Тема: Особенности формирования представлений и понятий о времени у детей дошкольного возраста.
Ориентировка во времени детей второй младшей группы
Задачи и содержание работы:
На втором-третьем году жизни начинают формировать у детей навыки ориентировки во времени.
- ввести сначала в пассивный, а потом в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки:
День—ночь,
Утро - вечер
Сложность при формировании у детей временных представлений: время не имеет наглядности, а ребёнок мыслит образами. Поэтому времяпознается опосредованно, через содержание деятельности: ночью спят, утром идут в детский сад, а вечером возвращаются домой.
Представления детей о времени различные.Чем больше с ребенком общаются, выделяя специальные слова, обозначающие время, тем выше у него уровень ориентировки во времени.
Формы работы:
- Повседневное общение с ребенком
- С пециальные игровые занятия (индивидуальные и коллективные) с использованием:
б есед с детьми, чтения рассказов, сказок
- Игры или игровые упражнения с применением иллюстративного материала и без него
Игра «Когда это бывает?» - закрепить характерные особенности частей суток.
Материал: разнообразные иллюстрации.
Ход. При рассматривании ребенок обращает внимание не только на предметную сторону картинки, т.е. что
нарисовано на ней, а и на то, какое время года, или какая часть суток изображена на этой картинке. Ребенок
запоминает, что люди делают утром, днем, вечером, ночью.
Игра «Что и когда мы делаем?»
Ход.Воспитатель задаёт вопросы
- Что мы с вами делаем сейчас? - «Играем».
- А что мы делали до этого? - «Кушали».
- А еще что делали? - «Ходили гулять».
- А что будем делать, когда поиграем, куда потом пойдем?
- А что мы будем делать вечером?
- А завтра, куда мы пойдем?
Методические приёмы:
- Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день—ночь, утро—вечер.
- Игры и упражнения на ориентировку во времени требуют многоразовых повторений. Тут не следует спе
шить. Важно, чтобы ребенок использовал специальные термины осознанно.
Формированию этих представлений способствует: четкий распорядок дня, т.е. в определенное время
подъем детей,
утренняя гимнастика,
завтрак,
занятия,
игры и др.
- Младшие дошкольники характеризуют время, прежде всего, по событиям, которые происходили непосредственно с
каждым из них в течение дня и вызвали сильные эмоции.
Постепенно они отходят от такого понимания времени и начинают связывать его с действиями,
происходящими в окружающей жизни.
- Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета, существующего отдельно:
«Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?» — спрашивают дети.
Ориентирование детей средней группы во времени
Задачи и содержание работы:
- расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь);
- объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Ориентировка во времени развивается в основном в повседневной жизни и на чувственной основе.
Методические приёмы:
- наблюдения;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- чтение сказок, рассказов стихов, загадок;
«Солнце глянуло в комнату, Зачирикали птички:
Хватит спать! Хватит спать!
Просыпайтесь, малыши».
Какое это время суток?
(Утро)
Закончилась программа «Спокойной ночи», Я ложусь спатьи мои игрушки тоже ложатся спать... Когда это бывает?
(Вечером)
- дидактические игры;
- объяснение нового материала, пояснения;
Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие.
Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня, те, которые прошли, - вчера, а сутки, которые еще не настали, -
завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.
- беседы;
Для уточнения новых знаний воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днем,
вечером, ночью), что будут делать завтра (Т.Д.Рихтерман).
- Новое: используют условные картинки: модели, схемы.
С формировать представления о цикличности, периодичности, непрерывности лучше всего можно с помощью круга, разделенного на части. Ребенку так будет легче представлять непрерывность времени: заканчиваются ночь, начинается утро и т.д.