Первоначальных следственных действий




Допрос потерпевшего призван дать в распоряжение следователя максимально полную информацию о личности мошенника (мошенников), его приметах и признаках одежды, действиях виновных, в том числе о том, как был вовлечен потерпевший в обманные действия. Обычно мошенники психологически точно выбирают жертву преступления, воздействуют на такие ее личностные качества, как корысть, доверчивость, азарт, легкомысленность, отсутствие должного жизненного опыта. Пострадавшим движет стремление получить без труда значительную имущественную выгоду, азарт картежника, иногда жалость к мнимой "жертве" стихийного бедствия или иных житейских обстоятельств, побуждающей продавать за бесценок "драгоценности", "золотые" изделия и т. п. Следует иметь в виду, что при допросе потерпевшего иногда приходится касаться явно ущербных с моральной точки зрения поступков потерпевших, что требует от следователя необходимой деликатности, тактичности при допросе и в то же время настойчивости в выяснении всех деталей.

Вопросы, задаваемые потерпевшему, аналогичны вопросам, поставленным перед ним при получении объяснения в ходе доследственной проверки. Задачей следователя является убедить потерпевшего в необходимости дачи правдивых и полных показаний. При производстве допроса необходимо подробнее остановиться на обстоятельствах, при которых производилась передача денежных средств или иного имущества.

Допрос свидетелей и очевидцев. Очевидцев собственно мошеннических действий, как правило, не бывает; свидетели могут быть очевидцами самого факта знакомства виновного с потерпевшим, иногда их разговора, совместного ухода, реже — обстоятельств затеянной с потерпевшим игры — в карты, "наперстки" и др. Однако они могут дать важные показания о внешности и одежде мошенников, особенностях поведения, стиле речи и ее особенностях, об избранном ими поводе для знакомства с потерпевшим, о возможных соучастниках, чье поведение вызвало их подозрения, и т. п. Кроме того необходимо получить от них сведения об особенностях совершения тех или иных сделок и документообороте при их совершении, несоответствии им действий мошенника и т.п.

В качестве свидетелей допрашиваются не только непосредственные участники события, но и родственники, знакомые потерпевшего, должностные лица, работники различных организаций.

Выемка предметов и документов и их осмотр. Если на руках у потерпевшего остался предмет мошеннической сделки — денежная или вещевая "кукла", фальшивые драгоценности и т. п., они подлежат осмотру и при необходимости — экспертизе. По приметам мошенников составляются синтетические портреты, по учетам проверяются следы рук на "кукле"; потерпевшему и свидетелям-очевидцам могут быть предъявлены фотоальбомы преступников, имеющиеся в розыскных аппаратах органов внутренних дел.

В результате выемки могут быть изъяты: денежные и вещевые «куклы», печати различных организаций и должностных лиц, удостоверения личности и документы об образовании, бухгалтерские и иные документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность организации, документы, сопровождающие сделки, компьютерные средства и т.п.

Осмотр документа, несущего на себе следы преступления, должен производиться с особой тщательностью и осторожностью. Следователь обязан работать в резиновых перчатках; документ берется за торцы листа либо пинцетом с резиновыми наконечниками; нельзя вносить в документ каких-либо изменений.

По желанию преподавателя можно обратиться к аудитории с вопросом: Каковы правила обращения с документами – вещественными доказательствами? Данный теоретический материал был пройден обучаемыми ранее, в курсе дисциплины криминалистика.

При осмотре документов и предметов можно выявить следы папиллярных узоров рук и другие наслоения потожирового вещества. Следует помнить, что современные возможности судебно-биологической экспертизы тканей и выделений человека позволяют идентифицировать личность человека, оставившего подобные следы, даже без отображения папиллярного узора.

В процессе осмотра необходимо изготовить копии осмотренных документов для приобщения их к материалам уголовного дела.

После рассмотрения 3 вопроса лекции преподаватель подводит итог, отвечает на возникшие у аудитории вопросы и переходит к рассмотрению следующего вопроса лекции.

 

ВОПРОС ЛЕКЦИИ № 4. Особенности тактики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: