Предмет и задачи педагогической психологии» ее место в системе наук о человеке




Тема 1 Введение в педагогическую психологию

Педагогическая психология — самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, изучающая осо­бенности, закономерности и механизмы обучения, вос­питания и развития личности в ходе образовательно­го процесса.

Как самостоятельная наука педагогическая психоло­гия имеет свой предмет исследования и специфичес­кие задачи, а как междисциплинарная наука — общий объект с педагогикой, общей, возрастной и социаль­ной психологией, психологией личности. В качестве единого объекта выступает человек в процессе своей деятельности и развития, в контексте социальных и общественных отношений.

Предметом исследования педагогической психо­логии являются факты, механизмы, закономернос­ти освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые данным процессом изменения в уров­не интеллектуального и личностного развития че­ловека как субъекта познавательной деятельности, организуемой в разных условиях образовательного процесса.

Сложность, неодно­родность и многоаспектность предмета педагогичес­кой психологии определяются тем, что она изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, формирование активного творческого мышления, исследует индивидуальные различия при этом и изменения в психике, происходящие под влиянием обучения и воспитания.

Кроме исследования закономерностей обществен­но выработанных знаний и способов их использова­ния педагогическая психология устанавливает связь между процессами учения и развития, выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних. Некоторые специалис­ты считают педагогическую психологию частью воз­растной психологии, аргументируя это тем, что осо­бенности усвоения знаний определяются возрастной спецификой обучающихся, имеющей свои законо­мерности проявления и влияющей на эффективность обучения.

Обобщая, можно сказать, что предметом изучения педагогической психологии являются закономернос­ти развития человека в ходе обучения и воспитания, то есть в условиях образова­тельной и социальной систем.

Так как педагогическая психология существует на стыке двух наиболее общих наук о человеке — педаго­гики и психологии, то она в предмете своего изучения совмещает предмет как педагогики — законы управления развитием личности, так и психологии — зако­ны развития психики человека.

Как было сказано выше, наиболее тесно с педаго­гической психологией связана возрастная психология, которая изучает развитие психики человека и ее осо­бенности на различных возрастных этапах.

Из арсенала возрастной психологии педагогическая психология использует pяд принципов, опираясь на ко­торые, исследуются и разрабатываются теоретические подходы и практический инструментарий организации обучения и развития человека. Вот некоторые из них:

• каждый возрастной период изучается не изоли­рованно, а с точки зрения общих тенденций, а также с учетом влияния предыдущих и последующих возраст­ных периодов;

• каждому возрасту присущи определенные резервы развития, которые могут быть мобилизованы за счет особой организации активности человека по отношению как к самому себе, так и к окружающей дей­ствительности;

• возрастные рамки и особенности возрастных пси­хических проявлений не статичны и находятся под влиянием социальных и общественно-исторических факторов;

• переходы от одних возрастных периодов к дру­гим и возникающие в них психологические новообра­зования детерминируются изменениями в ведущей деятельности, социальной ситуацией, типами взаимо­действия человека со средой и т. п.

К основным задачам педагогической психологии относятся:

1) раскрытие механизмов и закономерностей обуча­ющего и воспитывающего воздействия на интеллек­туальное и личностное развитие обучаемого;

2) определение механизмов и закономерностей освое­ния обучающимся социокультурного опыта, его структурирования и сохранения в индивидуальном созна­нии;

3) выявление связи между уровнем интеллектуаль­ного и личностного развития обучаемого и формами и методами педагогических воздействий;

4) определение особенностей организации и управ­ления познавательной деятельностью обучаемых и изучение их влияния на интеллектуальное и личнос­тное развитие и познавательную активность обучае­мых;

5) изучение психологических основ педагогической деятельности;

6) определение фактов, психологических механиз­мов и закономерностей развивающего обучения;

7) выявление закономерностей, условий, критери­ев усвоения знаний и формирования операциональ­ного состава деятельности на их основе;

8) определение психологических основ диагности­ки уровня и качества усвоения знаний, умений и на­выков и их соотнесение с образовательными стандар­тами.

В структуре педагогической психологии выделяют­ся три блока основных задач: связанные с психологией обучения, с психологией воспитания и с психологией преподавателя (учителя).

Основными задачами психологии обучения яв­ляются:

· выявление взаимосвязи внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познаватель­ной деятельности в условиях разных дидактических систем;

· изучение соотношения и взаимовлияния мотивационного и интеллектуального планов познаватель­ной деятельности;

· выявление возможностей управления процесса­ми обучения и развития человека;

· выделение психолого-педагогических критериев эффективности обучения;

· разработка и оценка эффективности методичес­кого инструментария и организационных подходов к обучению.

Для психологии воспитания основными задачами являются:

· изучение содержания, структуры и динамики раз­вития мотивационной сферы человека;

· исследование нравственных установок и социаль­ной направленности личности и возможностей целе­направленного влияния на них;

· выявление различий в самосознании людей, обучающихся и воспитывающихся в разных условиях;

· изучение социально-психологической структуры детских, юношеских и взрослых коллективов и ее вли­яния на формирование личности;

· изучение условий и последствий социальной де-привации и возможностей их преодоления.

Для психологии учителя важны следующие задачи:

· определение творческого потенциала учителя и возможностей его развития;

· изучение и преодоление педагогических стерео­типов, профессиональной деформации личности учи­теля;

· изучение эмоциональной чувствительности и устой­чивости учителя;

· разработка методов и условий предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгора­ния у учителя;

· выявление и развитие положительных особенно­стей индивидуального стиля деятельности учителя;

· исследование эффективных практик педагогичес­кого общения.

Основные понятия (категории) педагогической психологии

В лекциях по педагогической психологии мы акцентируем свое внимание на категориях, пробле­мах и механизмах, относящихся к разделу психоло­гии обучения. В связи с этим в качестве основных кате­горий педагогической психологии будут использовать­ся следующие понятия:

· знание — адекватное отражение в сознании ин­дивида общественно-исторического опыта в виде пред­ставлений, понятий и сувдений, теорий;

· умение — освоенный индивидом способ выпол­нения действий, основанный на совокупности приоб­ретенных знаний и навыков;

· навык — действие, в составе которого отдельные операции и их системы стали автоматизированными в результате упражнения (тренировки);

· усвоение — процесс воспроизведения индивидом общественно-исторически сформированных знаний, умений, навыков, способов поведения и превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности;

· учение — сознательное, целенаправленное при­своение субъектом интеллектуального и социального опыта, процесс усвоения знаний, умений, навыков на основе совершаемых субъектом действий;

· учебная деятельность — специфический вид дея­тельности направленной на овладение обобщенными спо­собами действий в сфере научных понятии и их адекватное и творческое применение в разнообразных ситуациях.

Основным результатом познавательной деятельно­сти являются знания. Именно по их количеству (объ­ему) и качеству (параметрам) судят об эффективнос­ти познавательной деятельности.

Психолого-педагогический анализ знаний рассмат­ривает три составляющие: предметную, логическую и психологическую.

Предметная (специальная) составляющая — зако­номерности, факты и методы конкретной науки (от­расли знаний).

Логическая составляющая — логические операции и приемы логического мышления, которые, как пра­вило, жестко не привязаны к конкретной науке (пред­метной области) и могут быть одинаковыми при ре­шении различных видов задач.

Психологическая составляющая — умение плани­ровать свою деятельность, контролировать ее ход, вно­сить в нее коррективы и оценивать конечный резуль­тат с точки зрения его соответствия поставленной задаче.

Различают также параметры знаний.

Полнота — способность человека выделить все при­знаки понятия и их связи друг с другом.

Оперативность — способность применить имеющи­еся знания в вариативных ситуациях.

Глубина — способность выделить существенные признаки того или иного понятия в их взаимосвязи:

Гибкость — способность самостоятельно применить или конструировать несколько способов решения од­ной и той же задачи или разработать нестандартный подход к решению сходных задач.

Конкретность и обобщенность — способность вы­делить обобщенное знание, умение подводить конкрет­ные задания под обобщенные, относить частное к об­щему.

Свернутость и развернутость — способность изла­гать свои знания компактно, умение разложить свои знания в ряд последовательных шагов.

Систематичность — умение определить иерархию понятий в их последовательности, взаимосвязи.

Осознанность — умение перегруппировать и пре­образовать материал, творчески применить описание явлений, законов и т. п.

Кроме того, качество знаний характеризуется уров­нем их усвоения, под которым понимают широту и гиб­кость возможностей их использования. В.П.Бсспалько выделил следующие уровни усвоения учебной инфор­мации и дал им характеристики:

понимание — отсутствие у обучаемого знаний в кон­кретном виде деятельности, но вместе с тем способ­ность к восприятию новой информации, то есть нали­чие обучаемости;

узнавание — выполнение той или иной операции (деятельности) на базе знаний, описание аналогичных операций, действий, подсказок, намеков; такое дей­ствие считается репродуктивным;

воспроизведение — самостоятельное воспроизведе­ние и применение информации в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом деятельность обучаемо­го является репродуктивной;

применение — использование обучаемым приобре­тенных знаний и умений в нетиповых ситуациях, в этом случае его действие рассматривается как продук­тивное;

творчество — создание в известной сфере деятель­ности или в непредвиденных ситуациях новых правил, алгоритмов действий, то есть выработка новой инфор­мации, при этом такая деятельность считается продук­тивной.

Для использования знаний в практической дея­тельности необходимо владеть необходимыми умени­ями и иметь соответствующие навыки. Овладение на­выком происходит в несколько этапов:

Осмысление навыка — определение цели выполне­ния действия при очень смутном представлении пу­тей ее достижения.

Приобретение навыка —наличие достаточных пред­ставлений о путях достижения цели, осмысленное вы­полнение действия, но, несмотря на концентрацию внимания (волевого, произвольного), еще очень мед­ленное, с ненужными движениями и ошибками.

Автоматизация навыка — выполнение действий (движений) все рациональнее при меньшей концент­рации внимания и воли.

Высокая степень автоматизации навыка — выпол­нение действия рациональное, точное и уверенное, создание предпосылок для приобретения новых, слож­ных навыков.

 

 

Тема 2. Внешние н внутренние факторы познавательной (умственной) деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: