7.1. Методические рекомендации преподавателю
Дисциплина «Геология» является одной из наук геологического цикла. Важность включения данной дисциплины в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла учебного плана объясняется спецификой предметного содержания. Наряду с другими базовыми общегеографическими дисциплинами, «Геология» закладывает методологические основы для изучения дисциплин физико- географического направления, а также позволяет анализировать пространственно-временные связи, характерные для географических оболочек Земли.
Специфика подготовки бакалавров географии требует строгого отбора материала, который, с одной стороны, должен раскрывать новейшие достижения наук, занимающихся изучением отдельных аспектов физико-географических обстановок, а с другой, быть направленным на раскрытие общей картины эволюции географической оболочки в прошлые эпохи.
Начинать курс рекомендуется с проведения тестирования на выявления уровня остаточных знаний. В качестве используемых тестов можно воспользоваться вопросами геологического содержания из ЕГЭ разных лет. Анализ результатов позволит определить индивидуальный рейтинг студентов и общий (средний) уровень подготовки. В дальнейшем тестирование можно проводить после завершения отдельных тем, разделов, а также во время «контрольной точкой» и перед экзаменом.
При изучении дисциплин геологического цикла используются результаты и методы всего комплекса наук о Земле. Геологические процессы, происходящие на небольшой глубине или на земной поверхности, изучаются с привлечением физико-географических дисциплин (Геоморфология, Климатология, Гидрология и др.). При исследовании глубинных процессов, определении возраста пород используется радиологический метод; при геолого-поисковых и геолого-разведочных работах привлекаются методы геохимии и геофизики; для решения проблем происхождения и ранней истории Земли большое значение имеют данные астрономии и планетологии. Связь с биологическими науками проявляется при выявлении относительного возраста геологических объектов, а также при выяснении роли биологических и биохимических процессов в генезисе некоторых видов полезных ископаемых. При обработке полученных геологических, геохимических и геофизических данных используются математические модели, физическое моделирование (эксперимент). Появление большого количества нового экспериментального фактического материала вызывает выделение в науках о Земле узкоспециализированных направлений, лежащих на стыке с физикой, математикой, астрономией, химией. Среди таких направлений, в частности, - геодинамика, тектонофизика, экспериментальная тектоника, сейсмотектоника и сейсмостратиграфия, магнитостратиграфия. Новым геофизическим направлением палеогеографических исследований является разработка моделей влияния глобальной тектоники, трансгрессий и регрессий, эволюции объема и состава гидросферы и атмосферы на климаты планеты.
Каждая тема, раскрываемая во время лекций, сопровождается практическими (семинарскими) занятиями. Вопросы и задания для проведения которых могут быть разработаны дополнительно (с учетом познавательных интересов студентов по отдельным темам), использованы из рекомендуемых для самостоятельной работы.
К каждому разделу программы разработана система контрольных вопросов и темы рефератов, которые позволят студентам самостоятельно оценивать уровень освоения профессиональных знаний.
Использование в курсе лекций различного видеоматериала позволит наглядно представить изучаемые природные процессы и повысить познавательный интерес у студентов. Все предложенные видеоматериалы должны сопровождаться контрольными вопросами и заданиями, соответствующие изучаемой теме (разделу). После просмотра фильма можно предложить студентам обобщить свои впечатления с помощью эссе (пятиминутное или расширенное). Примерный план эссе: 1. что нового узнали по данной теме; 2. сформулируйте вопрос, на который не получили ответа. Данные работы преподаватель может использовать при планировании следующего занятия, и они позволяют установить «обратную связь» со студентами.
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения должна предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования рефератов и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области геологии.
При освоении дисциплины рекомендуется следовать последовательности изучения тем, изложенной в данной программе.
7.2. Методические указания для студентов
Дисциплина «Геология» является частью геолого-географической подготовки бакалавра географии, раскрывающая современную естественнонаучную картину мира. Для полного усвоения курса студентам необходимо знание физики, химии, биологии в объеме основной образовательной программы средней школы.
В настоящее время предлагается различный информационный материал по TV, на видео- и DVD-носителях. Самостоятельное ознакомление с ними можно рассматривать как часть процесса обучения.
Необходимо постоянно учить терминологию по разделам и темам, детализирующую базовые знания. Вопросы и задания по изучаемым темам, разделам, тематика рефератов помогут при самостоятельном освоении дисциплины и проведении самоконтроля за уровнем знаний. При увлечении проблемами осваиваемой дисциплины, в дальнейшем, можно выполнить курсовую работу (4 семестр), выпускную квалификационную работу (ВКР), раскрывающую одну из актуальных геолого-географических тем.
Темы рефератов, ВКР могут быть предложены самим студентом с обязательным обоснованием их актуальности и целесообразности их выполнения.
Материальным воплощением геологических процессов на Земле являются минералы и горные породы. Одновременно на первом курсе преподается дисциплина «Основы минералогии и петрографии». Минералого-петрографические знания определяют очень разные уровни конкретизации и абстракции в целом геологических знаний, а также имеют междисциплинарное значение для отраслей естественнонаучного цикла (география, химия, биология и др.).
Теоретические и практические знания, сформированные данным курсом, являются основой при проведении летней учебной полевой практики по геологии.