Автор описывает два основных пути протекания кризиса.




Кризисы развития детей школьного возраста.

План.

1. Психологические образования как следствие нормального развития ребенка.

2. Пути протекания кризиса.

3. тенденции развития человеческих качеств.

4. Концепция Э. Эриксона.

5. Вывод.

 

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в сис­теме социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокринныйсдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологиче­скую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям

Нормальное развитие ребенка в этот период характеризуется формированием следую­щих качественно новых психологических образований:

-ребенок переходит на качественно новый уровень произ­вольной регуляции поведения и деятельности. У младшего школь­ника формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и са­морегуляции, что принципиально изменяет его интеллект, лич­ность, социальные отношения;

- происходит перестройка всех познавательных процессов, возни­кают и развиваются рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- формируются устойчивые познавательные потребности и ин­тересы, возникает новое познавательное отношение к действи­тельности;

- формируется адекватная самооценка, развивается критич­ность к самому себе и окружающим;

- приобретаются навыки общения со сверстниками, умения ус­танавливать дружеские контакты и отношения;

-школьник овладевает «умением учиться», т.е. приобретает навыки и умения учебной работы;

-раскрываются индивидуальные способности и возможности ребенка.

Таким образом, нормально развивающийся младший школьник -это активный, жизнерадостный ребенок, желающий и умеющий учиться, уверенный в себе, в своих способностях, организованный, умеющий управлять своим вниманием, памятью, умеющий дружить, соотносить свои поступки с нравственными нормами и правилами.

Нормальным психологи признают и тот факт, что большинст­во этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны в период кризиса в подростковом возрасте (И.В.Дубровина).

Можно выделить следующие важнейшие проявления подрост­кового кризиса.

Как и все критические периоды развития, кризис подросткового возраста проходит три фазы:

ü негативную, или предкритическую, - фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур;

ü кульминационную точку кризиса, как правило, это 13 лет, хотя возможны значитель­ные индивидуальные варианты;

ü посткритическую, когда форми­руются новые структуры, складываются новые отношения.

Значительным является тот факт, что подростки могут как бы провоцировать запретные для себя ситуации, специально «принуждать» родителей к ним, чтобы иметь возможность прове­рить свои силы в преодолении этих запретов и тем самым раздви­нуть границы своей самостоятельности. Это дает возможность удовлетворить потребность в самоутверждении. Если этого не происходит и развитие в этот период протекает гладко и бескон­фликтно, то позднее, в 17-18 лет, может проявиться запоздалый и болезненный кризис, либо инфантильная позиция «ребенка» затя­гивается и может оставаться даже в зрелом возрасте.

Автор описывает два основных пути протекания кризиса.

Наи­более распространенный - кризис независимости. Его симптомы те же, что и в дошкольном возрасте, - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые ранее выполнялись, про­тест-бунт, ревность к собственности.

 

Второй путь - кризис зависимости, симптомы которого про­тивоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения. Это своего рода возврат назад, к той системе отноше­ний, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувст­во уверенности, защищенности. Первый и второй варианты - это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией «Я уже не ребенок», а во втором - «Я ребенок и хочу оставаться им». Для развития наиболее благоприятным оказыва­ется первый вариант.

Специалисты подчеркивают, что в симптомах кризиса присут­ствуют обе тенденции, но одна из них доминирует.

Нормально развивающемуся подростку присущи тен­денции развития и саморазвития таких человеческих качеств, как:

- самостоятельность мышления, интеллектуальная активность, творческий подход к решению познавательных задач; это сензитивный период развития творческого мышления;

-выраженные и устойчивые интересы, внимание к самому себе и к другому человеку как личности;

- адекватные формы утверждения своей самостоятельности, личностной автономии, индивидуальности;

- адекватная самооценка, высокий уровень притязания, разви­тое чувство собственного достоинства, внутренние критерии са­мооценки;

- способность сознательно ставить перед собой цели, перепод­чинять мотивы, принимать решения и быть ответственным за их последствия;

-моральные и волевые качества, личностная рефлексия, т.е. понимание, сочувствие и сопереживание другому;

-владение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний, адекватными способами реагирования в различных жизненных ситуациях;

- способность контролировать ситуацию, устойчивость к не­благоприятным воздействиям среды;

- положительное отношение к труду, ориентация на культур­ные, нравственные ценности и человеческие смыслы;

-владение навыками дружеского, избирательного общения со сверстниками; ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников; адекватность поведения в школе и вне ее (Д. Б. Эльконин, А. М. Прихожан).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: