Общая характеристика памятников и памятных мест культуры, науки и искусства.




Памятники: письменные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и культуры.

Письменные: документальные (законодательные материалы, инвентари, криминалистика, акты, своды и т.д.) повествовательные (летописи, мемуары, печать)/ На территории Беларуси учтено свыше 17,5 тыс. памятников истории и культуры, из числа которых 4684 объекта наследия включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Мирский замок и Несвижский дворцово-парковый ансамбль, геодезические пункты Дуги Струве включены в Список объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее ценными архитектурными памятниками являются шедевры древних школ зодчества ХI-ХII вв. (Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске), средневековые памятники военно-оборонительной архитектуры (Каменецкая башня, замки в Новогрудке, Гродно, Лиде, Крево, дворцово-замковые комплексы в Мире, Несвиже, Гольшанах), уникальные храмы оборонительного типа (Сынковичи, Мурованка, Камаи), богатое наследие барокко (Гродно, Пинск, Несвиж, Слоним, Минск), классицизма (дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, дворцы в Коссово, Ружанах).

 

21. Типология памятников архитектуры и градостроительства. В культурном наследии Беларуси выдающееся место принадлежит памятникам архитектуры. К ним относятся произведения строительного искусства – отдельные сооружения, группы зданий, градостроительные комплексы, парковые, мемориальные ансамбли, остатки древних сооружений и старой планировки городов. Архитектурные памятники наиболее ярко отражают социальную сущность, экономический уклад, общественную идеологию и эстетические идеалы эпохи. О единстве древнерусской культуры свидетельствуют немногие сохранившиеся на белорусской земле архитектурные памятники того времени. В эпоху Древней Руси на территории Беларуси сложились местные архитектурные школы – полоцкая и гродненская со своими самобытными чертами и традициями. В стиле древнерусского зодчества был воздвигнут первый монументальный храм на западных землях Руси – Софийский собор в Полоцке (1044-1066). Собор по многим архитектурным чертам сходен с Киевской Софией, но вместе с тем уже в этом памятнике проявились черты, свойственные местной архитектурной школе. Первоначальный архитектурный облик памятника изучается по древнейшим фрагментам, уцелевшим после его реконструкции в 18в., в результате которой здание приобрело вид двухбашенной униатской церкви в стиле барокко. Спасская церковь Ефросиньевского монастыря в Полоцке, построенная зодчим Иоаном, является вершиной архитектурного искусства полоцкой земли. Это единственный памятник 12в на Беларуси, сохранившийся почти в первозданном виде. Оригинальной декоративной отделкой фасадов отличались постройки мастеров гродненской архитектурной школы. В архитектурном убранстве Нижней (первая половина 12в.) и Борисоглебской (Кололжской) (12в.) церквей в Гродно использованы валунные камни с естественной и отшлифованной поверхностью и многоцветные майоликовые плитки. В стены и своды здания вмурованы керамические сосуды-резонаторы, улучшающие акустику. Сохранились руины уникального памятника 12в. – Благовещенской церкви в Витебске. Известны также недостроенный минский храм конца 11в., храмы Борисоглебского монастыря в Бельчицах, возведенные полоцким зодчим Иоанном, Нижня церковь в Гродно второй четверти 12в., храмы в Волковыске и Турове. Развитие оборонного зодчества в эпоху средневековья обусловливалось необходимостью защиты. Начиная со второй половины 13в. в Беларуси строились замки с одиночными башнями-донжонами. Башни оборонного типа имелись в Бресте, Турове, Полоцке, Гродно, Новогрудке. До наших дней сохранился единственный памятник подобного типа – Каменецкая башня. Замки общегосударственного значения были возведены в 13-15вв. в Новогрудке, Гродно, Лиде, Крево.

Частновладельческие замки 15-18вв. постепенно утрачивают функции оборонных сооружений и превращаются в дворцово-замковые комплексы. Выдающееся произведение 16-первой половины 17в. – замок в Мире Гродненской области. Центром историко-архитектурного заповедника в Несвиже является замок 16-18вв. Это родоначальник нового, бастионного типа укреплений.

Крупные замки были построены в Гераненах, Любче, Гольшанах, Смолянах и др. В феодальную эпоху на Беларуси сооружались храмы оборонного типа, характерной особенностью которых было сочетание функции культового и оборонного сооружения. Подобные храмы были созданы в Сынковичах, Маломожейкове. Элементы оборонного зодчества свойственны костелам в Ишкольди, Комаях. С развитием городского самоуправления во многих городах вводились оригинальные памятники гражданской архитектуры – ратуши. Древнейшая из них построена в 16в. в Несвиже. В помещении Витебской ратуши ныне расположен краеведческий музей. Со второй половины 17в. в белорусской архитектуре развивается стиль барокко. Его особенности выразительно отражены в архитектуре Николаевской церкви в Могилеве. В Гродно, Пинске, Полоцке, Слониме, Жировичах сохранились памятники развитого и позднего барокко. Следующий этап в развитии белорусской архитектуры – классицизм. Первые черты нового направления появились в памятниках дворцового строительства – магнатские резиденции в Щорсах, Щучине и др. Выдающимся памятником эпохи классицизма является дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, строившийся на протяжении 18-19вв. В стиле классицизма возводились культовые сооружения – Иосифовский собор в Могилеве, собор Петра и Павла в Гомеле. В истории белорусской архитектуры советского времени выделяется два периода: первый с 1917 по 1941г., второй – с 1944 по настоящее время. В 1928-1933гг. были построены первые общественные здания столицы – Гсбанк, комплекс зданий БГУ, библиотека им. Ленина, главный корпус с/х академии в Горках и др.

К лучшим памятникам относятся крупнейшие общественные здания: Дом правительства, Дом Красной Армии, Белорусский театр оперы и балета, Дом Советов в Могилеве и др. В довоенный период были разработаны и начали осуществляться генеральные планы застройки Гомеля, Витебска, Бобруйска, Полоцка и других городов. Война нанесла огромный ущерб народному хозяйству, было сожжено и разрушено множество городов. За короткий срок (1944-1955) они были отстроены, а также построены новые здания различного назначения. В последнее время в архитектурном облике белорусских городов и других населенных пунктов происходят коренные изменения. Используются современные конструкции и материалы. Ведется поиск новых эстетических критериев и выразительных архитектурных форм.

 

22. Памятники культовой архитектуры. К памятникам культовой архитектуры относятся сооружения, носящие религиозный характер. Это разного рода церкви, монастыри, костелы. Их наличие на территории государства позволяет определить вероисповедание нации, преобладание той или иной религии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1056г. в связи с широкими политическими планами полоцких князей. О первоначальном виде собора имеются противоречивые сведения. В одних источниках он указан как семиглавый, в других – как пятиглавый. В 18в. памятник был полностью видоизменен: главы исчезли, появились две башни на главном фасаде. Храм был превращен в униатскую базилику. Следующим по значительности культовым сооружением является собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156г. зодчим Иоаном. Он представляет собой 6-тистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества 12в.: небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми художественными средствами, фресковая роспись в интерьере.

Борисоглебская, или Каложская, церковь – замечательный образец древнерусского зодчества второй половины 12в. Композиция здания, его конструкции и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина 12в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурной школы, широко использующей местные строительные материалы, керамику и элементы народного прикладного искусства. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью. Ее главы и своды исчезли давно, а южная стена и часть западной обрушились в реку в результате оползня в 1853г. Наиболее вероятным временем строительства храма оборонного типа в Сынковичах можно считать конец 15 – начало 16в. Массивные стены башни и помещения под сводами с бойницами сближают его с архитектурой небольшого замка. Маломожейковская церковь – выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины 16в. Конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры 16в. Маломожейковская церковь во второй половине 19в. и в начале 20в. подверглась перестройке.

В Ишкольди сохранился уникальный памятник каменного культового зодчества – Троицкий костел (1472г.). Еще одним культовым сооружением, свидетельствующим о наличии католичества на территории Беларуси является Фарный (Большой иезуитский) костел в Несвиже. Это архитектурный памятник раннего барокко. Он был построен Яном Марией Бернардони в 1584-1593гг. Прототипом его является храм Иль Джезу, сооруженный в Риме. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826г.) и садом.

Еще одно культовое сооружение в Беларуси – Преображенская церковь в Заславле, построенная в середине 16в., к которой позднее, в 17в., была пристроена башня. В 1619г. в Могилеве была возведена Николаевская церковь. Она размещена в стороне от центра города. Ее архитектура сходна с другим памятником Могилева – Богоявленским собором, разрушенным во время ВОВ. В 1613г. в Жировицах был заложен Успенский собор, строительство которого было завершено в 1650г. Монументальная постройка в стиле барокко, двухбашенная по фасаду, была позднее перестроена и в первой половине 19в. приобрела современный облик. С юга к собору примыкает зимняя церковь, с севера – переход в монастырский корпус. Успенский собор возглавляет архитектурный комплекс монастыря и виден за много километров. В монастырский комплекс, кроме собора, входят церкви Богоявленская, Крестовоздвиженская, колокольня, здание бывшей семинарии, жилой корпус, хозяйственные постройки, сад, пруд, обнесенные частично каменной оградой. Богоявленская церковь построена в 1769г. Она представляет собой безбашенную церковь – каплицу. Крестовоздвиженская церковь располагается на холме за Богоявленской. Построена она в том же году в стиле барокко. Архитектура храма и роспись имитировали паломничество в Иерусалим. Позднее в культовой архитектуре появляются светские черты. Такими сооружениями являются Славгородская церковь (1791-1793гг.) и церковь в Стрешине (1807г.). При строительстве этих церквей использовались приемы, типичные для гражданского строительства.

Огромное впечатление производит храм-памятник в Лесной, посвященный 200-летию разгрома шведского корпуса генерала Левенгаупта в Северной войне (1708г.). Храм построен архитектором Гогеном в 1908-1912гг. В 1958г. храм стал музеем битвы при Лесной.

 

23. Памятные места захоронений жертв репрессий и террора. Кладбища. Закладной камень памятника жертвам репрессий 1937 - 1941 гг., г. Минск, урочище Куропаты (в конце аллеи, на возвышенности)

Крест в память о жертвах репрессий 1920 - 1980-х гг., г. Копыль Минской обл., пл. Ленина

Крест на месте массовых расстрелов и захоронения жертв тоталитарного режима, г. Могилев, пр-т Димитрова

Крест памяти жертв репрессий на месте расстрела литовского полковника Петраускаса, г. Червень Минской обл. Крест погибшим от рук НКВД белорусским археологам С. Дубинскому, А. Лявданскому и А. Кавалене, г. Минск, урочище Куропаты. Крыж пакуты (Крест мученичества) на месте массовых расстрелов 1930-х гг. и 1941 г., г. Червень Минской обл., урочище Цагельня. Мемориальная композиция в деревне Красная Слобода, дер. Красная Слобода Солигорского р-на Минской обл.

Памятник жертвам ГУЛАГа, г. Борисов. Еврейское кладбище

Памятник жертвам репрессий 1930 - 1940-х гг., г. Червень, урочище Загорье. Памятник жертвам репрессий 1937 - 1941 гг., г. Минск, урочище Куропаты. Памятник жителям Бобруйска - жертвам политических репрессий, г. Бобруйск Могилевской обл., пл. Победы. Памятник жителям Бреста и Брестского района - жертвам политических репрессий, г. Брест, ул. Московская, Тришинское кладбище. Памятник замученным и расстрелянным в Вилейской тюрьме, г. Вилейка Минской обл., Новое кладбище.

Памятный знак жертвам массовых репрессий, г. Минск, у входа в урочище Куропаты (микрорайон Зеленый луг- 6, Логойское шоссе)

Памятный знак на месте расстрелов в 1920 - 1930-е гг., г. Минск, пр-т Ф. Скарина, парк Челюскинцев. Памятный знак полякам - жителям Беларуси, расстрелянным в Куропатах, г. Минск, урочище Куропаты. Памятный знак поэту Цишке Гартному (Жилуновичу Дмитрию Федоровичу), г. Могилев, ул. Надточеева. Памятный крест жертвам Минского Шоссе Смерти, г. Червень Минской обл. Памятный крест на месте гибели узников Пинской тюрьмы, дер. Городище Пинского р-на Брестской обл. Памятный крест на месте массовых расстрелов 1919 - 1940 гг., г. Гомель, 9-й км Черниговского шоссе. Памятный крест участникам антисоветского Слуцкого восстания 1920 г., дер. Грозов Копыльского р-на Минской обл. Часовенка в память о расстрелянных на Минском Шоссе Смерти, г. Червень Минской обл. (0,5 км по шоссе на дер. Дуброва, справа от шоссе)

 

24. Археология в краеведении. Объект изучения археологии – вещественные памятники прошлого. Памятники материальной культуры разнообразны и охватывают весь хронологический диапазон человеческой истории. Они реконструируют исторический процесс в целом в различных его проявлениях. Особую ценность памятники представляют для изучения развития производства, успехов в совершенствовании орудий труда, технологии их изготовления и способов употребления. Археологический источник обладает свойством объективно отражать историческое прошлое. Не только материальная деятельность, но и духовные начала человеческой жизни, сложные явления общественных отношений, этнические процессы запечатлелись в археологическом памятнике. Для Беларуси ценность археологического материала приобретает особое значение в силу того, что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно – в основном в эпоху Древнерусского государства.

Особое значение приобретают массовое изучение археологических памятников, накопление разнородного материала, его количественные характеристики. Историческое прошлое может быть реконструировано на базе одних только археологических источников. Это прежде всего относится к так называемому дописьменному периоду истории, охватывающему несколько десятков тысяч лет. Для археологических источников нет недоступных исторических периодов, как бы далеко от наших дней они не находились. Но не только дописьменный период является объектом археологического изучения. Более близкие к нашим дням эпохи вследствие недостаточности письменных источников также с успехом изучаются по материальным остаткам. Большой интерес представляет история отдельных населенных пунктов, древних городов. История любого населенного пункта начинается с указания времени его возникновения. Однако летописи не содержат сведений о дате его основания. Поэтому обычно существование города связывают с датой первого упоминания о нем в летописи. Однако первые упоминания не означают, что этим временем может быть датировано и их возникновение. Археологические источники являются единственными, рассказывающими о начальной истории тех поселений, которые вообще не упомянуты летописями.

На территории Беларуси зарегистрировано около 6 тыс. крупных археологических памятников, которые представлены различными категориями. Важнейшим типом являются поселения и жилища, которые прошли долгий путь развития от примитивных стоянок до современных супергородов. Среди древних поселений выделяют две группы: неукрепленные (открытые) – стоянки и стойбища каменного и бронзового веков; и укрепленные – городища, которые появляются в период распада первобытнообщинного строя, который совпадает на территории Беларуси с железным веком.

С возникновением классового общества появляются города, феодальные замки, пограничные крепости, которые также относятся к укрепленным поселениям. В отличие от городищ они представляют собой сложные поселения, которые состояли из нескольких частей. Города например - из укрепленного детинца (военный, политический, административный, религиозный центр), ремесленно-торговых посадов.

Очень важным элементом являются жилища. Для древних построек характерны землянки, полуземлянки и наземные сооружения.

Особую категорию составляют погребения. По внешним признакам они делятся на курганные и грунтовые. Имеются также мегалитические, смешанные и др. По обряду захоронения различают могилы с трупоположением (ингумацией) и трупосожжением (кремацией). Вещи, которые клали в захоронения, дают представление о материальной культуре народов. Основываясь на различиях в обрядах захоронения, характере сопутствующих вещей, археологи устанавливают ареалы распространения культур и этнических групп.

На территории Беларуси очень распространены курганы, древнейшие из которых датируются III и II тыс. до н.э. В курганах может содержаться как одно, так и несколько захоронений. Имеются каменные курганы. В бронзовом веке появляются и бескурганные захоронения. Особенно они характерны для железного века Беларуси. Преимущественно распространено было трупосожжение.

Важную группу составляют остатки древних производств – шахт, мастерских и др. Археологическими памятниками являются и остатки культовых сооружений. Объектом археологического изучения могут быть остатки древних каналов и дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей, каменные изваяния, наскальные изображения, древни оборонительные сооружения: валы, рвы, крепостные стены и башни. Особый интерес представляют предметы, связанные с производством – орудия труда.

 

25. Этнография в краеведении. Этнография в краеведении играет значительную роль. Это традиционная народная культура: материальная и духовная. Методика этнографически-краеведческих исследований делится на экспедиционнуя и камеральную работу. Основные этнографические публикации: серия “Беларуская народная творчасць”, энциклопедия “Этнаграфія Беларусі” и др. Формирование белорусского этноса и становление белорусской народности. Основные этнические славянские группы на территории Беларуси (кривичи, дреговичи, радимичи). Современный этнический и национальный состав населения. Основные занятия белорусов. Народные ремесла и жильё. Национальный костюм белорусов. Характеристика локальных строев традиционного текстиля. Верования и конфессии на территории Беларуси. Памятник культовой архитектуры, их разнообразие и историко-культурная ценность.

26. Вспомогательные исторические дисциплины в изучении истории родного края. Палеография. Печати с надписями. “Борисовы камни”. Берестяные грамоты. Туровское евангелие XI в.- древнейший памятник письменности на территории Беларуси. 3 основных типа письма в истории белорусской кириллической графики. Ф.Скорина и книгопечатная традиция в Беларуси. Топонимика. Гидронимика, микротопонимика, урбонимика.

Нумизматика, геральдика, сфрагистика. Специалисты в области вспомогательных исторических дисциплин: В.Рябцевич, А.Цитов.

 

27. Роль архивов, музеев в изучении истории края. Роль архивов в сборе, хранении, публикации документальных материалов. При канцелярии ВКЛ – “Метрика” ВКЛ (“Литовская Метрика”). Архивы магнатов, шляхты, городской администрации, организаций и учреждений. II половина XIX-начало ХХ в. – Виленский центральный архив древних актов. Государственные архивы (Национальный архив Республики Беларусь, Национальный исторический архив Беларуси, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов РБ, Государственный архив Гомельской области, Государственный архив общественных объединений Гомельской области, Государственный зональный архив в г. Мозыре и др.). Ведомственные архивы (архив НАН РБ, архив КГБ, архив Управления внутренних дел Гомельской области и др.). Частные архивы. Материалы по истории Беларуси в зарубежных архивах: Россия (Российский государственный архив древних актов, Государственный архив Российской Федерации), Литва (Центральный государственный архив Литвы). Крупные комплексы документов по истории Беларуси в архивохранилищах Польши, Германии, США. Музеи как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения по комплектованию, учету, хранению, изучению и популяризации памятников истории и культуры. Роль музеев в пропаганде исторического и духовного наследия Беларуси. Типы музеев: по форме собственности (государственные, общественные, частные), по профилю (исторические, состоящие из археологических, этнографических, военно-исторических, народной славы и т.д.; литературных, художественных и др.). Комплексный профиль краеведческих музеев. Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, музей Брестская крепость-герой, Археологические музеи, Ветковский музей народного творчества, Наровлянский этнографический музей и др.

 

28. Краеведческая работа в школе: краеведческий кружок. Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены. Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Значителен вклад и методистов историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включиться студенту и молодому учителю в научную работу. Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо-поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необременительная. Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение представляет такие возможности довольно широко. Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы, большей частью специализированные, посвященные какому-то роду войск или какой-то определенной тематике. При создании таких музеев учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным. Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях. На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

29. Краеведческая работа в школе: краеведческая экскурсия. Задача экскурсии — выработать у учащихся умение наблюдать природу: делать зарисовки, описывать увиденное в природе, собирать коллекции. В ходе экскурсий особое внимание учащиеся должны обратить на установление взаимосвязей различных явлений и процессов, происходящих в природе и в общественной жизни. Предварительно учитель изучает выбранный исторический или географический объект, намечает места остановок для ведения наблюдений и выполнения практических работ на местности.

Прежде чем отправиться на экскурсию, учитель должен проверить готовность каждого участника похода: все ли учащиеся явились, что уложено в рюкзак и правильно ли он подогнан. На экскурсии нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно больше наблюдали, сами делали соответствующие обобщения и выводы, проявляли активность и самостоятельность. В этом — главное отличие экскурсии от урока. Во время экскурсий и однодневных походов решается задача всесторонней подготовки учащихся к будущим многодневным походам.

 

30. Краеведческая работа в школе: организация и деятельность школьного краеведческого музея. Краеведческий музей является итогом многолетней творческой работы двух коллективов-энтузиастов: с одной стороны — учителей, а с другой — учащихся, занимающихся краеведческой исследовательской работой. Музей — это строго систематизированное научное расположение экспонатов. Создание школьного краеведческого музея можно вести двумя путями. 1.Прибегнуть не только к методической, но и к материальной помощи местного краеведческого музея либо научно-исследовательского учреждения. 2. Создать материальную базу музея целиком собственными силами. Второй путь создания музея можно считать наиболее приемлемым для большинства школ, так как существующие музеи не в состоянии снабдить школы необходимым материалом. Ответственными лицами в музее являются директор музея, его заместитель и секретарь. При создании школьного краеведческого музея были поставлены следующие задачи: во-первых, сохранить материал, собранный в походах и экскурсиях, археологических раскопках и экспедициях; во-вторых, познакомить учащихся с родным краем посредством фотомонтажей, кинофильмов, карт, альбомов, схем, походных газет, коллекций полезных ископаемых; в-третьих, экспонаты музея использовать на уроках, как наглядный материал о родном крае. Комплектование фондов — наиболее ответственный участок работы, так как он носит научно-исследовательский характер; Основной документ музея — «Книга учета материальных ценностей музея», в которой по мере поступления материалов или экспонатов им дается соответствующий порядковый номер и название. В результате кропотливого труда в музее учащиеся приобретают практические навыки и умение работать с архивными материалами и другими литературными источниками, учатся обрабатывать собранные материалы и систематизировать экспонаты, вести экскурсии по музею.

 

31. Памятники истории и культуры Гомельщины. Гомельщину называют южной жемчужиной Беларуси. Среди лесов раскинулось огромное озеро Червоное. До сих пор его в народе называют Князь-озеро. В годы ВОВ на лед озера садились самолеты – посланцы Большой Земли, которые доставляли оружие, медикаменты, газеты соединениям партизан.

На Гомельщине уникальные рощи дубов. Многие из этих деревьев имеют свои имена, стали памятниками природы. Два царя дуба находятся в Голевицком лесничестве Калинковичского района. Высота одного из них – 32 метра. Достопримечательностью Гомельщины является Припятский ландшафтно-гидрологический заповедник, расположенный на территории Житковичского, Петриковского, Лельчицкого районов.На территории области сохранилось много памятников старины. Около д. Юровичи Калинковичского района обнаружена стоянка первобытного человека, орудия труда, предметы домашней утвари. Близ Гомеля, в междуречье Сожа и Ипути, открыты поселения эпохи неолита. Самый древний город на территории области – Туров, первое упоминание о нем относится к 980г. Сохранились и архитектурные памятники старины: беседка в Наровле, памятники зодчества в Ельске, в д. Россохи Кормянского района.

Самые значительные архитектурные памятники находятся в Гомеле, который впервые упоминается в летописях под 1142г. В 1772г. Гомель вошел в состав Российской империи. В 1775г. Екатерина II подарила его полководцу Румянцеву-Задунайскому. Через 10 лет на берегу Сожа начали возводить дворцовый ансамбль. Сейчас в здании дворца находится музей. Дворец органически связан с парком, вместе с которым составляет дворцово-парковый ансамбль. Интерес представляют и другие памятники: охотничий домик Румянцева (конец 18в.) и старинное деревянное здание по улице Комиссарова. В годы I-й русской революции в области возникали стачечные комитеты. Об их выступлениях свидетельствуют мемориальные доски на зданиях: Мозырского кинотеатра и Гомельского завода им. Кирова. В становлении Советской власти на Гомельщине большую роль сыграли соратники Ленина: Калинин, Луначарский, о чем свидетельствуют название Центрального парка и мемориальные доски. Много на Гомельщине мест, связанных с гражданской войной. В парке Победы г. Речицы установлен обелиск на могиле Железняка, убитого немцами в 1918г. Погибшие в боях с корпусом Довбар-Мусницкого красноармейцы похоронены в братской могиле в Рогачевском городском парке и в деревне Казимировка Жлобинского района. В Гомеле есть улицы Коммунаров, Комиссарова, Ланге, Билецкого, Ауэрбаха, Песина, Бочкина. Это участники подавления контрреволюционного мятежа. На могиле коммунаров коммунаров в сквере парка Дзержинского воздвигнут памятник. В 1919г. активное сопротивление оказывал батальон, сформированный в Речице. В память об их мужестве сооружен обелиск. О борьбе с белополяками говорит мемориальная доска Данилевского в г. Мозыре, бюст партизана Талаша в Петрикове. На территории области есть памятники борьбы с бандитизмом. В 1924г. был зверски убит И. Лебедев, организатор первой комсомольской ячейки в д. Даниловичи Ветковского района. Он похоронен в родном селе, где установлен обелиск. На территории области сооружены сотни памятников героям ВОВ. В деревне Старая Рудня Жлобинского района установлен бюст генерал-лейтенанта Петровского, а в г. Буда-Кошелево – мемориальная плита в честь подвига генерал-майора Прищепы. Две улицы в Гомеле носят имена Уткина и Кунцевича, командиров полков народного ополчения. Также многие улицы носят фамилии партизан: Кожара, Барыкина, Исаченко. В г. Ельске есть улица Яна Налепки, словацкого героя ВОВ, имя другого словака Ладислава Дынды увековечено мемориальной плитой в Буда-Кошелево. В честь освободителей Лоева Царикова и Попова также названы улица Гомеля. В Лоеве сооружен обелиск в честь воинов 65-й армии и партизан. В д. Держачи открыт мемориальный комплекс, где в братской могиле похоронено 7 Героев Советского Союза. 25 ноября 1943г. фашисты были изгнаны из Гомеля. В честь этого события на площади Восстания установлен танк «Т-34». Более 100 гомельчан удостоены звания Герой Советского Союза, именами которых названы улицы города.

 

32. Развитие исторического краеведения на Гомельщине до 40-х годов ХХ в. В 19 веке в усадьбе Румянцева создается краеведческий кружок, кот. Занимается сбором различных документов, вещественных памятников, на основании деятельности кружка создается музей, существующий до сих пор. Изучением Гомельщины занимались такие видные ученые, как И.И.Григорович, Ходаковский, кот. приезжали для исследования границы бел. земель и украинских. Романов выпускает сборник: «Могилевская старина», кот. Содержит и материалы про Гомель, а также «Археологический очерк гомельского уезда». З.Радченко собрала и издала «Песни гомельского уезда». Исследованием полесья занимался Сержпутовский. Довнар-Запольский исследовал этнографию Речицкого уезда. В 1900г. выходит значительное издание Л.Виноградова «Гомель: его прошлое и настоящее». С 1910г. издаются материалы по Гомелю Довгялло, Жудро.

 

33. Развитие исторического краеведения на Гомельщине в 50-е годы ХХ – начале ХХІ в. В советский периот краеведение затихает, а потом после развенчания культа личности Сталина возрождается вновь, создаются музеи: областной краеведческий музей. Это время широкого развития школьного краеведения, кот. имеет гражданско-патриотическую направленность. В конце 80-х проходят две конференции: «Гомельщина: старонки минулага» и на базе областной библиотеки международная конференция. К 80-летию гомельского областного краеведческого музея был издан сборник работ, посвященный его деятельности. При ГГУ создан институт изучении истории восточно-славянских народов, кот. вплотную занимается изучением истории краеведения Гомельщины. На кафедрах ГГУ преподаватели вносят свой вклад в развитие краеведения. Ященко занимается соц-экон. Развитием Гомельщины конца 19-нач.20 века., Мурашко - соц-экон. Развитием в довоенные годы, Макушников – археологией, Рогалев является топонимистом, исследует различные географические названия.

34.Общая характеристика издания: Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. – Мн., 1993. Издание открывают два вступительных очерка: по истории развития археологии и нумизматики. В артикулах по археологии раскрываются все археологические культуры, все типы памятников. Много внимания уделяется материальной культуре и уникальным произведениям первобытного искусства. Информация о занятиях наших предков, культуру, письменность. Очень подробные сведения про монетные системы и особые монеты. Включены биографические артикулы про учёных-археологов и нумизматов. Издание хорошо иллюстрировано цветными и чёрно-белыми фото. Энциклопедия- коллективная работа. Издание рассчитано для преподавателей и студентов гуманитарных факультетов ВУЗов и тех, кто интересуется прошлым нашей страны.

35.Общая характеристика издания: Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя. – Мн., 1989. Энциклопедия «Этнаграфiя Беларусi» имеет цель и желание познакомить читателя с основными аспектами жизнедеятельности белорусов от древнейших дней и до настоящего времени (книга издана в 1989 году). Артикулы, что вошли в это издание, тематически представляют следующие разделы. Теоретические артикулы дают возможность познакомиться с современными значениями таких этнографических понятий как: этнос, этносоциальный организм, этнические процессы, народность, нация и т. д. Источниковедческие артикулы отражают этническую, социально-экономическую и культурную стороны Беларуси и ее населения в разные исторические эпохи. Самая большая группа артикулов посвящена характеристике быта, материальной и духовной культуре белорусов: их творческой деятельности в различные исторические периоды, земледелию, скотоводству, подсобным занятиям, ремёслам и промыслам, изделиям и орудиям труда. Так же большое количество артикулов посвящено семье, браку, семейным отношениям,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: