Герценовская внутривузовская олимпиада бакалавров по художественной культуре




«Человеческие ценности в образах отечественного кинематографа ХХ века»

Дата проведения: 20 апреля 2017 г. – Очный этап.

Место проведения: ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 101 (Институт философии человека)

Подробности: https://olymp.herzen.spb.ru/mod/page/view.php?id=170 и https://olymp.herzen.spb.ru/

 

По одной из типологий культуры, в основе которой – способ хранения и передачи информации, современная культура определяется как сетевой, экранный и информационный тип. Один из самых популярных видов экранного искусства – игровое кино. Отечественный кинематограф проделал большой путь с этапа появления и до сегодняшнего дня, развиваясь и меняясь вместе со страной. Как в зеркале, в образах кино можно наблюдать, что волновало людей в тех или иных исторических реалиях, какие события и как отразились на жизни страны, какие герои и антигерои выдвигались на первый план временем. Советский период занимает б о льшую часть ХХ века, и именно советский кинематограф до сих пор считается визитной карточкой отечественного кинематографа. В советском кинематографе на разных этапах развития были актуализированы самые различные вопросы межличностных взаимоотношений, заложен фундамент ценностного отношения к человеку и миру.

Искусство, являясь самосознанием культуры, позволяет увидеть и реконструировать картину мира культурно-исторической эпохи и одновременно выявить ее общечеловеческий и общезначимый гуманистический потенциал.

Хотелось бы, чтобы авторы эссе сумели увидеть за художественными образами конкретного произведения основные ценности и смыслы, а также героев своего времени и идеалы, на которые ориентировались ценностные установки того или иного периода отечественной культуры. Необходимо постараться выявить глобальное содержание в уникальном художественном произведении, обратить внимание не только на конкретный сюжет и проблему, затронутые в фильме, но описать более широкий культурный контекст. Кроме того, проанализировать какие именно художественные средства задействуются при создании кинематографического полотна режиссерами, художниками, композиторами, как удается донести до зрителя и слушателя чувства, настроения и мысли человека конкретного времени.

 

Задание: подготовиться к написанию эссе, объем: 4-6 страниц формата А4. Время на выполнение задания – 1-1,5 часа.

 

Условия проведения очного этапа олимпиады:

Участникам олимпиады будет предложена одна из перечисленных ниже тем. Необходимо выбрать два фильма из этой темы и написать аналитическое эссе.

Эссе должно содержать: изложение сути заявленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы на примере выбранных кинокартин, а также изложение аргументированного собственного мнения. Необходимо раскрыть особенности тех средств художественной выразительности, которые создатели кинопроизведения используют для воплощения человеческих ценностей, свойственных героям и обществу культурно-исторического периода.

В эссе необходимо сравнить образы и типажи героев и антигероев выбранных картин, выявить сходные черты и обозначить отличия. Каким способом режиссёр раскрывает тему, какие расставляет акценты, на что обращает внимание зрителя. При анализе фильмов необходимо описать историко-культурный контекст – что происходило в это время в стране, какой тип героя был востребован временем, какие ценности являются доминирующими и выдвигаются режиссёром на первый план. Проанализировать какие ситуации и проблемы раскрываются в выбранных кинокартинах и почему.

 

Критерии оценки:

- соответствие представленного материала жанру эссе

- полнота раскрытия замысла эссе в культурологическом аспекте

- характер и уровень теоретической аргументации

- умение связать конкретный фильм с общекультурным контекстом

- умение анализировать явления и предметы художественной культуры

- структурированность анализа

- владение категориальным научным аппаратом

 

Максимальное количество баллов: 50.

 

 

Примерные темы:

 

Тема 1. «Образ учёного в советском кинематографе»: «Весна » (реж. Г.В. Александров, 1947 г.), «Девять дней одного года » (реж. М.И. Ромм, 1962 г.), «Гиперболоид инженера Гарина » (реж. А.И. Гинцбург, 1965 г.), «Иду на грозу » (реж. С. Микаэлян, 1966 г.), «Гараж » (реж. Э. Рязанов, 1979 г.), «Завещание профессора Доуэля » (реж. Л. Менакер, 1984 г.)

Тема 2. «Образ школы в советском кинематографе»: «Первоклассница » (реж. И. Фрэз, 1948 г.), «Весна на Заречной улице » (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев, 1956 г.), «Доживём до понедельника » (реж. С. Ростоцкий, 1968 г.), «Большая перемена » (реж. А. Коренев, 1978 г.), «Завтра была война » (реж. Ю. Кара, 1987 г.), «Дорогая Елена Сергеевна » (реж. Э. Рязанов, 1988 г.)

Тема 3. «Образ рабочего в советском кинематографе»: «Трактористы » (реж. И. Пырьев, 1939 г.), «Весна на Заречной улице » (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев, 1956 г.), «Высота » (реж. А. Зархи, 1957 г.), «Девчата » (реж. Ю. Чулюкин, 1961 г.), «Я шагаю по Москве » (реж. Г. Данелия, 1963 г.), «Живёт такой парень » (реж. В. Шукшин, 1964 г.), «Афоня » (реж. Г. Данелия, 1975 г.)

Список литературы:

 

Учебные пособия, словари:

1. История советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 1: 1917-1931 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М.: Искусство, 1969. – 755 с.

2. История Советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 2: 1931-1941 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М.: Искусство, 1973. – 511 с.

3. История Советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 3: 1941-1952 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М.: Искусство, 1975. – 318с.

4. История Советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 4: 1952-1967 / ВНИИ искусствоведения, НИИ теории и истории кино. – М.: Искусство, 1978. – 485 с.

5. История отечественного кино. Хрестоматия / Авт.-сост. А.С. Трошин и др. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2011. – 672 с.

6. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С.И. Юткевич. – М., 1987

7. Мировая художественная культура XX век. Кино, музыка, театр / E.П. Львова, Д.В. Сарабьянов и др. – СПб: Питер, 2007

8. Основы теории художественной культуры. Учебное пособие / под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб: Лань, 2001. – 288 с.

9. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть третья. Музыка. Театр. Кино. Серия «Аванта+». – М., 2006

 

Общие работы:

1. Аннинский Л.А. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей / Л. А. Аннинский. – М.: Киноцентр, 1991. – 238 с.

2. Зоркая Н. История отечественного кино. XX век. – М.: Белый город, 2014. – 512 с.

3. Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. – М.: Рос. фонд культуры: Русская панорама, 2001. – 487 с.

4. Летопись российского кино, 1930-1945 / Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства, Госфильмофонд Рос. Федерации; [сост. П. А. Багров [и др.]; отв. ред. А. С. Дерябин]. – М.: Материк, 2007. – 846, [1] с.

5. Митта, А. Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... – М.: Подкова: Эксмо-Пресс, 2002. – 475 с.

6. Разлогов К. Первый век нашего кино. – М.: Локид, 2006. – 910 с.

7. Страницы истории отечественного кино: [детское кино, анимация, документальное кино, кинематограф русского зарубежья] / Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства; отв. ред. Л.М. Будяк; сост. Д.Л. Караваев. – М.: Материк, 2006. – 281, [2] с.

 

Научные работы:

1. Булгакова О.А. Фабрика жестов. – М.: НЛО, 2008. – 304 с.

2. Дашкова Т. Границы приватного в советских кинофльмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода. – М., 2008.

3. Добренко Е. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив. – М.: НЛО, 2008. – 424 с.

4. Прохоров А. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели». – СПб: «Академический Проект», 2007

5. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2011. – 688 с.

6. Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. – Изд. 2-е. – М.: URSS, 2010. – 471 с.

7. Хренов Н.А. Кино. Реабилитация архетипической реальности. – М.: Аграф, 2006. – 736 с.

8. Хренов Н.А. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. – М.: Прогресс-традиция, 2008. – 536 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: