Тема 1 (20). ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ




ИНФОРМАТИКА В 10 КЛАССЕ

Учебно-методическое пособие
для учителей общеобразовательных учреждений
с белорусским и русским языками обучения

 

 

Общее количество страниц

Общее количество иллюстраций

 

 


 

 

Г.А.Заборовский (темы 1, 2, 3, 5), А.Е.Пупцев (темы 1, 2, 4, 6)

 


От авторов

Уважаемый Учитель! Вашему вниманию предлагается учебно-методическое пособие по обучению информатике в 10-ом классе, которое соответствует «Учебной программе для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Информатика VI–XI кл.», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (Минск: НИО, 2009) и учебному пособию «Информатика» для 10 класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения /Г. А. Заборовский, А. Е. Пупцев. Минск: Народная асвета, 2011 [1].

Предлагаемое пособие содержит проекты уроков. В каждом уроке представлены цели обучения, тип урока, перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе одного или нескольких уроков, программное и методическое обеспечение урока. Методические рекомендации к уроку содержат его этапы с указанием методов обучения и форм организации познавательной деятельности.

Совместно с данным учебно-методическим пособием для учителя и учебным пособием Информатика 10 [1] для учащихся предлагается использовать материалы электронного сопровождения уроков (ЭСУ), размещенные на сайтах Министерства образования www.minedu.unibel.by, Национального института образования www.adu.by, Академии последипломного образования www.academy.edu.by [2]. ЭСУ содержит: учебные презентации, графические, аудио- и видеоматериалы, а также примеры выполнения заданий. В качестве дополнительных учебных ресурсов можно использовать электронные средства обучения (ЭСО) “Информатика и информационные технологии. Информа-ционно-справочная система” [3], “Информатика, Основы алгоритмизации и программирования” [4] и другие учебно-методические пособия [5 ‑ 15].

 

Предлагаемые проекты уроков с соответствующими учебно-методическими материалами следует рассматривать в качестве возможных вариантов организации обучения. Учитель вправе самостоятельно выбирать средства, формы и методы обучения.

Дополнительные материалы для любознательных обозначены значком

Учебное методическое пособие предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows, системы программирования PascalABC, ЭТ Microsoft Excel, браузера Internet Explorer, программ Movie Maker, Net Meeting, Skype.

Авторы будут признательны за замечания и предложения, которые будут способствовать совершенствованию методики преподавания информатики.


Урок 1. Правила работы и безопасного поведения
в компьютерном классе.
Представление информации в компьютере (повторение)

Цели обучения:

· повторение правил поведения и техники безопасности в кабинете информатики;

· повторение знаний о единицах измерения объема информации;

· актуализация представлений о кодировании текстовой, графической и звуковой информации в компьютере;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля;

· воспитание бережного отношения к компьютерной технике и учебным пособиям.

Тип урока: урок повторения.

Учащиеся должны знать:

· правила техники безопасности в кабинете информатики;

· единицы измерения объема информации;

· иметь представление о кодировании текстовой, графической и звуковой информация.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры кодирования и декодирования информации в различных сферах деятельности человека;

переводить объемы информации из одних единиц измерения в другие; сравнивать величины, характеризующие объемы информации; определять объемы дисков, папок и файлов на компьютере.

Программное и методическое обеспечение урока: раздаточный материал (приложения к уроку 1), ЭСУ10-1 [2], презентация «Измерение и кодирование информации в жизни человека»; ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Повторение (репродуктивный метод обучения).

Этап 1 (фронтальная форма работы).

В начале урока предложите учащимся вспомнить правила поведения в компьютерном классе.

В ходе беседы с учащимися вспомните различные примеры кодирования и декодирования информации. Обратите внимание учащихся на способы кодирования информации.

Далее повторите единицы измерения информации в компьютере: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт.

Предложите учащимся записать в тетрадь информацию о связи единиц измерения информации и вспомнить порядок определения размеров файлов, папок, дисков в системе Windows. Можно предложить выполнить входной тест или задания у доски и в тетрадях (приложение 1):

Задание 1. Определите сколько:

а) битов содержится в 10 байтах; б) байтов содержится в 3 Кбайтах;

в) Кбайт содержится в 2 Мбайтах. г) Мбайт содержится в 5 Кбайтах.

Задание 2. Определите, какой объем информации меньше:

а) 10 бит или 1 байт; б) 1 Гбайт или 1000 Кбайт;

в) 2 Мбайта или 2049 Кбайт г) 4 Кбайта или 4000 байт

Для успешного освоения учебного материала необходимо в бумажном или электронном виде подготовить: таблицу кодировки ASCII, таблицу информационного объема изображения из пункта 4.2 и таблицу размеров звуковых файлов длительностью звучания 1 секунда из пункта 4.3.

Этап 2 (индивидуальная форма работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и определить:

а) размер винчестера компьютера, количество занятого и свободного
места на винчестере;

б) размер заданных папок и файлов (имена можно записать на доске или раздать на карточках).

При наличии времени дополнительно можно предложить выполнить задания приложения (ЭСУ10-1) с последующим фронтальным обсуждением.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они повторили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.


Тема 1 (20). ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Урок 2. Архивация данных. Назначение программ архивации.
Создание архивных файлов

Цели обучения:

· формирование представлений об архивации данных;

· формирование знаний о назначение программ архивации;

· формирование умений создавать архивный файл;

· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Учащиеся должны знать: назначение программ-архиваторов;

Учащиеся должны уметь: создавать архивный файл.

Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика 10», § 1 [1], электронное сопровождение уроков (ЭСУ), материалы к уроку 1 [2]; ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).

В ходе беседы подведите учащихся к необходимости уменьшения объема хранимой информации. Уменьшить объем сохраняемых на диске или передаваемых по сети данных можно путем их архивации.

Сформулируйте определение: архивацией (сжатием, компрессией) называют преобразование данных в сжатую (архивную) форму.

В зависимости от подготовки учащихся и при наличии времени можно рассмотреть простейший алгоритм сжатия на примере кодирования строки текста.

Обсудите назначение программ-архиваторов. По рисунку 1.1. пособия рассмотрите основные элементы интерфейса архиватора WinRAR.

2. Закрепление нового материала (репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и пользуяси пособием или ЭСУ10-1 последовательно выполнять задания примера 1.

Предложите с помощью калькулятора вычислить и записать в тетради коэффициент сжатия. Сравните объемы исходного файла и полученного архива. Обратите внимание, что программы-архиваторы используют различные алгоритмы для сжатия данных, поэтому размеры архивов, содержащих одни и те же файлы, но созданные с помощью различных архиваторов, отличаются. Размер архивного файла, как правило, меньше суммарного размера файлов, входящих в архив.

В завершение предложите поместить в архив несколько файлов (пример 2). Подчеркните, что обычно хорошо сжимаются текстовые файлы (формат .txt) и несжатые графические в формате .bmp. Практически не сжимаются арxивы и графические файлы форматов .gif и .jpg, поскольку они уже являются сжатыми.

Дополнительно любознательным учащимся можно предложить заархивировать файлы разных типов и сравнить их степень сжатия (ЭСУ10-1).

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать главное, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

Домашнее задание

Изучить материал § 1 пособия (с.4-7, примеры 1, 2), ответить на вопросы 1-3, продумать выполнение упражнения 1.


Урок 3. Создание архивных файлов.
Извлечение файлов из архива

Цели обучения:

· формирование умений создавать архивные файлы и извлекать файлы из архивов;

· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Учащиеся должны знать: назначение программ-архиваторов;

Учащиеся должны уметь: создавать архивные файлы и извлекать файлы из архивов.

Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика 10», § 1 [1], ЭСУ10-3, материалы к уроку 3 [2]; ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся выполнить задания к уроку 2 или пройти тест (приложение 1, ЭСУ10-2). В ходе беседе обсудите ответы на вопросы: Что понимается под сжатием данных? С какой целью производят архивацию? 3. Каково назначение программ-архиваторов?

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала ( фронтальная форма работы).

Перед началом объяснения нового материала поставьте перед учащимися вопросы: Почему нельзя непосредственно работать с архивными файлами? Как с помощью CD 700 Мбайт перенести архив 2 Гбайт? Как создать архив, чтобы из него можно было извлечь файлы без использования архиватора? Получить ответы на эти вопросы предстоит в ходе урока.

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

Данные в архиве хранятся в закодированном виде, поэтому непосредственно работать с ними нельзя. Для работы с файлом его нужно извлечь из архива. Извлекают файлы из архива с помощью того же архиватора, который использовался для создания архива. Но можно использовать и другие архиваторы, распознающие данный тип архива.

Далее расскажите о многотомных и самораспаковывающихся архивах.

В зависимости от подготовки учащихся и при наличии времени можно рассмотреть простейший алгоритм сжатия графической информации.

4. Закрепление нового материала (репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная форма работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и, пользуясь пособием или ЭСУ10-2 последовательно выполнять задания примеров 3 и 4.

После этого предложите самостоятельно создать многотомные и самораспаковывающиеся архивы (ЭСУ 10-3). Можно разделить учащихся на группы и предложить каждой из них свой вариант исходных файлов и архивов.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать главное, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

Домашнее задание

Изучить материал § 1 пособия (с.7-11), ответить на вопросы 1-4, продумать выполнение упражнений 2 ‑ 4.

 


Тема 2 (21). ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА
ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Урок 4. Совместное использование
цифровых устройств и компьютера

Цели обучения:

· формирование представлений о назначении цифровых устройств;

· формирование умений совместного использования цифрового фотоаппарата и видеокамеры и компьютера;

· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Учащиеся должны знать: возможности совместного использования цифровых устройств и компьютера;

Учащиеся должны уметь: использовать компьютер для обработки данных с цифрового фотоаппарата и видеокамеры.

Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика 10», § 2 [1], ЭСУ10-4, материалы к уроку 4 [2]; ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся выполнить задания к уроку 3 или пройти тест (приложение 2, ЭСУ10-3).

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала ( фронтальная форма работы).

Перед началом объяснения нового материала поставьте вопросы: Какие цифровые устройства вам известны? Какие цифровые устройства используются совместно с компьютером? Какие основные задачи обработки информации с цифровых устройств на компьютере?

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

В форме беседы расскажите о назначении и возможностях популярных цифровых устройств: фотоаппарата и видеокамеры.

Типичное совместное использование цифрового фотоаппарата и компьютера рассмотрите на примере создания презентации “Природа родного края” (пример 1). Эта работа сводится к фотографированию, выбору и копированию на компьютер подходящих фотографий, кадрированию и коррекции изображений, и, наконец, вставке их на слайды презентации.

Затем расскажите о назначении и возможностях одной из программ для работы с видео ‑ Windows Movie Maker. Она предназначена для записи на компьютер звука и видео с цифровой видеокамеры и дальнейшего использования записанного материала. Она также позволяет использовать в создаваемых фильмах существующие аудио- и видеозаписи и неподвижные изображения, добавлять заголовки, видеопереходы и эффекты. Поясните выполнение примера 2.

4. Закрепление нового материала (репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная форма работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и пользуясь пособием или ЭСУ10-4 последовательно выполнять задания примеров 1 и 2.

В зависимости от подготовки учащихся и при наличии времени можно предложить выполнить задания к уроку 4 (приложение, ЭСУ10-4).

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать главное, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

Домашнее задание

Изучить материал § 2 пособия, ответить на вопросы 1-2, продумать выполнение одного из заданий упражнения к § 2.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: