Возникновение и основные этапы исторического развития




Российской Конституции

Сама сущность конституции свидетельствует, что это явление носит конкретно-исторический характер. В каждом обществе и государстве имеется свой основной закон, отражающий национально-специфические условия развития страны, изменяющийся, обновляющийся с развитием общества и государства. Конституция является в этом отношении своеобразным зеркалом, отражающим душу нации, ее нравственные, этические, политические и иные ценности. Это в полной мере касается и России.

Каждый народ имеет такую конституцию, которой он достоин. Судьба российской Конституции, история ее становления и развития зеркально отражает общую сложную, противоречивую судьбу нашего Отечества.

Известно, что российское общество, являясь творцом и носителем самобытных демократических традиций, долгое время не имело закона, который назывался бы Конституцией. Для России во многом было характерно нигилистическое отношение к Конституции, как, впрочем, и к праву в целом. «Взятка — вот главная конституция нашей жизни»,- с болью обличал русскую действительность отечественный философ Н. Бердяев в предоктябрьский период 1917 года. Как тут не вспомнить слова Карамзина, что «России не нужна Конституция, ей нужны 25 честных губернаторов».

Вместе с тем тот факт, что дореволюционная Россия не была конституционным государством, отнюдь не свидетельствует, что она находилась вне мирового консти­туционного прогресса. Русской общественно-политической и научной мыслью были выработаны десятки конституционных проектов, направленных, в частности, на ограничение царского самодержавия, а некоторые из них — и на переход к республиканской форме правления. Но они не были истребованы реальными политиче­скими условиями России и не получили в тот период практической реализации.

В дореволюционной истории развития российского конституционализма был и период дворянского конституционализма (например, не дошедший до нас консти­туционный проект графа Панина XVIII века), и конституционные идеи просветителей второй половины того же века. Отсутствие системы парламентаризма в дореволюционной России предопределило развитие такой формы идеи конституционализма, как правительственный или, как более точно его можно было бы определить, придворно-бюрократического конституционализма. Но наряду с ним развивались и демократические течения конституционных идей России. Важное место в их ряду принадлежит, например, А. Н. Радищеву, а еще позже - декабристам (участникам декабрьских событий на Сенатской площади в Петербурге). Именно декабристы в лице казненных в последующем П. Пестеля и Н. Муравьева являются авторами первого проекта Конституции России как Основного Закона государства. Однако своими конституционными идеями они опередили время и не были поняты абсолютным большинством своих современников. Об этом, кстати, ярко свидетельствует такой исторический факт. Солдаты, поддержавшие декабрьское восстание 1825 года, пришли на Сенатскую площадь с лозунгами: «Да здравствует Константин и его жена Конституция». Что касается престолонаследника (после смерти Александра I) князя Константина, то здесь все ясно. А его «жена Конституция» - это и была та самая Конституция, проект которой составили идеологи декабрьского восстания и о чем, вероятно, слышали солдаты, но поняли все эти идеи о Конституции весьма своеобразно.

Поэтому не случайно первый в истории российской государственности конституционный документ (который можно рассматривать как своего рода «малую Кон­ституцию») появился лишь в начале XX века. Им стал Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», которым на законодательном уровне было ограничено самодержавие, провозглашены основные признаки демократического конституционализма.

Важным этапом в переходе России к цивилизованным формам конституционной государственности явился акт Временного правительства от 1 сентября 1917 года, которым Россия объявлялась республикой. «Считая нужным положить предел внешней неопределенности государственного строя, памятуя единодушие и восторженное признание республиканской идеи... Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую Республику».

Однако первая Конституция России как Основной Закон в подлинном смысле этого слова была принята только после Октябрьской революции 1917 года. Поэтому и основные этапы исторического развития российской Конституции принято определять, начиная с первой Советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 года.

Конституция РСФСР 1918 года имела главным своим назначением юридическое закрепление нового соотношения классовых сил, сложившееся после Октябрьской революции, когда политическая власть должна была принадлежать не горстке капиталистов и помещиков, а «всему рабочему населению страны». В Конституции 1918 года получили закрепление идеалы социализма, в том числе революционно-романтические, далеко не всегда имевшие научное обоснование. Поэтому особенностью этой первой Советской Конституции была ее чрезвычайно высокая идеологизация, наличие большого количества программных положений, в том числе ориентированных на осуществлении «мировой революции», «беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах». Все это свидетельствовало о том, что в Конституции 1918 года отдавался безусловный приоритет политико-идеологическим декларациям и, призывам перед чисто юридическим ее содержанием. Уже поэтому она не могла в полной мере сыграть роль Основного Закона нарождавшегося нового государства, хотя политическое, в том числе международное, значение первой российской Конституции было огромно. Этого нельзя забывать, и этот факт не следует подвергать сомнению по тем или иным, чаще всего конъюктурно - политическим, соображениям.

Новый этап в развитии российской Конституции был связан с образованием Союза ССР (с участием РСФСР как равноправного субъекта союзной федерации наряду с другими республиками) и принятием Конституции РСФСР 1925 года. Ее принятию предшествовало принятие в 1924 году Конституции СССР. С этого момента историческое развитие российской Конституции жестко привязывается к развитию Конституции СССР (под стать жесткому, централизованному характеру самого Союза ССР). Объединение РСФСР с другими республиками в Союзе ССР означало возникновение нового фе­деративного союзного государства и, соответственно, необходимость разграничения на конституционном уровне их предметов ведения и полномочий, определения нового статуса РСФСР теперь уже не только как самостоятельного государства, но и как субъекта другой, более высокого уровня, союзной федерации. Решение всех этих вопросов и представляло основной предмет регулирования для Конституции РСФСР 1925 года и, соответственно, Конституции СССР 1924 года. Одновременно устанавливалась новая система высших органов государственной власти, которая полностью игнорировала принцип разделения властей. Что же касается прав и свобод граждан, то в этой части Конституция 1925 года сохраняла преемственность с Конституцией РСФСР 1918 года, ссылалась на провозглашенные ею права и свободы граждан.

С принятием Конституции СССР 1936 года и, соответственно. Конституции РСФСР 1937 года начинается новый этап в развитии российской Конституции. В хроно­логическом плане он был наиболее длительным (более 40 лет сохраняла юридическую силу принятая на этом этапе Конституция). И одновременно это был один из наиболее противоречивых этапов конституционного развития. С одной стороны, Конституция РСФСР формально провозгласила построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и, таким образом, расширение возможностей для развития де­мократии (на этапах действия Советских Конституций она определялась как социалистическая демократия). Следуя этой тенденции, Конституции РСФСР 1937 года провозгласила значительно более широкий объем прав и свобод граждан, знаменовала собой существенное углубление (в формально-юридическом плане) демократизма избирательной системы и т. д.

С другой стороны, по злому року истории именно в 1937 году, когда была принята российская Конституция «победившего социализма», был развязан в открытой форме массовый террор против собственного народа. И в этих условиях вопрос о конституционных правах человека, об «углублении социалистической демократии» мог восприниматься лишь как издевательство, как дополнение физического террора морально-психологическим, политико-идеологическим насилием над обществом и его членами. Причем Конституция 1937 года, наряду с внешне вполне демократическими декларациями, содержала и также положения, которые явились своеобразной «конституционной основой» для завершения процесса формирования и безотказного функционирования тоталитарной системы. Одной из главных ее характеристик явилось сращивание партийного и государственного аппарата, подмена идеи диктатуры рабочего класса диктатурой партии. Показательно в этом отношении, что именно Конституция РСФСР 1937 года (вслед за Конституцией СССР 1936 года) впервые закрепила принцип «руководящей роли КПСС как ядра государственных и общественных организаций». Как и для других Советских Конституций, для нее был характерен также высокий уровень идеологизации и политической демагогии, отсутствие должных юридических гарантий и механизмов реализации провозглашенных норм.

Последующий шаг в развитии российской Конституции был связан с принятием Конституции СССР 1977 года и, соответственно, Конституции РСФСР 1978 года. Существенная особенность этого этапа заключалась в том, что он непосредственно предшествовал современному периоду конституционного развития России и на базе именно этой Конституции — Конституции 1978 года (а порой и вопреки ей) в Российской Федерации в последующем разворачивались демократические преобразования. Им, однако, предшествовал иной, получивший определение «застойный», период развития советского общества и государства. Именно в это время, когда страна фактически утратила динамику своего развития, была выдвинута концепция «развитого социализма» и построения «общенародного государства». Соответствующие идеологические установки и составили «научно-теоретическую» основу Конституции РСФСР 1978 года.

Не только по содержанию, но и по сущностным характеристикам Конституция 1978 года носила глубоко противоречивый характер. Для уяснения этих моментов важно понимание исторических условий разработки и принятия данной Конституции. Вопрос о необходимости подготовки проекта новой Конституции СССР (а стало быть, и РСФСР) был поставлен задолго до ее принятия, еще в 1962 году. А это был, как известно, период «демократической оттепели», наступивший после решительного осуждения XX съездом КПСС культа личности Сталина и беззаконий сталинского режима. Поэтому на­чальный период работы над проектом новой Советской Конституции проходил на волне демократических преобразований в стране, активного участия в этой работе демократически настроенных «шестидесятников». Вскоре однако произошли изменения в руководящем составе партий и государства, обновилась, соответственно, и Конституционная комиссия по разработке проекта новой Конституции. В конечном итоге был подготовлен проект Конституции, отражавший реально сложившееся на тот момент соотношение социальных сил советского общества. Основным его содержанием явился компромисс между демократическими силами народа, окрепшими на волне XX съезда партии, и партийно-государственной бюрократией, в конечном счете взявшей верх в застойный период развития нашего общества.

Поэтому противоречивому периоду развития советского общества на протяжении 70-х — 80-х годов соответствовала столь же противоречивая, фиктивная во многих своих положениях Конституция РСФСР 1978 года. Эта противоречивость проявлялась уже в том, что по уровню законодательной техники исполнения, по своим юридическим характеристикам она превосходила не только все предыдущие Советские Конституции, но и очень многие Конституции современных демократических государств. Но ее политико-идеологическое наполнение сводило на нет юридические характеристики этого документа, превращало его в орудие партийно-политической демагогии, возведенной на государственный уровень. Так, вполне прогрессивные, юридически точные положения о «принадлежности всей власти народу», «всей полноте социально-экономических, политических и личных прав и свобод» и т. п. превращались в пустой звук в условиях действия печально знаменитой ст. 6 Конституции о «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре политической системы» в лице КПСС, о реализации прав и свобод граждан «в соответствии с целями коммунистического строительства» и так далее.

Очевидно, что такой путь развития общества и государства в мире идеологических мифов и конституционных иллюзий был тупиковым для нашей страны. В 80-е годы это проявлялось все сильнее и во всех сферах жизни. Возникла реальная угроза того, что наша могучая держава с ее неисчислимыми природными запасами, с богатой героической историей и самобытной национальной культурой может оказаться на обочине общецивилизационного прогресса. Поэтому дальнейшее развитие российской Конституции совпало и было самым тесным образом увязано с выбором нового исторического пути развития нашего общества и государства.

Но и этот этап конституционного развития развивался крайне противоречиво, поиск

новых путей экономического и политического развития страны проходил без должной научной проработки, методом «проб и ошибок».

С началом в середине 80-х годов так называемого периода перестройки начинается новый этап развития российской Конституции. Некоторое время он проходил в рамках Конституции 1978.года. Однако фактически всем своим содержанием был сориентирован на новые (хотя и не всегда соответствующие национальным условиям России) конституционные ценности. В конечном счете, он завершился принятием новой Конституции РФ. И этот этап, был определен как относительно длительный, ответственный в историческом плане, судьбоносный период конституционной реформы в Российской Федерации.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: