Упражнение «Назови качество»




Сейчас каждый из вас подумайте, какое качество помогает сотрудничать с людьми (сходиться, в общении) и одно, которое мешает. По очереди называем.

 

Упражнение «Комплименты»(сеянье – жатва. Что посеешь, то пожнешь!)

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.

Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

"Солнце светит для тех, кто..."

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Время проведения: 15 минут.

Этапы игры:

1. Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

2. Цель стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть.

3. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

4. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: "Солнце светит для каждого, кто..." Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: "Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы". Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ("Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...") Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

5. Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Ты мне нравишься

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Содержание. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Дальнейшее обсуждение:

· Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

· Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

· Дружные ли дети в группе?

· Почему каждый ребенок достоин любви?

· Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Содержание. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на неекрасивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии. Вопросы для обсуждения:

· Почему так важен для нас «коврик мира»?

· Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

· Почему недопустимо применение в споре насилия?

· Что вы понимаете под справедливостью?

Общие темы

Цель: развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции, развитие умения сотрудничать.

Содержание. Ведущий даёт задание присутствующим найти «себе подобных». Например, найти человека с таким же цветом глаз, как у тебя; определить у кого из участников день рождения в то же время года, что и твой, и т.д.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Радио

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

Передай сигнал

Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

Аплодисменты по кругу

Цель: формирование групповой сплоченности.

Содержание Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля

— стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он, чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Я бросаю тебе мяч.

Цель: научить устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом.

Оснащение: мяч.

Содержание. Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».

"Категории".

Цель: потренироваться в высоком уровне взаимодействия между друг другом и усилить чувство принадлежности к группе.

Время проведения: 30 минут.

Этапы проведения игры:

1. Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.

2. Первый раунд: "Найдите всех участников, которые родились в той же местности, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее..."

Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания.

3. Второй раунд: "Быстро найдите игроков, которые родились в том же месяце, что и вы...".

4. Третий раунд: "Найдите как можно быстрее всех участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду..."

5. "Найдите всех участников, которые имеют тот же цвет глаз, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее..."

• общий любимый цвет.

• одинаковое настроение;

 

"Кто родился в мае..."

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

Время проведения: 20 минут.

Этапы игры:

1. Группа рассаживается по кругу.

2. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

4. Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших высказываний:

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет "Кинг Конг!";

• тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

• кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

• кто любит собак, должен трижды пролаять;

• любящие кошек скажут "Мяу!";

• те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание:

они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;

• у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;

• кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;

• кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: "Я это оспариваю!";

• у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

• замужние (женатые) опишут рукой в воздухе большую восьмерку;

• пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

• тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: "Я не позволю себя заставлять!";

• у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);

• кто рад, что попал в эту группу, громко скажет "Ага!";

• кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

• кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

• тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

• регулярно занимающиеся йогой продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;

• кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: "Курить - здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!";

• те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;

• кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула;

• кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: "Хватит!"

Упражнение "Я – это ты. Ты – это я".

Цель: Осознание собственной идентичности.

Этапы игры: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга взаимно обмениваясь ролями.

Обсуждение игры:

Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность.

 

Упражнение "Лепестки".

Цель. Это прекрасное упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе. Кроме того, каждый может получить массу личных впечатлений от других членов группы.

Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана на котором изображен цветок с заполненными лепестками.

Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой "цветок" и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.

Лепестки:

Три вещи, которые мне нравятся

Три вещи, которые мне не нравятся

Человек, которым я восхищаюсь

Три места, где я жил

Что бы я хотел сделать

Чем я горжусь

 

Сценки (или Живые картинки)

Каждая группа (объединиться по 4 чел.) должна выбрать один вид интолерантности и проиллюстрировать его в виде сценки. Остальные должны угадать этот вид и назвать, в чем он конкретно проявлялся (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.).

Живые картины

В группах по 4-5 чел.

Каждый участник выбирает какую-нибудь ситуацию из своей жизни, в которой он чувствовал себя эмоционально неуверенно и тяжело. Это может быть ситуация, связанная со стрессом, с чувством конкурентности можно привлекать и других игроков. Сначала участник описывает ситуацию, рассказывает о том, как он себя при этом чувствовал, как реагировал и действовал, о том, как хотел бы отреагировать. Эта информация поможет остальным игрокам, занятым в роли актеров, хорошо сыграть эту сцену. "Режиссер" выбирает человека, который будет играть его самого, и тех, кто будет играть остальные роли. Он ставит всех в скульптурную композицию, стремясь как можно более ярко выразить суть переживаний. "Режиссер" объясняет "актерам", какое выражение лица и позу должен принять каждый, чтобы выразительнее представить ситуацию, ревности, гнева, бессилия, грусти и т.д. Эту ситуацию надо будет разыграть, представив в виде "живой картины".

3. Затем все по очереди представляют свои "живые картины". Для этого "Актеры" не должны играть роли; нужно представлять все действие как живую статичную картину.

4. Когда, по мнению "режиссера", картина готова, он благодарит всех "актеров". Теперь в роли "режиссера" будет выступать другой участник. Играйте до тех пор, пока каждый член группы не покажет свою картину. В заключение подведите итоги и предоставьте членам группы возможность свободно обменяться впечатлениями от происходящего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: