Методы изучения края (литературный, картографический, статистический, полевых исследований и наблюдений).




Литературный метод изучения используется для получения предварительных сведений об изучаемой территории. К источникам информации по краеведению относятся разнообразные книги, материалы периодической печати (газеты, журналы), архивные и музейные документы.

 

Картографический метод направлен на выяснение пространственного размещения природных, социально-хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории.

Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты и картосхемы изучаемой местности. На картографической схеме наносят результаты исследований.

 

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении климата, населения и хозяйства края. можно представить в виде линейного графика или столбиковой диаграммы. Графические материалы наиболее полно отражают изменения, происходящие в жизни края, показывают динамику экономико-географических явлений. Этот метод основан на отборе и анализе количественных показателей колхозов (совхозов, фермерских хозяйств, промышленных предприятий, учреждений и ведомств с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

 

При организации полевых исследований и наблюдений необходимо прежде всего определить границы территории, которая будет изучаться, затем выделить основные объекты и рассчитать время на их исследование и, главное, составить примерный план изучения природных и хозяйственных объектов.

Краеведческие исследования начинают с изучения природных условий, которые должны осуществляться ландшафтными метода ми.

Наряду с природой в содержание краеведческой работы входит изучение населения, хозяйства, истории хозяйственного освоения территории, взаимоотношения между природой и человеком.


 

 

8. Изучение природы своего края. Составление типовых программ изучения рельефа, климата, вод, почв.

Изучение природы своего края (своей местности) целесообразно проводить по следующей общей схеме:

1.Физико-географическое положение, размеры территории, границы.

2.Геологическое строение и полезные ископаемые.

3.Рельеф, факторы рельефообразования.

4.Климат. Климатические ресурсы.

5.Внутренние воды: реки, озера, подземные воды. Охрана вод.

6.Почвы и их свойства. Земельные ресурсы. Охрана почв.

7.Растительность и флора. Растительность леса, луга болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана растительности.

8.Животный мир леса, луга, болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана животного мира.

9.Характеристика ПТК, использование их и охрана. Особо охраняемые территории и объекты края. Экологические проблемы края.

 

Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории.

 

Геологическое строение, полезные ископаемые.

1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.

2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.

3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).

4. Полезные ископаемые (в коренных породах и в четвертичной толщине) и их хозяйственное использование.

 

Климат.

1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.

2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.

3.Характеристика времён года.

4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.

5.Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

 

Воды.

Назвать реки, источники, находящиеся вблизи в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло.

· Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.

· Описать источник или колодец: определить дебет в разные сезоны года.

· Выяснить, какие типы озер имеются в области.

· Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.

· Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.

· Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.

· Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.

· Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.

· Вести наблюдения за сроками замерзания и вскрытия водоема.

· Определить мощность льда по гидрометрическим створам.

· Выполнить съемку плана озера (пруда) и измерить глубину с целью составления карты глубин.

· Изучить прибрежную и водную растительность, способ и скорость зарастания (путем образования сплавины или нарастания прибрежной растительности).

· Выяснить, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, совхозах, лесах, болотах и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?

· Выяснить, как очищают в своем городе сточную воду, отводимую промышленными предприятиями или коммунальным хозяйством города или районного центра в реки и озера.

 

Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории своей области в связи с условиями почвообразования.

· Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.

· Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.

· Составить характеристику земельных угодий: полей и садов, лугов и пастбищ ближайшего к школе колхоза или совхоза. Указать, какие мероприятия проводятся по их улучшению (известкование почвы, очистка от валунов, освоение залежей, осушение болот и т.д.).

· Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.


9. Изучение природы своего края. Составление типовых программ растительности и животного мира.

Изучение природы своего края (своей местности) целесообразно проводить по следующей общей схеме:

5.Физико-географическое положение, размеры территории, границы.

6.Геологическое строение и полезные ископаемые.

7.Рельеф, факторы рельефообразования.

8.Климат. Климатические ресурсы.

10.Внутренние воды: реки, озера, подземные воды. Охрана вод.

11.Почвы и их свойства. Земельные ресурсы. Охрана почв.

12.Растительность и флора. Растительность леса, луга болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана растительности.

13.Животный мир леса, луга, болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана животного мира.

14.Характеристика ПТК, использование их и охрана. Особо охраняемые территории и объекты края. Экологические проблемы края.

 

 

Растительность. Описать природную растительность в пределах своего города, села, школы, дома. Выявить типы растительности, распространенные в своей местности. Рассмотреть культурные пласты земли своей местности, какими видами составлены парковые насаждения, какими растениями проводится озеленение улиц. Определить, какие особенности данных растений делают их наиболее пригодными для озеленения улиц.

· Описать растения геоботанической площадки.

· Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?

 

Животный мир. Выяснить, какие дикие животные водятся в области, в районе.

· Познакомиться с лесами, лугами, водоемами и другими типами местообитания и выявить влияние ландшафта на животных.

· Провести по возможности количественный учет млекопитающих по типам местообитания.

· Провести наблюдения за приспособленностью животных к среде обитания.

· Изучить суточные и сезонные явления в жизни отдельных животных.

· Какие меры принимаются по охране животных? Какие созданы заповедники, заказники и национальные парки на территории своей области?

· Принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц. Записать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты). Перечислить виды зверей и птиц, на которых охота запрещена. Указать запрещенные снасти и сроки рыбной ловли.

· Выявить влияние животных на ландшафт.


10. Особо охраняемые природные территории и объекты. Красная книга Республики Беларусь. Фенологические наблюдения. Составление программ изучения территории и объектов.

В зависимости от функционального назначения и режима охраны выделяют четыре группы особо охраняемых территорий и объектов: заповедно-эталонные (заповедники и резерваты с заповедным режимом природопользования); ресурсозащитные (заказники, почвозащитные и водоохранные леса); объектозащитные (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог); средозащитные (зеленые зоны вокруг населенных пунктов, курортные зоны, природные и национальные парки и др.); рекреационные (участки суши или водной поверхности, предназначенные для отдыха населения, восстановления здоровья, территории туристских маршрутов).

ООПТ:

- 1 национальный парк – Беловежская пуща

- 19 республиканских заказников, из которых 5 ландшафтных, 2 гидрологических, 12 биологических

- 28 местных заказников

- 34 республиканских памятника природы

- 36 местных памятника природы

Красная книга Республики Беларусь представляет собой издание, содержащее список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов (в том числе подвидов) диких животных и дикорастущих растений.

Красная книга Республики Беларусь содержит сведения о состоянии вида, характере и степени угрозы его существованию. Одна из задач Красной книги - обеспечить доступ к информации о тех видах, которые подвергаются наиболее высокому риску исчезновения. Особый правовой статус редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира определяется законодательством Республики Беларусь.

Среди наблюдений в природе наибольшее значение имеют фенологические. В зависимости от объекта наблюдения выделяют фенологию неживой (метеорологические, гидрологические) и живой (растения, животные) природы. Для наблюдений выбирается один или несколько типичных участков в лесах, на лугах, болотах, сельскохозяйственных угодьях. Дается краткое описание географического положения, рельефа, гидрологических условий каждого участка. Наблюдать следует не за отдельными деревьями, кустарниками, а за популяцией в целом. На фоне развития живой природы можно выделить отдельные периоды или фазы. Так, у деревьев – фазы сокодвижения, созревания плодов или семян, у млекопитающих – линька, появление потомства, у птиц – миграции, кладка яиц, линька и т.д. Однако растения и животные не сразу вступают в ту или иную фазу своего развития, а проходят три стадии. Начало фазы отмечается днем, когда она наблюдается лишь у отдельных экземпляров, особей; разгар фазы – при массовом ее наступлении (массовый прилет птиц, массовое цветение ольхи, мать-и-мачехи); конец фазы – при завершении явления (отцветание, конец листопада, конец осенней линьки).

Наблюдения за животными представляют большую трудность из-за их подвижности и перемещения с места на место. Часто для определения той или другой фенофазы приходится пользоваться косвенными признаками (учет повадок, следов, голосов и т.д.). Более доступны наблюдения за птицами и насекомыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: