Глава 2. Практическая часть




Содержание

  Введение  
  Бизнес планирование, его роль назначение Основные разделы - плана их краткая характеристика  
1.1 Назначение и виды бизнес – планов  
1.2 Цели и задачи бизнес – планирования  
1.3 Содержание бизнес плана  
  Практическая часть (вариант 10)  
2.1 Производственная программа предприятия  
2.2 Планирование затрат на производство и реализацию продукции  
2.3 Планирование внереализационных расходов  
2.4 Порядок формирования и распределения прибыли  
2.5 Расчет точки безубыточности  
2.6 Технико–экономические показатели предприятия  
  Заключение  
  Список литературы  

Введение

Бизнес-планирование представляет самостоятельный вид плановой деятельности, непосредственно связанной сс предпринимательством.
В рыночных условиях хозяйствования предпринимателю практически нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если он не будет планировать эффективно его развития, не способен аккумулировать информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

У каждой компании возникает насущная необходимость не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, а также финансовых ресурсах, но и иметь возможность предусмотреть внешние и внутренние источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Следовательно, бизнес-планирование является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности организации, фирмы, отдельного предпринимателя и в то же время необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед конкретной коммерческой организацией. Разработка бизнес-плана, безусловно, требует усилий, однако же бизнес план предлагает и немалые выгоды:

- во-первых побуждает менеджеров мыслить перспективно;

- обеспечивает базу для разработки и для принятия эффективных управленческих решений;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- позволяет снизить риски предпринимательской деятельности;

- ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;
- дает возможность предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

В связи со значимостью изучаемой проблемы, целью работы выступает исследование значения бизнес-плана и его содержания и структуры. Намеченная цель позволяет сформулировать основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть назначение и виды бизнес-планов;

- обобщить цели и задачи бизнес-планирования;

- выявить содержание и структуры бизнес плана;

- рассчитать основные показатели бизнес-плана условного предприятия;

- сформулировать основные выводы по проделанной работе.

Объектом исследования выступили экономические отношения, опосредующие процесс планирования в коммерческой организации, предметом – бизнес план, его содержание и структура. Методологической и теоретической базой выступили учебная литература, труды, публикации, статьи отечественных авторов, рассматривающие методологии разработки бизнес – планов.

Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы. Во введении рассмотрены актуальность исследования, цели и задачи работы. В теоретической главе обобщены понятие и значение бизнес-планирование, рассмотрены его основные составляющие. В практической главе на базе планируемого объема производства и продаж рассчитаны производственные затраты, цена, объем продаж, прибыли основные показателя деятельности условного предприятия. В заключение обобщены основные выводы по проведенной работе.

 

 

1 Бизнес планирование, его роль назначение
Основные разделы - плана их краткая характеристика

1.1Назначение и виды бизнес – планов

За последние годы в условиях рыночной экономики, в условиях, когда все больше развивается малое и среднее предпринимательство, широкое распространение получило бизнес-планирование.

Особенно актуальным становится умение предпринимателя планировать свою деятельность на краткосрочную и долгосрочную перспективу именно в рыночных условиях. При этом бизнес-план является одним из основных документов, постоянным рабочим инструментом, позволяющим формализовать процесс развития компании в комплексный документ, отражающий основные аспекты и направления функционирования кампании [21,66].

Бизнес-план – это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, котоая содержит полную и развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса инициатора проекта и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов в достижении социально-экономических целей бизнес-проектов.

Бизнес-план (business-plan) является достаточно подробным, четко структурированным, тщательно обоснованным, динамичным, перспективным планом развития определенного направления бизнеса, используемый для стратегического планирования, организации и координации работ по проекту, переговоров с кредиторами и инвесторами, привлечения участников проекта

В рыночной экономике бизнес-план выступает эффективным рабочим инструментом, который используется практически во всех сферах предпринимательской деятельности, — описывает процесс функционирования фирмы (предприятия, организации), показывает, каким образом спланировать деятельность (бизнес), чтобы решить тактические задачи и достичь в намеченные сроки основную стратегическую цель — получить (повысить) производительность работы

Разработка основных разделов бизнес-плана осуществляется на базе результатов исследований и разработок, цель которых – это выявление конкретной направленности функционирования фирмы на определенном рынке в сложившихся организационно экономических условиях.

По мнению многих экспертов, незаменимым и жизненно важным документом в коммерческих предприятиях является именно бизнес-план. Вопрос выбора методики предоставлен владельцам и управляющим бизнеса.

Многие из экспертов рассматривают бизнес-план как инструмент внутреннего планирования.

На наш взгляд, бизнес-план представляет собой письменный документ, который оформляется в форме стратегического плана создания и развития компании. В нем отражено текущее состояние, цель и задачи, стратегия их достижения, возможные потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании. Бизнес-план выступает основополагающим документом инвестиционного проекта, который представляется инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.

В первом случае бизнес-план выступает результатом сводного планирования деятельности компании, осуществляемое систематически, на регулярной основе. Во втором случае бизнес-план – это итог единовременного планирования, который осуществляется в рамках проекта для решения конкретной стратегической задачи [18,70].

Существенное значение для организации работ по выполнению бизнес-плана выступает его письменное оформление. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в таких условиях, когда рыночная ситуация меняется довольно быстро. Планирование деятельности организации с помощью бизнес-плана полезно для самого бизнеса в связи с тем, что бизнес- план направляет и побуждает менеджеров фирмы фундаментально изучить перспективы организации, конкретнее определить свои цели и пути их достижения, позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей, формализует обязанности и ответственность всех руководителей. При разработке бизнес-плана определяются показатели деятельности организации, необходимые для последующего контроля, что делает организацию более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций.

В зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие в практике планирования, выделяют ряд типов бизнес-планов [11,44]:

1) производственный или внутренний бизнес-план, который позволяет обосновать цели развития с позиций финансового, материального обеспечения, трудовых отношений и конъюнктуры рынка;

Бизнес-план для внутреннего использования это, прежде всего, рабочий документ, согласно которому менеджеры компании ориентируются в области принятия стратегических решений, которые непосредственно связаны с укреплением положения предприятия на рынке или с открытием новых направлений.

Бизнес-план для внутреннего использования является необходимым условием в том случае, когда компания планирует расширять или модернизировать производство, открывать новые направления деятельности, реструктурировать уже имеющийся бизнес, осваивать новые рынки или продукцию, принять участие в совместном предприятии.

2) инвестиционный бизнес-план, разрабатываемый в форме инструмента привлечения инвесторов. В нем в обязательном порядке должны быть учтены интересы кредиторов, возвратность кредита и уплата процентов за пользование им;

В рыночной экономике инвестиционный бизнес-план является рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих организаций. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемой рисковой рыночной деятельности. С большой долей уверенности можно сказать, что этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от этой деятельности еще до того, как в неё будут вкладываться средства.

В настоящее время общепринятой формой ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие, является представление бизнес-плана инвестиционного проекта.

Переход от традиционной для советской системы практики составления технико-экономических обоснований к составлению бизнес-планов начался с начала 1990-х гг., международные финансовые организации (Международный валютный фонд, Мировой банк) выделяли российским предпринимателям средства только при наличии обоснованных бизнес-планов [9,38].

3) бизнес-план антикризисного управления и финансового оздоровления компаний, которые находятся в состоянии кризиса;

Целями бизнес-плана фирмы, находящейся в кризисе, являются, на первом этапе – это восстановление платежеспособности предприятия (в краткосрочном плане), а затем, на следующем этапе, – в долгосрочном плане – обеспечение стабильной рентабельной работы с выходом предприятия на уверенно растущие денежные потоки.

4) бизнес-план реализации конкретных проектов. При этом проект представляет собой любое новшество технического или организационно-экономического характера, которое предназначено е для повышения эффективности деятельности на рынке.

Таким образом, бизнес – план – комплексный документ, отражающий основные аспекты и показатели деятельности предприятия, дающие полное объективное представление о бизнесе. Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития организации, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты.

 

1.2 Цели и задачи бизнес – планирования

Составление и выполнение бизнес-план предусматривает решение некоторых стратегических и тактических задач, а именно:

•организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния фирмы на момент разработки бизнес плана;

•выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности компании, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;

•формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период

Внешняя цель бизнес плана отражается в создании инструмента для коммуникации и привлечения инвестора или кредитора с целью привлечения финансовых ресурсов из внешних источников.

Хорошо разработанный бизнес-план дает возможность привлечь внимание инвестора и вызвать у него интерес к бизнесу за счет сообщения ему необходимой и правдивой информации, убедить инвестора вложить необходимые денежные средства в бизнес или оказать содействие в той или иной форме[10,304].

2. Внутренняя цель бизнес- планирования заключается в создании реальной плановой основы для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.

По нашему мнению, общая цель разработки бизнес-плана состоит в том, чтобы, с одной стороны, иметь четко и достаточно подробно разработанную перспективу развития вашего бизнеса, или конкретного предпринимательского проекта, а с другой — получить денежные средства у инвесторов или кредитов банка. Исходя из целей, можно сформулировать и общие задачи разработки бизнес-плана:

1) осуществить анализ и и дать оценку результатам деятельности предприятия, фирмы за определенный период, выявить отклонения от запланированного уровня и наметить и разработать меры по оптимизации мероприятий;

2) понять и оценить финансовые аспекты бизнеса компании, эффективность инвестиционного проекта и экономическую целесообразность его осуществления;

3) собрать важнейшую информацию о состоянии отрасли и рынка, оценить и выявить конкурентоспособность намечаемого к производству товара, работы или предлагаемой услуги.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

· во-первых, определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место организации на этих рынках;

· дает возможность формулировки долговременных и краткосрочных целей организации, стратегии и тактики их достижения, определение лиц, ответственных за реализацию стратегии;

· помогает осуществить выбор состава и определения показателей товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· позволяет выявить соответствие изменения кадрового состава организации ее потребностям, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

· предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана заключаются в краткости т.е. в бизнес-плане изложение информации должно быть только самого главного по каждому разделу плана; доступности в изучении, анализе и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела[5,81].

При составлении бизнес-плана необходимо также учитывать, что информация, отраженная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Однако при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее.

Разработчик комплексного бизнес-плана развития организации должен создать такие процедуры и такую политику, которые выразят организацию как систему, а само перспективное планирование как процесс, с помощью которого эта система приспосабливает свои ресурсы к динамическим условиям внешней и внутренней среды. Бизнес-план может разрабатываться как для организации уже работающего на рынке, так и для составления инвестиционного проекта.

 

 

1.3 Содержание бизнес плана

 

В настоящее время состав, содержание и структура бизнес-плана не регламентирована законодательством. В связи с этим каждая организация может разрабатывать собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований. Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.

Иностранные инвесторы требуют предоставлять расчеты с помощью лицензированных ЮНИДО пакетов – COMFAR, PROPSPIN. Эти методики являются универсальными. С их помощью создаются бизнес-планы и осуществляется оценка финансовой и экономической эффективности проекта. Для российской практики можно использовать шаблон бизнес-плана, описанный в положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов [14,34].

Не зависимо от способа составления бизнес плана, для его разработки требуется следующая информация: идея и цель нового проекта; объем потенциального спроса; оценка производственных возможностей для реализации проекта; оценка управленческой команды.

Обязательными элементами бизнес-плана являются такие как, оценка конкурентоспособности предприятия; стратегия маркетинга, включая ценовую политику и оценку спроса; объем реализации (прогноз на 3–5 лет и более); показатели финансовой деятельности проекта (прогноз); предложения потенциальному инвестору.

Структура бизнес-плана раскрывает почти все возможные вопросы, связанные с будущей деятельностью, и включает в себя несколько обязательных разделов.

Во первых, обязательным элементом бизнес – плана выступает титульный лист и оглавление, состоящий из заголовка плана, даты его создания, указания лица, подготовившего бизнес-план, полного названия и адреса фирмы и того, для кого он был подготовлен.

Резюме является одной из самых главных частей плана. Оно пишется после его окончательной разработки, но при этом обязательно размещается в начале бизнес- плана после титульного листа. Резюме выступает самостоятельным документом, который содержит основные положения всего бизнес-плана в краткой и ясной форме. Объем резюме не должен превышать 2 печатных листов, при этом резюме должно отвечать на основные вопросы инвестора.

Образно, резюме можно разделить на три условных части: 1)введение, в котором отражается основная суть и цель проекта; 2)краткое описание важных частей проекта; 3)заключение, которое раскрывает основные действия предприятия для достижения намеченных целей и факторы, этому способствующие [16,72].

Производственный план состоит из характеристики и описания технологий производственного процесса, используемого сырья и оборудования. В данном разделе должны найти отражение расчеты производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

План маркетинга – это сведения о маркетинговой стратегии, целевой аудитории, на которую ориентируется фирма, ценовой политике, системе дистрибуции и предлагаемых интегрированных маркетинговых коммуникациях. Информация данного раздела призвана убедить в существовании рынка сбыта для продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов и конечных потребителей. Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.

В организационном плане отражается роль каждого ее члена и привлекаемых организацией работников. В частности, в данном разделе рекомендуется отразить:.описание организационной структуры управления (описание функций, обязанностей) и состав подразделений; подробные данные о руководителях предприятия и наиболее крупных акционерах и их вклад в реализацию проекта (участие в распределении прибыли);.состав команды разработчиков и управления проектом; условия труда, оплаты и методы стимулирования; организация повышения квалификации (обучения персонала); система контроля; предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия; описание привлекаемых организаций для реализаций проекта и их квалификация.

Финансовый план состоит из баланса предприятия, расчет будущих прибылей и убытков, а также срока окупаемости, рентабельности и предела безубыточности.

Финансовый план один из важнейших разделов бизнес- плана, так как является главным критерием принятия решения о реализации инвестиционного проекта. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности. Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов [17,164].

Настоящий раздел должен включать следующие финансовые отчеты и прогнозные отчеты:. затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга); расчет налоговых платежей; другие поступления и выплаты;.прогноз доходов и расходов; прогноз движения денежных средств;.прогнозный баланс; оценку финансовой эффективности инвестиционного проекта.

В разделе, анализирующие риски выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и возможности достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и их конкретные причины.

При описании рисков желательно предусмотреть перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форсмажорных и прочих негативных факторов. Одновременно в разделе прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них [17,169].

Определение, расчет и анализ факторов риска -одна из главных частей инвестиционного проектирования. Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности.

Основные методы анализа рисков включают в себя качественный и количественный анализ рисков. Качественный анализ заключается в описании возможных рисков и определении средств минимизации их негативного влияния на проект, в том числе посредством страхования.

Количественная оценка осуществляется путем анализа чувствительности основных показателей эффективности к изменению ряда критических входных факторов.

Таким образом, с учетом конкретной цели разработки бизнес-плана определяется его содержание, структура, объем и уровень детализации экономических и финансовых расчетов. типовая структура бизнес-плана должна включать следующие разделы: титульный лист; резюме; описание продукции; план маркетинга; план производства; организационный и финансовые планы; анализ рисков.

Глава 2. Практическая часть

Вариант 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: