с ограниченными возможностями.




Исходя из этого, основную цель социальной работы с инвалидами можно

сформулировать следующим образом: ликвидация социальных барьеров инва-

лидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и

формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности. Дея-

тельность, направленная на достижение этой и ей подобных целей, во многом

определяется аксеологическими, ценностными концепциями, которыми руко-

водствуется общество, выстраивая присущую ему систему отношений с инва-

лидами.

Основные аксеологические концепции отношения общества к инвалидам

сводятся к следующим:

1. Концепция социальной полезности. Формируется и прочно входит в об-

щественную практику и общественное сознание в конце XIX – начале ХХ ве-

ков. Её основное содержание заключается в том, что люди с различными физи-

ческими дефектами и недостатками могут и должны рассматриваться как ис-

точник дешёвой рабочей силы и как часть общества, которая при необходимом

обучении и профессиональной подготовке в состоянии обеспечить собственное

существование, сняв эту обязанность с общества и со здоровых людей. При

этом, здоровые и сильные люди, как более способные, должны контролировать

жизнедеятельность инвалидов, для своевременного принятия необходимых за-

щитных или коррекционных мер. Иначе говоря, социальная помощь должна

оказываться, прежде всего, тем инвалидам, кто представляет для общества хоть

какую-то ценность.

В современной теории и практике социальной работы подобные представ-

ления получили название «инвалидизм». Именно в результате подобного вос-

приятия инвалидов эта категория людей насильно ограждается и отчуждается

от остального общества и социальной жизни (31).

2. Концепция социального достоинства. Возникает и входит в практику

социальной работы во второй половине ХХ века. В отличие от концепции со-

циальной полезности, инвалид рассматривается как один из членов общества,

независимо от своего физического состояния, своих физических возможностей

и своей полезности для общества, как безусловный объект социальной помощи.

Социальная помощь должна быть ориентирована не на решение за инвалида его

проблем, а на создание условий, в которых возможна его максимальная само-

реализация, его последующая интеграция в общество (31,27).

Эти две основные аксеологичекие концепции стали основанием для разра-

ботки и внедрения в практику социальной работы с инвалидами её основных

моделей: медицинской или административной и социальной или «интерактив-

ной». Эти модели представляют собой следующее:

Медицинская или административная модель социальной работы с инвали-

дами исходит из того, что человек с ограниченными возможностями должен

приспособиться к окружающему миру, к обществу, подвергнуться процессу

реабилитации для того, чтобы соответствовать существующим социальным

нормам. Во многом. именно эта модель деятельности определяет современную

законодательную базу и реальную практику социальной работы с инвалидами,

отделяя их от общества здоровых людей, ограничивая их права и возможности

(40.С.358).

Социальная или «интерактивная» модель, напротив, исходит из предпо-

ложения, согласно которому, ощущение инвалидом ограниченности своих воз-

можностей вызвано не болезнью, а существующими для него в окружающей

социальной среде барьерами. То есть, ограниченные возможности инвалидов –

это не столько следствие болезни или травмы, сколько результат их притесне-

ния внутри общества (40.С.364).

Основную цель социальной помощи инвалидам сторонники этой модели

деятельности видят в том, чтобы устранить многочисленные физические, пси-

хологические, социальные и другие барьеры, существующие в современном

обществе и препятствующие полноценной жизнедеятельности инвалидов.

Кто же такие инвалиды? Декларация ООН «О правах инвалидов», приня-

тая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт сле-

дующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может

самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нор-

мальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умст-

венных возможностей (23.С.116). Данное определение можно рассматривать

как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об ин-

валидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обще-

ствам.

В современном российском законодательстве принято следующее опреде-

ление понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизне-

деятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в со-

циальной помощи и защите (27.С.211). Таким образом, согласно законодатель-

ству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду опреде-

лённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизне-

деятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к са-

мообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением

и занятиям трудовой деятельностью (31.С.263).

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвали-

дов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста,

возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяют-

ся основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками,

медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические за-

дачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду ос-

нований.

По возрастным характеристикам:

- дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

- инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.

По способности передвигаться:

- мобильные, маломобильные и неподвижные.

По степени трудоспособности:

- трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и

временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инва-

лиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как

социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответст-

вующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы

людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов являет-

ся обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации

прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий

для нормальной и полноценной жизни. Решение данной задачи предполагает

опору на определённые принципиальные основания. К основным принципам

реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

- социального партнёрства, совместная деятельность по социальной под-

держке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными

организациями (общественных, религиозных, политических);

- социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у

здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и под-

держивать их;

- участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке со-

ответствующих социальных и государственных программ, к решению собст-

венных проблем;

- социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвали-

дов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и пре-

имуществ по сравнению с другими членами общества;

- государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза-

висимо от своего экономического, социально-политического и технологическо-

го состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол

судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи (27.С.219).

Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено

для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто

материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом за-

труднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение

престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке

труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправле-

ния или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкает-

ся в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и

трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной ра-

боты с этой категорией населения. Основными целями их применения являются:

- преодоление у человека состояния беспомощности;

- помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельно-

сти;

- формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;

- восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и

функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть ис-

пользованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая вос-

становить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и,

по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной

жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её

разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, со-

циально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализа-

ция этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить чело-

века и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но

и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жиз-

ни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную быто-

вую и предметную среду существования и преодолеть психологические по-

следствия травмы, ранения или заболевания.

Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая со-

бой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвали-

дов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных

средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетво-

рения необходимых потребностей количестве (22.С.268).

Технология социального обеспечения включает в себя такие элементы как:

- формирование соответствующей нормативно-правовой базы;

- определение круга организаций и учреждений, в обязанности которых

входит социальное обеспечение инвалидов и определение порядка деятельно-

сти этих организаций;

- аккумулирование необходимых для социального обеспечения инвалидов

средств;

- определение порядка соответствующих выплат и их систематическое

осуществление;

- обеспечение инвалидов необходимым для нормальной и полноценной

жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.);

- организация и осуществление систематической и квалифицированной

медицинской помощи.

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность

по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение

потребностей инвалида в различных социальных услугах (23.С.223). В структу-

ре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический

уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных ус-

луг・'8, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образова-

ния, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная техноло-

гия тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей

собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвида-

цию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Со-

циальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в

виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стацио-

наров, домов или Центров дневного пребывания и на дому.

Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной

работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Техниче-

ский и технологический прогресс человечества, обострение экологических про-

блем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицин-

ского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению

числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного

развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноцен-

ной жизни для названной категории людей.

№ 20. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

В социально-демографической структуре современного общества, в ряду

социальных слоёв и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты

социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая катего-

рия как пожилые люди. Как любая крупная социальная общность, она имеет

собственную внутреннюю структуру, включающую с себя различные социаль-

но-демографические слои. Основным стратификационным признаком, позво-

ляющим выделять эти слои является возраст человека.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохране-

ния (ВОЗ) пожилые люди подразделяются на категории:

- лица в возрасте от 60 до 74 лет – пожилые люди;

- лица в возрасте от 75 до 89 лет – старые люди;

- лица в возрасте от 90 лет и старше – долгожители (3.С.14).

В структуре населения Российской Федерации пожилые люди всех возрас-

тов составляют сегодня около 23-24 % населения. В масштабах всего мира, по

оценкам экспертов ООН и ВОЗ, число людей старше 60-ти лет к 2025 году дос-

тигнет 1,2 миллиарда, причём, ожидается наиболее радикальный рост возрас-

тной группы старше 80-ти лет (31.С.71). Эти данные позволяют сделать вывод о

том, что для современного общества и его демографического развития харак-

терна тенденция активного старения населения. Её формирование и сущест-

вование объясняется следующими причинами: во-первых, изменение демогра-

фического поведения людей (более позднее вступление в брак, низкий уровень

рождаемости и т.п.). Во-вторых, совершенствование медицинских технологий

и системы медицинской помощи населению и рост средней продолжительности

жизни. В-третьих, постоянное совершенствование системы социальной под-

держки пожилых людей в обществе. Всё это создаёт возможность для более

длительной и более комфортной жизни человека в обществе. И всё же, и в Рос-

сии, и во многих других странах мира пожилые продолжают оставаться одной

из наименее защищённых социальных категорий населения.

Как уже было отмечено, основным признаком принадлежности человека к

такой социальной общности как пожилые люди, является возраст. В большин-

стве стран мира он составляет 60 лет и выше. Социальная работа с этой катего-

рией населения должна строится исходя из присущих ей особенностей и тех

социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социаль-

ного и личностного функционирования. К основным проблемам пожилого воз-

раста относятся следующие:

1. Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее

острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общест-

ва, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенно-

стей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов. В свою

очередь, это приводит к значительному разрушению привычной для человека

системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других со-

циальных возможностей (4).

2. Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и из-

менение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Появление

этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им актив-

ной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся соци-

альных связей и отношений, а также, с устоявшимся, негативным отношением

современного общества к пожилому возрасту и к старости. Пожилой возраст

сегодня – это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности

человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (за-

траты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, со-

циальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего

возраста.

3. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе.

Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении дли-

тельного времени осуществлять эффективный процесс социального и личност-

ного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологиче-

ским, а, иногда, и физиологическим срывам

4. Наличия большого количества свободного времени и качество наполне-

ния.

Возникновение этой проблемы обусловлено значительным изменением

режима трудовой и производственной деятельности, которое является одним из

следствий достижения человеком пожилого возраста. Утратив необходимость

посвящать значительное количество времени работе, человек не всегда в со-

стоянии сам, без посторонней помощи найти адекватное своим новым возмож-

ностям Uヲ・занятие. В такой ситуации часто можно наблюдать две «крайние» воз-

можности развития событий. Либо родные и близкие пожилого человека стре-

мятся полностью освободить его от всех домашних проблем и дел, под предло-

гом того, что он заслужил отдых, его немощи и слабости. Либо, наоборот, до-

машние начинают воспринимать пожилого человека как «дополнительные ра-

бочие руки» в домашнем хозяйстве, на которые можно переложить все заботы,

в результате чего пожилой человек превращается в домашнюю прислугу

(17.С.216).

Выстраивая систему социальной поддержки и помощи пожилым гражда-

нам, современному обществу необходимо, во-первых, отказаться от распро-

странённых стереотипов, согласно которым у пожилого человека резко снижа-

ется уровень потребностей и традиционными занятиями этой категории насе-

ления является ведение домашнего хозяйства и воспитание внуков. Сегодня в

пожилой возраст вступают люди, получившие хорошее образование, сделавшие

успешную служебную карьеру и добившиеся значительных успехов в профес-

сиональной и общественной деятельности. Их вряд ли устроит перспектива

превратиться в «бесплатную рабочую силу» для ведения домашнего хозяйства.

Во-вторых, построение системы социальной поддержки и помощи пожи-

лым людям возможно не только на основе существующих традиций, накоплен-

ного опыта и здравого смысла, но и на серьёзных теоретических основаниях. В

качестве такого основания могут выступать основные социальные теории ста-

рения, важнейшими из которых сегодня являются следующие.

1.Теория социального освобождения. Основное содержание этой теории за-

ключается в признании того факта, что в процессе старения люди отчуждаются

от тех, кто моложе и освобождают систему социальных ролей и статусов, свя-

занных с руководящей и трудовой деятельностью, с личной ответственностью и

т.п. Этот процесс неизбежен, так как занимаемые пожилыми людьми позиции

должны в определённый момент переходить к молодым. Всё это является од-

ним и способов приспособления пожилого человека к своим новым ограничен-

ным возможностям и формой примирения с неизбежностью надвигающейся

смерти.

Большая часть теоретиков и практиков социальной работы оценивают дан-

ную теорию как бесчеловечную, и сегодня она почти повсеместно вытесняется

другими теориями (3,11).

2.Теория социальной активности. С точки зрения сторонников этой тео-

рии, в процессе старения люди теряют свои привычные социальные роли, в ре-

зультате чего у них возникает чувство собственной «ненужности» и ущемляет-

ся чувство собственного достоинства. Для поддержания и сохранения позитив-

ного самочувствия и самосознания пожилому человеку не следует отказываться

от активной жизни, наоборот, следует заняться новыми видами деятельности.

На адаптацию людей к старости во многом влияет число освоенных им соци-

альных ролей. Чем большим количеством социальных ролей овладевает чело-

век, тем легче ему перенести утрату некоторых из них.

3.Теория социальных меньшинств и субкультуры. Сторонники этой теории

придерживаются мнения о том, что старики – это одно из социальных мень-

шинств, чем и обусловлены их низкий социально-экономический статус, дис-

криминационные настроения и предубеждения в массовом сознании. Такое по-

ложение заставляет пожилых людей более чётко и жёстко очерчивать свои со-

циально- групповые границы и формируют собственную систему социальных

норм и ценностей, создавая особую «субкультуру старости» (2,3).

Эта теория достаточно популярна в современной практике социальной ра-

боты с пожилыми людьми. Её реализация связана с созданием специальных

мест компактного проживания пожилых людей, где есть всё необходимое для

комфортной и безопасной жизни (микрорайонов, посёлков, пансионатов и т.п.).

Однако, в подобном подходе есть серьёзная негативная возможность, состоя-

щая в том, что искусственно формируется замкнутая социальная среда, отчуж-

дающая пожилых людей от других возрастных групп, от жизни остального об-

щества.

4.Теория возрастной стратификации. С точки зрения сторонников этой

теории каждое поколение людей уникально, неповторимо и обладает присущим

только ему социальным опытом, который может и должен быть востребован и

использован в интересах всего общества (11).

Все перечисленные теории рассматривают различные стороны процесса

старения человека. Однако, было бы серьёзной ошибкой ограничиваться в

практике социальной работы с пожилыми людьми какой-либо одной из них.

Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в ус-

ловиях современного общества являются социальная поддержка и социальная

помощь. Социальная поддержка, при этом, направлена на создание условий и

возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом

социально-демографическом качестве.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

- совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пен-

сионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

- совершенствование системы пенсионного законодательства и системы

социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общест-

ва;

- обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их

возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав

со стороны работодателей;

- создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых

людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперати-

вы, общественные организации и союзы);

- адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых

супружеских пар;

- формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на

всех уровнях его организации.

Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно стать

обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и от-

ношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и

личностный потенциал.

Социальная помощь – это деятельность по полному или частичному реше-

нию ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими органи-

зациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются сле-

дующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

1. Социальное обслуживание, то есть, обеспечение пожилого человека всем

необходимым в денежной или натуральной форме, в виде конкретных услуг.

Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания

или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим ка-

кую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на

длительной или постоянной основе.

2. Социальные услуги, представляющие собой конкретизацию системы со-

циального обслуживания на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего,

пожилые люди нуждаются в таких социальных услугах как социально-

медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-

психологические (17.С.221).

И социальная поддержка, и социальная помощь пожилым людям реализу-

ются в социальной практике на таких основных уровнях, как макроуровень и

микроуровень социальной работы (31.С.113).

Макроуровень – это меры, принимаемые на уровне государства и общества

по отношению к пожилым людям как к одной из социальных общностей. Ос-

новными его элементами являются:

- формирование социальной политики с учётом интересов пожилых людей;

- разработка и реализация соответствующих социальных федеральных про-

грамм;

- формирование системы социально-экономической поддержки пожилых

людей;

- подготовка специалистов для работы с ними.

Микроуровень социальной работы с пожилыми людьми – это меры, при-

нимаемые конкретными лицами и структурами в отношении отдельного пожи-

лого человека с учётом его личных особенностей, социального окружения, воз-

можностей конкретного специалиста. Оба эти уровня постоянно взаимодейст-

вуют между собой в реальной социальной практике, дополняя, конкретизируя,

а, иногда, и компенсируя друг друга.

Грамотно и квалифицированно организованная социальная работа с такой

сложной категорией населения, как пожилые люди, предполагает соблюдение

ряда основополагающих принципов, таких как принцип государственных гаран-

тий, доступности социальных услуг и равных возможностей их получения,

личного согласия на получение социальной помощи, индивидуального подхода

к её организации, доверительности и конфиденциальности.

В настоящее время для общества и государства актуальной является задача

совершенствования и развития как системы организаций и учреждений, рабо-

тающих с пожилыми людьми, в том числе, и негосударственных, так и совер-шенствование направлений и способов деятельности уже существующих структур.

№ 21. Технологии социальной работы с лицами, склонными к употреблению алкоголя и наркотических средств.

Злоупотребление спиртным (бытовое пьянство) и алкоголизм не одно и то же. Бытовое пьянство выражается в чрезмерном употреблении спиртных напитков. Они могут употребляться систематически небольшими дозами или нерегулярно большими. При бытовом пьянстве нет тяги к алкоголю, а при алкоголизме есть. Это болезненное состояние, требующее наркологического лечения. Больной не может прекратить или регулировать прием алкоголя. Организм постоянно требует его. Эта болезнь приводит к деградации личности. Основные признаки хронического алкоголизма:

Наличие похмельного синдрома.

Наличие запоев.

Изменение толерантности к алкоголю

Деградация личности по алкогольному типу (лживость, склонность к воровству ради выпивки, ревность).

Наркомания – это зависимость человека от психоактивных веществ. Психическая зависимость – это развитие постоянной, непреодолимой потребности в психоактивных веществах. Т. о. Наркотики это психоактивные вещества, способные вызывать зависимость (наркотическую).

Лучшая борьба с алкоголизмом и наркоманией это профилактика. Она м. б. Первичной, вторичной, третичной. Первичная профилактика может включать в себя технологии:

Информационные технологии - телефонное консультирование:

а) телефон "горячей линии", задача которого - широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением, реабилитацией и социальной адаптацией зависимых людей;

б) телефон поддержки для зависимых от алкоголя и наркотиков и членов их семей. Эта служба действует в круглосуточном режиме, на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости;

в) телефон "доверия", отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают специалисты, профессиональные психологи.

Также можно назвать такой источник какInternet, который сегодня изобилует антинаркотической и антиалкогольной информацией. По интенсивности воздействия на психику Internet значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование информационного ресурса Internet просто необходимо.

Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики. На любой территории можно внедрить следующие способы:

· Технология "выдавливания" наркоманов из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается.

· Волонтерское движение. Достаточно специфическая технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низкого порога воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ.

· Технология "натравливания". Обладает высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности.

· Группы поддержки, или группы созависимых, - традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, - вторичной профилактики наркомании и алкоголизма во всем мире. Здесь применяется жизненный опыт родственников алкоголиков и наркоманах. Группы поддержки - это массовое движение. Психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества.

Также к технологиям профилактики алкоголизма и наркомании можно отнести образовательные технологии. К ним относятся:

· Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.

· Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов. Основная цель обучения родителей - научить их выстраивать свои отношения с детьми, избегая конфликтов. Освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней. Формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей.

· Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, действующих в образовательных учреждениях и центрах "Семья". Данный тип образовательных программ строится по принципу "тренинг тренеров". Здесь следует придерживаться специальных аспектов химической зависимости и ее профилактики.

· Обучение руководителей предприятий тактике административных мер по профилактике наркомании и алкоголизма в трудовых и творческих коллективах.

Образовательные программы для учащихся школ, ПТУ, лицеев, техникумов, студентов вузов. Программы профилактики наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами.

Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с негативными явлениями. Сюда можно отнести клубную работу, временное или частичное трудоустройство подростка.

№ 22. Технологии социальной работы с лицами,

Испытывающими насилие.

Необходимость осуществления неотложных мер по предотвращению и борьбе с насилием в семье обусловлена его возрастающими масштабами, которые угрожают самим основам существования общества.

Виды и формы деятельности, направленной на искоренение насилия, достаточно разнообразны вследствие сложности проблемы, к решению которой стоит подходить комплексно.

Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимы не только анализ причин и последствий домашнего насилия, но и активные практические действия по организации помощи пострадавшим от домашнего насилия. Важнейшими шагами в решении данной проблемы являются организация телефонов доверия, кризисных центров и убежищ с комплексом социальных услуг, приютов-стационаров для жертв насилия. Острые экономические затруднения дают право жертвам домашнего насилия обращаться за адресной или экстренной социальной помощью.

Поддержка жертв семейного насилия может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и мероприятиями по переподготовке или обучению их более востребованным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.

Все эти задачи, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса – правоохранительных органов, служб занятости, медицинских и образовательных учреждений и т. п.

Однако социальные работники должны не только иметь дело с последствиями семейного насилия, но и осуществлять профилактическую работу с населением в целом. Важно поднять проблему семейного насилия до уровня публичной дискуссии, показать людям возможности ее решения, подсказать им верные шаги – все это наравне с практической деятельностью по оказанию помощи жертвам насилия должно быть включено в план повседневной социальной работы. Необходимо не только помочь выйти из ситуации насилия в семье, важно изменить представление в обществе о том, что насилие в семье – это частное дело.

К наиболее распространенным учреждениям для работы с лицами, подвергшимися насилию, относятся кризисные центры, убежища (приюты), центры социально-психологической помощи населению, социальные гостиницы.

Особо следует отметить работу кризисных центров для женщин, оказывающих различные виды социальных, педагогических, психологических, юридических и иных услуг женщинам и детям, находящимся в опасном для физического и душевного здоровья состоянии. Они являются методической и информационной базой для всех учреждений социального обслуживания семьи и детей по организации работы в данном направлении.

В России в настоящее время работают несколько десятков государственных кризисных центров. Кроме того, действуют более 30 центров помощи женщинам, подвергшимся насилию. Они организованы неправительственными общественными организациями и осуществляют свою работу в тесном контакте с соответствующими государственными службами. Женщины получают поддержку в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах. Активную работу проводит Санкт-Петербургский кризисный центр д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: