Логопедические скороговорки и считалки.
Речевой материал
для автоматизации звуков у детей
пособие для педагогов и родителей
М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.
В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания.
Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.
Пособие адресовано педагогам (логопедам, воспитателям логопедических групп, гувернерам) и родителям.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков............................................................. 6
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ............................................................................................................ 6
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.............................................................................................................. 10
СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р»............................................................................................ 17
ЧАСТЬ 2 Считалки для автоматизации звуков.................................................................. 21
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ.......................................................................................................... 21
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.............................................................................................................. 24
СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»..................................................................... 27
ЧАСТЬ 3 Скороговорки для автоматизации звуков......................................................... 33
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С», «СЬ»...................................................................................... 33
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «З», «ЗЬ»....................................................................................... 43
СВИСТЯЩИЙ ЗВУК «Ц».................................................................................................... 49
ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ш»...................................................................................................... 53
ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ж»....................................................................................................... 61
ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ч»........................................................................................................ 67
ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Щ»...................................................................................................... 74
СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ»......................................................................................... 77
СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Р», «РЬ».......................................................................................... 96
ВВЕДЕНИЕ
При систематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводит трудные звуки, но часто пользуется старым, привычным произношением. Чтобы исправить это, необходимо закрепить поставленные звуки в речи. Любой звук традиционно сначала автоматизируется изолированно, а затем — на материале различных слогов, слов и текстов.
Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.
В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение изолированных звуков и слогов с ними в авторских чистоговорках. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки, выделенные полужирным шрифтом. Хорошо, если взрослый по ходу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки. Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем — самостоятельно. Можно писать с ребенком буквы и слоги, называя их несколько раз.
Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы.
Во второй части пособия детям предлагаются для повторения и заучивания забавные логопедические считалки.
Введение
В третьей части пособия представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Герои многих скороговорок — разные животные и их детеныши. Это поддерживает интерес детей к работе с текстами. Проговаривание скороговорок сначала в медленном, а затем в быстром темпе способствует быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.
Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуков из какой-либо одной фонетической группы. Например, слова скороговорки содержат звуки из группы шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Это позволяет акцентировать внимание ребенка на правильном произношении звуков данной фонетической группы и помогает ребенку ввести эти звуки в самостоятельную речь.
Звуки, слоги и слова с автоматизируемым звуком нужно повторять многократно, для того чтобы закрепить новый правильный уклад органов артикуляции. Тренировки по закреплению правильного произношения звука в речи лучше всего проводить в игре. Одним из эффективных игровых приемов может стать перекладывание в момент произнесения звука (например, «С») или слога (например, «СА») мелких предметов (пуговиц, палочек, маленьких игрушек и т.п.) из одной коробки в другую. И так до тех пор, пока все предметы не окажутся в новой коробке.
Буквы, обозначающие трудные звуки, выделены для удобства жирным шрифтом.
Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.
ЧАСТЬ I
Чистоговорки для автоматизации звуков
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ
С — поёт, течёт водичка, Можно чисто вымыть личико, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с. | ||||||||||
Можно чай налить Серёже, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с. | ||||||||||
И в фонтане вода тоже, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с. | ||||||||||
С — течет вода из крана. | ||||||||||
Много струек у фонтана. | ||||||||||
С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с. | ||||||||||
На траве блестит роса. | ||||||||||
Нам пропели струйки — СА. | ||||||||||
Са-са-са-са-са-са-са-са. | ||||||||||
Пьет жучок в саду росу. | ||||||||||
Произносим слоги — СУ. | ||||||||||
Су-су-су-су-су-су-су. | ||||||||||
Вышло солнце — нет росы. | ||||||||||
Повторяем слоги — СЫ. | ||||||||||
Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы. | ||||||||||
Рядом с садом есть шоссе. | ||||||||||
Мы сейчас услышим — СЭ. | ||||||||||
Сэ-сэ-сэ-сэ-сэ-сэ. | ||||||||||
Где-то сдулось колесо. | ||||||||||
Пропоет фонтан нам — СО. | ||||||||||
Со-со-со-со-со-со-со. | ||||||||||
Будет в доме жить лиса. | ||||||||||
Произносим слоги СА. | ||||||||||
Са-са-са-са-са-са-са-са. | ||||||||||
Дом просторный у лисы. | ||||||||||
Произносим слоги СЫ. | ||||||||||
Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы. | ||||||||||
Дом порадует лису. | ||||||||||
Произносим слоги СУ. | ||||||||||
Су-су-су-су-су-су-су. | ||||||||||
Мы закончим стройку всю. | ||||||||||
Произносим слоги СЮ. | ||||||||||
Сю-сю-сю-сю-сю-сю-сю. | ||||||||||
В гости мы придем к лисе. | ||||||||||
Произносим слоги СЕ. | ||||||||||
Се-се-се-се-се-се-се. | ||||||||||
З — звенящий очень звук, | ||||||||||
Позвонил в квартиру друг, | ||||||||||
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з. | ||||||||||
Или звонкий телефон, | ||||||||||
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з. | ||||||||||
Иль комар нарушил сон, | ||||||||||
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з. | ||||||||||
З — комарики звенят, | ||||||||||
Они в поле к нам летят. | ||||||||||
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з. | ||||||||||
Закрывай скорей глаза: | ||||||||||
Комары звенят нам — ЗА. | ||||||||||
За-за-за-за-за-за-за-за. | ||||||||||
Вьются сверху и внизу | ||||||||||
И звенят все громче — ЗУ. | ||||||||||
Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу. | ||||||||||
Комары летят к козе. | ||||||||||
Произносим слоги — ЗЕ. | ||||||||||
Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе. | ||||||||||
Нас, лошадка, отвези. | ||||||||||
Комары пропели — ЗИ. | ||||||||||
Зи-зи-зи-зи-зи-зи-зи. | ||||||||||
Мы уселись на возы, Уезжая, слышим — ЗЫ. | ||||||||||
Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы. | ||||||||||
Принесла шары коза. Произносим слоги — ЗА. За-за-за-за-за-за-за-за. | ||||||||||
День рожденья у козы. Мы напишем слоги — ЗЫ. | ||||||||||
Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы. | ||||||||||
Испекла коза безе. | ||||||||||
Мы напишем слоги — ЗЭ. | ||||||||||
Зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ. | ||||||||||
Что подарим мы козе? Мы напишем слоги — ЗЕ. | ||||||||||
Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе. | ||||||||||
Все поздравили козу. Написали слоги — ЗУ. Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу. | ||||||||||
Ц — мы цыкаем подчас. | ||||||||||
Тихо, дети спят сейчас, | ||||||||||
Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц. | ||||||||||
Мы не будем льву мешать, | ||||||||||
Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц. | ||||||||||
И птенцы хотят поспать. | ||||||||||
Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц. | ||||||||||
Ц — прошу вас не шуметь: | ||||||||||
Мы идем на птиц смотреть. | ||||||||||
Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц. | ||||||||||
У синиц есть сын — птенец. | ||||||||||
Он поёт тихонько — ЕЦ. | ||||||||||
Ец-ец-ец-ец-ец-ец-ец. | ||||||||||
Очень нравится птенцу | ||||||||||
Петь на воле звонко — ЦУ. | ||||||||||
Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу. | ||||||||||
Птицы, сидя на крыльце, | ||||||||||
Распевают громко — ЦЭ. | ||||||||||
Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ. | ||||||||||
Скоро вырастут птенцы. | ||||||||||
Пропоют нам дружно — ЦЫ. | ||||||||||
Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы. | ||||||||||
Опустело вдруг крыльцо, | ||||||||||
Раздается в лесу — ЦО. | ||||||||||
Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо. | ||||||||||
На лугу стоит овца. | ||||||||||
Пишем дружно слоги — Ца. | ||||||||||
Ца-ца-ца-ца-ца-ца-ца. | ||||||||||
Много корма у овцы. | ||||||||||
Пишем дружно слоги — Цы. | ||||||||||
Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы. | ||||||||||
Подошел пастух к овце. | ||||||||||
Пишем дружно слоги — | ||||||||||
Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ. | ||||||||||
Нужно гнать домой овцу | ||||||||||
Пишем дружно слоги — ЦЭ. | ||||||||||
Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу. | ||||||||||
Вот хозяйское крыльцо. | ||||||||||
Пишем дружно слоги — ЦО. | ||||||||||
Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо. | ||||||||||
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
Ш — всегда шипящий звук: Шар воздушный сдулся вдруг, Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. | ||||||||||||
На камнях змея шипит, | ||||||||||||
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. | ||||||||||||
Море Черное шумит. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. | ||||||||||||
Ш — шипит в камнях змея. | ||||||||||||
Змей здесь целая семья. | ||||||||||||
Ш — шипит в камнях змея. | ||||||||||||
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. | ||||||||||||
— Как погода хороша! Зашипели змейки — ША. | ||||||||||||
Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша. | ||||||||||||
— Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ. Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу. | ||||||||||||
— Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ. | ||||||||||||
Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши. | ||||||||||||
— Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо. | ||||||||||||
— Как приятно на душе! | ||||||||||||
Улыбнулись змейки — ШЕ. | ||||||||||||
Ше-ше-ше-ше-ше-ше-ше. | ||||||||||||
Есть игра у малыша. | ||||||||||||
Мы напишем слоги — ША. | ||||||||||||
Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша. | ||||||||||||
Любят строить малыши. | ||||||||||||
Мы напишем слоги — ШИ. | ||||||||||||
Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши. | ||||||||||||
Помогаем малышу. | ||||||||||||
Мы напишем слоги — ШУ. | ||||||||||||
Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу. | ||||||||||||
Дом построен хорошо. | ||||||||||||
Мы напишем слоги — ШО. | ||||||||||||
Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо. | ||||||||||||
Мы споем о малыше. | ||||||||||||
И напишем слоги — ШЭ. | ||||||||||||
Шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ. | ||||||||||||
Ж — конечно, звук жужжащий: | ||||||||||||
Это — жук жужжит блестящий, | ||||||||||||
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. | ||||||||||||
А еще жужжит пила, | ||||||||||||
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. | ||||||||||||
И летящая пчела. | ||||||||||||
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. | ||||||||||||
Ж — уселись у реки | ||||||||||||
Очень шумные жуки. | ||||||||||||
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. | ||||||||||||
— Не боимся мы ужа, | ||||||||||||
Зажужжим ему мы — ЖА. | ||||||||||||
Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа. | ||||||||||||
— Не достаться чтоб стрижу, | ||||||||||||
пропоем ему мы — ЖУ. | ||||||||||||
Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу. | ||||||||||||
— Налетели вдруг чижи, | ||||||||||||
Испугаем мы их — ЖИ. | ||||||||||||
Жи-жи-жи-жи-жи-жи-жи. | ||||||||||||
— Стало вечером свежо. | ||||||||||||
Прожужжали жуки — ЖО. | ||||||||||||
Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо. | ||||||||||||
— Наступает ночь уже, | ||||||||||||
Улетим и скажем — ЖЭ. | ||||||||||||
Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ. | ||||||||||||
Мы смотрели на моржа, | ||||||||||||
Повторяем слоги — ЖА. | ||||||||||||
Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа. | ||||||||||||
Рыбку дали мы моржу, | ||||||||||||
Повторяем слоги — ЖУ. | ||||||||||||
Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу. | ||||||||||||
Любят рыбу все моржи, | ||||||||||||
Повторяем слоги — ЖИ. | ||||||||||||
Жи-жи-жи-жи-жи-жи-жи. | ||||||||||||
Среди льдин моржу свежо, | ||||||||||||
Повторяем слоги — ЖО. | ||||||||||||
Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо. | ||||||||||||
Всем расскажем о морже, | ||||||||||||
Повторяем слоги — ЖЭ. | ||||||||||||
Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ. | ||||||||||||
Мягко Щ произношу: | ||
В поле я траву кошу, | ||
Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. | ||
Щеткой вещи чищу чисто, | ||
Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. | ||
Обрывает ветер листья, | ||
Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. | ||
Щ — метем мы мусор щеткой, Произносим звуки четко: Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ. | ||
— Вычистим любую вещь, Пропоют нам щетки — ЕЩ. Ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ. | ||
Станет чистым мамин плащ. Щетки звонко чистят — АЩ. Ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ. | ||
Ни соринки на плаще. Щетки так довольны — ЩЕ. Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще. | ||
— Что почистить вам ещё? Спросят щетки маму — ЩЁ. Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё. | ||
Вещь для чистки поищи. Повторяют щетки — ЩИ. Щи-щи-щи-щи-щи-щи-щи. | ||
Вырос в доме длинный плющ. |
Пишем ровно слоги — ЮЩ. |
Ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ. |
Много листьев у плюща. |
Пишем ровно слоги — ЩА. |
Ща-ща-ща-ща-ща-ща-ща. |
Я забочусь о плюще. |
Пишем ровно слоги — ЩЕ. |
Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще. |
Дам водички я плющу. |
Пишем ровно слоги — ЩУ. |
Щу-щу-щу-щу-щу-щу-щу. |
Завтра плющ полью ещё. |
Пишем ровно слоги — ЩЁ. |
Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё. |
Ч — напомнит этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч,
Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч,
Как жалеют малыша.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.
Ч — промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.
А в вагоне едет врач.
Пропоют вагоны — АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.
Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны — ОЧ.
Оч-оч-оч-оч-оч-оч-оч.
Очень ждут того врача.
И спешат вагоны — ЧА.
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча.
Будут рады все врачу.
Повторяем слоги — ЧУ.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу.
Его встретят горячо.
Повторяем слоги — ЧО.
Чо-чо-чо-чо-чо-чо-чо.
Прочитал стихи нам грач.
Повторяем слоги — АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.
А стихи все о граче.
Прочитаем слоги — ЧЕ.
Че-че-че-че-че-че-че.
Мы заслушались грача.
Прочитаем слоги — ЧА.
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча.
Прилетели к нам грачи.
Прочитаем слоги — ЧИ.
Чи-чи-чи-чи-чи-чи-чи.
Благодарны мы грачу.
Прочитаем слоги — ЧУ.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу.
СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р»
Л — гудящий этот звук:
самолет летит на юг,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Пароход гудок дает,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
И юла гудит, поет,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Л — летают самолеты,
Начались у них полеты.
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Туча мимо проплыла.
Самолеты гудят — ЛА.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.
Внизу речка и село.
Самолеты гудят — ЛО.
Ло-ло-ло-ло-ло-ло-ло.
Скачет лошадь по селу.
Самолеты гудят — ЛУ.
Лу-лу-лу-лу-лу-лу-лу.
Все предметы так малы.
Произносим слоги — ЛЫ.
Лы-лы-лы-лы-лы-лы-лы.
Самолетики вдали.
Улетели. Скажем — ЛИ.
Ли-ли-ли-ли-ли-ли-ли.
Великан в пещере жил.
Мы напишем слоги — ИЛ.
Ил-ил-ил-ил-ил-ил-ил.
Он огромный очень был.
Мы напишем слоги — ЫЛ.
Ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл.
Стал ему костюмчик мал.
Мы напишем слоги — АЛ.
Ал-ал-ал-ал-ал-ал-ал.
И к портному он пошел.
Мы напишем слоги — ОЛ.
Ол-ол-ол-ол-ол-ол-ол.
Сшить костюм портной сумел.
Мы напишем слоги — ЕЛ.
Ел-ел-ел-ел-ел-ел-ел.
Р — рокочет и рычит,
Если пес цепной ворчит
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.
Если мы мотор заводим:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.
Если к тигру в клетку входим:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.
Р — мотор в горах рычит.
Р — нам эхо прокричит.
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.
Вот высокая гора.
Повторяет эхо — РА.
Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра.
Вижу чью-то я нору.
Повторяет эхо — РУ.
Ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру-
Тут оставлено перо,
Говорит нам эхо — РО.
Ро-ро-ро-ро-ро-ро-ро.
Кто хозяин у норы?
Эхо тоже спросит — РЫ?
Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры.
Муравьед живет в норе,
Повторяет эхо — РЕ.
Ре-ре-ре-ре-ре-ре-ре.
На базар пошел Макар.
Повторяем слоги — АР.
Ар-ар-ар-ар-ар-ар-ар.
Он купил себе топор.
Повторяем слоги — ОР.
Ор-ор-ор-ор-ор-ор-ор.
Для хозяйки — вкусный сыр.
Повторяем слоги — ЫР.
Ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр.
Дочке — красочный ковёр.
Повторяем слоги — ЁР.
Ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр.
А для бабушки — кефир.
Повторяем слоги — ИР.
Ир-ир-ир-ир-ир-ир-ир.
Теще — восемь пёстрых кур.
Повторяем слоги — УР.
Ур-ур-ур-ур-ур-ур-ур.
ЧАСТЬ 2
Считалки для автоматизации звуков
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ
Ра з — с удья в с ви с ток с ви с тит.
Два — с порт с мен с мячом с тоит.
Три — ко с ой о с оку ко с им.
На четыре — с ено но с им.
Пять — с крипит в с аду калитка.
Ше с ть — на ли с тике улитка.
С емь — з атих в ку с тах ку з нечик.
Во с емь — па с па с тух овечек.
Девять — вечер на с тупает.
Де с ять — С оня з а с ыпает.
Ра з — автобу с на с приве з.
Два — гры з ко с точку Барбо с.
Три — у С веты е с ть с какалка.
На четыре — с качет галка.
Пять — бар с ук с олому с телет.
Ше с ть — с о с едка с веклу с еет.
С емь — с обака пьет и з ми с ки.
Во с емь — ки с ка е с т с о с и с ки.
Девять — с олнышко с адит с я.
Де с ять — с пать с урок ложит с я.
Ра з — с лоненок с троит мо с т.
Два — у с ов короткий хво с т.
Три — с орвал о с ел ц веток.
На четыре — с ъел ку с ок.
Пять — у дятла о с трый но с.
Ше с ть — с орняк на клумбе ро с.
С емь — ли с а в ле с у с идит.
Во с емь — с ок в с такан налит.
Девять — с коро тихо с танет.
Де с ять — с он при с нит с я С ане.
Ра з — з венит з вонок в прихожей.
Два — з ашел ко мне С ережа.
Три — з агадку з агадал.
На четыре — ра з гадал.
Пять — з аколка е с ть у З ины.
Ше с ть — з мея пол з ет к кор з ине.
С емь — гры з ет бере з ку з айка.
Во с емь — з лит с я з де с ь хо з яйка.
Девять — бли з ит с я з акат.
Де с ять — с пать з овут ребят.
Ра з — у з ор на ва з е тонкий.
Два — у З ои голо с з вонкий.
Три — арбу з ы летом з реют.
На четыре — з ерна с еют.
Пять — нель з я з акрыть з амок.
Ше с ть — ве з ет З ахар пе с ок.
С емь — с ре з ает Ли з а ро з ы.
Во с емь — в пальчике з ано з ы.
Девять — з ве з дочки с ияют.
Де с ять — дети з а с ыпают.
Ра з — с пел пе с ню нам певе ц.
Два — в ба сс ейне плыл плове ц.
Три — мы с ъели огур ц ы.
На четыре — леден ц ы.
Пять — в с аду ц веток ц ветет.
Ше с ть — ли с и ц а в ле с идет.
С емь — с идит в гне з де птене ц.
Во с емь — ц епь с ковал ку з не ц.
Девять — с олн ц е з акатило с ь.
Де с ять — ц апля с пать ложила с ь
Ра з — ц арапает с я кот.
Два — ака ц ия ра с тет.
Три — у кури ц ы яй ц о.
На четыре — мой ли ц о.
Пять — ц аревна на крыль ц е.
Ше с ть — румяне ц на ли ц е.
С емь — дворе ц большой с тоит.
Во с емь — в ц ентре ц арь с идит.
Девять — к нам с пи с ьмом гоне ц
Де с ять — с ка з ке тут коне ц.
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
Раз — ш ур ш ит в ш кафу мы ш онок.
Два — в каду ш ке лягу ш онок.
Три — ш акал по ш ел в камы ш.
А ч етыре — в ш ляпе мы ш ь.
Пять — напи ш ем в ш коле «ш и ш ка».
Ш есть — ш алит, ш умит марты ш ка.
Семь — на кры ш е на ш а ко ш ка.
Восемь — ш мель влетел в око ш ко.
Девять — ш апку ш ьёт ш вея.
Десять — ш ёл по ш палам я.
Раз — ш ептались две подру ж ки.
Два — куку ш ка на опу ш ке.
Три — но ш у в ш ала ш игру ш ки.
На ч етыре — мою у ш ки.
Пять — купили Да ш е ш а ш ки.
Ш есть — поку ш ай п ш енной ка ш ки.
Семь — в луко ш ке три карто ш ки.
Восемь — кро ш ки на ладо ш ке.
Девять — ш топаем ба ш мак.
Десять — ш ире дер ж им ш аг.
Раз — окро ш ка в поваре ш ке.
Два — у бабу ш ки лепё ш ки.
Три — на ш ёл ко ш ель Ми ш утка.
А ч етыре — это ш утка.
Пять — ды ш ать ме ш ают мо ш ки.
Ш есть — в боль ш ом кув ш ине ло ж ки.
Семь — фла ж ком пома ш ет Нина.
Восемь — ш ины у ма ш ины.
Девять — ш арф но ш у хоро ш ий.
Десять — ланды ш дам Але ш е.
Раз — бе ж ит к нам ж еребенок.
Два — был ры ж им верблю ж онок.
Три — ж уравль в вы ш ине.
На ч етыре — Ж арко мне.
Пять — ж ирафы у ж ин ж дут.
Ш есть — е ж и в норе ж ивут.
Семь — по ж ар по ж арник ту ш ит.
Восемь — ж аба в теплой лу ж е.
Девять — ви ж у я у ж ей.
Десять — ж алко мне мор ж ей.
Раз — ж у жж ит в ло ж бине ж ук.
Два — по ж ал мне руку друг.
Три — поу ж инал е ж онок.
На ч етыре — медве ж онок.
Пять — у Ж ени пиро ж ок.
Ш есть — гля ж у на бере ж ок.
Семь — поре ж ем мы кор ж и.
Восемь — нам ну ж ны но ж и.
Девять — лы ж ник дер ж ит лы ж и.
Десять — до ж дик у ж е бли ж е.
Раз — щ енок ж уёт при щ епку.
Два— и щ ейка и щ ет щ епку.
Три — щ авель поло ж им в щ и.
На ч етыре — мы ш ь пи щ ит.
Пять — щ егол щ ебе ч ет в ч а щ е.
Ш есть — я ч и щ у щ еткой пла щ ик.
Семь — ловили мы ле щ ей.
Восемь — бор щ из ово щ ей.
Девять — гон щ ик ш ел на пло щ адь.
Десять — ве щ и та щ ит ло ш адь.
Раз — ка ч ала мама до ч ку.
Два — клю ч и упали в бо ч ку.
Три — мя ч ом играет Ж у ч ка.
На ч етыре — пла ч ет вну ч ка.
Пять — у ч ебник по ч итаем.
Ш есть — о ч уде поме ч таем.
Семь — на пе ч ке каба ч ки.
Восемь — ч иним каблу ч ки.
Девять — лампу выклю ч аю.
Десять — но ч ью отдыхаю.
СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»
Р аз — за л ая л наш бу ль дог.
Два — побе л им пото л ок.
Т р и — по л о л и л ук и свёк л у.
На четы р е — л овим Фёк л у.
Пять — пошё л на л уг осё л.
Шесть — мо л о л муку козё л.
Семь — п л ы л а на л одке Ми л а.
Восемь — по л По л ина мы л а.
Девять — со л нышко сади л ось.
Десять — Л уша спать л ожи л ась.
Р аз — л ака л кот мо л око.
Два — о л ени да л еко.
Т р и — л апшу по л ожим в п л ошки.
На четы р е — взя л и л ожки.
Пять — стек л о О л ег р азби л.
Шесть — бу ль он в кот л е осты л.
Семь — бу л авок в л авке ма л о.
Восемь — сте л ем одея л о.
Девять — х л опну л а х л опушка.
Десять — квакну л а л ягушка.
Р аз — Во л одя в шко л у шё л.
Два — тяну л те л егу во л.
Т р и — во л к узе л завяза л.
На четы р е — р азвяза л.
Пять — бы л бе л ым ко л обок.
Шесть — упа л под сту л к л убок.
Семь — л ошадка побежа л а.
Восемь — бе л ка поскака л а.
Девять — соко л в об л аках.
Десять — пчё л ы на л угах.
Р аз — подмё л па л ас Дани л.
Два — б л окнот взя л Михаи л.
Т р и — л ови л п л отвичку Л ёва.
На четы р е — нету к л ёва.
Пять — тю ль пан по л и л Л ука.
Шесть — с л ониха ве л ика.
Семь — бо ль шой л опух на к л умбе.
Восемь — л андыш да л и Л юбе.
Девять — л асточка запе л а.
Десять — в спа ль не потемне л о.
Р аз — Пав л уша спит в па л атке.
Два — на га л стуке зап л атки.
Т р и — на сто л к л адём мы х л еб.
На четы р