СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»




Логопедические скороговорки и считалки.

Речевой материал

для автоматизации звуков у детей

пособие для педагогов и родителей

 

М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

 

Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.

 

В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания.

Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.

Пособие адресовано педагогам (логопедам, воспитателям логопедических групп, гувернерам) и родителям.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 4

ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков............................................................. 6

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ............................................................................................................ 6

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.............................................................................................................. 10

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р»............................................................................................ 17

ЧАСТЬ 2 Считалки для автоматизации звуков.................................................................. 21

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ.......................................................................................................... 21

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.............................................................................................................. 24

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»..................................................................... 27

ЧАСТЬ 3 Скороговорки для автоматизации звуков......................................................... 33

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С», «СЬ»...................................................................................... 33

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «З», «ЗЬ»....................................................................................... 43

СВИСТЯЩИЙ ЗВУК «Ц».................................................................................................... 49

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ш»...................................................................................................... 53

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ж»....................................................................................................... 61

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ч»........................................................................................................ 67

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Щ»...................................................................................................... 74

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ»......................................................................................... 77

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Р», «РЬ».......................................................................................... 96

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При систематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводит трудные звуки, но часто пользуется старым, привычным произношением. Чтобы исправить это, необходимо закрепить поставленные звуки в речи. Любой звук традиционно сначала автоматизируется изолированно, а затем — на материале различных слогов, слов и текстов.

Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.

В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение изолированных звуков и слогов с ними в авторских чистоговорках. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки, выделенные полужирным шрифтом. Хорошо, если взрослый по ходу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки. Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем — самостоятельно. Можно писать с ребенком буквы и слоги, называя их несколько раз.

Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы.

Во второй части пособия детям предлагаются для повторения и заучивания забавные логопедические считалки.

Введение

В третьей части пособия представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Герои многих скороговорок — разные животные и их детеныши. Это поддерживает интерес детей к работе с текстами. Проговаривание скороговорок сначала в медленном, а затем в быстром темпе способствует быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.

Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуков из какой-либо одной фонетической группы. Например, слова скороговорки содержат звуки из группы шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Это позволяет акцентировать внимание ребенка на правильном произношении звуков данной фонетической группы и помогает ребенку ввести эти звуки в самостоятельную речь.

Звуки, слоги и слова с автоматизируемым звуком нужно повторять многократно, для того чтобы закрепить новый правильный уклад органов артикуляции. Тренировки по закреплению правильного произношения звука в речи лучше всего проводить в игре. Одним из эффективных игровых приемов может стать перекладывание в момент произнесения звука (например, «С») или слога (например, «СА») мелких предметов (пуговиц, палочек, маленьких игрушек и т.п.) из одной коробки в другую. И так до тех пор, пока все предметы не окажутся в новой коробке.

Буквы, обозначающие трудные звуки, выделены для удобства жирным шрифтом.

Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.

ЧАСТЬ I
Чистоговорки для автоматизации звуков

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ

   
С — поёт, течёт водичка, Можно чисто вымыть личико, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
Можно чай налить Серёже, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
  И в фонтане вода тоже, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
 
   
С — течет вода из крана.  
Много струек у фонтана.  
С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
На траве блестит роса.  
Нам пропели струйки — СА.  
Са-са-са-са-са-са-са-са.  
Пьет жучок в саду росу.  
Произносим слоги — СУ.  
Су-су-су-су-су-су-су.  
Вышло солнце — нет росы.  
Повторяем слоги — СЫ.  
Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы.  
Рядом с садом есть шоссе.  
Мы сейчас услышим — СЭ.  
Сэ-сэ-сэ-сэ-сэ-сэ.  
Где-то сдулось колесо.  
Пропоет фонтан нам — СО.  
Со-со-со-со-со-со-со.  
 
   
Будет в доме жить лиса.  
Произносим слоги СА.  
Са-са-са-са-са-са-са-са.  
Дом просторный у лисы.  
Произносим слоги СЫ.  
Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы.  
Дом порадует лису.  
Произносим слоги СУ.  
Су-су-су-су-су-су-су.  
Мы закончим стройку всю.  
Произносим слоги СЮ.  
Сю-сю-сю-сю-сю-сю-сю.  
В гости мы придем к лисе.  
Произносим слоги СЕ.  
Се-се-се-се-се-се-се.  
 
   
З — звенящий очень звук,  
Позвонил в квартиру друг,  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
Или звонкий телефон,  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
Иль комар нарушил сон,  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
 
   
З — комарики звенят,  
Они в поле к нам летят.  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
Закрывай скорей глаза:  
Комары звенят нам — ЗА.  
За-за-за-за-за-за-за-за.  
Вьются сверху и внизу  
И звенят все громче — ЗУ.  
Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу.  
Комары летят к козе.  
Произносим слоги — ЗЕ.  
Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе.  
Нас, лошадка, отвези.  
Комары пропели — ЗИ.  
Зи-зи-зи-зи-зи-зи-зи.  
Мы уселись на возы, Уезжая, слышим — ЗЫ.  
Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы.  
 
   
Принесла шары коза. Произносим слоги — ЗА. За-за-за-за-за-за-за-за.  
День рожденья у козы. Мы напишем слоги — ЗЫ.  
Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы.  
Испекла коза безе.  
Мы напишем слоги — ЗЭ.  
Зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ.  
Что подарим мы козе? Мы напишем слоги — ЗЕ.  
Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе.  
Все поздравили козу. Написали слоги — ЗУ. Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу.  
 
   
  Ц — мы цыкаем подчас.
  Тихо, дети спят сейчас,
  Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.
Мы не будем льву мешать,  
  Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.  
  И птенцы хотят поспать.  
  Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.  
   
     
Ц — прошу вас не шуметь:  
Мы идем на птиц смотреть.  
Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.  
У синиц есть сын — птенец.  
Он поёт тихонько — ЕЦ.  
Ец-ец-ец-ец-ец-ец-ец.  
Очень нравится птенцу  
Петь на воле звонко — ЦУ.  
Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу.  
Птицы, сидя на крыльце,  
Распевают громко — ЦЭ.  
Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ.  
Скоро вырастут птенцы.  
Пропоют нам дружно — ЦЫ.  
Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы.  
Опустело вдруг крыльцо,  
Раздается в лесу — ЦО.  
Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо.  
   
     
  На лугу стоит овца.  
  Пишем дружно слоги — Ца.  
  Ца-ца-ца-ца-ца-ца-ца.  
  Много корма у овцы.  
  Пишем дружно слоги — Цы.  
Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы.  
  Подошел пастух к овце.  
  Пишем дружно слоги —  
  Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ.  
  Нужно гнать домой овцу  
  Пишем дружно слоги — ЦЭ.  
  Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу.  
  Вот хозяйское крыльцо.  
  Пишем дружно слоги — ЦО.  
  Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо.  
                     

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

     
  Ш — всегда шипящий звук: Шар воздушный сдулся вдруг, Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
  На камнях змея шипит,  
  Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
  Море Черное шумит. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
   
     
  Ш — шипит в камнях змея.  
  Змей здесь целая семья.  
  Ш — шипит в камнях змея.  
  Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
  — Как погода хороша! Зашипели змейки — ША.  
  Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша.  
  — Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ. Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу.  
  — Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ.  
  Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши.  
  — Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо.  
— Как приятно на душе!  
Улыбнулись змейки — ШЕ.  
Ше-ше-ше-ше-ше-ше-ше.  
   
     
  Есть игра у малыша.  
  Мы напишем слоги — ША.  
  Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша.  
  Любят строить малыши.  
  Мы напишем слоги — ШИ.  
  Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши.  
  Помогаем малышу.  
  Мы напишем слоги — ШУ.  
  Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу.  
  Дом построен хорошо.  
  Мы напишем слоги — ШО.  
  Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо.  
  Мы споем о малыше.  
  И напишем слоги — ШЭ.  
  Шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ.  
   
     
  Ж — конечно, звук жужжащий:  
  Это — жук жужжит блестящий,  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
  А еще жужжит пила,  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
  И летящая пчела.  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
   
   
  Ж — уселись у реки  
  Очень шумные жуки.  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
  — Не боимся мы ужа,  
  Зажужжим ему мы — ЖА.  
  Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа.  
  — Не достаться чтоб стрижу,  
  пропоем ему мы — ЖУ.  
  Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу.  
  — Налетели вдруг чижи,  
  Испугаем мы их — ЖИ.  
  Жи-жи-жи-жи-жи-жи-жи.  
  — Стало вечером свежо.  
  Прожужжали жуки — ЖО.  
  Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо.  
  — Наступает ночь уже,  
  Улетим и скажем — ЖЭ.  
  Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ.  
   
     
  Мы смотрели на моржа,  
  Повторяем слоги — ЖА.  
  Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа.  
  Рыбку дали мы моржу,  
  Повторяем слоги — ЖУ.  
  Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу.  
  Любят рыбу все моржи,  
  Повторяем слоги — ЖИ.  
  Жи-жи-жи-жи-жи-жи-жи.  
  Среди льдин моржу свежо,  
  Повторяем слоги — ЖО.  
  Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо.  
  Всем расскажем о морже,  
  Повторяем слоги — ЖЭ.  
  Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ.  
                         

 

 
   
  Мягко Щ произношу:
  В поле я траву кошу,
  Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.
  Щеткой вещи чищу чисто,
  Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.
  Обрывает ветер листья,
  Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.
 
   
Щ — метем мы мусор щеткой, Произносим звуки четко: Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.  
— Вычистим любую вещь, Пропоют нам щетки — ЕЩ. Ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ.  
Станет чистым мамин плащ. Щетки звонко чистят — АЩ. Ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ.  
Ни соринки на плаще. Щетки так довольны — ЩЕ. Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще.  
— Что почистить вам ещё? Спросят щетки маму — ЩЁ. Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё.  
Вещь для чистки поищи. Повторяют щетки — ЩИ. Щи-щи-щи-щи-щи-щи-щи.  
     

 

 
Вырос в доме длинный плющ.
Пишем ровно слоги — ЮЩ.
Ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ.
Много листьев у плюща.
Пишем ровно слоги — ЩА.
Ща-ща-ща-ща-ща-ща-ща.
Я забочусь о плюще.
Пишем ровно слоги — ЩЕ.
Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще.
Дам водички я плющу.
Пишем ровно слоги — ЩУ.
Щу-щу-щу-щу-щу-щу-щу.
Завтра плющ полью ещё.
Пишем ровно слоги — ЩЁ.
Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё.

Ч — напомнит этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч,

Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч,

Как жалеют малыша.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.


Ч — промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А в вагоне едет врач.
Пропоют вагоны — АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны — ОЧ.
Оч-оч-оч-оч-оч-оч-оч.

Очень ждут того врача.
И спешат вагоны — ЧА.
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Будут рады все врачу.
Повторяем слоги — ЧУ.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

Его встретят горячо.
Повторяем слоги — ЧО.
Чо-чо-чо-чо-чо-чо-чо.

Прочитал стихи нам грач.
Повторяем слоги — АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

А стихи все о граче.
Прочитаем слоги — ЧЕ.
Че-че-че-че-че-че-че.

Мы заслушались грача.
Прочитаем слоги — ЧА.
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Прилетели к нам грачи.
Прочитаем слоги — ЧИ.
Чи-чи-чи-чи-чи-чи-чи.

Благодарны мы грачу.
Прочитаем слоги — ЧУ.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р»

Л — гудящий этот звук:
самолет летит на юг,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Пароход гудок дает,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

И юла гудит, поет,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Л — летают самолеты,
Начались у них полеты.
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Туча мимо проплыла.
Самолеты гудят — ЛА.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.

Внизу речка и село.
Самолеты гудят — ЛО.
Ло-ло-ло-ло-ло-ло-ло.

Скачет лошадь по селу.
Самолеты гудят — ЛУ.
Лу-лу-лу-лу-лу-лу-лу.

Все предметы так малы.
Произносим слоги — ЛЫ.
Лы-лы-лы-лы-лы-лы-лы.

Самолетики вдали.
Улетели. Скажем — ЛИ.
Ли-ли-ли-ли-ли-ли-ли.

Великан в пещере жил.
Мы напишем слоги — ИЛ.
Ил-ил-ил-ил-ил-ил-ил.

Он огромный очень был.
Мы напишем слоги — ЫЛ.
Ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл.

Стал ему костюмчик мал.
Мы напишем слоги — АЛ.
Ал-ал-ал-ал-ал-ал-ал.

И к портному он пошел.
Мы напишем слоги — ОЛ.
Ол-ол-ол-ол-ол-ол-ол.

Сшить костюм портной сумел.
Мы напишем слоги — ЕЛ.
Ел-ел-ел-ел-ел-ел-ел.


Р — рокочет и рычит,
Если пес цепной ворчит
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Если мы мотор заводим:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Если к тигру в клетку входим:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Р — мотор в горах рычит.
Р — нам эхо прокричит.

Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Вот высокая гора.
Повторяет эхо — РА.
Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра.

Вижу чью-то я нору.
Повторяет эхо — РУ.

Ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру-

Тут оставлено перо,
Говорит нам эхо — РО.
Ро-ро-ро-ро-ро-ро-ро.

Кто хозяин у норы?

Эхо тоже спросит — РЫ?

Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры.

Муравьед живет в норе,
Повторяет эхо — РЕ.
Ре-ре-ре-ре-ре-ре-ре.

На базар пошел Макар.
Повторяем слоги — АР.
Ар-ар-ар-ар-ар-ар-ар.

Он купил себе топор.
Повторяем слоги — ОР.
Ор-ор-ор-ор-ор-ор-ор.

Для хозяйки — вкусный сыр.
Повторяем слоги — ЫР.
Ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр.

Дочке — красочный ковёр.
Повторяем слоги — ЁР.
Ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр.

А для бабушки — кефир.
Повторяем слоги — ИР.
Ир-ир-ир-ир-ир-ир-ир.

Теще — восемь пёстрых кур.
Повторяем слоги — УР.

Ур-ур-ур-ур-ур-ур-ур.

ЧАСТЬ 2
Считалки для автоматизации звуков

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ

Ра зс удья в с ви с ток с ви с тит.
Два — с порт с мен с мячом с тоит.
Три — ко с ой о с оку ко с им.
На четыре — с ено но с им.
Пять — с крипит в с аду калитка.
Ше с ть — на ли с тике улитка.
С емь — з атих в ку с тах ку з нечик.
Во с емь — па с па с тух овечек.
Девять — вечер на с тупает.
Де с ять — С оня з а с ыпает.

Ра з — автобу с на с приве з.
Два — гры з ко с точку Барбо с.
Три — у С веты е с ть с какалка.
На четыре — с качет галка.
Пять — бар с ук с олому с телет.
Ше с ть — с о с едка с веклу с еет.
С емь — с обака пьет и з ми с ки.
Во с емь — ки с ка е с т с о с и с ки.
Девять — с олнышко с адит с я.
Де с ять — с пать с урок ложит с я.


Ра зс лоненок с троит мо с т.
Два — у с ов короткий хво с т.
Три — с орвал о с ел ц веток.
На четыре — с ъел ку с ок.
Пять — у дятла о с трый но с.
Ше с ть — с орняк на клумбе ро с.
С емь — ли с а в ле с у с идит.
Во с емь — с ок в с такан налит.
Девять — с коро тихо с танет.
Де с ять — с он при с нит с я С ане.

Ра зз венит з вонок в прихожей.
Два — з ашел ко мне С ережа.
Три — з агадку з агадал.
На четыре — ра з гадал.
Пять — з аколка е с ть у З ины.
Ше с ть — з мея пол з ет к кор з ине.
С емь — гры з ет бере з ку з айка.
Во с емь — з лит с я з де с ь хо з яйка.
Девять — бли з ит с я з акат.
Де с ять — с пать з овут ребят.

Ра з — у з ор на ва з е тонкий.
Два — у З ои голо с з вонкий.
Три — арбу з ы летом з реют.
На четыре — з ерна с еют.

Пять — нель з я з акрыть з амок.
Ше с ть — ве з ет З ахар пе с ок.
С емь — с ре з ает Ли з а ро з ы.
Во с емь — в пальчике з ано з ы.
Девять — з ве з дочки с ияют.
Де с ять — дети з а с ыпают.

Ра зс пел пе с ню нам певе ц.
Два — в ба сс ейне плыл плове ц.
Три — мы с ъели огур ц ы.
На четыре — леден ц ы.
Пять — в с аду ц веток ц ветет.
Ше с ть — ли с и ц а в ле с идет.
С емь — с идит в гне з де птене ц.
Во с емь — ц епь с ковал ку з не ц.
Девять — с олн ц е з акатило с ь.
Де с ять — ц апля с пать ложила с ь

Ра зц арапает с я кот.
Два — ака ц ия ра с тет.
Три — у кури ц ы яй ц о.
На четыре — мой ли ц о.
Пять — ц аревна на крыль ц е.
Ше с ть — румяне ц на ли ц е.
С емь — дворе ц большой с тоит.
Во с емь — в ц ентре ц арь с идит.
Девять — к нам с пи с ьмом гоне ц
Де с ять — с ка з ке тут коне ц.

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

 

Раз — ш ур ш ит в ш кафу мы ш онок.
Два — в каду ш ке лягу ш онок.
Три — ш акал по ш ел в камы ш.
А ч етыре — в ш ляпе мы ш ь.
Пять — напи ш ем в ш коле «ш и ш ка».
Ш есть — ш алит, ш умит марты ш ка.
Семь — на кры ш е на ш а ко ш ка.
Восемь — ш мель влетел в око ш ко.
Девять — ш апку ш ьёт ш вея.
Десять — ш ёл по ш палам я.

Раз — ш ептались две подру ж ки.
Два — куку ш ка на опу ш ке.
Три — но ш у в ш ала ш игру ш ки.
На ч етыре — мою у ш ки.
Пять — купили Да ш е ш а ш ки.
Ш есть — поку ш ай п ш енной ка ш ки.
Семь — в луко ш ке три карто ш ки.
Восемь — кро ш ки на ладо ш ке.
Девять — ш топаем ба ш мак.
Десять — ш ире дер ж им ш аг.


Раз — окро ш ка в поваре ш ке.
Два — у бабу ш ки лепё ш ки.
Три — на ш ёл ко ш ель Ми ш утка.

А ч етыре — это ш утка.
Пять — ды ш ать ме ш ают мо ш ки.
Ш есть — в боль ш ом кув ш ине ло ж ки.
Семь — фла ж ком пома ш ет Нина.
Восемь — ш ины у ма ш ины.
Девять — ш арф но ш у хоро ш ий.
Десять — ланды ш дам Але ш е.

Раз — бе ж ит к нам ж еребенок.
Два — был ры ж им верблю ж онок.
Три — ж уравль в вы ш ине.
На ч етыре — Ж арко мне.
Пять — ж ирафы у ж ин ж дут.
Ш есть — е ж и в норе ж ивут.
Семь — по ж ар по ж арник ту ш ит.
Восемь — ж аба в теплой лу ж е.
Девять — ви ж у я у ж ей.
Десять — ж алко мне мор ж ей.

Раз — ж у жж ит в ло ж бине ж ук.
Два — по ж ал мне руку друг.
Три — поу ж инал е ж онок.
На ч етыре — медве ж онок.
Пять — у Ж ени пиро ж ок.
Ш есть — гля ж у на бере ж ок.
Семь — поре ж ем мы кор ж и.

Восемь — нам ну ж ны но ж и.
Девять — лы ж ник дер ж ит лы ж и.
Десять — до ж дик у ж е бли ж е.

Раз — щ енок ж уёт при щ епку.
Два— и щ ейка и щ ет щ епку.
Три — щ авель поло ж им в щ и.
На ч етыре — мы ш ь пи щ ит.
Пять — щ егол щ ебе ч ет в ч а щ е.
Ш есть — я ч и щ у щ еткой пла щ ик.
Семь — ловили мы ле щ ей.
Восемь — бор щ из ово щ ей.
Девять — гон щ ик ш ел на пло щ адь.
Десять — ве щ и та щ ит ло ш адь.

Раз — ка ч ала мама до ч ку.
Два — клю ч и упали в бо ч ку.
Три — мя ч ом играет Ж у ч ка.
На ч етыре — пла ч ет вну ч ка.
Пять — у ч ебник по ч итаем.
Ш есть — о ч уде поме ч таем.
Семь — на пе ч ке каба ч ки.
Восемь — ч иним каблу ч ки.
Девять — лампу выклю ч аю.
Десять — но ч ью отдыхаю.

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»

Р аз — за л ая л наш бу ль дог.
Два — побе л им пото л ок.
Т р и — по л о л и л ук и свёк л у.
На четы р е — л овим Фёк л у.
Пять — пошё л на л уг осё л.
Шесть — мо л о л муку козё л.
Семь — п л ы л а на л одке Ми л а.
Восемь — по л По л ина мы л а.
Девять — со л нышко сади л ось.
Десять — Л уша спать л ожи л ась.

Р аз — л ака л кот мо л око.
Два — о л ени да л еко.
Т р и — л апшу по л ожим в п л ошки.
На четы р е — взя л и л ожки.
Пять — стек л о О л ег р азби л.
Шесть — бу ль он в кот л е осты л.
Семь — бу л авок в л авке ма л о.
Восемь — сте л ем одея л о.
Девять — х л опну л а х л опушка.
Десять — квакну л а л ягушка.


Р аз — Во л одя в шко л у шё л.
Два — тяну л те л егу во л.

Т р и — во л к узе л завяза л.
На четы р е — р азвяза л.
Пять — бы л бе л ым ко л обок.
Шесть — упа л под сту л к л убок.
Семь — л ошадка побежа л а.
Восемь — бе л ка поскака л а.
Девять — соко л в об л аках.
Десять — пчё л ы на л угах.

Р аз — подмё л па л ас Дани л.
Два — б л окнот взя л Михаи л.
Т р и — л ови л п л отвичку Л ёва.
На четы р е — нету к л ёва.
Пять — тю ль пан по л и л Л ука.
Шесть — с л ониха ве л ика.
Семь — бо ль шой л опух на к л умбе.
Восемь — л андыш да л и Л юбе.
Девять — л асточка запе л а.
Десять — в спа ль не потемне л о.

Р аз — Пав л уша спит в па л атке.
Два — на га л стуке зап л атки.
Т р и — на сто л к л адём мы х л еб.
На четы р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: