Классификация методов педагогики




Тема. 1.9 Методология педагогики и методы научно- педагогического исследования.

 

Задачи:

1) формировать у студентов представление о методологии и методах научно-педагогического исследования;

2) способствовать развитию профессиональных и общих компетенций, саморефлексии, познавательных психических процессов;

3) способствовать формированию мировоззрения обучающихся.

Основные понятия: метод, методология, теоретические методы, эмпирические методы, наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, индуктивные и дедуктивные методы, математические методы, статистические методы, методы теоретического анализа.

Технологии обучения: ИКТ, технология опорных сигналов (схем) В.Ф.Шаталова

Оборудование: опорные схемы, презентация «Методы научно-педагогического исследования».

Вид занятий: лекция

Литература:

1) Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2004 с. 44-69

3) Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект, 2008 с. 54-60

4) Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-прес, 2006 с. 46

5) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002 с. 80-100

Ход занятия.

Организационный момент. Постановка задач.

Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос.

1. Что изучает педагогика?

2. Каковы задачи педагогики?

3. Назовите предмет изучения педагогики.

4. Назовите объект изучения педагогики.

5. Назовите основные педагогические категории.

6. Что называют воспитанием?

7. Что такое обучение?

8. Что такое ЗУН, дайте определение каждому компоненту.

9. Что такое образование?

10. Что такое система образования?

11. Что такое развитие личности?

12. С какими науками тесно связана педагогика?

13. Назовите основные отрасли педагогики.

Сообщение темы.

Изучение нового материала.

Показ презентации «Методы научно-педагогического исследования»

 

План лекции

1. Понятие о методологии педагогики.

2. Понятие о методах педагогического исследования.

3. Классификация и общая характеристика методов педагогики.

3.1 Эмпирические (практические) методы.

3.2. Теоретические методы.

4. Практическое использование методов педагогики.

1. Понятие о методологии педагогики

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Точность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.

Методологияпедагогики(слайд 3)

- от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие.

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – познавательной деятельности. (Виталий Александрович Сластенин)

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – исследовательской деятельности. (Павел Иванович Пидкасистый)

Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета, цели и задач исследования, совокупности методов исследования.

Самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершения своей работы.

Методологическая грамотность – это предпосылка плодотворной работы.

Учителю важно представлять, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педагог в этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе.

2. Методы педагогического исследования.

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

Метод - от греч. methodos – путь исследования или познания.

- это сами способы изучения педагогических явлений (воспитание, обучения, образования, ЗУН, формирование, развитие и т.д.) (Виталий Александрович Сластенин)

- это способы познания объективной реальности (Павел Иванович Пидкасистый)

- это способы получения научной информации с целью построения научной теории. (Лина Поликарповна Крившенко)

В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и др.

Классификация методов педагогики

Методы условно можно разделить на три уровня: эмпирические (практические, теоретические и математические.

Теоретические методы (Слайд) - позволяют уточнить, систематизировать научные факты, объяснить явления, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить из низ наиболее главные и второстепенные.

Охарактеризуем некоторые теоретические методы.

Анализ – мысленное разложение изучаемого явления на отдельные признаки и качества.

Синтез – мысленное соединение признаков и свойств явления в целое.

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении необходимо определить основу сравнения – критерий.

Абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленное воссоздание вычлененных предметов.

Обобщение - выделение в процессах и явлениях главных черт.

Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи реальных или идеальных моделей.

Индукция – движение мысли от частных движений к общему выводу.

Дедукция – движение мысли от общего суждения к частному выводу.

 

Эмпирические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Эмпирические (практические) методы – позволяют получить конкретные данные, практический материал для исследования.

1. Методы сбора и накопления данных

( наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование )

Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение определенного педагогического явления. Это наиболее доступный и распространенный метод. Может являться основным методом и вспомогательным.

Условия проведения наблюдения:

- длительность;

- систематичность т.е. не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, обнаруживать изменение и развитие и развитие наблюдаемого за определенный период;

- целенаправленность наблюдения т. е. из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, которые анализирует, оценивает и объясняет;

- комплексность наблюдения т. е. следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

Этапы наблюдения:

1. Определение задач и цели (для чего и с какой целью ведется наблюдение)

2. Выбор объекта предмета и ситуации (что наблюдать)

3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать)

4. Выбор способа регистрации (как вести записи)

5. Отработка и интерпретация полученной информации (каков результат)

Как любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет:

- изучить предмет в целостности;

- в естественных условиях;

Недостаток этогометода в том, что:

- не позволяет охватить большое количество лиц, явлений;

- требует много времени;

- существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

Задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: