Специфика предмета «Иностранный язык»




Иностранный язык был всегда в нашей школе обязательным учебным предметом, хотя соотношение его в учебном плане с другими предметами постоянно менялось. Как и любой другой предмет, иностранный язык является существенным фактором, формирующим личность школьника. Изучение иностранного языка воспитывает внимание к слову и развивает филологический (лингвистический) кругозор. Он развивает культуру общения и поведения, приобщает школьников к культуре другого народа, служит дополнительным окном в мир. Иностранный язык необходим для разностороннего развития учащихся и полноценной реализации их возможностей в будущей самостоятельной жизни. Это определяет и ведущую цель обучения иностранного языка в школе: воспитание, развитие и образование учащихся средствами данного предмета на основе и в процессе практического овладения ими иноязычной речевой деятельности. Владение иностранным языком способствует развития экономики страны, укреплению экономических и культурных связей, взаимопониманию между народами.

Теоретическим и практическим уровнем методики обучения иностранного языка в последние года является то, что он значительно повысился; наиболее известные методисты, которые внесли вклад в первой половине XX века: Л.В. Щерба, И.В. Рахманов, С.М.Беляев, Грузинская И.А.; современные ученые: А.А.Миролюбов, Г.В. Рогова, И.Л.Бим, С.Ф.Шатилов, Л.Л.Леонтьев, И.А.Зимняя, Е.И.Пассов, И.А.Китайгородская.

Ведется поиск новых путей обучения иностранному языку в зависимости от многообразия условий обучения:

· в общеобразовательной школе

· в школах или классах с углубленным изучением иностранного языка

· на факультативах

· для изучения иностранного языка в детском саду и в начальной школе

· широко распространены расширенные курсы обучения иностранному языку, профильное обучение

Особенностью организации обучения иностранному языку является:

- деление класса на подгруппы

- наличие учебно-методического комплекса

- введение факультативных курсов

В действующей программе усилена воспитательная направленность содержания обучения, сокращен и более рационально распределен материал по годам обучения.

Спецификой нашего предмета является то, что учащиеся усваивают не только сумму определенных знаний (например, правил, лексических единиц), но в большей степени сумму навыков и умений. Поэтому иногда говорят о беспредметности иностранного языка в школе, так как языковые средства – это всего лишь средства выражения определенного содержания.

Обучение иностранному языку складывается из обучения четырем видам речевой деятельности (или способам иноязычного общения):

· аудирование

· говорение

· чтение

· письмо (но только в определенных пределах)

Требования к каждому году обучения и конечной цели изложены в программе по иностранному языку для средней школы. Как учебный предмет он находится как бы посередине таких предметов как математика, физика, история с одной стороны, и труд, пение, рисование с другой стороны.

Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета можно сформулировать и основные требования к личности учителя иностранного языка и к современному уроку.

Для учителя очень важны:

· артистизм

· эмоциональность

· знание приемов обучения

· поддерживание интереса и внимания учеников

· создание благоприятного психологического климата на уроке

Учеными создана профессиограмма учителя иностранного языка, где перечислены его основные умения и функции, например:

· организаторские

· коммуникативные

· диагностические и т.д.

Основной целью урока является не сообщение знаний, не лекция, а формирование речевых навыков и умений. Поэтому содержанием урока иностранного языка будет определенный комплекс упражнений, выполняемый в строгой последовательности. Урок должен носить воспитательную и общеобразовательную ценность и с помощью иностранного языка и содержанием, и формой должен развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор и воспитывать их.

Что касается языкового материала, то обучение фонетики предполагает все звуки и звукосочетания немецкого языка, ударения в словах и интонацию всех коммуникативных типов предложения, лексика по классу:

· 5 кл. – 400-500 единиц

· 6-7 кл. – 250-300 единиц

· 8-9 кл. – 110-150 единиц

Это так называемый активный словарь для употребления в устной речи. Таким образом, объем активного словаря к концу 9 класса составляет около 1000 лексических единиц. Кроме того, предполагается усвоение рецептивного словаря в объеме около 800 лексических единиц.

Грамматический материал делится на:

· активный словарь, куда входят все основные грамматические явления, предлоги

· рецептивный (пассивный) словарь. В рецептивный минимум вошли такие темы, как «Склонение прилагательных», «Придаточные времени, кроме wenn als», «Придаточные определительные», «Глагольные формы Passiv».

В отношении говорения учащиеся должны вести диалоги:

· диалог-расспрос (типа интервью, односторонний диалог)

· двусторонний диалог – расспрос

· диалог – обмен мнениями, используя оценочные мнения.

Сюда же включаются умения:

· умение поздороваться

· умение представиться

· умение обратиться с вопросом

· умение обратиться с просьбой

· умение поблагодарить

· умение дать совет

· умение выразить приглашение к совместным действиям

· умения рассказывать о себе, о своем друге, о школе

· умение давать характеристику к персонажам текстов.

Пересказ в чистом виде не является коммуникативным типом устной речи.

В аудировании выделяют два вида:

· аудирование с полным пониманием

· аудирование с пониманием основного содержания

Кроме того, обрабатывается умение добиваться понимания с помощью:

· переспроса

· уточнения

· вежливо перебивая собеседника

· с помощью компенсаторных умений (мимики, жестов)

Контроль аудирования осуществляется с помощью:

· пересказа на родном языке

· тестовых заданий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: