ПАСПОРТ комплекта итоговых контролирующих материалов
по дисциплине «Опыт работы с различными группами населения»
ч.1. «Социальная работа с девиантными группами населения»
040100 (521100) - «Социальная работа»
разработчики: кафедра социальной работы: ассистент Жданова И.В.
Характеристика КМ: спорт комплекта КМ предназначен для проведения рубежного контроля по курсу «Опыт работы с различными группами населения»: ч.1. «Социальная работа с осужденными и бывшими осужденными».
Соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040100 (521100) - «Социальная работа», утвержденного приказом Минобразования России от 02.05.2000г. № 686. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум./бак.
Содержание контроля: По представленным контролирующим материалам проверяются следующие темы:
Рубежный контроль
- Генезис санкций и наказаний в обществе. Пенитенциарные системы: история и современность.
- История развития социальной работы в системе исполнения наказаний. Место и роль социальной работы в системе исполнения наказаний.
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности социального работника в системе исполнения наказаний.
4. Личность осужденного и пенитенциарный стресс.
- Преступная и тюремная субкультура: понятие сущность, структура.
- Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных.
- Социальная работа с осужденными, не приговоренными к лишению свободы Социальная работа с осужденными в пенитенциарных учреждениях.
- Социальная работа на постпенитенциарном этапе.
- Особенности социальной работы с различными категориями осужденных и бывших осужденных
Цели контроля:
Номер цели | Содержание цели | № Задания |
Иметь представление: | ||
1. | об особенностях исторического развития и современных моделях систем исполнения наказаний; | 1,2,3 |
2. | о содержании и основных принципах лежащих в основе социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; | |
3. | о месте и роли социальной работы в системе исполнения наказаний; | 6,7,8,11,25 |
4. | о специфике социальных проблем осужденных и бывших осужденных; | 11,13,17, 21,22,23 |
5. | об особенностях преступной личности и личности осужденного; | 13, 25, 26 |
6. | об особенностях образования, труда и профессиональной подготовки осужденных; | 28,29 |
о сущности преступной и тюремной субкультур; | ||
8. | о тенденциях и перспективах развития системы социальной работы с осужденными и бывшими осужденными в России и за рубежом. | 4, 5, 19,20, 24 |
Знать: | ||
9. | специфику социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; | 6, 21,22,23,26,27 |
10. | историю развития социальной помощи осужденным и бывшим осужденным; | 4,5,19,20 |
11. | основные субъекты социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; | |
12. | особенности теоретических моделей социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; | 14,15,16 |
13. | нормативно-правовое обеспечение деятельности социального работника в пенитенциарной и постпенитенциарной сфере; | 9,10,11 |
14. | опыт социальной работы с осужденными, не приговоренными к лишению свободы; | 12,21,22,23,24 |
15. | опыт социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях; | 14,15,16, 21,22,23,24,26,27 |
16. | опыт социальной работы на постпенитенциарном этапе; | 17,18,19,20,24 |
17. | особенности социальной работы с различными категориями осужденных и бывших осужденных (несовершеннолетние, женщины, пенсионеры и инвалиды). | 21,22,23,24 |
Уметь: | ||
18. | выбирать наиболее эффективные формы и методы социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; | 15,16, 18, 21,22,23,24 |
19. | анализировать опыт осуществления практической работы с осужденными и бывшими осужденными. | 5,12,19,20,24 |
Распределение заданий по уровням усвоения:
Иметь представление | Знать | Уметь | |||
Число | % | Число | % | Число | % |
75,86 % | 72,41% | 37,93% |
Форма КМ: 80 вопросов для устной (в форме собеседования) аттестации студентов.
Критерий оценки: полнота и четкость раскрытия темы. Выполняется в виде ответа на два вопроса по курсу. Оценивается следующим образом:
0-10 баллов – ни на один из вопросов нет ответа либо ответы неверные, либо в ответах недостаточно раскрыта суть вопроса;
11-20 баллов – развернутый ответ получен только на один вопрос, а на второй нет ответа
21-30 – ответ на один из вопросов развернутый, в ответе на второй вопрос недостаточно раскрыта суть вопроса.
31-40 – ответы на все вопросы развернутые, аргументированные, в них отражена собственная позиция по вопросам.
Время отведенное для подготовки: 20 минут, в течение которых студент может сделать необходимые записи (опорный конспект) для своего ответа на вопрос.
8.2. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Исследования девиаций в системе социальных наук.
2. Социальные нормы: природа, функции, типология.
3. Понятие нормативных систем и их функции в обществе.
4. Характеристика первичной и вторичной девиации. Функции девиантного поведения
5. Статистика девиаций: проблемы и перспективы.
6. Социологические исследования отдельных проявлений девиантного поведения: специфика методов исследования.
7. Психологические методики измерения девиантности: границы применения.
8. Донаучное формирование представлений о социальных нормах и отклонениях. Формирование и оформление правовых норм.
9. Антропобиологические теории девиации
10. Психологические теории девиации
11. Социологичечкие теории девиации
12. Объективистский подход к изучению девиации. Макрообъективистские теории. Микрообъективистские теории.
13. Субъективистские теории: Макросубъективистские, Микросубъективные.
14. Факторы обуславливающие генезис девиантного поведения.
15. Модели девиантного поведения (личностная, ситуационная, средовая).
16. Типология девиантного поведения по степени направленности отклонения.
17. Типология девиантного поведения в зависимости от типа взаимодействия индивида с реальностью: Делинквентное; Аддиктивное; Патохарактерологическое; Психопатологическое; на базе гиперспособностей.
18. Клинические формы девиантного поведения (агрессия, аутоагрессия, пищевая девиация, сексуальные девиации, коммуникативные девиации, этнокультурные варианты девиантного поведения, возрастные девиации, профессиональные девиации).
19. Виды аддикции, их краткая характеристика.
20. Механизм развития аддиктивного поведения.
21. Феномен созависимости.
22. Понятие "криминального", преступного поведения.
23. Причины и факторы преступного поведения.
24. «Беловоротничковая» преступность.
25. Организованная преступность.
26. Преступность несовершеннолетних.
27. Терроризм как «глобальная» девиация.
28. Концепция суицида Э.Дюркгейма.
29. Понятие и типы суицидального поведения.
30. Факторы риска суицидального поведения. Причины суицидального поведения.
31. Проблема определения сексуальной нормы.
32. Классификации сексуальных отклонений.
33. Проституция как социальная патология. Типы проституции.
34. Проблема детской проституции: причины, факторы, последствия.
35. Общая характеристика криминогенной обстановки в России.
36. Понятие преступной и тюремной субкультуры.
37. Структура тюремной и преступной субкультуры.
38. Типы жертв, виды виктимности,
39. Основные теории и модели формирования виктимности
40. Сущность и структура социального регулирования.
41. Генезис санкций и наказаний в обществе.
42. Специфика современного этапа развития социального регулирования девиантного поведения.
43. Современные теории и концепции социального контроля.
44. Формы и методы социального контроля.
45. Основные тенденции социального контроля в современном мире, в современной России.
46. Проблемы разрешения и запрещения смертной казни.
47. Цели и задачи наказания в виде лишения свободы.
48. Разработка альтернативных лишению свободы мер наказания.
49. Развитие ювенальной юстиции
50. История пенитенциарных систем: пенитенциарная политика и пенитенциарные модели.
51. Пенитенциарная система России: история и современность: общая характеристика, типы и виды исправительных учреждений, численность контингента осужденных.
52. Основные подходы к профилактике девиантного поведения.
53. Превенция как форма профилактики девиантного поведения.
54. Интервенция как форма профилактики девиантного поведения.
55. Реабилитационные социально-педагогические технологии работы с девиантными группами населения.
56. Особенности зарубежных профилактических технологий социальной работы с девиантами.
57. Специфика отечественных форм и методов профилактической работы с носителями девиантного поведения.
58. Характеристика государственных и негосударственных субъектов социальной работы по профилактике и регулированию проявлений девиантного поведения.
59. Место и роль социальной работы в системе исполнения наказаний.
60. Исторический аспект социальной помощи осужденным и бывшим осужденным в России.
61. Социальная помощь осужденным и бывшим осужденным за рубежом: этапы развития, основные формы и виды, тенденции.
62. Специфика социальной работы с осужденными.
63. Основные направления, принципы и функции социальной работы в системе исполнения наказаний.
64. Характеристика субъектов и объектов социальной работы в системе исполнения наказаний.
65. Опыт деятельности религиозных конфессий и общественных организаций в системе исполнения наказаний.
66. Характеристика международно-правовых актов относительно обращения с осужденными.
67. Российское уголовно-исполнительное законодательство.
68. Правовой статус заключенного.
69. Правовое регулирование труда, профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных.
70. Особенности преступной личности и личности осужденного.
71. Классификация осужденных и их дифференциация.
72. Пенитенциарный (тюремный) стресс: понятие и сущность.
73. Клинико-психопатологические проявления стресса у осужденных.
74. Понятие «исправление осужденных» и его основные критерии.
75. Социальная работа с осужденными, не приговоренными к лишению в России и мире.
76. Основные теоретические модели социальной работы в исправительных учреждениях.
77. Социальная работа на постпенитенциарном этапе.
78. Особенности социальной работы с осужденными и бывшими осужденными несовершеннолетними.
79. Особенности социальной работы с осужденными и бывшими осужденными женщинами.
80. Особенности социальной работы с осужденными и бывшими осужденными пожилыми и инвалидами.