МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. «Томский государственный педагогический университет»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

Утверждаю

 

декан БХФ ____________В. В. Дырин

 

«______» _______ 2011 года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б.3.В.14 ГЕОЛОГИЯ

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 4

 

Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование

Профили: Биология и География

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Цели изучения дисциплины

Геология – одна из основных наук о Земле. Основной целью дисциплины является формирование базовых систематизированных знаний в области наук геологического цикла, а также общего материалистического понимания природы и естественнонаучного восприятия единой картины мира.

Данный курс имеет целью ознакомить студентов с начальными сведениями о составе, строении, происхождении, развитии Земли, процессах ее внутренней и внешней динамики.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

«Геология» относится к дисциплинам, устанавливаемым вузом (факультетом) в вариативной части (Б.3.В.00) профессионального цикла (Б. 3).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Физика», «Биология» на предыдущем уровне образования в объеме базовой школьной программы.

Данная дисциплина является логическим продолжением и дополнением вузовских курсов «Основы минералогии и петрографии», «Землеведение», «Геоморфология», а также теоретической базой для последующих - «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России», «Геология и полезные ископаемые Западной Сибири». Теоретические и практические знания по геологии необходимы как базовые при прохождении учебной полевой практики по геологии, топографии и геоморфологии.

Требования к уровню освоения программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций ( ОК):

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК – 8);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК – 9);

профессиональных компетенций (ПК):

- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК – 3);

в области педагогической деятельности:

- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК – 5);

в области научно-исследовательской деятельности:

- готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК – 11).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные сведения о составе, строении, истории развития Земли, эндо- и экзогенных процессах;

- методы геологических исследований;

- теоретическое и практическое значение геологических знаний;

уметь:

- анализировать современные геологические процессы;

- выбирать природные объекты для описания и анализа современных геологических процессов;

владеть:

- терминологией, описывающей начальные (базовые) сведения по геологии;

- понятийно-категориальным аппаратом геологических наук;

- систематизированными теоретическими и практическими знаниями в области геологии.

 

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единиц и виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость (час.) Распределение по семестрам (час.)
всего 1 семестр 2 семестр
аудиторные занятия      
лекции      
практические работы      
самостоятельная работа      
занятия в интерактивной форме      
формы текущего контроля   тесты на проверку остаточных знаний; по разделам и темам тесты на проверку остаточных знаний; по разделам и темам
экзамен      
формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом   экзамен экзамен

 

Содержание учебной дисциплины

 

5.1. Разделы учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Аудиторные часы Экзамен Самост. работа (час)
всего лекции практ. занятия в т.ч. интер- активные формы обучения (не менее 20%)
               
  Введение            
  1. Вещественный состав и строение Земли 1.1. Форма, размеры и строение Земли 1.2. Состав земной коры 1.3. Строение земной коры            
               
  2. Возраст Земли и периодизация геологических событий 2.1. Относительная геохронология и методы ее создания 2.2. Абсолютная геохронология и методы ее создания 2.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы            
  3. Экзогенные геологические процессы 3.1. Выветривание 3.2. Кора выветривания 3.3. Геологическая деятельность ветра 3.4. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод 3.5. Геологическая деятельность подземных вод 3.6. Геологическая деятельность ледников и водно-ледниковых потоков 3.7. Геологические процессы в областях распространения многолетнемерзлых горных пород 3.8. Геологическая деятельность морей и океанов 3.9. Геологическая деятельность озер 3.10. Болота. Их геологическая работа 3.11. Осадочные горные породы            
  4. Эндогенные геологические процессы 4.1. Магматизм 4.2. Метаморфизм 4.3. Тектонические движения и методы их изучения 4.4. Деформации горных пород            
  4.5. Землетрясения            
  5.Понятие о фации и фациальном анализе 5.1. Понятие о фации. Палеогеографическая обстановка. Фациальный анализ 5.2. Литологический анализ 5.3. Биономический анализ 5.4. Основные группы фаций 5.5. Палеогеографические карты            
  6. Основные структурные единицы литосферы 6.1. Геотектоническое строение дна океанов 6.2. Структурные элементы континентов 6.3. Понятие о геосинклинали            
  7. Развитие структур земной коры 7.1. Геотектонические гипотезы 7.2. Теория тектоники плит            
  8. Тектоническое районирование России 8.1. Тектоническая карта 8.2. Тектонические структуры на территории России            
  Итого 144час./4 зач.ед. 35 час. 35 час. 14 час./ 20% 54 час. 20 час.

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

Введение

Краткий обзор истории развития геологических знаний. Геология как наука. Науки геологического цикла. Методы изучения земных недр. Традиционный метод геологических исследований. Метод актуализма. Теоретическое и практическое значение геологии.

 

1. Вещественный состав и строение Земли

1.1. Форма, размеры и строение Земли

Общие сведения о строении Земли. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Термодинамические условия: плотность, давление, ускорение силы тяжести, магнетизм, магнитное поле Земли, тепловой режим Земли, температура. Химический состав Земли. Агрегатное состояние вещества Земли. Происхождение и эволюция земных оболочек.

1.2. Состав земной коры

Химический состав земной коры. Минералы и горные породы как составные части земной коры. Понятие о минералах. Особенность кристаллического вещества. Физические свойства минералов. Оптические свойства минералов. Механические свойства минералов. Породообразующие минералы. Горные породы. Структура и текстура. Классификация горных пород.

1.3. Строение земной коры

Земная кора, ее состав и строение. Главные типы земной коры. Строение земной коры континентального, субконтинентального, океанического и субокеанического типов.

 

2. Возраст Земли и периодизация геологических событий

2.1. Относительная геохронология и методы ее создания

Стратиграфия, ее цели и задачи. Литологический, палеонтологический, микропалеонтологический, палинологический, палеомагнитный, сейсмостратиграфический методы.

2.2. Абсолютная геохронология и методы ее создания

Радиометрический (изотопный), сезонно-климатический методы.

2.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы

Международная геохронологическая шкала. Геохронологические подразделения. Стратиграфические подразделения. Местные стратиграфические подразделения.

 

3. Экзогенные геологические процессы

3.1. Выветривание

Процесс выветривания. Гипергенез. Физическое выветривание. Температурное выветривании, десквамация, коллювий, морозное выветривание. Химическое выветривание. Окисление, гидратация, растворение, гидролиз.

3.2. Кора выветривания

Элювий. Автоморфная и гидроморфная коры выветривания. Площадная и линейная коры выветривания. Древние коры выветривания. Коры выветривания и полезные ископаемые.

3.3. Геологическая деятельность ветра

Дефляция. Корразия. Перенос. Аккумуляция и эоловые отложения. Эоловые формы рельефа.

3.4. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод

Плоскостной склоновый сток. Деятельность временных русловых потоков. Деятельность рек. Строение пойм и фациальный состав аллювия. Цикловые эрозионные врезы и надпойменные речные террасы. Устьевые части рек. Теоретическое и практическое значение изучения деятельности рек.

3.5. Геологическая деятельность подземных вод

Виды нахождения воды в горных породах. Водноколлекторские свойства горных пород. Виды воды в горных породах. Происхождение подземных вод: инфильтрационное, конденсационное, седиментогенное, ювенильное, дегидратационное. Типы (классификация). Грунтовые воды и их режим. Напорные подземные воды. Общая минерализация и химический состав подземных вод. Минеральные воды. Карстовые процессы. Оползневые процессы.

3.6. Геологическая деятельность ледников и водно-ледниковых потоков

Образование ледников. Типы ледников. Движение ледников. Разрушительная, переносная и аккумулятивная работа ледников. Ледниковые отложения (морены). Флювиогляциальные отложения. Отложения в перигляциальных областях.

3.7. Геологические процессы в областях распространения многолетнемерзлых горных пород

Криолитозона. Географическое распространение и районирование многолетнемерзлых горных пород. Подземные льды криолитозоны. Подземные вод ыкриолитозоны. Мерзлотно-геологические процессы в криолитозоне.

3.8. Геологическая деятельность морей и океанов

Гипсографическая кривая и обобщенный профиль дна океана. Особенности подводного рельефа океанов и морей. Химические и физические свойства вод. Органический мир морей и океанов. Механическая работа морской воды. Абразионные и аккумулятивные формы рельефа. Образование осадков в океанах и морях.

3.9. Геологическая деятельность озер

Образование озерных котловин. Движение воды в озерах, лимнообразия. Осадконакопление.

3.10. Болота. Их геологическая работа

Геологическая деятельность болот. Типы болот: верховые, низинные, приморские и промежуточные. Условия питания, характер растительности, форма поверхности. Болотные отложения.

3.11. Осадочные горные породы

Литогенез. Минеральный состав, строение и формы залегания осадочных горных пород. Классификация. Эпигенетические изменения. Месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения.

 

4. Эндогенные геологические процессы

4.1. Магматизм

Магматизм. Магма, ее состав, состояние, условия нахождения. Дифференциация магмы. Интрузивный магматизм. Формы интрузий. Эффузивный магматизм. Продукты вулканических извержений. Типы вулканических построек. Типы вулканических извержений. Поствулканические явления. Географическое распространение современных вулканов и проблема магматических очагов.

4.2. Метаморфизм

Факторы метаморфизма. Основные типы метаморфизма. Фации метаморфизма.

4.3. Тектонические движения и методы их изучения

Геотектоника. Классификация тектонических движений. Методы изучения тектонических движений.

4.4. Деформации горных пород

Понятие о деформации. Причины деформации. Упругие и пластические деформации. Складчатые нарушения. Элементы складки. Элементы залегания слоя. Синклиналь, антиклиналь. Классификация складок по форме в поперечном сечении, в плане. Механизм образования складок. Разрывные нарушения. Основные типы тектонических разрывов. Сочетание разрывов и их соотношение со складчатостью. Соляная тектоника.

4.5. Землетрясения

Методы изучения землетрясений. Гипоцентр, эпицентр, плейстосейстовая область. Шкала интенсивности землетрясений. География землетрясений и их геологическая позиция.

 

5. Понятие о фации и фациальном анализе

5.1. Понятие о фации. Определение понятия «фация». Палеогеографическая обстановка Методы реконструкции палеогеографических условий. Принцип актуализма. Фациальный анализ.

5.2. Литологический анализ. Признаки осадочных пород: структура породы, состав обломочного материала, химический состав породы, окраска породы.

5.3. Биономический анализ. Понятие о биоценозе. Соленость, свет, температура, газовый режим, движение воды, характер грунта древних бассейнов.

5.4. Основные группы фаций: континентальные, морские и переходные.

5. 5. Палеогеографические карты. Принцип составления, условные обозначения.

 

6. Основные структурные единицы литосферы

6.1. Геотектоническое строение дна океанов. Срединно-океанические хребты. Гипотеза спрединга. Ложе океанов. Континентальные окраины. Пассивные и активные континентальные окраины.

6.2. Структурные элементы континентов. Платформы (древние и молодые). Щит, плита, синеклиза, антеклиза, краевые прогибы, молассовый комплекс, авлакогены, орогенные пояса (первичные, вторичные), континентальные рифты.

6.3. Понятие о геосинклинали

Геосинклиналь, геосинклинальный режим, геосинклинальная область. Теория геосинклиналей. Стадии развития геосинклиналей. Полезные ископаемые в складчатых зонах подвижных поясов.

 

7. Развитие структур земной коры

7.1. Геотектонические гипотезы. Гипотезы «кратеров поднятия», контракции, пульсационная, подкоровых течений, дрейфа материков; концепция глубинной дифференциации.

7.2. Теория тектоники плит. Геологические факты, положенные в основу теории. Основные положения теории. Типы границ литосферных плит. Конвективные течения. Определение возраста океанического дна. Определение относительных скоростей между плитами. Развитие теории тектоники плит.

 

8. Тектоническое районирование России

8.1. Тектоническая карта. Тектонические карты общие и специальные. Принципы тектонического районирования.

8.2. Тектонические структуры на территории России. Платформы, геосинклинали, складчатые области (пояса). Байкальские, каледонские, герцинские складчатые области; складчатость мезозойская, ларамийская, альпийская.

 

5.3. Лабораторный практикум

не предусмотрен учебным планом

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Бондарев, В. П. Геология. Лабораторный практикум. Полевая геологическая практика: учебное пособие / В. П. Бондарев. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 190 с.

2. Бондарев, В. П. Геология: курс лекций / В. П. Бондарев. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 218 с.

3. Добровольский, В. В. Геология. Минералогия, динамическая геология, петрография: учебник / В. В. Добровольский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с.

4. Короновский, Н. В. Общая геология: учебник для вузов / Н. В. Короновский. - М.: Книжный дом Университет, 2010. – 525 с.

 

6.2. Дополнительная литература

1. Дьяченко, В.В. Науки о Земле: учебное пособие для вузов / В.В. Дьяченко, Л.Г. Дьяченко, В.А. Девисилов. – М.: КНОРУС, 2010. – 445 с.

2. Карлович, И. А. Геология: учебное пособие для вузов / И. А. Карлович. – М.: Академический проект, 2004. - 702 с.

3. Карлович, И. А. Геологическое строение и полезные ископаемые Северной Евразии: учебник для вузов / И. А. Карлович. – М.: Академический проект, 2006. - 486 с.

4. Практическое руководство по общей геологии: учебное пособие для вузов / Под ред. Н. В. Короновского. – М.: Академия, 2011 – 157 с.

5. Пугачева, Е. Е. Основы минералогии и петрографии: учебное пособие / Е. Е. Пугачева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 104 с.

6. Савельева, Л. Е. Геология. В 2 ч. Ч. 1. Методы реконструкции прошлого Земли. Основы геотектоники. Геологическая история: учебное пособие для вузов / Л. Е. Савельева, А. Е. Козаренко. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 270 с.

7. Савельева, Л. Е. Геология. В 2 ч. Ч. 2. Методы реконструкции прошлого Земли. Основы геотектоники. Геологическая история: учебное пособие для вузов / Л. Е. Савельева, А. Е. Козаренко. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 255 с.

8. Старостин, В. И. Геология полезных ископаемых: учебник для вузов / В. И. Старостин, П. А. Игнатов. – М.: Академический проект, 2004. – 511 с.

9. Ферсман, А. Е. Занимательная минералогия / А. Е. Ферсман. – Челябинск: Урал LTD, 2003. – 315 с.

10. Хаин, В.Е. Планета Земля. От ядра до ионосферы: учебное пособие / В.Е. Хаин, Н.В. Короновский. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 243 с.

 

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

- http: // www. geonews. ru/ (Новости геологии)

- http: // www. georus. ru / dictionary/ (Геологический словарь)

- http: // www. geo. web. ru / db/geol_search/ (Все о геологии)

- http: // www. sgm. ru / (Геологический музей им. В. И. Вернадского)

- http: // www. all-gems. ru / index-muz. html/ (Минералогические музеи и коллекции минералов в России)

- http: // geoland. hobbi-t.ru/ (В. А. Обручев. Полевая геология)

- http: // geokniga.ru/ (литература по геологии)

- http: // www. stratiqraphy. org (Международная комиссия по стратиграфии)

- http: // www. landscape. edu. ru/images/maps/fgr/ussr_atlas_geology.jpd (Геологическая карта России)

 

 

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов
       
  1. Вещественный состав и строение Земли   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint учебные коллекции минералов и горных пород
  2. Возраст Земли и периодизация геологических событий   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint DVD-фильм. BBC. Earth Story (История Земли), 2007. г. Ч.1. Birth of a planet (Рождение планеты)
  3.Экзогенные геологические процессы   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint  
  3.11. Осадочные горные породы     учебная коллекция осадочных горных пород
  4. Эндогенные геологические процессы   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint  
  4.1. Магматизм     учебная коллекция магматических горных пород; DVD-фильм. BBC. Earth-The Power of the planet (Земля-Мощь планеты), 2008 г. Ч.1. Valcano (Вулкан)
  4.2. Метаморфизм     учебная коллекция метаморфических горных пород

 

       
  5. Понятие о фации и фациальном анализе   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint  
    5.3. Биономический анализ   учебная коллекция руководящих форм ископаемой фауны и флоры
  6. Основные структурные единицы литосферы   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint  
  7. Развитие структур земной коры   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint DVD-фильм. BBC. Earth Story (История Земли), 2007. г. Ч.3. Continental collusions. (Континентальные коллизии)
  8. Тектоническое районирование России   Программное обеспечение: 1. Microsoft Office Word 2. Microsoft Office PowerPoint учебная геологическая карта России, масштаб 1:1 000 000

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: