И накопление научной информации




Выбор темы курсовой работы имеет большое значение и определяется в начале обучения на 4 курсе (а иногда и намного ранее при условии наличия у студента высокой мотивации к качественному осуществлению научно-исследовательской работы). В теме заложено основное зерно содержания работы. Студенту предоставляется право либо выбирать тему из перечня, рекомендованного ведущей кафедрой, либо предложить свою, с обоснованием целесообразности ее разработки.

Курсовая работа студента должна быть глубоко проработанной, поэтому выбор темы обусловливается задачей сравнительно узкого плана. Помощь в определении темы будущей работы могут оказать следующие приемы.

1. Просмотр каталогов научных статей.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, экономики и техники, имея в виду, что на стыке наук можно найти новые решения.

3. Оценка состояния диагностики проблем и методов их устранения применительно к конкретной отрасли.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением не использованных при предшествующих исследованиях фактов.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в психологических журналах, книгах и сети Интернет, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще не изученные в науке.

Темы курсовых работ закрепляются за студентами на основании их личных заявлений, которые пишутся по установленной форме (приложение). Выбрав тему, студент должен четко представлять, в чем заключается сущность предполагаемой научной работы, ее новизна, актуальность, теоретическая и практическая значимость.

Тема, а также научный руководитель КР, утверждаются приказом по университету. Научный руководитель консультирует студента по ходу работы над КР, помогает ему оценить возможные варианты решений, однако их принятие – задача самого студента, поскольку именно он как автор отвечает за принятие решений, за правильность полученных результатов и их фактическую точность.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее проведения. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предусмотреть. Большое значение имеет планирование творческого процесса студентом, впервые приступившего к написанию серьезной научной работы, каковой является КР. Организация его работы начинается с составления плана, представляющего собой наглядную схему предполагаемого исследования.

План разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя студента и начинается с раскрытия замысла предполагаемого научного исследования.

Первоначально такой план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем он может уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной. На более поздних стадиях работы составляют рабочий план, представляющий собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь обработанный материал.

Рабочий план служит основой для последующей оценки научным руководителем студента соответствия его работы поставленным целям и задачам исследования. По нему можно будет судить об основных положениях содержания курсовой работы, принципах раскрытия темы, построении и отношении объемов отдельных ее частей. Практически рабочий план это уже черновое оглавление КР с реферативным раскрытием содержания ее глав.

Студенту после составления плана курсовой работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. Каждый этап выполняется по мере наличия материала, при этом студент должен придерживаться намеченной последовательности их изложения и сроков выполнения.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи, пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научится находить в любой работе главное, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание, что позволит найти оптимальные решения поставленных задач.

Такая методика приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе. План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе исследования. Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей курсовой работы, но и ведет с ее автором и другую работу, в частности:

· рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по выбранной теме;

· проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации;

· оценивает содержание выполненной курсовой работы, как по частям, так и в целом;

· дает отзыв на работу и согласие на представление КР к предзащите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Выявление степени изученности выбранной темы целесообразнее всего начать со знакомства с научно-справочной литературой, которая подразделяется на три вида изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность

библиографических описаний, которые извещают о том, что издано по интересующему вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой – сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, сборники, экспресс-информация, информационные листки.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Обзоры обобщают сведение содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии развития какой-либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров – обеспечить проведение научных исследований на современном уровне развития науки и техники, помочь сделать правильный выбор направления и методов разработки в определенной области.

В связи с развитием научно-исследовательских работ и необходимостью детально анализировать литературу, выпущенную в предыдущие годы, все большее значение для исследователей приобретает ретроспективная библиография, назначение которой являются подготовка и распространение библиографической информации о произведениях печати за какой-либо период времени.

Эта библиография представлена широким кругом пособий. Среди них – тематические указатели и обзоры, внутрикнижные списки литературы, каталоги отраслевых научно-технических издательств.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает выбранная тема, а затем вести поиск нового материала. Изучение научных публикаций желательно проводить в последовательности, представленной на схеме 2.

Схема 2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: