С учетом поэтапного процесса усвоения информации и достижения разных уровней усвоения можно выделить две базовые стратегии умственной деятельности, которые накладывают свой отпечаток на взаимовлияние психических познавательных процессов на достигаемые результаты познавательной деятельности.
Взаимодействие основных познавательных процессов в ходе усвоения информации можно представить в виде так называемой «познавательной воронки* (рис.6).
Из схемы видно, что познавательная деятельность на каждом этапе обеспечивается за счет функционального взаимодействия основных психических познавательных процессов при ведущей (координирующей) роли одного из них. Так, восприятие информации зависит oт функциональных возможностей — уровня внимания, понимания (осмысления) воспринятой информации, которое происходит в ходе мышления, запоминание информация обеспечивается благодаря работе памяти.
Тема З
Результатом взаимодействия психических познавательных процессов в ходе обработки получаемой информации является формирование знаний, представляющих собой индивидуализированный вариант исходной информации, содержание и объем которой претерпели изменения (нередко довольно существенные) и соответствуют определенному уровню усвоения.
Последующее использование знаний приводит к формированию интеллектуальных умений позволяющих гибко применять полученные знания в изменяющихся условиях деятельностиt и навыков обеспечивающих устойчивое владение знаниями и их однозначное (невариативное, стандартизированное) применение в стандартных (однотипных) условиях.
Психологические стратегии умственной деятельности, как уже указывалось ранее, обусловливаются последовательностью реализации этапов познавательной деятельности. Понятно, что речь может идти только об изменении позиций второго и третьего этапов — понимания и запоминания — с сохранением позиций «входного этапа — восприятия — и выходного этапа — использования.
Что же происходит при перемене этапов запоминания и понимания?
Первая стратегия умственной деятельности (обозначена на рис. 6 цифрой 1) предполагает, что после восприятия информации наиболее активная роль в ее обработке принадлежит памяти которая отыскивает образы и представления, служащие относительными аналогами, отражающими содержание и форму воспринимаемой информации. Это приводит к тому, что воспринимаемая информация фиксируется не как новая, а как частично аналогичная уже имеющейся. В результате часть поступающей информации, не соответствует познавательной деятельности
ИНФОРМАЦИЯ
ВНИМАНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УМЕНИЯ
НАВЫКИ
ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис. 6. «Познавательная воронка*
Тема 3
ствующей по форме и содержанию уже хранящейся в памяти, утрачивается, а принятая в обработку прини-мает уже знакомые формы и ее содержание корректируется по аналогиям.
Так, обработанная памятью вновь поступившая информация становится не полностью адекватной той, которая была «на входе», как по содержанию, так и по объему.
Следующий этап в работе с информацией связан с ее осмыслением, пониманием, встраиванием ее в систему понятий и логических структур, составляющих интеллектуальный багаж человека (тезаурус). Так как информация уже прошла обработку памятью и приняла знакомые формы, содержательно не противоречащие имеющейся системе знаний, то ее мыслительная обработка происходит быстрее и она включается в систему понятий, суждении и умозаключений, которыми владеет и пользуется конкретный человек."
Достоинством этой стратегии является быстрота обработки и включения информации в систему имеющихся знаний» недостатки связаны с частичной потерей новой информации, последующей деформацией и стереотипизацией той ее части, которой была усвоена. Соответственно и использование обновленных знаний будет носить стереотипный характер, ограничивающий гибкость и вариативность умственной деятельности.: Такая стратегия может быть продуктивной при формировании у обучаемых общих основ знаний по какой-либо проблеме или предмету, где первостепенное значение имеют стандартизация, единство и непротиворечивость базовых знании и методов (способов) их применения,
В условиях, требующих гибкого, вариативного использования знаний» диктующих необходимость не-
Психология познавательной деятельности
стандартного, творческого подхода к обработке информации и ее использованию в меняющихся обстоятельствах, эта стратегия будет недостаточно эффективной.
Уровень усвоения, достигаемый с помощью этой стратегии, обычно не превышает адаптивного, что позволяет человеку адекватно ориентироваться в информационной среде, но вызывает затруднения в ее полноценном использовании.
Вторая стратегия умственной деятельности (на рис- 6 обозначена цифрой 2) предполагает, что после восприятия новая информация первоначально подвергается мыслительной обработке, направленной на ее осмысление, понимание, и только после этого активно обрабатывается памятью. В результате более активного мышления, основанного на смысловой; логической обработке получаемой информации/происходит ее «расширенное», вариативное осмысление £ привлечением уже известных понятий н построением разнообразных суждений связывающих новую и старую инфбрмарикх G помощью логических операций выяв-ляются> анализируются и систематизируются сходства и различия вновь поступившей и уже имеющейся информации. В результате умозаключений формируются новые знания и включаются в общую систему знаний, которыми обладает человек. Разумеется, это требует от него больших затрат времени и усилий.
Достоинства этой стратегии связаны с тем, что она позволяет активизировать творческие возможности человека, расширить информационный диапазон, создать гибкую, вариативную систему знаний* предпосылки для нестандартного использования знаний, расширить тем самым диапазон интеллектуальных умений и повысить адаптивные возможности человека. Основной недостаток стратегии — ее высокая энер-
^______________________^_______ ТЪмаЗ
гоемкость, обусловливающая повышенные затраты времени и усилий обучающихся яа достижение результатов умственной деятельности.
Такая стратегия наиболее продуктивна для развития интеллектуальных и творческих способностей человека, поиска новой информации и формирования новых интеллектуальных умений, деятельности в не* стандартных условиях или неожиданных обстоятельствах.
В условиях, требующих стандартных действий однозначных решений, диктующих устойчивей алгоритм умственной деятельности и поведения, эта стратегия не будет эффективной ш-за чрезмерных затрат временя и усилий на поиск решънияь основанного на стереотипе.
Уровни усвоения, достигаемые с помощью этой стратегии, определяются выраженной самостоятельной интеллектуальной активностью человека и достижением им индивидуализированных результатов* Как минимум локально моделирующий уровень, познавательной деятельности способствует достижению сие-тпемно моделирующего уровни. Результатом этого является продуцирование человеком новых знаний на" основе йестзвдартной переработки получаемой и шле^ ющейся информации.
Процесс передачи информации обучаемому надо организовать таким образом, чтобы облегчить во*> приятие, понимание и запоминание ее содерясшия и обеспечить адекватное использование в последующей деятельности. Рассмотрим по порядку все этапы к определим оптимальные условия передали ir получения
Тема 4 Организация внимания
Сущность и особенности проявления внимания
Сущность внимания заключается в способности человека выделить из окружающей среды объект восприятия, сосредоточиться на нем, отвлечься от посторонних (или конкурирующих) объектов и «удерживать» выбранный объект в пределах времени, необзсодимого для?деятельности. Внешне внимание проявляется в застывающей мимике, торможении двигательной активности, направленном взгляде, «нацеленной* позе. Эффективность восприятия — «пропускнаяспособность* внимания, которая определяется его свойствами- Эти свойства имеют природные ограничители, но поддаются тренировке и развитию.
Наверное, нет такого человека, который не хотел бы научиться так управлять собой, чтобы в нужный момент отвлечься от всего постороннего и сосредоточенно заниматься тем, что необходимо, и столько времени, сколько нужно для получения результата. Сделать это не просто. Главным условием успеха является умение управлять своим вниманием, так как именно внимание делает любую деятельность осознанной, целенаправленной, эффективной, позволяет понять, за-
Тема 4
- ■. -. ^. ■_-—_■___т-^m-^i^m-------. -.—. j-Г у_. ■ - ■-------■ ■. -_________ -.-___-___________________
помнить, усвоить информацию и определить способы деятельности,;
Что же такое внимание и как научиться управлять им?
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на объекте» обеспечивающие его наиболее полное и активное восприятие, что способствует его осмыслению и целенаправленной деятельности. Объектами внимания могут быть любой предмет, явление объективного мира или группа предметов, явлений, а также свойства этах предметов или мысли, чувства, действия самого человека. Внимание является основой для возникновения и осуществления всех психических процессор, связанных с познавательной деятельностью, в том ч&слЪ памяти и мышления.
Для того чтобы сосредоточить сознание человека на каком-либо объедете и обеспечить его восприятие, внимание «проходите несколько этапов, обусяовлен-пых функциями внимания как психического познавательного процесса:
* выделение объекта аз окружающей среды;
* сосредоточение на нем; ■. *ч
* отвлечение от всего постороннего, не относящегося к объекту;
* торможение побочной, конкурирующей или мешающей деятельности.
Таким образол*, внимание благодари целому комплексу важных функции позволяет эффективно вести познавательную деятельность. Если человек сознательно «помогает» своему вншйаниюуто деятельность его максимально эффективна; если же вмешает* ^му, то деятельность затруднена настолько, что становится практически невозможной.
Организация внимания
Рассмотрим влияние основных функций внимания на эффективность познавательной деятельности,
1. Отбор значимых в сложившейся ситуации объектов изучения* соответствующих потребностям м целям познавательной деятельности.;
Такими объектами могут быть речь преподавателя, новые понятия, закономерности, свойства или характеристики какого-либо предмета или явления, формул лы, способы решения задан и т. д. Важно, чтобы объектами внимания в учебной ситуации были те элементы информации или действия, которые способствуют пониманию смысла или усвоению способов деятельности. Преподавателю и ученику нужно сознательно направлять внимание на основные, главные объекты, наиболее значимые для усвоения информации, и не отвлекаться на «посторонние* или несущественные объекты.
2. Отвлечение, внимания от несущественных wm метающие объектов и воздействий и торможение побочной (или мешающей) деятельности как конкурирующей.
Отвлечь внимание от внешних и внутренних факторов, мешающих сосредоточенной познавательной деятельности, могут шум в помещении, присутствие других людей, чувство усталости и т. д. В зависимости от того, что является объектом внимания — изучаемый предмет (информация) или «посторонние» мысли и действия! будет тормозиться как мешающая, конкурирующая либо в самом деле «посторонняя» деятельность, несвязанная с изучаемым предметом (информацией), либо познавательная деятельность, на которую в данный момент не направлено внимание, и потому она является мешающей. Распространенное мнение о том, что можно сохранять внимание, одновременно
._____________________________ Тема 4
занимаясь познавательной деятельностью и «другими делами» без особого ущерба для усвоения изучаемой информации, является заблуждением. Психологический механизм внимания таков, что эффективным может быть деятельность только одного вида, а именно та, на которую в данный момент оно направлено.
3. Удержание объекта (информации), с которым осуществляется деятельность, в сознании до тех пор, пока опашне будет закопчена, то есть пока не будет достигнута цель.
Это означает сохранение в памяти в течение необходимого времени образов, понятий, логики рассуждений, способов деятельности; ее планируемых этапов, промежуточных результатов и т, д. Длительность удержания этой информации, связанной с содержанием деятельности, зависит от цели, которую ставит перед собой человек. Например* в процессе получения информации обучающийся -поставил себе главной целью слушать то, кто говорит преподаватель. В этом случае объекты внимания — слова, произносимые преподавателем, — будут удерживаться в сознании ровно столько, сколько длится их слуховое восприятие, то есть несколько десятых долей секунды, что не позволит обучающемуся понять и запомнить информацию. Если же главные цели — понимание и усвоение изучаемого материала в целом, то внимание будет удерживать основное содержание всей воспринятой информации, ее смысл, логику рассуждений преподавателя; изучаемый материал при этом усваивается в большем объеме и осмысленно* Поэтому перед началом познавательной деятельности важно поставить перед собой конкретную цель, направленную на результат, который, вы хотите получить.
Организация внимания
4. Регуляция деятельности и контроль за ее аыпол-нениели
.: Эти процессы осуществляются в ходе сличения этапов деятельности, ее промежуточных операций и результатов с планом сопоставления, с предполагаемыми результатами. В процессе такого сопоставления человек время" от времени оценивает эффективность своей деятельности, сравнивая то, что он реально делает, с тем, чта должен делать, и, оценивая промежуточные результаты, корректирует работу. Так* например, при конспектировании воспринимаемой на слух информации обучающийся сравнивает то, что оя записал, с тем, что говорит преподаватель, и, если требуется, вносит исправления в конспект. При выполнении практической работы,, сверяясь с инструкцией или методическим пособием, исполнитель оценивает правильность, выполнения каждого этапа работы, следит за соблюдением заданных условий работы, соответствием получаемых промежуточных результатов стандартным, описанным в инструкции, и т. д,
v Следует помнить, что регуляция любой (в том числе и познавательной) деятельности будет эффективной только в том случае, если человек имеет общее представление о смысле, содержании этой деятельности и если он может контролировать ход-ее выполнения. Это значит, что перед началом любой деятельности необходимо иметь исходный уровень знаний, позволяющий понять ее содержание, способы выполнения, представить ожидаемый результат. В противном случае нельзя рассчитывать на целостное понимание и усвоение того, что предстоит вы полняты.
Вниманиеолределяет эффективность познавательной деятельности, так как его функции направлены на
_____________________________v___________Тема 4
организацию восприятия," осмысления и регуляцию любой осознанной деятельности человека.
Внимание как сложный психологический процесс имеет ряд свойств и характеристик, уровень развития которых, в свою очередь, определяет особенности его проявления и общую эффективность.
Большое значение для возникновения и поддержания внимания в ходе какой-либо деятельности имеет формирование так называемых динамических стереотипов, основанное на соблюдении определенных режимов или алгоритмов деятельности. Динамический стереотип представляет собой закрепившуюся, устойчивую систему нервных связей в коре головного мозга, которая соответствует привычной, устойчивой после-довательностн действий в рамках какой-либо деятельности. Привычки в организации познавательной деятельности формируются и закрепляются у человека довольно быстро (после нескольких повторений), а их изменение, «переучивание* требует большого труда и много времени. Поэтому следует избегать невнимательного выполнения учебных заданий, рассеянности, посторонней деятельности во время з^ятий, так как сформировавшийся в этих условиях стереотип интеллектуальной деятельности в дальнейшем будет мешать сосредоточиться даже в очень ответственные моменты. Сосредоточенность, целенаправленность в познавательной деятельности способствуют формированию привычек быстрой и продуктивной умственной работы.
Виды внимания
В зависимости от условий деятельности, отношения к ней, настроения, состояния здоровья различают
Организация внимания
виды внимания, отличающиеся по длительности и продуктивности, а именно: непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание.
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Причинами его возникновения могут быть;
• особенности самого объекта, привлекшего внимание (такие, как новизна, сила (или интенсивность) его воздействия, неожиданность появления, движение в пространстве, во времени и т. д.);.
• соответствие объектов внимания внутреннему состоянию человека, то есть его потребностям; это выражается в осознании значимости, важности объектов; эмоциональном отношении к ним (удовольствие, интерес, увлекательность); влиянии прежнего опыта (знаний, представлений, навыков, умений, привычек); ожидании определенных впечатлений; наличии установки (то есть готовности действовать, реагировать определенным образом)? общей направленности личности (на деятельность, на отдых, на процесс или результат деятельности, на общение и т. д+).
Следовательно, возникновение и поддержание непроизвольного внимания зависит как от общего внутреннего настроя человека на определенную деятельность, на восприятие определенных объектов; так и от внешних условий организации его деятельности, условий восприятия объектов. Поэтому психологическая готовность к активной познавательной деятельности, интерес к изучаемому материалу, осознание его важности для успешной профессиональной или какой-либо другой деятельности в будущем, а также создание (хяат гоприятных условий восприятия обеспечивают внимательное отношение к изучаемой информации и способствуют более высокой эффективности ее усвоения.
Тема 4
_________________________ ______.._____________________----------------------------------------------------■—■—
Следует отметить еще один важный аспект в организации внимания в познавательной деятельности. Дело в том, что направленность внимания зависит от структуры выполняемой деятельности, Это значит, что внимание к объекту или действию определяется местом, которое они занимают в общей структуре деятельности. Обычно внимание направлено на результат деятельности (например, на решение задачи, понимание смысла или поиск закономерности, разработку схемы действия или модели поведения и т, д.). Однако если обучающийся не владеет умениями или навыками правильно выполнять промежуточные действия или операции, необходимые для достижения результата (например, не понимает логики рассуждении преподавателя, не знает способ решения задачи, смысла события или явления, основных способов/методов деятельности или принципов поведения и т. д.)р то его внимание постоянно отвлекается от конечного результата деятельности и направлено на отдельные операции или их элементы. В результате познавательная деятельность как бы теряет целостность в восприятии обучающегося, и это затрудняет или делает невозможным ее понимание и осуществление.
Непроизвольное внимание характеризуется явно выраженной неустойчивостью во времени, поэтому опираться в познавательной деятельности только на него нецелесообразно.
Значительно более эффективным является произ-вольное внимание, которое представляет собой сознательно регулируемое сосредоточение на объекте познания или деятельности, основанное на постановке определенной цели и волевом усилии, направленном на ее достижение.
Организация внимания
Поддержание произвольного внимания также зависит от внутреннего состояния личности (направленности, установки, интереса; прежнего опыта й т. п.), но эта зависимость является косвенной, опосредованной, так как такое произвольное внимание по своей природе социально (то есть обусловлено целями, отношениями, условиями жизни и деятельности, потребностями человека как члена общества). Поддержанию устойчивого произвольного внимания способствуют практические действия. Так, например, в ходе учебы трудно в течение длительного времени внимательно слушать преподавателя, особенно если излагаемая им информация сложна, насыщена новым, трудна для понимания, не вызывает сильного интереса. В этом случае запись основных положений, расчетов, изображение информации в виде чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т. д. помогут сосредоточить внимание, не дадут отвлечься на посторонние объекты или деятельность, ТЪ же самое происходит при конспектировании учебной или научной литературы, решении задач, ответов на вопросы, обдумывании сложного материала и других видах активной деятельности с предметом познания.
Сосредоточенной умственной деятельности помогает правильная организация рабочего места; На столе (в рабочей зоне) не должно быть посторонних предметов, отвлекающих внимание. В то же время все необходимые предметы, которые могут понадобиться в процессе познавательной деятельности, должны быть под рукой, чтобы не пришлось отвлекаться и тратить время на их поиски в нужный момент (рис. 7).
Зрительное поле человека имеет свои скорость и точность восприятия информации, расположенной в разных частях зрительного поля. Особенности воспри-
_________________Тема 4
ятия информации разными участками зрительного поля человека представлены на рис, 8,
Длительность произвольного внимания зависит также от психологического состояния человека. Усталость, нездоровье, эмоциональное возбуждение, сонливость, различные болевые ощущения мешают сосредоточению и снижают эффективность деятельности.
Наибольшая эффективность умственной деятельности обеспечивается послепроизвольным вниманием, которое характеризуется тем, что не требует заметных волевых усилий для сосредоточения на деятельности. Этот вид внимания предполагает созна-
Рис. 7. Оптимальная * рабочая зона *• для сосредоточения внимания
Зона max точности и объема восприятия | _ |
Зона mm точности и объемд восприятия |
Рис. 8. Организация информации в зрительном поле
Организация внимания
тельное волевое направление внимания в начале деятельности, которую следует выполнить» и одновременно возникновение интереса к деятельности шш ее результату (он может объясняться важностью выполняемой деятельности, ее приятными последствиями, удовлетворением, испытываемым от самого процесса деятельности, и т.д.)- Возникновение такого интереса обеспечивает глубокое и довольно быстрое «вхождение* в работу, после чего исчезает необходимость в волевых усилиях* удерживающих внимание.
Таким образом, послепро из вольное внимание тесно связано с мотивацией познавательной деятельности. Люди заинтересованные в освоении новой информации или в осу ществленип умственной деятельности, могут вызывать у себя послепро из вольное внимание, поэтому меньше утомляются и лучше усваивают получаемую информацию (табл. 2).
Свойства внимания
Внимание — сложный психический процесс, которому присущи определенные свойства, обеспечивающие его функционирование. Каждое из этих свойств оказывает существенное влияние на особенности его проявления в познавательной деятельности и обеспечивает эффективность восприятия информации, расширяя или ограничивая возможности ее последующей интеллектуальной обработки.
Необходимость тренировки внимания объясняется тем, что от уровня развития внимания в значительной мере зависит эффективность работы памяти, мышления, то есть в конечном счете качество умственной деятельности в целом и достигаемого уровня усвоения информации.
' ________ Тема 4
/ ■' ■■ Та6лигу$2
Условия возникновения разных видов внимания '■■
и их основные характеристики (Гамезо М, В,, Домашенко И; А/1986)
Видь! внимания i | Условия возникновения | Основные характеристики | Психические механизмы |
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмо-циональиый отклик раздражителя | Непроизвол ь-i [ость, легкость возникновения и переключения * н | Ориентире- вочный рефлекс или доми-нанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность на соответствие с задачей. • * • Требует волевых усилий, утомляет | Ведущая роль второй сигнал ЫЮЙ",;Л системы 1.j - i _ |
Послепро-изяолыюе | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес | Сохраняется целенаправлен^ ч i loctb, сн им ается напряжение; | Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес |
Какие же свойства внимания следует тренировать?
Одной из существенных характеристик внимания является его предметность, то есть постоянная направленность на какой-либо предмет, который выступает в роли объекта восприятия. Внимание не может быть ни на что не направленным. Чаще всего объект
Организация внимания
(он же — предмет внимания) один (вспом-
вее остальные не вос!*рнцимаются, человек *не обращает на них внимания». В связи с этим важно, чтобы при обмене информацией у преподавателя и обучаю-щёгася<6ы#яб1ции (один и тот же) предмет внимания. Если человек не включился и активную цознаваг/едь-ную деятельность, не сосредоточился на конкретном предмете (объекте внимания), расслабился, его внимание не «отдыхает* t а обязательно направлено на посторонние объекты или деятельность или будет переключаться с объекта на объект, ни на одном из них не задерживаясь, познавательная деятельность при этом тормозится как побочная, мешающая. Поэтому во время познавательной деятельности следует сознательно направлять свое внимание на объекты, являю* щиеся ключевыми, основными.
Об^ем внимания — это количество объектов, которое человек может воспринимать одновременно и удерживать в сознании, Одновременно человек может охватить вниманием в среднем 7 ± 2 не связанных между собой (то есть логически независимых) объектов. Большой объем воспринимаемой и изучаемой информации, которую необходимо усвоить, требует увеличения объема внимания. Поэтому важно определить, что именно будет объектом восприятия: отдельные слова, фразы, блоки высказываний, их смысловое содержание, а также тон речи, обстановка, в которой происходит обмен информацией/Объем внимания значительно возрастает, если воспринимаемые объекты (понятия, цифры, знаки, qMbicjiQBbie и функциональные конструкции и т. д.) удается связывать в логические системы, информационные блоки с единым смыслом. Основной способ,— логический анализ изучаемой
.___________________________Тема 4
информации, ее целостное, систематизированное по-
нимапие.
Устойчивость внимания — это длительность сосредоточения на объекте восприятия.
Природный механизм внимания таков, что колебания устойчивости внимания происходят каждые несколько секунд и каждые 15-20 минут. Первые из них незаметны для человека и не осознаются им, а вторые могут привести к переключению внимания на другие объекты. Практически длительность сосредоточения внимания на одном объекте, будь то предмет или деятельность, ограничена 15-20 минутами, после чего внимание переключается на другой объект. Поэтому длительность устных или письменных сообщений, рассчитанных на восприятие человеком в полном объеме, не должна превышать 15 минут. При этом следует помнить, что устойчивость внимания повышается при наличии интереса к деятельности, ответственном отношении к ней, сознательном контроле за ее выполнением, активном взаимодействии с объектами внимания. Наибольшая устойчивость наблюдается при возникновении послепроиэвольного внимания.
Концентрация внимания — это глубина сосредоточения, поглощенность объектом или деятельностью. Данное свойство внимания обеспечивает своеобразную * помехоустойчивость* человека к побочным, отвлекающим объектам или воздействиям. Проявление концентрации внимания в значительной мере зависит от типа его нервной системы и условий восприятия: так, обладатели слабого типа нервной системы характеризуются малой помехоустойчивостью и нуждаются в ограничении внешних раздражителен, мешающих восприятию информации, представители же инертно-
Организация внимания
го типа, наоборот, очень помехоустойчивы и не нуждаются в создании специальных условий для этого.
Концентрация внимания зависит также от осознания важности деятельности, ответственности за ее выполнение, интереса к ней, уровня развития волевых характеристик личности. Наибольшая концентрация возможна также при возникновении п ослеп роизволь-ного внимания.
Переключение внимания — это способность произвольно (сознательно) переводить внимание с одного объекта на другой, легкость смены объектов внимания, перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания Егаходится в обратной зависимости от концентрации и устойчивости внимания, Это выражается в том, что люди с устойчивым вниманием с трудом переключаются на другие объекты или виды деятельности, им Е[ужно время на * перенастройку*, поэтому при восприятии разЕюродt[Он информации, особенно передаваемой с высокой скоростью, для них характерны пропуски части информации, искажение ее смысла, что влечет за собой ошибки в ее адекватном использовании. Для них при передаче информации следует отделять смысловые блоки паузами или переходными фразами.
Переключение внимания имеет важное значен не для эффективности познавательной деятельности, так как обычно в течение сравнительно небольшого промежутка времени обучающемуся приходится переключаться на разные виды деятельности, отличающиеся предметами, содержанием понятии, логикой, методами осуществления (способами) умственной деятельности и т. д. Если человек не может быстро переключать внимание, переходить от одного вида информации к другому, его память и мышление не успевают перестроиться, что
____________________________ Тема 4
затрудняет понимание изучаемого материала, снижает общую эффективность умственной деятельности, при* водит к повышенному утомлению, недовольству собой, снижению интереса и мотивации к деятельности.
Распределение внимания — это направленность сознания на несколько объектов или видов деятельности одновременно. Это одно из самых важных свойств внимания для восприятия и усвоения информации, так как в процессе познавательной деятельности приходится слушать преподавателя, осмысливать услышанное, нередко кратко записывать основные положения, следить за логикой изложения и т. д.
Обусловленная распределением внимания способность человека, одновременно воспринимать несколько потоков информации (например, слушать речь преподавателя как «внешнюю» информацию и актуализировать имеющиеся у себя знания как «внутреннюю» информацию), сравнивая их и не искажая при этом смысл и форму получаемой информации, присуща малому кругу людей, большинство способно эффективно воспринимать только один вариант информации, все остальные подвергаются довольга^дильному искажающему влиянию этого основного варианта,
Лучшим способом тренировки распределения внимания является активная познавательная деятельность, направленная на восприятие и сравнение информации, касающейся одного и того же предмета, но получаемой из разных источников, или сравнение разных точек зрения на один и тот же объект (предмет).
Регуляция внимания (управление вниманием)
Управление вниманием, умение сознательно «организовывать» его является необходимым условием
Организация внимания
эффективной познавательной деятельности. Это умение основывается, с одной стороны, на знании особенностей и свойств внимания, а с другой стороны — на сознательной его организации в каждый момент деятельности. Со временем в результате сознательного управления своим вниманием у человека формируется устойчивое свойство личности — внимательность, которое позволяет человеку^достичъ максимально возможной эффективности не только познавательной, но и любой другой деятельности.
Среди факторов, способствующих привлечению внимания, можно выделить следующие три группы:
• характер раздражения, вызывающего реакцию: сила, новизна, контрастность, неожиданность, перемещение в пространстве и т. п.;
• структурная организация деятельности; объекты, объединенные по форме или пространственно, воспринимаются легче и в большем объеме, чем беспорядочт но разбросанные или не связанные внешним сходством;
• соответствие раздражителя потребностям человека: прежде всего внимание привлекает то, что отвечает потребностям человека или его ожиданиям, установкам. ~
Для эффективного управления вниманием следует учитывать влияние внешних и внутренних условий познавательной деятельности, позволяющих оказывать целенаправленные воздействия на функционирование внимания человека, регулировать его активность и направленность,
К внешним условиям, относятся:
• условия восприятия, то есть условия внешней:реды, оказывающие влияние на скорость, точность и голноту восприятия поступающей информации; бла-
__________________________________ Тема 4
гоприятнымн считаются условия, не создающие помехи восприятию» то есть способствующие сохранению устойчивости, концентрации, предметной направ.5ен-ности внимания и нацеливающие его на один (возможно, сложный) объект познавательной деятельности;
• организация рабочего места, под которой понимается свободное от посторонних (ненужных для выполняемой деятельности) предметов рабочее пространство, некотором удобно для пользования (эргономично) расположены источники информации и средства (инструменты), необходимые для работы с ней;
• режим деятельности, то есть временные параметры организации познавательной деятельности, предусматривающие оптимальное сочетание периодов активной работы с информацией и отдыха, последовательность переключений с одного вида деятельности на другой с учетом сложности выполняемой деятельности, объема перерабатываемой информации и уровня подготовленности обучающегося.
К внутренним условиям относятся:
• осознание цели деятельности, под которым подразумевается способность человека сформулировать конкретный результат осуществляемом деятельности, адекватный ее содержанию» способам исполнения и реальным возможностям достижения;
• осознание значимости (важности) выполняемой деятельности, интерес к ее содержанию и результату, мотивация успешного выполнения и готовность к преодолению возникающих затруднений;
• готовность к деятельности, подразумевающая наличие целостного представления о ее характере, понимание содержания, методов и целей, владение адекватным опытом (соответствие знаний, умений и навыков, которыми владеет человек, характер<