Особенности и стиль Российского телевидения




В результате провозглашения суверенитета России была создана Российская телерадиокомпания. Общественное Российское телевидение встречало много трудностей на своем пути.

Всесоюзная телерадиокомпания обладала монопольным правом на технические средства, что позволяло ей различными способами мешать нормальной работе Российского телевидения, которому предоставили первый канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно появляться в эфире информационная программа РТР «Вести»: сначала 1 раз в день, позже — 3 раза, 4 раза. В 1996 г. «Вести» стали выходить в эфир 6 раз в день.

Система телевидения и радиовещания Российской Федерации стала включать: Российскую государственную телерадиокомпанию «Останкино» — I программа «Останкино», Всероссийскую государственную телерадиовещательную компанию — II программа, «Московскую программу» — III канал, Образовательную программа «Российские университеты» — IV канал, «Канал независимого телевидения» — НТВ (IV канал), «ТВ-6 — Москва» — VI канал. Важное место в системе занимала программа «Петербург — 5 канал».

Система телевидения и радиовещания также стала включать телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Российской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации Российского телевидения: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.

Главным приоритетом является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ развлекательного вещания, включая самый популярный жанр - кинопоказ, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Через какое-то время наступил период так называемого малокадрового электронного телевидения с улучшенным качеством изображения. Первым эту идею предложил в 1936 году тот же Катаев, и значительно позже, в 1959-м, благодаря его методу стало возможным достичь небывалого успеха: снять обратную сторону Луны.
До того, как появились спутники связи, сигнал из Москвы в другие населенные пункты передавался по кабельным или радиорелейным линиям связи. Кроме того, использовали и более интересные средства — к примеру, устанавливали ретрансляторы на самолетах: именно таким способом осуществляли передачу репортажей с фестиваля 1957 года в Ленинград, Смоленск, Киев и Минск.

К началу 50-х гг. заметно возросла роль телевидения в систе­ме средств массовой информации страны. Так, во второй поло­вине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача — ре­портаж с футбольного матча на стадионе "Динамо".

Переход на новое оборудование, новые возможности, связан­ные с использованием ПТС, расширили телевизионную аудито­рию. И все же до 1954 г. — до выхода в эфир первых докумен­тальных передач — продолжался процесс становления телевиде­ния, период настойчивого выявления его общественно-полити­ческих и технических возможностей.

22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановле­ние об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы. Для успешного решения задач, вставших перед телеви­дением, летом 1954 г. в Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) по образцу радио и газет — про­мышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. В новые редакции пришли работать — впервые в истории теле­видения — журналисты. Им надлежало овладеть мастерством аудиовизуального отображения действительности. Это было вре­мя повседневной учебы, неустанных творческих поисков, свя­занных с формированием документального телевидения.

Первые достижения не заставили себя ждать. В ноябре 1954 г. был передан в эфир первый телевизионный очерк известного публициста Евг. Рябчикова. Очерк рассказывал о строительстве электростанции на Ангаре. Передача состояла из монтажа кино­кадров, макетов, схем, фотографий и других документальных материалов, показ которых был объединен в единое целое вы­ступлением автора перед камерой и его же закадрового коммен­тария. Евг. Рябчиков с той поры стал автором и комментатором многих телевизионных передач.

Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 г. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики "Красный Октябрь". С тех пор событийный ре­портаж все чаще появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой частью программ Центрального телевидения.

С января 1955 г. ежедневным стало московское, а с октября 1956 г. — ленинградское телевидение. Вступила в строй действу­ющих станций Свердловская студия телевидения. К середине 50-х гг. наметилась тенденция к росту числа телевизионных журналов, несших в себе оперативную информацию. В 1956 г. на Москов­ской студии телевидения была создана редакция "Последних из­вестий".

К 1955 г. в стране насчитывалось около миллиона телезрите­лей, мощность радиостанций за прошедшее пятилетие возросла вдвое. В стране действовало 26 млн. радиоприемных устройств. Неуклонно расширялась аудитория радиослушателей.

В результате работ советских и иностранных специалистов, внесших свой вклад в решение отдельных задач телевидения, и благодаря быстрому развитию радиоэлектроники, телевизионная техника достигла такого уровня развития, когда стало возможным создание систем цветного и объемного телевидения и широкое применение телевизионных установок в различных отраслях народного хозяйства, для научных исследований и т. д.


Цветное телевидение

Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала общедоступной повсеместно.
Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA. Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а следовательно, были доступны далеко не всем. Впрочем, при желании, была возможность приобрести эту технику в кредит. Из-за сложностей с повсеместной организацией цветного телевещания, цветные модели телевизоров не могли быстро вытеснить черно-белые, и долгое время оба типа производились параллельно. Единые стандарты (PAL и SECAM) появились и начали внедряться в 1967 году. В течение ряда лет в Советском Союзе и в других странах проводились испытания различных систем цветного телевидения. В марте 1965 г. было подписано соглашение между СССР и Францией о сотрудничестве в области цветного телевидения на основе системы СЕКАМ. 26 июня 1966 г. было принято решение избрать для внедрения в Советском Союзе совместную советско-французскую систему цветного телевидения СЕКАМ-111.

Первые передачи по совместно советско-французской системе начались в Москве с 1 октября 1967 г., к этому же времени был приурочен выпуск первой партии цветных телевизоров. В день 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1967 г.) состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади парада и демонстрации трудящихся. Внедрение цветного телевидения открыло широкую возможность для повышения качества передач и позволило значительно повысить эмоциональность восприятия телевизионных передач и увидеть изображения в естественных красках.

В условиях демократизации и гласности в структуре средств массовой информации все большее значение приобретали теле­видение и радиовещание. Передачи в цветном изображении принимались более чем в тысяче городов. Для этих целей использовались радиорелейные линии и около 3 тыс. ретранслято­ров, а также космические средства связи: спутники Земли, "Молния", "Радуга", "Горизонт", 85 наземных станций "Орби­та", 10 станций международной системы "Интерспутник".

Все передающие станции страны работали в единой системе. ЦТ вело передачи по 14 программам. Все они шли в цветном изображении.

В каждой республике Союза работала своя студия телевиде­ния. В 1989 г. в стране имелось 119 программных телецентров. Но права их были чрезвычайно ограничены. Их эфирное время и объемы суточных передач жестко регламентировались Гостелерадио СССР.

В зоне уверенного приема телевизионных программ прожи­вало около 230 млн. человек, т.е. почти 90% населения страны. 160 млн. человек имели возможность принимать две программы. У населения в 1988 г. было свыше 80 млн. телевизоров, в том числе 8 млн. цветных.

В 1990 г. вещание вел 131-программный телецентр. Центральное телевидение осуществляло передачи по 14 программам с учетом дублей 1 и 2 общесоюзных программ для 5 вещательных зон. Среднесуточный объем всех программ ЦТ составлял 183,5 часа.

Телевещанием была охвачена практически вся территория СССР, 85% населения принимало телевизионные передачи, осуществляемые с использованием космических средств связи.

1990 г. стал последним годом существования Государственно­го комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию. Но за ней, как и в прошлые годы, во многом сохранилось монопольное право на техничес­кие средства.

В 1991 г. начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР. Национальные республики Союза одна за другой провозглашали свой суверенитет. Освобождаясь от диктата Центра, они рвали десятилетиями установившиеся традиции и в сфере журналистики, решительно отказывались от распределения сверху эфирного времени и его объемов для рес­публиканских радиокомитетов и телестудий и по своему усмот­рению устанавливали время трансляций теле- и радиопередач из Москвы.

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. В систему телевидения и радиовещания Российской Федера­ции вошли: Российская государственная телерадиокомпания "Останкино".— I программа "Останкино", Всероссийская госу­дарственная телерадиовещательная компания — II программа, "Московская программа — III канал, Образовательная програм­ма "Российские университеты" — IV канал, "Канал независимо­го телевидения" — НТВ (IV канал), "ТВ-6 — Москва" — VI ка­нал. Важное место в системе Российского телевидения занимала программа "Петербург — 5 канал". В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Рос­сийской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание. В 90-е гг. в системе телерадиовещания Российской Федера­ции возникли также не государственные (альтернативные) орга­низации. Право на ведение телерадиовещания получили более 1200 независимых организаций. В их числе были предприятие "Телевидеоканал" г. Балаково, Саратовской области; товарищест­во "Возрождение" г. Щекино, Тульской области; радиопрограм­ма "Европа плюс" в Москве и др. Первой негосударственной телевизионной структурой в Мос­кве, самой крупной в начале 90-х гг. был "Телеканал 2 х 2", первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990 г. Созданная в целях расширения видов коммерческой деятельности телевизионного вещания, "Телеканал 2 х 2" занял важное место в обеспечении москвичей информационной, музыкаль­ной, развлекательной программами. Среди программ, прочно утвердившихся на Российском теле­видении к середине 90-х гг., основными стали информационные, содержавшие оперативные известия о текущих событиях, раз­влекательные и прямо касавшиеся моральных проблем. По дан­ным социологической службы Останкино от 4 до 23% телезри­телей регулярно (особенно в вечернее время) смотрели "Новости" Останкино, "Вести" Российского телевидения, "Новости 2x2", "Сегодня" (НТВ), "Информ-ТV" (5 канал), а также программы "Момент истины", "Подробности", "Час пик", "Тема", "Человек и закон". С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР "Вести": сначала 1 раз в день, а затем — 3 раза, 4 раза. В 1996 г. "Вести" выходили в эфир 6 раз в день. В то же время учет зрительских интересов в условиях рынка сделал неизбежным новые подходы в дифференциации телека­налов. Кроме информационных программ по тематическому признаку строились музыкальные, кино, спортивные и другие программы; по адресному — программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Кроме того, профилирование телеканалов шло по национальному, территориальному, времен­ному признакам. Многопрограммность телевидения нашла свое проявление и в учредителе канала, и в источнике его финансирования (госу­дарственный, платный, общественный, коммерческий, арендный и др.). И хотя в любом виде программ интерес к некомментиро­ванной информации оставался высоким, во вкусах телевизион­ной аудитории возникали новые проявления. Они были связаны с характером и содержанием нетрадиционных программ. Среди них художественные сериалы, сериалы "Телефон спасения 911" (РТВ), документальные сериалы НТВ, телепрограмма "Золотая шпора" и др. Неизменным оставался интерес к традиционным телепередачам "В мире животных", "Клуб кинопутешественни­ков" и др. Широкие возможности выбора различных телепрограмм не только все больше превращают телевидение в средство массово­го воздействия, но и индивидуализируют его возможности. Подобного рода проявления вкуса аудитории становятся воз­можными еще и потому, что к середине 90-х гг. система средств массовой информации пополнилась новой техникой. Речь, в частности, идет о таких технических средствах как микроинформатика, кабельное телевидение, спутниковая связь, лазерная пресса и других, играющих все большую роль в интенсивной передаче массам многообразного потока информации. Так, кабельное телевидение, хотя и служит в основном для передачи развлекательных программ, однако имеет обществен­но-политический характер. Большое будущее открывается перед лазерной прессой. Ее исключительно высокие скоростные и технические возможности в недалеком будущем могут решить проблему тиражирования определенных типов изданий. В журналистской практике, в различных сферах политичес­кой деятельности среди используемых новых технологий проч­ное место заняли персональные компьютеры с их программным обеспечением. Миниатюризация видеотехники и создание портативных пе­редатчиков вызвали к жизни видеогазеты. В крупных городах страны "телегазеты" стали обычным делом. Нельзя не учитывать и того, что аудиовизуальная информация идет и по каналам го­сударственной телерадиокомпании. Все больше становится ком­мерческих телерадиогазет, выпускаемых коммерческими телерадиоорганизациями. Внешне средства массовой информации организационно ра­зобщены. В то же время они органически связаны между собой, тесно взаимодействуют. У них практически единые обществен­ные функции, единый объект воздействия. Поток социальной информации, передающейся по различным каналам средств массовой информации, представляет собой целостное явление. Системность во всех ее проявлениях — актуальности, оператив­ности, тематической универсальности, эмоциональности и т. д. стала одной из важнейших особенностей журналистики середи­ны 90-х гг.  
В условиях разделения полномочий между центром и субъек­тами федерации многократно возрастает роль информационных связей как внутри местных административных формирований, так и между ними, т. е. на региональном уровне. В работах по истории, теории и практике журналистики тер­мины "местная", "провинциальная", "периферийная", "регио­нальная" используются как синонимы применительно к губерн­ской, областной и региональной (межгубернской и межобласт­ной) журналистике. Многие трактуют "регион" как администра­тивно-территориальное образование, а региональную печать — как периодические издания, выходящие и распространяемые в пределах административной территории. Под понятием "регион" подразумевается также определенная географическая территория (не обязательно административная), население которой тесно связано экономической, культурной, этнографической, конфес­сиональной и другой общностью, как, например, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, Дон и Северный Кавказ и др.   Местное телевидение Политическая и эконо­мическая децентрализация, возникшая вслед за дезинтеграцией СССР, актуализировала проблему расширения местного телеви­дения и радиовещания Российской Федерации. Реальная неза­висимость потребовала от них упрочения своей самостоятельно­сти в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы теле­видению и радиовещанию стать непосредственными соучастни­ками происходивших перемен в регионе и во всей стране. Творческий поиск местных студий телевидения начался с от­каза от "глобальных", "всеохватывающих" программ, с создания гибкой модели, учитывающей разнообразие местных особеннос­тей. Содержательная структура телепрограмм, например Хабаров­ской или Воронежской, Дальневосточной или Якутской телесту­дий, в значительной степени зависит от специфических местных условий, включающих в себя исторические, географические, экономические, политические и социокультурные особенности каждого региона, а также учета демографической особенности конкретной телеаудитории. Вместе с тем на формирование программ заметно влиял пе­реход к рыночным отношениям, которые параллельно с внедре­нием многоукладности в экономическую жизнь региона способ­ствовали утверждению здесь различных форм собственности в области электронной прессы. Основными из них стали государ­ственная, государственно-кооперативная, акционерная, частная, принадлежащая отдельному владельцу или группе лиц. К началу 90-х гг. относится формирование в регионах системы государственного и коммерческого телевидения. Причем второй тип местного вещания развивался более интенсивно, все заметнее конкурируя с государственным. И это вполне понятно: телезрителя не устраивала информация, поступающая только от одного телеканала. Он стремился познакомиться с иными точ­ками зрения на различные проблемы. Многопрограммность местного телевидения, базирующаяся на различных источниках финансирования, стала реальностью. В основе многопрограммности лежали тематический, адресный, территориальный, национальный, временной признаки. В условиях конкуренции зрелищ, ставшей очевидной с середины 90-х гг., сохранились и продолжали пользоваться популяр­ностью у телезрителей и некоторые существовавшие ранее на местном телевидении, конкретные контактные формы и про­граммы. Так, государственная телерадиокомпания "Петербург — 5 канал" возродила выходившую в прямой эфир в 1987—1988 гг. передачу Ленинградского телевидения "Срок ответа сегодня". Представлявшая собой психологическую телеслужбу, она заняло прочное место в программах с октября 1993 г. Телевизионная служба "Скорая помощь", или "Срок ответа сегодня", выходит в эфир пять раз в неделю в 14 часов и позволяет зрителям услы­шать из уст юристов, врачей, сотрудников городских служб от­веты на волнующие их вопросы. Аудитория у государственного и коммерческого телевидения одна. Региональное вещание оказывает на нее ощутимое воздей­ствие, поскольку телевидение сохраняет за собой статус наибо­лее распространенного источника информации. В региональной системе СМИ коммерческие телеканалы привлекают зрителей различными информационными и культурно-развлекательными программами. В начале 90-х гг. в Ростове-на-Дону в эфире появились пере­дачи независимой телестанции "51-й канал". Она ставила своей задачей информировать ростовчан о наиболее интересных собы­тиях в регионе. С тех пор ежедневно в эфир идут два тридцати­минутных выпуска новостей. По субботам на телеканале посто­янная информационно-развлекательная программа "Регион", которая органически вписывается в систему местного телеобме­на между 15 городами России и 80 городами Украины. Независимый телеканал "Южный регион" формирует свои программы на основе передач спутникового телевидения. Канал трижды в день выходит в эфир с информационными программа­ми: в 7 часов утра зрители имеют возможность познакомиться с материалами программы СНН, в 12 часов дня — с мировыми новостями, в 6 часов вечера — с событиями, происшедшими в Ростове-на-Дону. "51-й канал" и "Южный регион" — это две из пяти незави­симых телевизионных станций, работавшие в городе. В их числе "35-й канал" "Теле-Х", "38-й канал" и 35-й канал "Дон-ТР". Кроме них действует также государственная телерадиовещатель­ная компания "Дон -ТР". В середине 90-х гг. во многих крупных городах Российской Федерации работали негосударственные коммерческие теле- и радиокомпании: в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге. В Уфе постоянно выходили в эфир станции "Толпар", "Вос­ток", "Шарк" и др. В настоящее время постоянно увеличивается не только количество каналов, но и темы актуальных цикловых передач. Уже к началу 1990-х гг. в России была создана достаточно развитая инфраструктура, позволившая охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны. В это десятилетие ТВ безоговорочно заняло центральное место в российской системе СМИ – и по охвату национальной аудитории, и по объему времени, уделяемому этому медиа.   Переход на цифровое вещание С начала 1990-х гг. российское ТВ начало стремительно встраиваться глобальный контекст. Речь идет не только об увеличившемся объеме зарубежных программ на российских телеканалах, но и о становлении рыночных экономических отношений, о развитии телевидения в качестве самостоятельного сегмента индустрии СМИ, что соответствовало бы глобальным тенденциям и использованию организационных моделей рынка. Двойной переход – к новым экономическим структурам (от прежней административно командной к рыночной экономике СМИ, основанной на рекламной бизнес модели) и к современным цифровым технологиям вещания – привел к радикальным изменениям в телевизионной индустрии России. В настоящее время телевидение в России можно без преувеличения считать универсальным СМИ, доступным практически каждому россиянину. 99 % населения принимают на свои телеприемники, по крайней мере один телеканал, среднее число доступных телеканалов на одно домохозяйство к 2009 г. превышало два десятка. Причем доля россиян, хотя бы, иногда обращающихся к различным массмедиа, максимальна именно для ТВ. Общедоступные телеканалы являются, пожалуй, центральными субъектами телевизионного рынка. Нынешний телевизионный ландшафт начал формироваться в 1990-е гг., когда в эфире появились такие телеканалы, как СТС, ТНТ, «РЕН ТВ», «Культура» и т. д. Постепенно число каналов увеличивалось, появлялись новые игроки, каналы меняли владельцев и концепции вещания, и к концу 2009 г. сложилась следующая картина. В сегменте общедоступного телевидения работает 20 телеканалов, претендующих на статус телеканалов общенационального охвата. Правда, уровень реального технического проникновения этих телеканалов варьируется в широком диапазоне – от 98 % до 36 % («Первый канал» – 98,8 %, «Россия»– более 98 %, НТВ – 96 %). Сложилось принятое в индустрии деление этих телеканалов на три группы: первая группа – федеральные универсальные каналы «Первый канал», «Россия», НТВ; вторая – основные сетевые каналы СТС, ТНТ, среди которых универсальным является один – «РЕН ТВ»; третья – остальные общедоступные телеканалы, среди которых большинство являются специализированными, – ТВЦ, «Культура», «Домашний», «Спорт», «МУЗ ТВ», MTV, «ТВ3», ДТВ, «Петербург5 канал», «Вести», «Euronews», «2 2», «Звезда», «7ТВ». (Примечание:Каналы, входящие в структуру ВГТРК, в начале 2010 г. были переименованы: «Россия» в «Россия 1», «Спорт» в «Россия 2», «Культура» в «Россия К», «Вести» в «Россия 24».) Развлекательный контент широкого профиля доминирует у большинства общедоступных каналов. Их основное программное наполнение – фильмы, сериалы, юмористические и развлекательные программы, документальные фильмы и т. д. И хотя многие из них имеют определенную тематическую, жанровую и стилистическую специализацию и даже аудиторную нишу, в целом они являются достаточно универсальными развлекательными каналами. В 2009 г. к «узким» специализированным каналам в сегменте общедоступного телевидения относились лишь каналы «Вести», «Euronews», «Спорт» и «2х2», программное наполнение которых находилось в строгих жанрово-тематических рамках. Помимо новостных каналов «Вести» и «Euronews», информационное вещание представлено также на семи телеканалах общего профиля – «Первый канал», «Россия», НТВ, «РЕН-ТВ», «Петербург-5 канал», ТВЦ и «Звезда». К особенностям сегмента платного альтернативного телевидения относится большое число телеканалов, которые формируют этот сегмент, и более сложная (по сравнению с общедоступным телевидением) структура его организации и функционирования. В конце 2009 г. в России вещало около 230 платных телеканалов. Число каналов в сегменте постоянно меняется: появляются новые телеканалы, прекращают свое вещание уже существующие. Оставляя за пределами данного доклада задачу сколько-нибудь полного перечисления платных тематических каналов, мы отметим телеканалы-лидеры кабельного и спутникового вещания в 2009 г. К таковым мы относим телеканалы, которые попадают в список двадцати лучших хотя бы по одному из основных показателей, замеряемых исследованием аудитории неэфирного телевидения. Эти каналы хорошо знакомы российскому зрителю, имеют хороший уровень технического проникновения и высокие аудиторные пока затели. В сущности, это те телеканалы, с которыми в значительной степени и ассоциируется неэфирное телевидение в России. Список каналов-лидеров дает представление о сегменте в целом, о его тематическом многообразии, большом количестве игроков на этом рынке. В число каналов-лидеров попадают как российские каналы, так и каналы зарубежного производства (Франция, Великобритания, США, Латвия). Тематическое разнообразие каналов-лидеров впечатляет: познавательно-развлекательные, детские, музыкальные каналы; киноканалы различной специализации; канал для женщин, канал о моде, информационный канал и т. д. Среди них есть всемирно известные, успешные, существующие много лет бренды, такие как «Discovery Channel», «National Geographic», «Eurosport», есть и недавно созданные каналы российского производства – «Бибигон», «Охота и рыбалка», «Ru.TV» и др. Как правило, компания-производитель (агрегатор) канала взимает плату с кабельных и спутниковых операторов за право трансляции. Такие каналы – исключительно платные и распространяются в кодированном виде. Однако есть и бесплатные для операторов каналы, которые распространяются в открытом виде и могут ретранслироваться без оплаты производителю. Бесплатными являются в основном музыкальные, религиозные, этнические телеканалы, каналы-телемагазины, однако таковыми могут быть и познавательные («Мать и дитя»), информационные каналы, каналы на экономическую и бизнестематику (РБК, «Эксперт ТВ», «Про деньги») и др. В 2009 г. на бесплатной основе распространялось примерно 50 неэфирных телеканалов (22 % от общего числа). В связи с ростом популярности HD-продуктов у зрителей актуальным становится выделение каналов, вещающих в этом формате. HD-каналы, как правило, имеют в своем названии префикс HD, подчеркивающий особый формат их вещания: «High Life HD», «Кинопоказ HD1», «Discovery HD» и т. д. К концу 2009 г. в России вещало 14 HD-каналов. Крупные зарубежные компании демонстрируют высокий уровень интереса к российскому рынку платного телевидения. Об этом свидетельствуют запуск нового канала «Sony Entertainment Television» компании «Sony Pictures»; расширение пула каналов «Discovery» (канал «Investigation»); приход крупного французского игрока – компании «Lagarder» – в высококонкурентную нишу каналов для детей с российскими версиями своих каналов «Tiji» и «Gulli». В 2009 г. платный сегмент пополнился более чем 20-ю новыми каналами как российского, так и зарубежного производства. Современное российское ТВ, несомненно, оказывает заметное воздействие на формирование единого общенационального информационного пространства, при этом оно сохранило огромное значение, приобретенное в 1990-е гг., как фактор политического выбора для большинства россиян. В условиях развивающейся и расширяющейся медиасистемы именно ТВ играет основную роль и как информационное, и как развлекательное, и как просветительское общекультурное СМИ. Ключевой особенностью современного российского ТВ стала его роль в формировании современной национальной идентичности, которую для нашей страны с 11-ю географическими часовыми поясами, протяженной и слабо заселенной территорией, почти 100 языками и четырьмя основными религиозными конфессиями, сложно переоценить. (В момент перехода на летнее время в марте 2010 г. количество часовых поясов было сокращено до девяти). При этом именно российское ТВ, вещающее в основном на русском языке, но сохраняющее региональнолингвистическое разнообразие, способствует со хранению национальноэтнического разнообразия. Российские телеканалы – во всем их географическом и тематическом многообразии – выступают сегодня одновременно и как основной канал доступа к общеполитической информации, и как важное пространство культурного процесса (хотя зачастую, прежде всего на уровне массового развлечения), и как доминирующая форма проведения / организации досуга. Следует, правда, отметить, что именно последняя, развлекательная, функция выходит в последнее десятилетие для российского ТВ на первый план – и по объему эфира, и по значению в программных стратегиях, и по зрительским предпочтениям. Телевидение становится заметной частью складывающейся в условиях глобализации индустрии развлечений, работающей на обслуживание свободного времени. Как это ни удивительно, в этом развитие российского ТВ весьма точно повторяет общемировые тренды, в соответствии с которыми именно телевидение стало движущей силой становления новой мощной индустрии СМИ и развлечений (CooperChan A. Global Entertainment Media. Content, Issues, Audiences. London, 2005; Thussu D. News As Entertainment. The Rise of the Global Infotainment. London, 2008; Долгин А. Экономика символического обмена. М., 2006). Ключевые характеристики российского ТВ определяются одновременно общими тенденциями развития телевидения на глобальном уровне и тенденциями развития российского общества, его политическими и экономическими особенностями. В 2000-е гг. наиболее заметной тенденцией в развитии зарубежного, прежде всего американского и западноевропейского, ТВ стало усиление неолиберальных тенденций в отрасли, выразившееся в укреплении положения коммерческих общедоступных вещателей, кабельных и спутниковых операторов на фоне снижения – но еще некритического падения – популярности общественных вещателей. Бурный рост числа коммерческих телеканалов в 2000-е гг., коммерциализация стратегий программирования общественного ТВ, заметная в практике большинства западноевропейских стран, усиливают интеграцию ТВ в индустрию развлечений (Open Society Institute, Television Across Europe. More Channels, Less Independence. Followup Reports. Budapest, 2008). Возникновение новых коммерческих каналов порождает потребности во все большем числе программ, стимулируя развитие независимого от вещателей рынка производителей, при этом большинство стран Западной Европы с трудом отвечают на этот вызов: вертикально интегрированные общественные вещатели продолжают доминировать на национальных рынках производства В результате телевещатели все больше опираются на интегрированный с киноиндустрией сегмент производящих компаний и создают новые развлекательные гибридные форматы (Iosifidis P., Steemers J., Wheeler M. European Television Industries. London, 2005. 2 Hill A. Reality TV: Audiences and Popular Factual Television. London, 2005). Растущее разделение внутри телеиндустрии на два сегмента – вещателей и производящих компаний – вместе с увеличением числа каналов делает крайне перспективным аутсорсинг, (передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области) в СМИ. Современные стратегии развития ТВ как индустрии и как средства массовой информации в значительной степени определяются также технологическим прогрессом и цифровой революцией. Как показывает практика стран-первопроходцев в этой сфере – Германии, Финляндии, Швеции, Нидерландов, Норвегии, речь идет не просто об изменении формата сигнала и форм его доставки зрителям. Изменения касаются и стратегий программирования, и бизнесмоделей, и взаимоотношений вещателей со зрителями. В контексте этих трансформаций особое беспокойство испытывают общественные вещатели, которые будут вынуждены конкурировать с коммерческими в цифровой многоканальной среде. Необходимость учитывать интересы и запросы зрителей, которых они все чаще рассматривают как клиентов, заставляет их двигаться по пути создания конкурентоспособных программ развлекательного характера – минисериалов, токшоу, докудрамы/драмадока, эдьютейнмента (развлекающих образовательных программ). В последние го ды активно развивается и сегмент «калчартейнмента», представленный прежде всего минисериалами «Бибиси» (ВВС) – короткими сериалами, соз данными на основе классической литературы с привлечением «звезд» национального театра и кинематографа. Важнейшим событием, отразившимся на законодательном климате в индустрии ТВ стран Европейского Союза, стало принятие в ноябре 2007 г. последней редакции широко известной Директивы ЕВ «ТВ без границ» (Директивы о трансграничном вещании). В новой редакции она получила название Директивы об аудиовизуальных медиауслугах (Директива АВМУ – Au diovisual Media Service Directive, AVMSD). С 19 декабря 2009 г. Страны – члены ЕС должны были начать окончательное применение этого документа в национальной практике. Принятие новой редакции Директивы АВМУ напрямую связано с идущими в СМИ процессами конвергенции – слияния раз личных СМИ на единых технологических платформах и перехода на цифровое вещание. Два обстоятельства стимулировали принятие нового документа. Во-первых, переход на цифровые технологии передачи аудиовизуальных программ, вызвавший структурные изменения в отрасли, потребовал нового регулирования для коммерческого вещания, особенно в сфере его финансирования. Среди целей изменений – определение условий добросовестной конкуренции в контексте цифрового вещания, оказание коммерческих услуг (реклама, спонсорство, продакт-плейсмент, телешоппинг и т. п.). Во-вторых, Директива АВМУ призвана поддержать идеалы ТВ как общественной службы в условиях нового высоко конкурентного многоканального ТВ, гарантируя условия для сохранения европейской идентичности, прозрачности осуществления редакционной политики. В новой редакции документа введено понятие аудиовизуальной медиа-услуги, главной сутью которой является предоставление населению, посредством телекоммуникационных сетей, программ с целью информирования, развлечения или образования для одновременного просмотра на основании сетки передач (программ). В результате расширяется понимание традиционного ТВ, которое может осуществлять вещание на любой технологической платформе – эфире, кабеле, спутнике, Интернете, мобильной телефонии и т. д. ТВ, как подчеркивает Директива, предоставляет линейные АВМУ, в отличие от нелинейных, предоставляемых провайдером по выбору зрителя по индивидуальному запросу, который зритель формулирует сам на основании каталога программ провайдера. Именно это положение открывает перспективы для дальнейшего развития ТВ «по запросу», не имеющего привязки ни к конкретным каналам, ни ко времени вещания. В результате цифровизации ТВ во


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: