Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней.
Например,
понедельник — первый день по прошествии недели,
вторник — второй,
среда — средний,
четверг — четвертый,
пятница — пятый,
суббота — конец недели,
воскресенье — выходной день.
Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры:
«Назови следующий день недели»,
«Назови соседей»,
«Покажи соответствующую цифру» и др.
Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности.
Так, воспитатель обращается к детям с вопросом:
«Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник.
Какой день недели был вчера?
Какой день недели предшествует вторнику?»
Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»
Пример
На одном из занятий воспитатель говорит:
«Дети, сегодня у нас занятие по математике. Пройдет день, вечер, ночь. Наступит утро, и мы скажем, что
занятие по математике было вчера.
Завтра у нас музыкальное занятие. Наступит новый день, и мы скажем, что музыкальное занятие у нас сегодня.
Так бегут дни за днями».
Сначала представления детей о днях недели связывают с порядковыми номерами. Так, во время одного из занятий воспитатель спрашивает: «Сколько дней в неделе?» и поясняет:
«Для того чтобы легче было запомнить, в каком порядке идут дни недели, мы обозначим их цветными фишками.
Первый день недели — понедельник — обозначим синей фишкой.
Как называется следующий день недели? Обозначим его зеленой фишкой. Почему этот день называется вторником?
Какой день наступает после вторника? Среда — это который день по порядку? Обозначим среду желтой фишкой.
Как называется следующий день недели?» и т.д. (Т.Д.Рихтерман).
После того как дети назовут все дни недели и обозначат их фишками, воспитатель спрашивает: «Сколько всего дней в неделе?» Потом он предлагает всем детям вместе (хором) посчитать фишки.
Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность днейнедели, можно использовать картинки-символы с изображением всех дней недели.
Как демонстрационный материал можно взять большой круг (диаметр 35 см), на котором по порядку размещены разноцветные круги (диаметр 8 см), а на них маленькие белые кружочки с цифрами от одного до семи соответственно порядковому номеру дня недели (рис. 25). Разноцветные круги размещаются так: черный, серый, синий, зеленый, желтый, красный, розовый. В центре большого круга устанавливается двигающаяся стрелка. Это условный своеобразный календарь, на котором дети обозначают дни недели. Этот календарь можно повесить рядом с календарем погоды.
В качестве раздаточного материала используются похожие, но меньшего размера модели.
Сначала дети запоминают дни недели в прямом и обратном порядке, начиная с понедельника.
В дальнейшем важно сформировать представления о том, что неделя может начинаться с любого дня. Важно, чтобы прошли все семь дней. Так, воспитатель предлагает детям задачи: «Наташа гостила у бабушки семь дней, а Маша — одну неделю. Кто из детей был дольше у бабушки?»
Дид.игра «Живая неделя»…
Дид.игра «Узелки…»
Часто подобные задачи решаются во время занятий комплексно, в сочетании с другими задачами, например, усвоение дней недели по порядку, порядковый счет, количественный состав чисел из единиц.
КАЛЕНДАРЬ
Знания о годе как мере исчисления времени начинают формировать на основе повторения детьми знаний о порах (временах) года, характерных признаках каждого сезона. Следует остановиться на том, что каждая пора года продолжается определенный отрезок времени, и времена года повторяются. Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год. «Год содержит много дней, — говорит воспитатель, — их столько, сколько листочков в этом календаре», — показывает отрывной календарь (Т.Д.Рихтерман, К.В.Назаренко).
ГОД, ВОЗРАСТ
Внимание обращают на то, что годами измеряют большие промежутки времени, например исторические со бытия, возраст человека. Следует выяснить соответствие между возрастом и количеством прожитого времени (количеством лет). Используя изобразительную наглядность, опираясь на опыт детей, воспитатель поясняет им, что означают определенные слова: мальчик, юноша, мужчина, дедушка; девочка, девушка, женщина, бабушка.
МЕСЯЦА
Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на двенадцать меньших отрезков, которые назвали месяцами. «А какой сейчас месяц? — спрашивает воспитатель. — Что вы можете рассказать об этом месяце?» Дети рассказывают, что этот месяц называется сентябрем. Первое сентября — начало учебного года в школе; сентябрь — первый месяц осени. Потом воспитатель называет другие месяцы осени: октябрь, ноябрь. Объясняет, почему люди назвали так эти месяцы. Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают нужные ассоциации в представлениях детей о каждом месяце.
Например,
январь — елочка, украшенная огнями;
февраль — вьюга, длинная ночь, занесенные снегом дома;
март — березка, над которой кружат грачи, строят гнезда, и т.д.
Чтобы закрепить сведения о том, что год делится на четыре сезона, а в каждом из них — по три месяца, воспитатель может использовать сказку СЯ.Маршака «Двенадцать месяцев». Дети запоминают названия месяцев по порядку и для каждого сезона: зимние, весенние, летние, осенние. Воспитатель поясняет, что по календарю каждый новый год начинается с января — зимой, а заканчивается также зимой — в декабре.
Чтобы дети лучше запомнили декабрь, используются загадки типа: какой месяц заканчивает год, а зиму начинает? (Декабрь).
Благодаря целенаправленной работе формируются представления и понятия о некоторых особенностях времени:
- объективность, т.е. невозможность ускорить, изменить его;
- необратимость — время всегда идет вперед, нельзя вернуть день вчерашний.
ЧАСЫ
На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность экономии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особым оборудованием - часами.
Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируются понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.
Например, занятие 1
(воспитатель приносит демонстрационные часы (картонный циферблат с движущимися стрелками) и сообщает, что теперь дети будут учиться обозначать время по часам.Рассматривают циферблат часов.)
- Какой формы циферблат?
- Одинаковой ли длины стрелки?
- Как они двигаются?
- Какая стрелка двигается быстрее?
- Поверните длинную стрелку так, чтобы она прошла полный круг.
- За какое время большая стрелка делает один круг?
- Какой путь за это время проходит короткая стрелка?
- За какой отрезок времени пройдет большая стрелка половину круга?
Занятие 2
(воспитатель закрепляет знания детей о циферблате часов)
- Какие стрелки есть на циферблате часов?
- Что показывает каждая стрелка?
- Если большая стрелка стоит на 12, то время обозначают числом, на которое указывает маленькая стрелка будильника.
- Поставьте стрелки так, чтобы будильник показывал ровно три часа. Расскажи, Саша, как ты поставил стрелки, на какие числа они показывают? Который сейчас час?
(Такие задания повторяют несколько раз)
Последующие занятия
(воспитатель предлагает рассмотреть таблицу или картинку)
- В котором часу проснулся медвежонок?
- Сколько сейчас показывают часы?
- На какие цифры показывают большая и маленькая стрелки? и др.
Детям приводят примеры из режима дня (дома и в детском саду).
При этом дети должны усвоить, что может быть 2 часа дня и 2 часа ночи, 6 часов вечера и 6 часов утра.
Знания актуализируются, если они закрепляются в жизненных ситуациях.
После того как усвоены понятия «час», «полчаса», можно ознакомить с понятиями «четверть часа» и «без четверти час».
Дети вспоминают, как они делили круг на четыре части, что такое четверть, половина, три четверти или круг без одной четверти. На циферблате можно также условно выделить четыре части. Обозначая время, люди часто говорят не точно, а называют части: четверть первого, половина второго, без четверти три часа. Потом можно предложить поставить стрелки так, чтобы они показывали четверть пятого, половину третьего или без четверти четыре.
При ознакомлении детей с меньшими единицами времени (минута, секунда) воспитатель может использовать песочные часы. Систематические наблюдения за временем формируют у них чувство времени, отношение к нему.
Средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени:
- накопление социального опыта в различных видах деятельности (игра, труд, обучение);
- художественные средства (картины, фотографии, худ.литература);
- общественные и природные явления окружающей действительности;
- различные модели - как формы наглядности.
Основные методы и приёмы:
- наблюдение
- беседа (вопросы)
- объяснение
- показ
- худ.слово
- дид.игры и упражнения
- приучение