Возможно ли употребление термина «секта» и производных от него с точки зрения действующего российского законодательства?




Принятый в 1997 году Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» термином «секта» не оперирует. Из этого некоторые противники применения данного понятия делают поспешный вывод, что слово «секта» является «незаконным» и оскорбительным.

Такое мнение ошибочно, так как законодатель не обязан упоминать в нормативно-правовых актах все термины, производные от этих терминов, синонимы и т.д., относящиеся к тому или иному явлению - например, к религиозной деятельности. В том же федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» нет упоминаний, и, тем более, определений таких устоявшихся в массовом сознании понятий, как «церковь», «священник», «прихожанин». Однако это не значит, что Русской Православной Церкви со священниками и прихожанами «не существует», или что эти термины являются бранными, умаляющими чью-либо честь, достоинство и деловую репутацию.

Аналогичным образом обстоит дело со словом «секта» и производными от него. В сущности, упоминание этого термина является излишним. Законодатель оперирует предельно широкой категорией «религиозное объединение» с учетом того, что в классическом религиоведении все религиозные объединения принято делить на три институционных типа:

А) Секта

Б) Деноминация

В) Церковь.

Следовательно, несмотря на отсутствие в законодательстве упоминаний о типах религиозных объединений, нет оснований считать термин «секта» и производные от него противоречащими этому законодательству.

 

 

Имеются ли в России случаи судебных разбирательств по искам, где одна из сторон приравнивала употребление термина «секта» или производных от него к оскорблению своей чести, достоинства и деловой репутации? Если такие прецеденты есть, что за решения были приняты?

На сегодняшний день известно три таких «громких» случая – и во всех трех суды отказывались вслед за одной из сторон счесть оскорбительным термин "секта" и производные от него.

Так, Дзержинский федеральный суд Центрального района г. Санкт-Петербурга в решении от 4 августа 1999 года (дело № 2-237) по иску М.Е.Слободян к редакции газеты "Новый Петербург", В.А.Агеевой и Е.Е.Терентьеву о защите чести, достоинства и деловой репутации отмечал следующее:

"Истица утверждает, что употребление слов "секта", "сектанты" применительно к организации, членом которой она является, оскорбляет ее чувства и порочат ее честь и достоинство. Вместе с тем суду представлены выписки из различных словарей и энциклопедии (л. д. 101-102, 128-133), из которых следует, что слово "секта", как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно употребление слова "секта" не может оскорбить чьих-либо чувств."

Как следствие, в удовлетворении иска истцу было отказано[33].

 

Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в решении от 6 июня 2001 года по искам Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации сообщал, что истцы просили "принять меры воздействия в отношении православного священника Пивоварова В. А., который, выступая 17 марта 2001 года на телеканале ТРК "Апекс", допустил в адрес церкви некорректные высказывания, в частности: церковь "Живая вода" была названа "опасной тоталитарной сектой", это высказывание они рассматривают как оскорбление чести и достоинства около 1000 прихожан церкви "Живая вода". Однако сам суд пришел к следующему выводу: "Употреблявшееся понятие "секта" общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова "секта", по мнению суда, не может оскорбить чьих-либо чувств. Словосочетание "тоталитарная секта" является научным и публицистическим термином, отражающим отношение конкретного лица к той или иной религиозной организации. Предъявляя иск, истцы пытаются принудить ответчика в судебном порядке отказаться от выражения своих мыслей и убеждений".

В итоге истцам в удовлетворении иска было отказано[34].

Красноярская телекомпания «ТВК-6 Канал» подготовила и выпустила 6 ноября 2005 года передачу «Чужая вера» о деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Одна из них сочла оскорбительным примененный к ней термин «секта» и пожаловалась в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Последняя сделала в адрес телекомпании официальное предупреждение. Однако «ТВК-6 Канал» не согласился с содержанием этого документа и подал заявление о признании предупреждения незаконным в Арбитражный суд г. Москвы (дело №А-40-156939/06-146-149). Тот назначил проведение комиссионной лингвистической экспертизы репортажа «Чужая вера» силами доктора филологических наук, профессора кафедры стилистики русского языка МГУ им. М.В.Ломоносова Г.Я.Солганика и доцента указанной кафедры В.В.Славкина. В числе прочих суд задал экспертам вопрос, способствует ли противостоянию религий и оскорбляет ли религиозные чувства верующих примененный в отношении их организации термин «секта». Однако в своем заключении ученые МГУ сообщили: «Понятие «секта» означает «религиозное течение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее», оно нейтрально в оценочном отношении, не содержит ни позитивной, ни негативной оценки членов организации, является общепринятым обозначением, не содержит оскорбительного для верующих смысла, хотя сами они могут и не называть свою организацию сектой».

Суд счел доводы экспертов убедительными, и решением от 20 октября 2006 года признал незаконным предупреждение, вынесенное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия телекомпании «ТВК-6 Канал»[35].

Ответчик подал кассационную жалобу во вторую инстанцию - Федеральный Арбитражный суд Московского округа. Однако тот 31 января 2007 года, еще раз рассмотрев обстоятельства дела и заключение экспертов, оставил решение Арбитражного суда г.Москвы без изменений, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

 


[1] В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Электронная версия. "Multimedia Productions", 1997.

[2] С.И.Ожогов. Словарь русского языка. М., 1990, с. 708

[3] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия с использованием материалов издательства "Большая Российская энциклопедия". 1997.

[4] Секта // "Словарь Ушакова". Интернет-версия. Доступна по адресу: https://ushakov.academic.ru/misc/

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 1, с. 101, 119

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Мнимые расколы в Интернационале. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, с. 292-294.

[7] Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 3, с. 102

[8] Энгельс Ф. - Бебелю А., 20 июня 1873 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, 464-467

[9] Энгельс Ф. Маркс и "Neue Rheinische Zeitung". // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 3, с.184

[10] Маркс К. - Больте Ф., 23 ноября 1871 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, с. 456-457

[11] М.Башкирцева. Дневник. СПб, 1892. Доступно по: https://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.php?r=dn&id=2

[12] С.В.Булгаков. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы западной церкви. Киев, 1912. - Репринт. М., "Современник", 1994.

[13] Николай Семенович Лесков. Несколько слов о духоборских и других сектах. // Н.C.Лесков. Собрание сочинений в 6 тт., т. 3. М., АО "Экран", 1993.

[14] Н.Бердяев. Собрание сочинений, том 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, издательство YMCA-Пресс, 1989, с. 441-462. Доступно по: https://rchgi.spb.ru/christian/berdyaev_3.html

[15] Бонч-Бруевич В. Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 1-7. СПб. ред. 1908-1916.

[16] Собрание Узаконений, 1883 г., мая 24, ст. 469. - приводится по: В.И.Гараджа. Религиеведение. Изд. 2-е, доп. М., "Аспект-пресс", 1995.

[17] Свод законов гражданских (св. зак. т. 10 ч. 1, изд. 1900 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.). — С предметным указателем и с позднейшими узаконениями по день выхода в свет / Сост. А. Л. Саатчиан. Книга 1. "О правах и обязанностях семейственных", раздел 1 "О союзе брачном", глава 2. "О браках христиан неправославного исповедания между собою и с лицами исповедания православного, и о метрической записи браков раскольников", отделение 2 "О метрической записи браков старообрядцев и сектантов". СПб: Издание Юридического книжного магазина И. И. Зубкова под фирмою "Законоведение", 1911, с.18-19

[18] Секта религиозная // "Атеистический словарь" под ред. д.ф.н. М.П.Новикова, М., "Издательство политической литературы", 1983, с.439

[19] Религиоведение. Под ред. проф. И.Н.Яблокова, М., "Гардарика", 1998, сс. 327, 477

[20] Борис Ельцин. Закон не должен стать поводом для конфликтов на религиозной почве. Газета "Российские вести", 24 июля 1997 года.

[21] Генрих Михайлов. Промедление с принятием закона недопустимо. Газета «Радонеж», №11 (55), июль 1997 года.

[22] В.Рушайло – за новые подходы в сотрудничестве МВД и РПЦ. Интернет-газета «Утро.Ру», №17 (339), 26 января 2001 года. Доступно по: https://dobroe.utro.ru/news/politics/2001/01/26/20010126140619.shtml?2001/01/26

[23] Андрей Логинов. Двойной стандарт политики и веры. Газета «Российские вести», №132 (1299), 19 июля 1977 года; Сергей Бычков. Дорогу к храму укажет чиновник? Интервью с А.Логиновым. «Новые известия», 25 марта 1998 года.

[24] Эдуард Кругляков. Сон разума рождает лжеученых. Сайт Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи. Доступно по: https://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/nauka/ljenauk/chto-pr/2rtfw.htm

[25] Опаснее наркомании. Сайт Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы «Милосердие.Ру», 28 ноября 2005 года. Доступно по: https://www.miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=2547&print=1

[26] Правительство России будет пороться с сектами. Агентство «Лента.Ру», 23 октябрпя 2001 года. Доступно по: https://www.lenta.ru/russia/2001/10/23/sect/

[27] А.Королев. Страсти по свободе совести. Интервью с А.Лукиным. Газета «Труд», 26 июля 1997 года.

[28] Прокурор Москвы угрожает «очень жесткими мерами» сектам. Портал «Кредо.Ру», 12 января 2007 года. Доступно по: https://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=50849

[29] Предложение полпреда Президента Г.Полтавченко о создании религиоведческих советов на государственном уровне. Портал «Религия и СМИ», 22 июля 2004 года. Доступно по: https://www.religare.ru/print9904.htm

[30] Олег Морозов: «Идеология закона о некоммерческих организациях правильная.» Сайт «Время регионов», 8 декабря 2006 года. Доступно по: https://www.regtime.ru/owa/rt/rt_lenta.html?a_id=5174&c_id=49

[31] Совет Федерации будет регулировать деятельность тоталитарных сект. Агентство «Regnum», 6 апреля 2006 года. Доступно по: https://www.regnum.ru/news/619476.html

[32] Ирина Огилько. Сектанты продавали кожу. «Российская газета», 10 марта 2004 года. Доступно по: https://www.rg.ru/2004/03/10/terrorizm.html

[33] Дзержинский Федеральный суд Центрального района г. Санкт-Петербурга. Решение по делу № 2-237 от 4 августа 1999 года по иску Слободян Марины Евгеньевны к редакции газеты "Новый Петербург", Агеевой Валентине Алексеевне, Терентьеву Евгению Евгеньевичу о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда. Сайт Центра религиоведческих исследований (г. Москва). Доступно по: https://www.iriney.ru

[34] Кузнецкий районный суд города Новокузнецка Кемеровской области. Решение от 6 июня 2001 года по искам Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации. Журнал "Прозрение" - прил. к "Журналу Московской Патриархии",

№1(7), 2002, сс. 33-37. Доступно по: https://iriney.vinchi.ru/legal/news009.htm

[35] Арбитражный суд г. Москвы. Решение от 20 октября 2006 года по заявлению ОАО «ТВК-6 Канал» (дело №А-40-156939/06-146-149) к Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия о признании предупреждения незаконным. Сайт «Консультант Плюс». Доступно по: https://msk-arbitr.consultant.ru/zip/043/043365.zip



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: