ПЛАН:
1.Специфика жанра новеллы.
2.Воплощение принципа двоемирия в новеллах Гофмана (распадение мира и личности художника; мир реальный и его характеристика; мир ирреальный, мифологические и сказочные элементы; силы добра и зла; смысл эпизода попадания героя «под стекло»; двуплановость композиции новелл).
3.Романтический герой в новеллах, вопрос об «активности» героя.
4.Мотив двойничества в новелле. Женские образы в новелле, смысл их «удвоения».
5.Особенности романтической иронии в новеллах, средства ее выражения.
6.Гротеск и метаморфоза в новелле, их функции.
7.Происхождение золотого горшка и его предназначение. Двойственность трактовки финала. Смысл названия новеллы.
8.Романтический герой в новелле Гофмана «Крошка Цахес».
9.Особенности создания образа Кандиды.
10.Любимые герои Гофмана – энтузиасты, «люди с поэтической душой».
11.Трагедийное начало новелл: «разлад с романтизмом».
12.Эволюция романтизма в творчестве Гофмана.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бент М.И. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции // В мире Э. Т. А. Гофмана. - Вып. 1. - Калининград, 1994.
2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973.
3. Ботникова А. Б. Функция фантастики в произведениях немецких романтиков // Проблемы художественного метода. - Рига, 1970.
4. Гильманов В. Мифологическое мышление в сказке Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок» // В мире Э. Т. А. Гофмана. - Вып. 1. - Калининград, 1994.
5. Дмитриев А. С. Предисловие // Избранная проза немецких романтиков. - М., 1979. - Т. 1. С. 3 - 30.
6. Карабегова Е. Роль автора-повествователя в сказочных повестях Э. Т. А. Гофмана // В мире Э. Т. А. Гофмана. - Вып. 1. - Калининград, 1994.
7. Миримский И. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х тт. - М., 1962. Т.1.
8. Панкова Е. С. Принцип двоемирия в романтической сказке «Золотой горшок» // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1979.
9. Скобелев А.В. Жанровая природа «Фантазий в манере Калло» Гофмана // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII-XX веков. - Воронеж, 1982.
10. Скобелев А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. - М., 1982.
11. Федоров Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. - М., 1982.
Практическое занятие № 5.
ТЕМА: Особенности художественной манеры О. Бальзака. «Гобсек»
ПЛАН:
1. Основные черты французского реализма.
2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».
3. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней повести «Гобсек».
4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.
5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:
а) портрет;
б) окружающая обстановка, принципы описания;
в) самохарактеристика героя;
г) герой глазами других людей;
д) эволюция образа;
е) философия Гобсека, самораскрытие персонажа;
ж) романтическое и реалистическое в образе;
6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем.
7. Соотношение эстетических принципов Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».
8. Является ли Гобсек чисто отрицательным героем? Согласны ли вы с его высказываниями о современном обществе?
9. Романтическая традиция в произведениях Бальзака. Бальзак и Гофман.
Проблема страсти в творчестве Бальзака.
10. В чем своеобразие художественной манеры Бальзака, чем она отличается
от манеры Стендаля?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М. 1951-55. Т.1
2. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 /гл. «Эстетика Бальзака»/.
3. Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.
4. Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. ст. ЛГУ, 1960.
5. Пузиков Оноре Бальзак. М., 1955.
6. Муравьёва Н.И. Оноре Бальзак. М., 1958.
Практическое занятие № 6.
ТЕМА: Литература «потерянного поколения»
ПЛАН:
1. Первая мировая война и социокультурный феномен «потерянного поколения». Проблемы «потерянного поколения» в рамках общего духовного кризиса в XX веке. Дискредитация всех «высоких» ценностей старого мира на фоне страшной правды войны.
2. Формирование экзистенциального мироощущения в литературе «потерянного поколения».
3. Романы Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища» как манифест «потерянного поколения» (ответ на вопрос готовится в форме сообщения). Система жизненных ценностей героев Э. М. Ремарка. «Мир» и «война» как метафизика сознания у Э. М. Ремарка.
4. Поколение, создающее американский миф. Э Хемингуэй «Прощай оружие!». Война как способ самопознания личности и экзистенциальное событие внутреннего мира. Концепция любви в контексте современного трагического мира. Поэтика романа (ответ на вопрос готовится в форме сообщения)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Борисенко А. Ностальгическое прошлое. «Почему Ремарк так любим в России?» М. // Иностранная литература. 2001, №11.
2. Вильгельм фон Штернбург. Как будто все в последний раз. // Иностранная литература. 2000, № 10.
3. Виппер Б.Р. Кризис искусства и культура наших дней // Вопросы методологии. 1991. №2.
4. Георгиева Т.С. История немецкой литературы. XX век. М.: Юнита, 2002. – 562 с.
5. Жизнь и творчество Э. Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.
6. Иванова Н.О. Крамер против Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.
7. Ильина Т.В. История художественной литературы. Немецкая литература. М.: Высшая школа, 2002. – 367 с.
8. Линор Горалик "Чертовски громкое молчание". // Зарубежная литература, 2201, №4.
9. Лурье Самуил. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная». // Зарубежная литература. 2000. №10.
10. Маркелов А.Н. Незавершенное полотно Ремарка. // Иностранная литература, 1999. №5. (электр. вариант).
11. Матвеев М. А. Некоторые приемы комического в романе Э. М. Ремарка «Черный обелиск» // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве в свете сравнительного литературоведения. Материалы межвузовской конференции. — СПб: Лема, 2009.
12. Матвеев М. А. Образ войны в произведениях Ремарка и Хемингуэя // Компаративистика: история и современность. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвузовской конференции. — СПб: Дума, 2008.
Практическое занятие № 7.