МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории русской литературы новейшего времени
Программа государственного экзамена
(Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки)
для бакалавриата по направлению: 032700 Филология
Профиль: Новейшая русская литература: творческое письмо
Москва 2011
Программа государственного экзамена
(Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки)
Рабочая программа дисциплины
Составитель:
Проф. Д.П. Бак, преп. Ж.Г. Галиева
Программа итоговой государственной аттестации утверждена
на заседании кафедры истории русской литературы
новейшего времени 10 марта 2011 года, протокол №5.
© Российский государственный гуманитарный университет, 2011
Пояснительная записка
Государственный экзамен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700 «Филология» (Профиль: «Новейшая русская литература: творческое письмо») призван проверить результаты теоретического обучения студентов.
Экзамен состоит из двух содержательных частей, которые соответствуют двум вопросам экзаменационного билета. Первая группа вопросов посвящена истории русской литературы с XI вв. до 1945 г., в данном случае проверяются теоретические знания, полученные в курсах по истории русской литературы различных периодов. Вторая группа вопросов посвящена новейшей русской литературе – периоду после 1945 г. до наших дней. В этом случае проверяются знания, полученные в курсах «Новейшая русская литература», «Современная русская проза», «Современная русская поэзия», «Современная русская драма».
Основные компетенции, которые должен проявить студент в ходе подготовки и сдачи государственного экзамена:
ОК – 1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 - владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;
ОК-6 - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
ОК-7 - способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК-8 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;
ОК-9 - умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;
ОК-10 – способность понимать сущность и назначение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
ОК-11 - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-12 - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ПК-1 - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;
ПК-2 - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
ПК-3 - свободное владение изучаемым языком в его литературной форме;
ПК-4 – владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;
ПК-5 - способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературу (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;
ПК-7 - владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;
ПК-8 - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
ПК-16 - умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности;
Критерии оценки государственного экзамена
- Полнота раскрытия заявленной в вопросе темы.
- Владение русским литературным языком в формате устной подготовленной монологической речи.
- Грамотное композиционное строение устного ответа.
- Знание фактической стороны вопроса (хронология событий, имена собственные, названия произведений и т.д.).
- Умение соотносить между собой различные явления истории литературы, проводить сопоставительный анализ.
- Умение приводить подходящие примеры из текстов художественных произведений
- Знание научной традиции изучения данного вопроса.