Рабочая программа дисциплины
Литература с основами литературоведения
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль подготовки
Русский язык и литература
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
За очная
Нижний Новгород
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» являются: сформировать у студентов 1) знание закономерностей литературного процесса; 2) понимание специфики литературного произведения;3) знание основных категорий литературоведения; 4) способности к анализу к анализу художественных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта народа, с учетом эволюции жанровой системы литературы.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Литература с основами литературоведения» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Русская литература» в средней школе
Изучение дисциплины «Литература с основами литературоведения» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла. Дисциплина «Литература с основами литературоведения» логически связана с дисциплиной «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения».
· способен интерпретировать произведения литературы как особый феномен русской национально-духовной культуры (СК-1);
· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
· готов к анализу литературного произведения в контексте истории культуры с учетом основных методологических направлений (СК-2);
· способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать
· общий процесс развития литературы;
· содержание и художественную специфику литературы;
· важнейшие литературные произведения;
Уметь
· понимать художесвенную природу литературы и анализировать конкретные литературные призведения;
· пользоваться научной и справочной литературой;
· понимать и правильно оценивать все изменения,происходящие в литературном процессе;
Владеть
· навыками анализа художественного текста;
· знаниями литературоведческих категорий;
· приёмами текстологического анализа стихотворных и прозаических литературных жанров.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Литература с основами литературоведения»
Общая трудоемкость дисциплины составляет _4____ зачетных единицы _108______ часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Литература с основами литературоведения. | 1-2 | Лекции | Практические занятия | КСР 20- | СРС | Экзамен с оценкой | |||
1.1 | Разновидности литературы Роды и жанры. Современная жанровая теория. | Сотавление жанровой таблицы. | |||||||
1.2 | .Золотой век русской литературы(А. С. Пушкин, Н.В.Гоголь,Л.Н.Толстой,В.Г Короленко).Сказочная традиция в их творчестве | Конспектирование монографии. | |||||||
1.3 | .Реализм и модернизм в русской литературе конца 19 века. Русский модерниз и его рановидности. | Индивидуальное дом. зад. | |||||||
1.4 | .Русский символизм и его представители(В. Соловьев,А Блок и др.) | Индивидуальное домашнее задание. | |||||||
1.5 | Акмеизм и его представители(Н. Гумилев,А.Ахматова и др.) Футуризм и его представители. | Составление плана практического занят | |||||||
1.6 | «Неореализм»в русской литературе (И.Бунин и др) | Ответы по теме практического занятия. | |||||||
1.7 | .Основные проблемы Русской литературы ХХ-века(литература ВОВ,деревенская проза,современный постмодернизм) | Читательский дневник. | |||||||
Современная литературная сказка как новый жанр в литературе | Проверочная работа на знание текста. | ||||||||
Образовательные технологии
Лекционные и практические занятия с использованием мультимедиа. Во время лекционных и практических занятий используются мультимедийные технические средства обучения. Предусмотрено прослушивание литературных произведений, просмотр фрагментов художественных фильмов. Во время занятий демонстрируются фотографии.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Виды самостоятельной работы: ведение читательского дневника, выполнение индивидуальных письменных домашних заданий, написание конспектов, рефератов по темам курса, выносимым на самостоятельное изучение.
..
Темы докладов и выступлений для индивидуальной работы студентов:
1.Сказочная традиция в творчестве И.Бунина.
2.Художественное своеобразие народных рассказов Л. Н.Толстого
3.Диалог пушкинского романа «Капитанская дочка» с романами В.Скотта
4.Художесвенное своеобразие литературных сказок Л. Петрушевской
5.Сказочно-легендарная основа рассказов В.Г.Короленко
6. Художественное своеобразие сказок А.С.Пушкина
7.Анализ рассказа В.Ерофеева» Жизнь с идиотом»
8.Место романа В. Астафьева»Прокляты и убиты» в современной военной прозе
9.Эволюция партизанской повести В. Быкова
10.Своеобразие конфликта в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»
11.Композиция романа М.А.Булгакова»Мастер и Маргарита»
12.Пушкинская традиция в нижегородском фольклоре
13Сказочная основа творчестваЛ.Н.Толстого
14.Сказочные мотивы в творчестве И.Бунина
15А.С.Пушкин и В.Шекспир(проблема традиции)
16.Сказочные мотивы в творчестве А.М.Горького
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) __Литература с основами литературоведения
_________________
Библиография
а) основная литература.
1. Хализев В.Е. Теория литературы- М.,1997.
2. Кузьмичев И.К. Введение в общее литературоведение.Х Х1 века. – М., 2001.
3. Смирнова Л.А. Русская литература конца Х1Х-началаХХ века. – М., 2001.
4. Соколов А.И. История русской литературы. – М., 1985.
5. Шнейберг Л.Я.,Кондаеов И.В. От Горького до Солженицина.- М., 1995.
6. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности.-М.,2004.
7..Шустов М.П. Сказочная традиция в русской литературе Х1Х века.- Н. Новгород, 2000
б) дополнительная литература
.
1 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946.
2 Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958.
3 Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1983.
4 Шустов М.П. А.С.Пушкин-создатель образцовой литературной сказки.-Н.Новгород,2010.
Электронные библиотеки-
1. https://www.nounb.sci-nnov.ru/ - Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека.
2. https://www.neva.ru Библиотека Академии наук.
3. https://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.
4. https://www.feb-web.ru/ - Фундаментальная библиотека.
5. https://sci-lib.com/ - Большая научная библиот
Художественные тексты:
1.А.С.Пушкин Сказки.
2.Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3.Народные рассказы Л.Н.Толстого.
4.В.Г.Короленко «Лес шумит»; «Ссудный день».
5.Стихи А.Блока, А.Ахматовой, Л. Гумилева, В.Маяковского (по выбору несколько стихов каждого автора).
6.И.Бунин «Деревня»; «Темные аллеи»; рассказы.
7.А.Куприн «Поединок»; «Олеся»; «Гранатовый браслет».
8. Рассказы Л.Андреева.
9.В.Быков Партизанские повести.
10.А.И. Солженицын «Матренин двор»; «Один день Ивана Денисовича».
11.Рассказы В.М.Шукшина.
12.Повести и романы Ф.Абрамова (по выбору).
13. В.Распутин «Живи и помни»; «Прощание с Матерой»; «Пожар».
14. В. Ерофеев «Жизнь с идиотом».
15.Ранние рассказы М.Горького; «Фома Гордеев»; «На дне».
16.Ю.Бондарев «Горячий снег».
17. В.Гроссман «Жизнь и судьба».
18.В. Астафьев «Прокляты и убиты».
19.В.Белов «Лад».
20.И. Шмелев «Человек из ресторана».
21А.Толстой «Заволжье», «Хождение по мукам».
22.М.Шолохов «Донские рассказы»; «Тихий Дон».
23.Сказки братьев Гримм.
24.Сказки Э.Успенского.
25. Сказки Л.Петрушевской.
Примерные вопросы для экзамена по курсу «Литература с основами литературоведения»
1.Задачи курса «Литература с основами литературоведения»
2.Разновидности художественной литературы.
3.Роды и жанры.
4.Современная жанровая теория.
5.Сюжет как основа эпического произведения.
6.Роль стиля в изучении художественного творчества.
7.Основные роды литературы и их специфика.
8.Фольклор как основа художественности письменной литературы.
9.Прозаические жанры современной литературы.
10.Детский фольклор и его специфика.
11.Сюжет и конфликт литературного произведения.
12.Роль композиции в литературном произведении.
13.Сказочная традиция в русской литературе.
14.Литературная сказка как жанр.
15.Драматургические жанры современной литературы.
16.Фэнтези как особый жанр современной литературы.
17. Модернизм как новое направление в русской литературе начала ХХ века.
18.Художественное своеобразие творчества русских символистов.
19.Акмеизм и его представители в русской литературе ХХ века.
20. Художественное своеобразие творчества В.Хлебникова и В.Маяковского.
21Футуризм и его представители в русской литературе ХХ века.
22. «Неореализм» в русской литературе начала ХХ века.
23.Современный постмодернизм и его представители.
24.Основные проблемы современной военной прозы.
25.Лирические жанры и их судьба в современной литературе.
26.Тема «Человек и природа» в современной литературе.
27. Писатели –«деревенщики» и их вклад в русскую литературу.
28.Традиция сказок братьев Гримм и Х.Андерсена в русской литературе.
29.Бунинская повесть «Деревня» и ее место в творчестве И.Бунина.
30.Цикл А.Толстого «Заволжье».
31.Общие проблемы литературы ХХ-ХХ1 века.
32.Партизанские повести В.Быкова.
33. Литература о ВОВ.
34.Современна литературная сказка.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) _Литература с основами литературоведения
Мультимедийные технические средства обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________.
Автор (ы) __Шустов М.П.__________________________
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.