Формирование словообразования в онтогенезе




 

Формирование словообразования в онтогенезе описано в работах: А.Н.Гвоздева [8], Т.Н.Ушаковой [48], Д.Б.Эльконина [59], С.Н.Цейтлин [53] и др.

По мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Механизм словообразования является результатом совокупности лексических единиц. [39].

По мнению Т.Н. Ушаковой обобщенные словесные значения нашли свое отражение в группах словесных новообразо­ваний, которые различны по характеру. Часть из них служит для выражения грамматических отношений: падежей существительных и прилагательных, времени, вида и наклонения глагола, сравнительной степени наречий и др. Иначе говоря, эти виды обобщенных значений служат образованию сло­воизменительных форм. Эти обобщенные значения представляют грамматические категории и относятся к грамматической системе языка.

В детских неологизмах отражаются обобщенные значения и другого вида. Их можно квалифицировать как логические катего­рии. С их помощью ребенок производит словообразования. По материалам Т.Н. Ушаковой, ребенок использует обобщенные логические значения типа понятий противоположности, единственности и множественности, профессии; понятий, обозначающих мать дете­ныша и др. Обозначение каждой категории (грамматической или логической) связано с употреблением определенных выразительных средств, чаще всего разнообразных аффиксов [49].

Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отра­жением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинирования морфем в структуре производного слова. Единицей сло­вообразовательного уровня являются универбы (модели-типы) Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформиро­вавшееся представление о модели-типе словообразования

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразователь­ных неологизмов (Т.Н. Ушакова. С.И. Цейтлин. А.М Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, станов­лением системы словообразования.

Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [53].

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как с системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка его языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию словообразовательной систем.

По мнению Т.Н.Ушаковой: «При первоначальной сформированности обобщенных словесных структур в условиях действия языковых стереотипов создаются возможности для дальнейшего саморазвития языковых форм, что отчасти и выражается в детском словотворчестве. Основная роль принадлежит активному, творческому отношению ребенка к слову».[48, с.125]

Взаимодействие всех сторон речи раскрывается в теории механизмов речи Н.И. Жинкина, в соответствии с которой механизм речи включает два основных звена:

1) образование слов из звуков;

2) составление сообщений из слов.

Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова - «решетка фонем». Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решетка морфем».[42]

Согласно гипотезе Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровича, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического [54].

Исследования процесса номинации при ответах на вопросы у детей от 2 лет 10 мес. до 7 лет 3 мес., проведенное Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровичем, показало, что словообразовательный и лексический уровень находятся в динамическом взаимодействии. В разные возрастные периоды они используются как фоновые или как ведущие при создании единицы номинации [54].

Ответы детей младшей группы (2 года 10 мес. - 3 года 8 мес.) показали, что в этот период, преобладает лексический уровень, а этап овладения правилами словообразования только начинается.

В средней группе (4 года - 5 лет 2 мес.) отмечено наибольшее число слов - неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательного уровня.

Характер детских словообразовательных неологизмов выявляет определенные закономерности начального этапа словообразования. В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции:

1. тенденция «выравнивания» основы, сохранения тождества корня в производном слове. Многоплановый характер этой тенденции проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласного основы, супплетивизм;

2. замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными;

3. переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально- знакового выражения.

Последовательность появления словообразовательных моделей в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка.

Дети подготовительной группы (6 лет 1 мес. – 7 лет 3 мес.) чаще всего используют лексические единицы языка в процессе номинации, а к словообразовательным средствам прибегают при дефиците времени или при забывании нужного слова.[39]

Современные исследователи выделяют определённые периоды форми-

рования словообразования в онтогенезе:

Первый период – первоначальное накопление словаря и формирование

предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5 – 4 лет). Словообразование

в этот период носит единичный, а не массовый характер.

Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование

обобщённых представлений (от 3,5 – 4 до 5,5 – 6 лет).

Третий период – усвоение норм и правил словообразования, самоконт-

роля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся

снижением словотворчества (от 5,5 до 6 лет – по данным А.Г. Тамбовцевой) [43].

На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется хара-

ктер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис спосо-

бов образования производных слов (с предварительным речевым анализом

и без опоры на него), исследователи Шахнарович А.М., Юрьева Н.М.[56] выделяют следующие ступени овладения словообразованием:

Первая ступень. Оречевление семантического анализа ситуации носит

развёрнутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении

элементов называемой ситуации и их признаков.

Вторая ступень. Формируется начальное осознание отношений «форма-

значение». Наблюдается как последовательное, так и параллельное развёр-

тывание семантического синтеза.

Третья ступень. Происходит освоение «формы семантики» (по А.Н.Гво-

здеву). Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и пе-

реходит во внутренний план.

Четвёртая ступень. Степень развития словообразовательной компетенции уже настолько высока, что внешний речевой анализ ситуации уступает

место внутреннему; результатом мысленного семантического анализа и син-

теза являются производные слова, в большинстве случаев совпадающие с нормами «взрослого» языка (по данным А.М. Шахнаровича, Н.М. Юрье-

вой, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Черёмухиной)[44].

При формировании грамматической системы словоизменения, по А.Н.Гвоздеву [8], заканчивается примерно к 4 годам, а системы словообразования - к 8 или даже к 9 годам.

По данным исследований О.В. Правдиной [35] развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении. Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году - несколько слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов.

Выражением постепенного овладения различными частями речи могут служить следующие данные, взятые из таблицы Е.А. Аркина, характеризующие состав словаря ребенка в 4 года (при словаре в пределах 598-2346 слов) существительных 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9%. (Конечно, в отношении этих данных необходимо учитывать, что частота употребления различных грамматических категорий вообще не одинакова) [1].

Таким образом, на ранних этапах овладения языком ведущая роль при-

надлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает

словообразовательный уровень.

Что касается усвоения словообразования имён существительных в онтогенезе, то очень подробно его описал в своей работе «Вопросы изучения детской речи»(1961г.) А.Н. Гвоздев [8]. При обзоре словообразования имён существительных он рассматривал образования по аналогии, которые сви-

детельствуют о полной самостоятельности ребёнка в образовании известных слов:

- суффиксы –к-, -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы уменьшительности и ласкательности. Этому способствует обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребёнком;

- после 2 лет присоединяются редко употребляемые суффиксы уничижительности; после 2лет 6 мес изредка появляются другие суффиксы

(увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству);

- после 3 лет появляются суффиксы действующего лица и отвлечённого действия.

Также А.Н. Гвоздев выявил, что начиная от 4 лет 6 месяцев отмечаются попытки ребёнка прийти к объяснению значений слов на основе их состава. От 5 до 8 лет широко развёртывается собственное словотворчество.

Кроме того в работе он описывает появление суффиксов по видам [8]:

 

Суффиксы уменьшительности и ласкательности

1) Большая часть этих суффиксов отмечена уже до 2 лет (-очк-, -к-, -чик-,

-ик-, -ок-, -ичк-, -ц-).

2) Другие суффиксы (-ушк-, -енк-, -ульк-,-ульчик-) появляются после 2 лет.

Суффиксы, обозначающие детёнышей

В некоторых случаях, как отмечает А.Н.Гвоздев, их трудно отделить от суффиксов уменьшительности.

1) Суффиксы (-ичек-, -унчик-,-оныш-,-ышек-,-инчик-) появляются после 3-х лет.

2) Суффиксы (-инят-, -ат-,-онок- и др.) появляются после 4 лет.

 

Суффиксы действующего лица

1) Суффиксы(-ник-, -щик-, -тель-, -ец-) появляются у ребёнка после 3-х лет.

2) Суффиксы (-арь-, -ун-, -ух-, -ист-) после 5 лет.

 

Суффиксы, обозначающие женские особи

1) Суффиксы (-их-, -иц-) появляются после 3-х лет и употребляются в одинаковых условиях.

2) Суффикс –ниц- встречается в речи ребёнка после 7 лет; присоединяется к основе с суффиксом –тель.

Суффиксы, обозначающие единичные предметы из собирательной

группы: -инк- около 5 лет, -иночк- после 6 лет, суффиксы, обозначающие предметы –ниц- в 3 года; -ок-,-к-,-ник- в 5 лет.

Заканчивая обзор словообразования имён существительных А.Н. Гвоздев отметил, что ребёнком чрезвычайно широко применяются словообразовательные средства родного языка. Особенно обильно используются суффиксы, при этом их употребление отличается исключительной точностью и последовательностью как со стороны значения, так и со стороны звукового состава.

Таким образом, все разряды суффиксов, имеющиеся в русском языке, фигурируют в собственных новообразованиях ребёнка после 5 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: