Психологические стратегии умственной деятельности




С учетом поэтапного процесса усвоения информа­ции и достижения разных уровней усвоения можно выделить две базовые стратегии умственной деятельности, которые накладывают свой отпечаток на вза­имовлияние психических познавательных процессов на достигаемые результаты познавательной деятель­ности.

Взаимодействие основных познавательных процес­сов в ходе усвоения информации можно представить в виде так называемой «познавательной воронки* (рис.6).

Из схемы видно, что познавательная деятельность на каждом этапе обеспечивается за счет функциональ­ного взаимодействия основных психических познава­тельных процессов при ведущей (координирующей) роли одного из них. Так, восприятие информации зависит oт функциональных возможностей — уровня внимания, понимания (осмысления) воспринятой ин­формации, которое происходит в ходе мышления, за­поминание информация обеспечивается благодаря ра­боте памяти.

 

Тема З

Результатом взаимодействия психических познава­тельных процессов в ходе обработки получаемой инфор­мации является формирование знаний, представляю­щих собой индивидуализированный вариант исходной информации, содержание и объем которой претерпе­ли изменения (нередко довольно существенные) и со­ответствуют определенному уровню усвоения.

Последующее использование знаний приводит к фор­мированию интеллектуальных умений позволяющих гибко применять полученные знания в изменяющих­ся условиях деятельностиt и навыков обеспечивающих устойчивое владение знаниями и их однозначное (не­вариативное, стандартизированное) применение в стандартных (однотипных) условиях.

Психологические стратегии умственной деятель­ности, как уже указывалось ранее, обусловливаются последовательностью реализации этапов познава­тельной деятельности. Понятно, что речь может идти только об изменении позиций второго и третьего эта­пов — понимания и запоминания — с сохранением по­зиций «входного этапа — восприятия — и выходно­го этапа — использования.

Что же происходит при перемене этапов запоми­нания и понимания?

Первая стратегия умственной деятельности (обо­значена на рис. 6 цифрой 1) предполагает, что после восприятия информации наиболее активная роль в ее обработке принадлежит памяти которая отыскивает образы и представления, служащие относительными аналогами, отражающими содержание и форму вос­принимаемой информации. Это приводит к тому, что воспринимаемая информация фиксируется не как но­вая, а как частично аналогичная уже имеющейся. В ре­зультате часть поступающей информации, не соответствует познавательной деятельности

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

ВНИМАНИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 6. «Познавательная воронка*

Тема 3

ствующей по форме и содержанию уже хранящейся в памяти, утрачивается, а принятая в обработку прини-мает уже знакомые формы и ее содержание корректи­руется по аналогиям.

Так, обработанная памятью вновь поступившая информация становится не полностью адекватной той, которая была «на входе», как по содержанию, так и по объему.

Следующий этап в работе с информацией связан с ее осмыслением, пониманием, встраиванием ее в систе­му понятий и логических структур, составляющих интеллектуальный багаж человека (тезаурус). Так как информация уже прошла обработку памятью и при­няла знакомые формы, содержательно не противоре­чащие имеющейся системе знаний, то ее мыслитель­ная обработка происходит быстрее и она включается в систему понятий, суждении и умозаключений, кото­рыми владеет и пользуется конкретный человек."

Достоинством этой стратегии является быстрота обработки и включения информации в систему имею­щихся знаний» недостатки связаны с частичной поте­рей новой информации, последующей деформацией и стереотипизацией той ее части, которой была усвоена. Соответственно и использование обновленных знаний будет носить стереотипный характер, ограничивающий гибкость и вариативность умственной деятельности.: Такая стратегия может быть продуктивной при формировании у обучаемых общих основ знаний по какой-либо проблеме или предмету, где первостепен­ное значение имеют стандартизация, единство и непро­тиворечивость базовых знании и методов (способов) их применения,

В условиях, требующих гибкого, вариативного ис­пользования знаний» диктующих необходимость не-

Психология познавательной деятельности

стандартного, творческого подхода к обработке инфор­мации и ее использованию в меняющихся обстоятель­ствах, эта стратегия будет недостаточно эффективной.

Уровень усвоения, достигаемый с помощью этой стратегии, обычно не превышает адаптивного, что по­зволяет человеку адекватно ориентироваться в инфор­мационной среде, но вызывает затруднения в ее пол­ноценном использовании.

Вторая стратегия умственной деятельности (на рис- 6 обозначена цифрой 2) предполагает, что после восприятия новая информация первоначально подвер­гается мыслительной обработке, направленной на ее осмысление, понимание, и только после этого активно обрабатывается памятью. В результате более актив­ного мышления, основанного на смысловой; логичес­кой обработке получаемой информации/происходит ее «расширенное», вариативное осмысление £ привле­чением уже известных понятий н построением разно­образных суждений связывающих новую и старую инфбрмарикх G помощью логических операций выяв-ляются> анализируются и систематизируются сходства и различия вновь поступившей и уже имеющейся ин­формации. В результате умозаключений формируют­ся новые знания и включаются в общую систему зна­ний, которыми обладает человек. Разумеется, это требует от него больших затрат времени и усилий.

Достоинства этой стратегии связаны с тем, что она позволяет активизировать творческие возможности человека, расширить информационный диапазон, со­здать гибкую, вариативную систему знаний* пред­посылки для нестандартного использования знаний, расширить тем самым диапазон интеллектуальных умений и повысить адаптивные возможности челове­ка. Основной недостаток стратегии — ее высокая энер-

^______________________^_______ ТЪмаЗ

гоемкость, обусловливающая повышенные затраты времени и усилий обучающихся яа достижение резуль­татов умственной деятельности.

Такая стратегия наиболее продуктивна для разви­тия интеллектуальных и творческих способностей че­ловека, поиска новой информации и формирования новых интеллектуальных умений, деятельности в не* стандартных условиях или неожиданных обстоятель­ствах.

В условиях, требующих стандартных действий од­нозначных решений, диктующих устойчивей алго­ритм умственной деятельности и поведения, эта стра­тегия не будет эффективной ш-за чрезмерных затрат временя и усилий на поиск решънияь основанного на стереотипе.

Уровни усвоения, достигаемые с помощью этой стра­тегии, определяются выраженной самостоятельной интеллектуальной активностью человека и достиже­нием им индивидуализированных результатов* Как минимум локально моделирующий уровень, познава­тельной деятельности способствует достижению сие-тпемно моделирующего уровни. Результатом этого яв­ляется продуцирование человеком новых знаний на" основе йестзвдартной переработки получаемой и шле^ ющейся информации.

Процесс передачи информации обучаемому надо организовать таким образом, чтобы облегчить во*> приятие, понимание и запоминание ее содерясшия и обеспечить адекватное использование в последующей деятельности. Рассмотрим по порядку все этапы к оп­ределим оптимальные условия передали ir получения

Тема 4 Организация внимания

Сущность и особенности проявления внимания

Сущность внимания заключается в способности че­ловека выделить из окружающей среды объект воспри­ятия, сосредоточиться на нем, отвлечься от посторон­них (или конкурирующих) объектов и «удерживать» выбранный объект в пределах времени, необзсодимого для?деятельности. Внешне внимание проявляется в за­стывающей мимике, торможении двигательной актив­ности, направленном взгляде, «нацеленной* позе. Эф­фективность восприятия — «пропускнаяспособность* внимания, которая определяется его свойствами- Эти свойства имеют природные ограничители, но поддают­ся тренировке и развитию.

Наверное, нет такого человека, который не хотел бы научиться так управлять собой, чтобы в нужный момент отвлечься от всего постороннего и сосредото­ченно заниматься тем, что необходимо, и столько вре­мени, сколько нужно для получения результата. Сде­лать это не просто. Главным условием успеха является умение управлять своим вниманием, так как именно внимание делает любую деятельность осознанной, це­ленаправленной, эффективной, позволяет понять, за-

Тема 4

- ■. -. ^. ■_-—_■___т-^m-^i^m-------. -.—. j-Г у_. ■ - ■-------■ ■. -_________ -.-___-___________________

помнить, усвоить информацию и определить способы деятельности,;

Что же такое внимание и как научиться управ­лять им?

Внимание — это направленность и сосредоточен­ность сознания на объекте» обеспечивающие его наи­более полное и активное восприятие, что способству­ет его осмыслению и целенаправленной деятельности. Объектами внимания могут быть любой предмет, яв­ление объективного мира или группа предметов, яв­лений, а также свойства этах предметов или мысли, чувства, действия самого человека. Внимание явля­ется основой для возникновения и осуществления всех психических процессор, связанных с познава­тельной деятельностью, в том ч&слЪ памяти и мыш­ления.

Для того чтобы сосредоточить сознание человека на каком-либо объедете и обеспечить его восприятие, внимание «проходите несколько этапов, обусяовлен-пых функциями внимания как психического познава­тельного процесса:

* выделение объекта аз окружающей среды;

* сосредоточение на нем; ■. *ч

* отвлечение от всего постороннего, не относяще­гося к объекту;

* торможение побочной, конкурирующей или ме­шающей деятельности.

Таким образол*, внимание благодари целому комп­лексу важных функции позволяет эффективно вести познавательную деятельность. Если человек созна­тельно «помогает» своему вншйаниюуто деятельность его максимально эффективна; если же вмешает* ^му, то деятельность затруднена настолько, что становит­ся практически невозможной.

Организация внимания

Рассмотрим влияние основных функций внимания на эффективность познавательной деятельности,

1. Отбор значимых в сложившейся ситуации объек­тов изучения* соответствующих потребностям м це­лям познавательной деятельности.;

Такими объектами могут быть речь преподавателя, новые понятия, закономерности, свойства или харак­теристики какого-либо предмета или явления, формул лы, способы решения задан и т. д. Важно, чтобы объек­тами внимания в учебной ситуации были те элементы информации или действия, которые способствуют пониманию смысла или усвоению способов деятель­ности. Преподавателю и ученику нужно сознательно направлять внимание на основные, главные объекты, наиболее значимые для усвоения информации, и не отвлекаться на «посторонние* или несущественные объекты.

2. Отвлечение, внимания от несущественных wm метающие объектов и воздействий и торможение по­бочной (или мешающей) деятельности как конкуриру­ющей.

Отвлечь внимание от внешних и внутренних фак­торов, мешающих сосредоточенной познавательной деятельности, могут шум в помещении, присутствие других людей, чувство усталости и т. д. В зависимости от того, что является объектом внимания — изучаемый предмет (информация) или «посторонние» мысли и действия! будет тормозиться как мешающая, конкури­рующая либо в самом деле «посторонняя» деятель­ность, несвязанная с изучаемым предметом (информа­цией), либо познавательная деятельность, на которую в данный момент не направлено внимание, и потому она является мешающей. Распространенное мнение о том, что можно сохранять внимание, одновременно

._____________________________ Тема 4

занимаясь познавательной деятельностью и «другими делами» без особого ущерба для усвоения изучаемой информации, является заблуждением. Психологичес­кий механизм внимания таков, что эффективным мо­жет быть деятельность только одного вида, а именно та, на которую в данный момент оно направлено.

3. Удержание объекта (информации), с которым осуществляется деятельность, в сознании до тех пор, пока опашне будет закопчена, то есть пока не будет достигнута цель.

Это означает сохранение в памяти в течение не­обходимого времени образов, понятий, логики рас­суждений, способов деятельности; ее планируемых этапов, промежуточных результатов и т, д. Длитель­ность удержания этой информации, связанной с со­держанием деятельности, зависит от цели, которую ставит перед собой человек. Например* в процессе получения информации обучающийся -поставил себе главной целью слушать то, кто говорит преподава­тель. В этом случае объекты внимания — слова, про­износимые преподавателем, — будут удерживаться в сознании ровно столько, сколько длится их слуховое восприятие, то есть несколько десятых долей секун­ды, что не позволит обучающемуся понять и запом­нить информацию. Если же главные цели — понима­ние и усвоение изучаемого материала в целом, то внимание будет удерживать основное содержание всей воспринятой информации, ее смысл, логику рас­суждений преподавателя; изучаемый материал при этом усваивается в большем объеме и осмысленно* Поэтому перед началом познавательной деятельнос­ти важно поставить перед собой конкретную цель, направленную на результат, который, вы хотите по­лучить.

Организация внимания

4. Регуляция деятельности и контроль за ее аыпол-нениели

.: Эти процессы осуществляются в ходе сличения эта­пов деятельности, ее промежуточных операций и ре­зультатов с планом сопоставления, с предполагаемы­ми результатами. В процессе такого сопоставления человек время" от времени оценивает эффективность своей деятельности, сравнивая то, что он реально де­лает, с тем, чта должен делать, и, оценивая промежу­точные результаты, корректирует работу. Так* напри­мер, при конспектировании воспринимаемой на слух информации обучающийся сравнивает то, что оя запи­сал, с тем, что говорит преподаватель, и, если требует­ся, вносит исправления в конспект. При выполнении практической работы,, сверяясь с инструкцией или методическим пособием, исполнитель оценивает пра­вильность, выполнения каждого этапа работы, следит за соблюдением заданных условий работы, соответ­ствием получаемых промежуточных результатов стан­дартным, описанным в инструкции, и т. д,

v Следует помнить, что регуляция любой (в том числе и познавательной) деятельности будет эффек­тивной только в том случае, если человек имеет об­щее представление о смысле, содержании этой дея­тельности и если он может контролировать ход-ее выполнения. Это значит, что перед началом любой деятельности необходимо иметь исходный уровень знаний, позволяющий понять ее содержание, спосо­бы выполнения, представить ожидаемый результат. В противном случае нельзя рассчитывать на целост­ное понимание и усвоение того, что предстоит вы полняты.

Вниманиеолределяет эффективность познаватель­ной деятельности, так как его функции направлены на

_____________________________v___________Тема 4

организацию восприятия," осмысления и регуляцию любой осознанной деятельности человека.

Внимание как сложный психологический процесс имеет ряд свойств и характеристик, уровень развития которых, в свою очередь, определяет особенности его проявления и общую эффективность.

Большое значение для возникновения и поддержа­ния внимания в ходе какой-либо деятельности имеет формирование так называемых динамических стерео­типов, основанное на соблюдении определенных ре­жимов или алгоритмов деятельности. Динамический стереотип представляет собой закрепившуюся, устой­чивую систему нервных связей в коре головного мозга, которая соответствует привычной, устойчивой после-довательностн действий в рамках какой-либо деятель­ности. Привычки в организации познавательной дея­тельности формируются и закрепляются у человека довольно быстро (после нескольких повторений), а их изменение, «переучивание* требует большого труда и много времени. Поэтому следует избегать невнима­тельного выполнения учебных заданий, рассеянности, посторонней деятельности во время з^ятий, так как сформировавшийся в этих условиях стереотип интел­лектуальной деятельности в дальнейшем будет мешать сосредоточиться даже в очень ответственные момен­ты. Сосредоточенность, целенаправленность в позна­вательной деятельности способствуют формирова­нию привычек быстрой и продуктивной умственной работы.

Виды внимания

В зависимости от условий деятельности, отноше­ния к ней, настроения, состояния здоровья различают

Организация внимания

виды внимания, отличающиеся по длительности и продуктивности, а именно: непроизвольное, произ­вольное и после произвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает и поддержива­ется независимо от сознательных намерений челове­ка. Причинами его возникновения могут быть;

• особенности самого объекта, привлекшего вни­мание (такие, как новизна, сила (или интенсивность) его воздействия, неожиданность появления, движение в пространстве, во времени и т. д.);.

• соответствие объектов внимания внутреннему состоянию человека, то есть его потребностям; это выражается в осознании значимости, важности объек­тов; эмоциональном отношении к ним (удовольствие, интерес, увлекательность); влиянии прежнего опыта (знаний, представлений, навыков, умений, привычек); ожидании определенных впечатлений; наличии уста­новки (то есть готовности действовать, реагировать определенным образом)? общей направленности лич­ности (на деятельность, на отдых, на процесс или ре­зультат деятельности, на общение и т. д+).

Следовательно, возникновение и поддержание не­произвольного внимания зависит как от общего внут­реннего настроя человека на определенную деятель­ность, на восприятие определенных объектов; так и от внешних условий организации его деятельности, усло­вий восприятия объектов. Поэтому психологическая готовность к активной познавательной деятельности, интерес к изучаемому материалу, осознание его важно­сти для успешной профессиональной или какой-либо другой деятельности в будущем, а также создание (хяат гоприятных условий восприятия обеспечивают внима­тельное отношение к изучаемой информации и способ­ствуют более высокой эффективности ее усвоения.

Тема 4

_________________________ ______.._____________________----------------------------------------------------■—■—

Следует отметить еще один важный аспект в орга­низации внимания в познавательной деятельности. Дело в том, что направленность внимания зависит от структуры выполняемой деятельности, Это значит, что внимание к объекту или действию определяется местом, которое они занимают в общей структуре де­ятельности. Обычно внимание направлено на ре­зультат деятельности (например, на решение зада­чи, понимание смысла или поиск закономерности, разработку схемы действия или модели поведения и т, д.). Однако если обучающийся не владеет умени­ями или навыками правильно выполнять промежу­точные действия или операции, необходимые для до­стижения результата (например, не понимает логики рассуждении преподавателя, не знает способ реше­ния задачи, смысла события или явления, основных способов/методов деятельности или принципов пове­дения и т. д.)р то его внимание постоянно отвлекается от конечного результата деятельности и направлено на отдельные операции или их элементы. В результате познавательная деятельность как бы теряет целост­ность в восприятии обучающегося, и это затрудняет или делает невозможным ее понимание и осуществ­ление.

Непроизвольное внимание характеризуется явно выраженной неустойчивостью во времени, поэтому опираться в познавательной деятельности только на него нецелесообразно.

Значительно более эффективным является произ-вольное внимание, которое представляет собой созна­тельно регулируемое сосредоточение на объекте позна­ния или деятельности, основанное на постановке определенной цели и волевом усилии, направленном на ее достижение.

Организация внимания

Поддержание произвольного внимания также за­висит от внутреннего состояния личности (направлен­ности, установки, интереса; прежнего опыта й т. п.), но эта зависимость является косвенной, опосредованной, так как такое произвольное внимание по своей приро­де социально (то есть обусловлено целями, отношени­ями, условиями жизни и деятельности, потребностя­ми человека как члена общества). Поддержанию устойчивого произвольного внимания способствуют практические действия. Так, например, в ходе учебы трудно в течение длительного времени внимательно слушать преподавателя, особенно если излагаемая им информация сложна, насыщена новым, трудна для понимания, не вызывает сильного интереса. В этом случае запись основных положений, расчетов, изобра­жение информации в виде чертежей, таблиц, графи­ков, рисунков и т. д. помогут сосредоточить внимание, не дадут отвлечься на посторонние объекты или дея­тельность, ТЪ же самое происходит при конспектиро­вании учебной или научной литературы, решении за­дач, ответов на вопросы, обдумывании сложного материала и других видах активной деятельности с предметом познания.

Сосредоточенной умственной деятельности помо­гает правильная организация рабочего места; На сто­ле (в рабочей зоне) не должно быть посторонних пред­метов, отвлекающих внимание. В то же время все необходимые предметы, которые могут понадобиться в процессе познавательной деятельности, должны быть под рукой, чтобы не пришлось отвлекаться и тра­тить время на их поиски в нужный момент (рис. 7).

Зрительное поле человека имеет свои скорость и точность восприятия информации, расположенной в разных частях зрительного поля. Особенности воспри-

_________________Тема 4

ятия информации разными участками зрительного поля человека представлены на рис, 8,

Длительность произвольного внимания зависит также от психологического состояния человека. Уста­лость, нездоровье, эмоциональное возбуждение, сон­ливость, различные болевые ощущения мешают сосре­доточению и снижают эффективность деятельности.

Наибольшая эффективность умственной деятель­ности обеспечивается послепроизвольным внима­нием, которое характеризуется тем, что не требует за­метных волевых усилий для сосредоточения на деятельности. Этот вид внимания предполагает созна-

Рис. 7. Оптимальная * рабочая зона *• для сосредоточения внимания

Зона max точности и объема восприятия _
  Зона mm точности и объемд восприятия

Рис. 8. Организация информации в зрительном поле

Организация внимания

тельное волевое направление внимания в начале дея­тельности, которую следует выполнить» и одновре­менно возникновение интереса к деятельности шш ее результату (он может объясняться важностью выпол­няемой деятельности, ее приятными последствиями, удовлетворением, испытываемым от самого процесса деятельности, и т.д.)- Возникновение такого интереса обеспечивает глубокое и довольно быстрое «вхожде­ние* в работу, после чего исчезает необходимость в волевых усилиях* удерживающих внимание.

Таким образом, послепро из вольное внимание тес­но связано с мотивацией познавательной деятельнос­ти. Люди заинтересованные в освоении новой инфор­мации или в осу ществленип умственной деятельности, могут вызывать у себя послепро из вольное внимание, поэтому меньше утомляются и лучше усваивают по­лучаемую информацию (табл. 2).

Свойства внимания

Внимание — сложный психический процесс, кото­рому присущи определенные свойства, обеспечиваю­щие его функционирование. Каждое из этих свойств оказывает существенное влияние на особенности его проявления в познавательной деятельности и обеспе­чивает эффективность восприятия информации, рас­ширяя или ограничивая возможности ее последующей интеллектуальной обработки.

Необходимость тренировки внимания объясняет­ся тем, что от уровня развития внимания в значитель­ной мере зависит эффективность работы памяти, мыш­ления, то есть в конечном счете качество умственной деятельности в целом и достигаемого уровня усвоения информации.

' ________ Тема 4

/ ■' ■■ Та6лигу$2

Условия возникновения разных видов внимания '■■

и их основные характеристики (Гамезо М, В,, Домашенко И; А/1986)

Видь! внимания i Условия возникновения Основные характеристики Психические механизмы
Непроиз­вольное Действие силь­ного, контраст­ного или значи­мого и вызы­вающего эмо-циональиый отклик раздра­жителя Непроизвол ь-i [ость, легкость возникновения и переключения * н Ориентире- вочный реф­лекс или доми-нанта, характе­ризующая бо­лее или менее устойчивый интерес лич­ности
Произволь­ное Постановка (принятие) задачи Направленность на соответствие с задачей. • * • Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сиг­нал ЫЮЙ",;Л системы 1.j - i _
Послепро-изяолыюе Вхождение в де­ятельность и воз­никающий в свя­зи с этим интерес Сохраняется целенаправлен^ ч i loctb, сн им ается напряжение; Доминанта, характеризую­щая возник­ший в процес­се данной дея­тельности интерес

Какие же свойства внимания следует тренировать?

Одной из существенных характеристик внимания является его предметность, то есть постоянная на­правленность на какой-либо предмет, который высту­пает в роли объекта восприятия. Внимание не может быть ни на что не направленным. Чаще всего объект

Организация внимания

(он же — предмет внимания) один (вспом-

вее остальные не вос!*рнцимаются, человек *не обра­щает на них внимания». В связи с этим важно, чтобы при обмене информацией у преподавателя и обучаю-щёгася<6ы#яб1ции (один и тот же) предмет внимания. Если человек не включился и активную цознаваг/едь-ную деятельность, не сосредоточился на конкретном предмете (объекте внимания), расслабился, его вни­мание не «отдыхает* t а обязательно направлено на посторонние объекты или деятельность или будет пе­реключаться с объекта на объект, ни на одном из них не задерживаясь, познавательная деятельность при этом тормозится как побочная, мешающая. Поэтому во время познавательной деятельности следует созна­тельно направлять свое внимание на объекты, являю* щиеся ключевыми, основными.

Об^ем внимания — это количество объектов, кото­рое человек может воспринимать одновременно и удерживать в сознании, Одновременно человек может охватить вниманием в среднем 7 ± 2 не связанных меж­ду собой (то есть логически независимых) объектов. Большой объем воспринимаемой и изучаемой инфор­мации, которую необходимо усвоить, требует увели­чения объема внимания. Поэтому важно определить, что именно будет объектом восприятия: отдельные слова, фразы, блоки высказываний, их смысловое со­держание, а также тон речи, обстановка, в которой про­исходит обмен информацией/Объем внимания значи­тельно возрастает, если воспринимаемые объекты (понятия, цифры, знаки, qMbicjiQBbie и функциональ­ные конструкции и т. д.) удается связывать в логичес­кие системы, информационные блоки с единым смыс­лом. Основной способ,— логический анализ изучаемой

.___________________________Тема 4

информации, ее целостное, систематизированное по-

нимапие.

Устойчивость внимания — это длительность со­средоточения на объекте восприятия.

Природный механизм внимания таков, что коле­бания устойчивости внимания происходят каждые несколько секунд и каждые 15-20 минут. Первые из них незаметны для человека и не осознаются им, а вторые могут привести к переключению внимания на другие объекты. Практически длительность сосредо­точения внимания на одном объекте, будь то пред­мет или деятельность, ограничена 15-20 минутами, после чего внимание переключается на другой объект. Поэтому длительность устных или письменных со­общений, рассчитанных на восприятие человеком в полном объеме, не должна превышать 15 минут. При этом следует помнить, что устойчивость внимания повышается при наличии интереса к деятельности, ответственном отношении к ней, сознательном конт­роле за ее выполнением, активном взаимодействии с объектами внимания. Наибольшая устойчивость на­блюдается при возникновении послепроиэвольного внимания.

Концентрация внимания — это глубина сосредо­точения, поглощенность объектом или деятельностью. Данное свойство внимания обеспечивает своеобраз­ную * помехоустойчивость* человека к побочным, от­влекающим объектам или воздействиям. Проявление концентрации внимания в значительной мере зависит от типа его нервной системы и условий восприятия: так, обладатели слабого типа нервной системы харак­теризуются малой помехоустойчивостью и нуждают­ся в ограничении внешних раздражителен, мешающих восприятию информации, представители же инертно-

Организация внимания

го типа, наоборот, очень помехоустойчивы и не нуж­даются в создании специальных условий для этого.

Концентрация внимания зависит также от осозна­ния важности деятельности, ответственности за ее выполнение, интереса к ней, уровня развития волевых характеристик личности. Наибольшая концентрация возможна также при возникновении п ослеп роизволь-ного внимания.

Переключение внимания — это способность про­извольно (сознательно) переводить внимание с одно­го объекта на другой, легкость смены объектов внима­ния, перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания Егаходится в обратной зави­симости от концентрации и устойчивости внимания, Это выражается в том, что люди с устойчивым внима­нием с трудом переключаются на другие объекты или виды деятельности, им Е[ужно время на * перенастрой­ку*, поэтому при восприятии разЕюродt[Он информа­ции, особенно передаваемой с высокой скоростью, для них характерны пропуски части информации, искаже­ние ее смысла, что влечет за собой ошибки в ее адек­ватном использовании. Для них при передаче инфор­мации следует отделять смысловые блоки паузами или переходными фразами.

Переключение внимания имеет важное значен не для эффективности познавательной деятельности, так как обычно в течение сравнительно небольшого промежут­ка времени обучающемуся приходится переключаться на разные виды деятельности, отличающиеся предме­тами, содержанием понятии, логикой, методами осуще­ствления (способами) умственной деятельности и т. д. Если человек не может быстро переключать внимание, переходить от одного вида информации к другому, его память и мышление не успевают перестроиться, что

____________________________ Тема 4

затрудняет понимание изучаемого материала, снижает общую эффективность умственной деятельности, при* водит к повышенному утомлению, недовольству собой, снижению интереса и мотивации к деятельности.

Распределение внимания — это направленность сознания на несколько объектов или видов деятель­ности одновременно. Это одно из самых важных свойств внимания для восприятия и усвоения инфор­мации, так как в процессе познавательной деятельно­сти приходится слушать преподавателя, осмысливать услышанное, нередко кратко записывать основные положения, следить за логикой изложения и т. д.

Обусловленная распределением внимания способ­ность человека, одновременно воспринимать несколь­ко потоков информации (например, слушать речь пре­подавателя как «внешнюю» информацию и актуализировать имеющиеся у себя знания как «внут­реннюю» информацию), сравнивая их и не искажая при этом смысл и форму получаемой информации, прису­ща малому кругу людей, большинство способно эффек­тивно воспринимать только один вариант информации, все остальные подвергаются довольга^дильному иска­жающему влиянию этого основного варианта,

Лучшим способом тренировки распределения вни­мания является активная познавательная деятель­ность, направленная на восприятие и сравнение ин­формации, касающейся одного и того же предмета, но получаемой из разных источников, или сравнение раз­ных точек зрения на один и тот же объект (предмет).

Регуляция внимания (управление вниманием)

Управление вниманием, умение сознательно «орга­низовывать» его является необходимым условием

Организация внимания

эффективной познавательной деятельности. Это уме­ние основывается, с одной стороны, на знании особен­ностей и свойств внимания, а с другой стороны — на сознательной его организации в каждый момент дея­тельности. Со временем в результате сознательного управления своим вниманием у человека формирует­ся устойчивое свойство личности — внимательность, которое позволяет человеку^достичъ максимально воз­можной эффективности не только познавательной, но и любой другой деятельности.

Среди факторов, способствующих привлечению внимания, можно выделить следующие три группы:

• характер раздражения, вызывающего реакцию: сила, новизна, контрастность, неожиданность, переме­щение в пространстве и т. п.;

• структурная организация деятельности; объекты, объединенные по форме или пространственно, воспри­нимаются легче и в большем объеме, чем беспорядочт но разбросанные или не связанные внешним сход­ством;

• соответствие раздражителя потребностям чело­века: прежде всего внимание привлекает то, что отве­чает потребностям человека или его ожиданиям, уста­новкам. ~

Для эффективного управления вниманием следу­ет учитывать влияние внешних и внутренних условий познавательной деятельности, позволяющих оказы­вать целенаправленные воздействия на функциониро­вание внимания человека, регулировать его активность и направленность,

К внешним условиям, относятся:

• условия восприятия, то есть условия внешней:реды, оказывающие влияние на скорость, точность и голноту восприятия поступающей информации; бла-

__________________________________ Тема 4

гоприятнымн считаются условия, не создающие поме­хи восприятию» то есть способствующие сохранению устойчивости, концентрации, предметной направ.5ен-ности внимания и нацеливающие его на один (возмож­но, сложный) объект познавательной деятельности;

• организация рабочего места, под которой понима­ется свободное от посторонних (ненужных для выпол­няемой деятельности) предметов рабочее пространство, некотором удобно для пользования (эргономично) рас­положены источники информации и средства (инстру­менты), необходимые для работы с ней;

• режим деятельности, то есть временные параметры организации познавательной деятельности, предусмат­ривающие оптимальное сочетание периодов активной работы с информацией и отдыха, последовательность переключений с одного вида деятельности на другой с учетом сложности выполняемой деятельности, объема перерабатываемой информации и уровня подготовлен­ности обучающегося.

К внутренним условиям относятся:

• осознание цели деятельности, под которым под­разумевается способность человека сформулировать конкретный результат осуществляемом деятельности, адекватный ее содержанию» способам исполнения и реальным возможностям достижения;

• осознание значимости (важности) выполняемой деятельности, интерес к ее содержанию и результату, мотивация успешного выполнения и готовность к пре­одолению возникающих затруднений;

• готовность к деятельности, подразумевающая на­личие целостного представления о ее характере, пони­мание содержания, методов и целей, владение адекват­ным опытом (соответствие знаний, умений и навыков, которыми владеет человек, характер<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: