ТЕМА: Романтическая новелла-сказка Э. Т. А.Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»).




ПЛАН:

1.Специфика жанра новеллы.

2.Воплощение принципа двоемирия в новеллах Гофмана (распадение мира и личности художника; мир реальный и его характеристика; мир ирреальный, мифологические и сказочные элементы; силы добра и зла; смысл эпизода попадания героя «под стекло»; двуплановость композиции новелл).

3.Романтический герой в новеллах, вопрос об «активности» героя.

4.Мотив двойничества в новелле. Женские образы в новелле, смысл их «удвоения».

5.Особенности романтической иронии в новеллах, средства ее выражения.

6.Гротеск и метаморфоза в новелле, их функции.

7.Происхождение золотого горшка и его предназначение. Двойственность трактовки финала. Смысл названия новеллы.

8.Романтический герой в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

9.Особенности создания образа Кандиды.

10.Любимые герои Гофмана – энтузиасты, «люди с поэтической душой».

11.Трагедийное начало новелл: «разлад с романтизмом».

12.Эволюция романтизма в творчестве Гофмана.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бент М.И. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции // В мире Э. Т. А. Гофмана. - Вып. 1. - Калининград, 1994.

2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973.

3. Ботникова А. Б. Функция фантастики в произведениях немецких романтиков // Проблемы художественного метода. - Рига, 1970.

4. Гильманов В. Мифологическое мышление в сказке Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок» // В мире Э. Т. А. Гофмана. - Вып. 1. - Калининград, 1994.

5. Дмитриев А. С. Предисловие // Избранная проза немецких романтиков. - М., 1979. - Т. 1. С. 3 - 30.

6. Карабегова Е. Роль автора-повествователя в сказочных повестях Э. Т. А. Гофмана // В мире Э. Т. А. Гофмана. - Вып. 1. - Калининград, 1994.

7. Миримский И. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х тт. - М., 1962. Т.1.

8. Панкова Е. С. Принцип двоемирия в романтической сказке «Золотой горшок» // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1979.

9. Скобелев А.В. Жанровая природа «Фантазий в манере Калло» Гофмана // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII-XX веков. - Воронеж, 1982.

10. Скобелев А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. - М., 1982.

11. Федоров Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. - М., 1982.


Практическое занятие № 5.

ТЕМА: Особенности художественной манеры О. Бальзака. «Гобсек»

 

ПЛАН:

 

1. Основные черты французского реализма.

2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».

3. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:

а) портрет;

б) окружающая обстановка, принципы описания;

в) самохарактеристика героя;

г) герой глазами других людей;

д) эволюция образа;

е) философия Гобсека, самораскрытие персонажа;

ж) романтическое и реалистическое в образе;

6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем.

7. Соотношение эстетических принципов Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».

8. Является ли Гобсек чисто отрицательным героем? Согласны ли вы с его высказываниями о современном обществе?

9. Романтическая традиция в произведениях Бальзака. Бальзак и Гофман.

Проблема страсти в творчестве Бальзака.

10. В чем своеобразие художественной манеры Бальзака, чем она отличается

от манеры Стендаля?

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М. 1951-55. Т.1

2. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 /гл. «Эстетика Бальзака»/.

3. Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.

4. Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. ст. ЛГУ, 1960.

5. Пузиков Оноре Бальзак. М., 1955.

6. Муравьёва Н.И. Оноре Бальзак. М., 1958.

 

Практическое занятие № 6.

ТЕМА: Литература «потерянного поколения»

ПЛАН:

1. Первая мировая война и социокультурный феномен «потерянного поколения». Проблемы «потерянного поколения» в рамках общего духовного кризиса в XX веке. Дискредитация всех «высоких» ценностей старого мира на фоне страшной правды войны.

2. Формирование экзистенциального мироощущения в литературе «потерянного поколения».

3. Романы Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища» как манифест «потерянного поколения» (ответ на вопрос готовится в форме сообщения). Система жизненных ценностей героев Э. М. Ремарка. «Мир» и «война» как метафизика сознания у Э. М. Ремарка.

4. Поколение, создающее американский миф. Э Хемингуэй «Прощай оружие!». Война как способ самопознания личности и экзистенциальное событие внутреннего мира. Концепция любви в контексте современного трагического мира. Поэтика романа (ответ на вопрос готовится в форме сообщения)

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Борисенко А. Ностальгическое прошлое. «Почему Ремарк так любим в России?» М. // Иностранная литература. 2001, №11.

2. Вильгельм фон Штернбург. Как будто все в последний раз. // Иностранная литература. 2000, № 10.

3. Виппер Б.Р. Кризис искусства и культура наших дней // Вопросы методологии. 1991. №2.

4. Георгиева Т.С. История немецкой литературы. XX век. М.: Юнита, 2002. – 562 с.

5. Жизнь и творчество Э. Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.

6. Иванова Н.О. Крамер против Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.

7. Ильина Т.В. История художественной литературы. Немецкая литература. М.: Высшая школа, 2002. – 367 с.

8. Линор Горалик "Чертовски громкое молчание". // Зарубежная литература, 2201, №4.

9. Лурье Самуил. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная». // Зарубежная литература. 2000. №10.

10. Маркелов А.Н. Незавершенное полотно Ремарка. // Иностранная литература, 1999. №5. (электр. вариант).

11. Матвеев М. А. Некоторые приемы комического в романе Э. М. Ремарка «Черный обелиск» // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве в свете сравнительного литературоведения. Материалы межвузовской конференции. — СПб: Лема, 2009.

12. Матвеев М. А. Образ войны в произведениях Ремарка и Хемингуэя // Компаративистика: история и современность. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвузовской конференции. — СПб: Дума, 2008.

 


Практическое занятие № 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: