Этические нормы речевой культуры.




 

Этические нормы регулируют обязательное соответствие речи как моральным законам общества, так и духовному миру человека, осознанию своего места в жизни и в обществе.
Задача этических законов — сплочение, объединение членов данного общества. Это основа культуры общения. Речь выполняет в этом плане важную социальную функцию.
Критерии оценки этичности речи
Критериями оценки этичности речи и речевого поведения являются истина, добро, красота. Доверие к говорящему, без которого невозможно общение, возникает благодаря истинности, правдивости, желанию добра другим, поэтому все этические правила содержат доброжелательность как норму общения, норму речевой культуры.
Основные моральные качества личности, которые проявляются в общении, это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний, культура, вежливость как проявление этой культуры.
В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами и этическими нормами речевой культуры являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, не должна заставлять его прилагать излишние усилия на её расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость.
Обязательность этических норм речевой культуры
Этические нормы речевой культуры способствуют правильному общению, предупреждают этические ошибки. В современном обществе этической нормой являются доброжелательность, уважение к людям, к их мнению, терпимость. Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п.
Выделяется различная степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку. Причем, принцип: «Не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти. Кроме того, обязательная для исполнения норма — это требование всемерно проявлять уважение к людям.
Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь, это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства.

Несоблюдение этических норм

Несоблюдение этических норм приводит к моральному ущербу не только для адресата (тот, кто говорит), но и для адресанта (тот, кому адресована речь), поскольку нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести. Кроме того, нарушение этических норм общения часто приводит к коммуникативным помехам и неудачам.

Специфика этических норм

Специфика этических норм в том, что они действуют на всём протяжении речевой деятельности, а не только для оценки готового высказывания, а именно: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, далее цели, которые он ставит, средства для достижения этих целей и оценку результата речи, то есть этичность действий слушателя, предпринятых под влиянием данной речи.
Общий этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другими словами, этические нормы речевой культуры и правила речи выводятся исходя из принципа взаимного уважения и одобрения, хотя прямо, словесно это в речи может и не проявляться.
Проблема этического выбора возникает уже на этапе формулирования

целей речи. Этичные мотивы и цели определяются стремлением сказать что-то интересное и важное. Доставить радость, сделать человеку приятное, утешить, то есть удовлетворить его духовные потребности во внимании, заботе, уважении, любви.
Этичные мотивы могут быть не только эмоционально положительными, но и эмоционально нейтральными (например, сообщить информацию). Этичными могут быть даже отрицательные эмоции в речи (например, возмущение, несправедливость, гнев, порицание за неэтичный поступок), поскольку эти эмоции проявляются на основе более высоких этических побуждений.
В то же время, если кто-то говорит исходя из низких побуждений (например, обмануть, испортить настроение кому-то, отомстить), то это нарушает законы этики, хотя речевая форма, в которую будет спрятано это намерение, может вполне соответствовать всем остальным этическим нормам речевой культуры.

Основные тенденции поведения

Поведение истинно воспитанного человека основывается на балансе двух основных тенденций, которые характерны для каждой личности. Это, с одной стороны, тенденция к объединению, сплочению, сближению, консолидации, а с другой стороны, тенденция отделения себя от других, к сохранению своей индивидуальности. Эти тенденции по-разному проявляют себя в различных сферах общения, а также в зависимости от ситуации и взаимоотношений партнёров.

Именно на это нацелен принцип вежливости Дж.Лича. Этот принцип предполагает соблюдение шести максим. Максима (от лат. Maxima (regula — основное правило, принцип) — логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило, норма поведения:

максима такта (Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!)

максима великодушия (Не затрудняй других!)

максима одобрения (Не хули других!)

максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!)

максима согласия (Избегай возражений!)

максима симпатии (Высказывай благожелательность!).

Общение всегда предполагает духовное взаимодействие с другим человеком, а также потребность и необходимость в нем самом как партнере для достижения общей цели. И потребность эта превращается в готовность согласования своего личного поведения с поведением партнера в стремлении к содружеству, сотрудничеству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: