем самым обличая того, кто социально выше его. В приведенных отрывках описания героев наполнены подлинным гуманизмом. Отличие в том, что Пушкин не только сочувствует своему герою, но и открыто признается в симпатии к нему, так как видит его лучшие человеческие качества.

 

1.2.3. Стихотворение «Зимнее утро» начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чу-десный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Кон-трастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

В «Зимнем вечере» поэт тоже описывает зимний пейзаж, только чувства поэта в нем иные: печальные, тревожные. Для этого используются олицетворения, сравнения (буря завывает, плачет «как дитя», стучит в окно «как путник запоздалый»). Повтор усиливает эмоционально-образную выразительность художественной речи. Повторяющиеся слова и строки несут основную смысловую нагрузку: поэт подчеркивает гнетущее впечатление от разбушевавшейся бури («Буря мглою небо кроет» звучит в первой и последней строфах), присутствие няни сглаживает одиночество поэта («Выпьем, добрая подружка» повторяется трижды в стихотворении)

 

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Чем ин­те­рес­на личность Пу­га­че­ва автору и глав­но­му герою ро­ма­на «Капитанская дочка»?

 

2.2. По­че­му Ф.И. Тют­че­ва называют поэтом-романтиком? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му выбору.)

 

2.3. В чём смысл на­зва­ния комедии Д.И. Фон­ви­зи­на «Недоросль»?

 

2.4. Какие черты на­род­но­го характера во­пло­ща­ет в себе образ Матрёны? (По рас­ска­зу А.И. Сол­же­ни­цы­на «Матрёнин двор».)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

 

2.1. Чем ин­те­рес­на личность Пу­га­че­ва автору и глав­но­му герою ро­ма­на «Капитанская дочка»?

 

Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно-нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.

Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью). Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.

Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв. Пушкин воссоздаёт такой характер, чтобы решить главную задачу – показать характер, преодолевающий сословную ограниченность, разрывающий социальные рамки человеческих отношений, которые строятся, с точки зрения Пушкина, на гуманности, милосердии. Только во вне сословных отношениях раскрываются лучшие человеческие качества, поэтому Пушкин утверждает внесословные ценности человеческой личности.

 

2.2. По­че­му Ф.И. Тют­че­ва называют поэтом-романтиком? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му выбору.)

 

Поэтический мир Тютчева — мир романтика и философа. Несмотря на то, что его стихи полны противоречий, написаны как бы на душевном изломе, они в целом представляют удивительно гармоничную систему. Парадокс здесь только кажущийся. Гармония создается строгой, все организующей мыслью автора, которая упорядочивает хаос окружающего. Какова же картина мира, представленная поэтом?

В полном соответствии с законами романтизма она строится на противоположностях, которые Тютчев наполняет своим, особым содержанием. Так, романтическое деление на мир реальный и мир фантазий, грез у Тютчева приобретает иное воплощение. Для поэта мир реальный, Космос, — это лишь небольшая часть Хаоса, бесконечности, которая и есть настоящая реальность, колыбель и могила человечества:

Небесный свод, объятый славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Ночь придает всем вещам их реальное содержание, она уничтожает преграды между Космосом и Хаосом, и человек остается один на один со Вселенной.

Тютчев ищет гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Он говорит о наличии души и разума в природе:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик, —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

2.3. В чём смысл на­зва­ния комедии Д.И. Фон­ви­зи­на «Недоросль»?

 

Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое – «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе – «глуповатый юноша – недоучка». Оба определения подходят под описание главного героя Митрофанушки. Однако не он главный герой комедии. Конфликт в пьесе возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина — с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая — невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников.

 

2.4. Какие черты на­род­но­го характера во­пло­ща­ет в себе образ Матрёны? (По рас­ска­зу А.И. Сол­же­ни­цы­на «Матрёнин двор».)

 

Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. От ег лица ведется повествование.

Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно. Праведность Матрены в том, что даже в таких изнуряющих, мелочных, нередко унижающих испытаниях она остается терпимой, отзывчивой, способной радоваться чужой удаче. В этом-то и открывается святость Матрены Васильевны – в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.

Умение жить в ладу со всем окружающим миром отличает героиню от других людей. Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли, горницу при жизни разобрали и вслед «гробу» осудили – жила не как все.

«Утратили Бога в душе – вот где причина всех бед», - считает Солженицын. А Матрена «с Богом» жила. Матрена – праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа, по Солженицыну.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: