Ознакомление с днями недели.




Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхожде­нием названий дней.

Например,

понедельник — первый день по прошествии недели,

вторник — второй,

среда — средний,

четверг — четвертый,

пятница — пятый,

суббота — конец недели,

воскресенье — выходной день.

Для закрепления и уточ­нения знаний проводятся дидактические игры:

«Назови сле­дующий день недели»,

«Назови соседей»,

«Покажи соответ­ствующую цифру» и др.

 

Название дней недели, особенно вначале, требует объе­динения с конкретным содержанием деятельности.

Так, вос­питатель обращается к детям с вопросом:

«Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по мате­матике всегда будет во вторник.

Какой день недели был вче­ра?

Какой день недели предшествует вторнику?»

Дети отве­чают на вопросы. Уточняется последовательность дней неде­ли. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»

Пример

На одном из занятий воспитатель говорит:

«Дети, сегод­ня у нас занятие по математике. Пройдет день, вечер, ночь. Наступит утро, и мы скажем, что

занятие по математике было вчера.

Завтра у нас музыкальное занятие. Наступит но­вый день, и мы скажем, что музыкальное занятие у нас сегодня.

Так бегут дни за днями».

 

Сначала представления детей о днях недели связывают с порядковыми номерами. Так, во время одного из занятий воспитатель спрашивает: «Сколько дней в неделе?» и поясня­ет:

«Для того чтобы легче было запомнить, в каком порядке идут дни недели, мы обозначим их цветными фишками.

Пер­вый день недели — понедельник — обозначим синей фишкой.

Как называется следующий день недели? Обозначим его зе­леной фишкой. Почему этот день называется вторником?

Ка­кой день наступает после вторника? Среда — это который день по порядку? Обозначим среду желтой фишкой.

Как на­зывается следующий день недели?» и т.д. (Т.Д.Рихтерман).

 

После того как дети назовут все дни недели и обозначат их фишками, воспитатель спрашивает: «Сколько всего дней в неделе?» Потом он предлагает всем детям вместе (хором) посчитать фишки.

Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность днейнедели, можно использовать картинки-символы с изобра­жением всех дней недели.

 

Как демонстрационный материал можно взять большой круг (диаметр 35 см), на котором по порядку размещены разноцветные круги (диаметр 8 см), а на них маленькие белые кружочки с цифрами от одного до семи соответственно порядковому номеру дня недели (рис. 25). Разноцветные круги размещаются так: черный, серый, синий, зеленый, желтый, красный, розовый. В центре боль­шого круга устанавливается двигающаяся стрелка. Это услов­ный своеобразный календарь, на котором дети обозначают дни недели. Этот календарь можно повесить рядом с кален­дарем погоды.

В качестве раздаточного ма­териала используются похожие, но меньшего размера модели.

Сначала дети запоминают дни недели в прямом и обрат­ном порядке, начиная с поне­дельника.

 

 

В дальнейшем важно сформировать представления о том, что неделя может начи­наться с любого дня. Важно, чтобы прошли все семь дней. Так, воспитатель предлагает де­тям задачи: «Наташа гостила у бабушки семь дней, а Маша — одну неделю. Кто из детей был дольше у бабушки?»

Дид.игра «Живая неделя»…

Дид.игра «Узелки…»

 

Часто подобные задачи решаются во время занятий комп­лексно, в сочетании с другими задачами, например, усвое­ние дней недели по порядку, порядковый счет, количе­ственный состав чисел из единиц.

 

КАЛЕНДАРЬ

Знания о годе как мере исчисления времени начинают формировать на основе повторения детьми знаний о порах (временах) года, характерных признаках каждого сезона. Сле­дует остановиться на том, что каждая пора года продолжает­ся определенный отрезок времени, и времена года повторя­ются. Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год. «Год содержит много дней, — говорит воспитатель, — их столько, сколько листочков в этом календаре», — показывает отрывной календарь (Т.Д.Рихтерман, К.В.Назаренко).

 

ГОД, ВОЗРАСТ

Внимание обращают на то, что годами измеряют боль­шие промежутки времени, например исторические со­ бытия, возраст человека. Следует выяснить соответствие между возрастом и количеством прожитого времени (ко­личеством лет). Используя изобразительную наглядность, опираясь на опыт детей, воспитатель поясняет им, что означают определенные слова: мальчик, юноша, мужчина, дедушка; девочка, девушка, женщина, бабушка.

МЕСЯЦА

Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на двенадцать меньших отрезков, которые назвали месяцами. «А какой сейчас месяц? — спрашивает воспитатель. — Что вы мо­жете рассказать об этом месяце?» Дети рассказывают, что этот месяц называется сентябрем. Первое сентября — начало учеб­ного года в школе; сентябрь — первый месяц осени. Потом воспитатель называет другие месяцы осени: октябрь, ноябрь. Объясняет, почему люди назвали так эти месяцы. Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают нужные ассоциации в представлениях детей о каждом месяце.

Напри­мер,

январь — елочка, украшенная огнями;

февраль — вью­га, длинная ночь, занесенные снегом дома;

март — березка, над которой кружат грачи, строят гнезда, и т.д.

 

Чтобы закрепить сведения о том, что год делится на че­тыре сезона, а в каждом из них — по три месяца, воспита­тель может использовать сказку СЯ.Маршака «Двенадцать месяцев». Дети запоминают названия месяцев по порядку и для каждого сезона: зимние, весенние, летние, осенние. Воспитатель поясняет, что по календарю каждый новый год на­чинается с января — зимой, а заканчивается также зимой — в декабре.

Чтобы дети лучше запомнили декабрь, использу­ются загадки типа: какой месяц заканчивает год, а зиму на­чинает? (Декабрь).

 

Благодаря целенаправленной работе формируются представления и понятия о некоторых особенностях вре­мени:

- объективность, т.е. невозможность ускорить, из­менить его;

- необратимость — время всегда идет вперед, нельзя вернуть день вчерашний.

 

ЧАСЫ

На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность эконо­мии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особым оборудованием - часами.

Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируются понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

 

 

Например, занятие 1

(воспитатель приносит демонстраци­онные часы (картонный циферблат с движущимися стрелка­ми) и сообщает, что теперь дети будут учиться обозначать время по часам.Рассматривают циферблат часов.)

- Какой фор­мы циферблат?

- Одинаковой ли длины стрелки?

- Как они дви­гаются?

- Какая стрелка двигается быстрее?

- Поверните длин­ную стрелку так, чтобы она прошла полный круг.

- За какое время большая стрелка делает один круг?

- Какой путь за это время проходит короткая стрелка?

- За какой отрезок времени пройдет большая стрелка половину круга?

 

Занятие 2

(воспитатель закрепляет знания детей о циферблате часов)

- Какие стрелки есть на циферблате часов?

- Что показывает каждая стрелка?

- Если большая стрелка стоит на 12, то время обо­значают числом, на которое указывает маленькая стрелка будильника.

- Поставьте стрелки так, чтобы будильник пока­зывал ровно три часа. Расскажи, Саша, как ты поставил стрелки, на какие числа они показывают? Который сейчас час?

(Такие задания повторяют несколько раз)

Последующие занятия

(воспитатель предлагает рассмотреть табли­цу или картинку)

- В котором часу проснулся медвежонок?

- Сколько сейчас показывают часы?

- На какие цифры показы­вают большая и маленькая стрелки? и др.

 

Детям приводят примеры из режима дня (дома и в детском саду).

 

При этом дети должны усвоить, что может быть 2 часа дня и 2 часа ночи, 6 часов вечера и 6 часов утра.

 

Знания актуализируются, если они закрепляются в жиз­ненных ситуациях.

 

После того как усвоены понятия «час», «полчаса», можно ознакомить с понятиями «четверть часа» и «без четверти час».

Дети вспоминают, как они делили круг на четыре час­ти, что такое четверть, половина, три четверти или круг без одной четверти. На циферблате можно также условно выделить четыре части. Обозначая время, люди часто гово­рят не точно, а называют части: четверть первого, полови­на второго, без четверти три часа. Потом можно предложить поставить стрелки так, чтобы они показывали четверть пя­того, половину третьего или без четверти четыре.

 

При ознакомлении детей с меньшими единицами време­ни (минута, секунда) воспитатель может использовать пе­сочные часы. Систематические наблюдения за временем фор­мируют у них чувство времени, отношение к нему.

 

Средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени:

- накопление социального опыта в различных видах деятельности (игра, труд, обучение);

- художественные средства (картины, фотографии, худ.литература);

- общественные и природные явления окружающей действительности;

- различные модели - как формы наглядности.

 

Основные методы и приёмы:

- наблюдение

- беседа (вопросы)

- объяснение

- показ

- худ.слово

- дид.игры и упражнения

- приучение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: