Образовательные технологии




Рабочая программа дисциплины

Литература с основами литературоведения

 

Направление подготовки

 

Педагогическое образование

 

Профиль подготовки

 

Русский язык и литература

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

За очная

 

 

Нижний Новгород


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» являются: сформировать у студентов 1) знание закономерностей литературного процесса; 2) понимание специфики литературного произведения;3) знание основных категорий литературоведения; 4) способности к анализу к анализу художественных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта народа, с учетом эволюции жанровой системы литературы.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Литература с основами литературоведения» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Русская литература» в средней школе

Изучение дисциплины «Литература с основами литературоведения» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла. Дисциплина «Литература с основами литературоведения» логически связана с дисциплиной «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения».

· способен интерпретировать произведения литературы как особый феномен русской национально-духовной культуры (СК-1);

· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

· готов к анализу литературного произведения в контексте истории культуры с учетом основных методологических направлений (СК-2);

· способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

· общий процесс развития литературы;

· содержание и художественную специфику литературы;

· важнейшие литературные произведения;

 

Уметь

· понимать художесвенную природу литературы и анализировать конкретные литературные призведения;

· пользоваться научной и справочной литературой;

· понимать и правильно оценивать все изменения,происходящие в литературном процессе;

 

Владеть

· навыками анализа художественного текста;

· знаниями литературоведческих категорий;

· приёмами текстологического анализа стихотворных и прозаических литературных жанров.

 

 

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Литература с основами литературоведения»

Общая трудоемкость дисциплины составляет _4____ зачетных единицы _108______ часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Литература с основами литературоведения. 1-2   Лекции Практические занятия КСР 20- СРС Экзамен с оценкой
1.1 Разновидности литературы Роды и жанры. Современная жанровая теория.             Сотавление жанровой таблицы.
1.2 .Золотой век русской литературы(А. С. Пушкин, Н.В.Гоголь,Л.Н.Толстой,В.Г Короленко).Сказочная традиция в их творчестве             Конспектирование монографии.
1.3 .Реализм и модернизм в русской литературе конца 19 века. Русский модерниз и его рановидности.             Индивидуальное дом. зад.
1.4 .Русский символизм и его представители(В. Соловьев,А Блок и др.)             Индивидуальное домашнее задание.
1.5 Акмеизм и его представители(Н. Гумилев,А.Ахматова и др.) Футуризм и его представители.             Составление плана практического занят
1.6 «Неореализм»в русской литературе (И.Бунин и др)             Ответы по теме практического занятия.
1.7 .Основные проблемы Русской литературы ХХ-века(литература ВОВ,деревенская проза,современный постмодернизм)             Читательский дневник.
    Современная литературная сказка как новый жанр в литературе             Проверочная работа на знание текста.
                   

Образовательные технологии

Лекционные и практические занятия с использованием мультимедиа. Во время лекционных и практических занятий используются мультимедийные технические средства обучения. Предусмотрено прослушивание литературных произведений, просмотр фрагментов художественных фильмов. Во время занятий демонстрируются фотографии.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы: ведение читательского дневника, выполнение индивидуальных письменных домашних заданий, написание конспектов, рефератов по темам курса, выносимым на самостоятельное изучение.

 

..

Темы докладов и выступлений для индивидуальной работы студентов:

1.Сказочная традиция в творчестве И.Бунина.

2.Художественное своеобразие народных рассказов Л. Н.Толстого

3.Диалог пушкинского романа «Капитанская дочка» с романами В.Скотта

4.Художесвенное своеобразие литературных сказок Л. Петрушевской

5.Сказочно-легендарная основа рассказов В.Г.Короленко

6. Художественное своеобразие сказок А.С.Пушкина

7.Анализ рассказа В.Ерофеева» Жизнь с идиотом»

8.Место романа В. Астафьева»Прокляты и убиты» в современной военной прозе

9.Эволюция партизанской повести В. Быкова

10.Своеобразие конфликта в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»

11.Композиция романа М.А.Булгакова»Мастер и Маргарита»

12.Пушкинская традиция в нижегородском фольклоре

13Сказочная основа творчестваЛ.Н.Толстого

14.Сказочные мотивы в творчестве И.Бунина

15А.С.Пушкин и В.Шекспир(проблема традиции)

16.Сказочные мотивы в творчестве А.М.Горького

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) __Литература с основами литературоведения

_________________

Библиография

 

а) основная литература.

 

 

1. Хализев В.Е. Теория литературы- М.,1997.

2. Кузьмичев И.К. Введение в общее литературоведение.Х Х1 века. – М., 2001.

3. Смирнова Л.А. Русская литература конца Х1Х-началаХХ века. – М., 2001.

4. Соколов А.И. История русской литературы. – М., 1985.

5. Шнейберг Л.Я.,Кондаеов И.В. От Горького до Солженицина.- М., 1995.

6. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности.-М.,2004.

7..Шустов М.П. Сказочная традиция в русской литературе Х1Х века.- Н. Новгород, 2000

 

б) дополнительная литература

 

.

 

1 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946.

2 Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958.

3 Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1983.

 

4 Шустов М.П. А.С.Пушкин-создатель образцовой литературной сказки.-Н.Новгород,2010.

 

Электронные библиотеки-

 

1. https://www.nounb.sci-nnov.ru/ - Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека.

2. https://www.neva.ru Библиотека Академии наук.

3. https://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.

4. https://www.feb-web.ru/ - Фундаментальная библиотека.

5. https://sci-lib.com/ - Большая научная библиот

 

Художественные тексты:

 

1.А.С.Пушкин Сказки.

2.Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3.Народные рассказы Л.Н.Толстого.

4.В.Г.Короленко «Лес шумит»; «Ссудный день».

5.Стихи А.Блока, А.Ахматовой, Л. Гумилева, В.Маяковского (по выбору несколько стихов каждого автора).

6.И.Бунин «Деревня»; «Темные аллеи»; рассказы.

7.А.Куприн «Поединок»; «Олеся»; «Гранатовый браслет».

8. Рассказы Л.Андреева.

9.В.Быков Партизанские повести.

10.А.И. Солженицын «Матренин двор»; «Один день Ивана Денисовича».

11.Рассказы В.М.Шукшина.

12.Повести и романы Ф.Абрамова (по выбору).

13. В.Распутин «Живи и помни»; «Прощание с Матерой»; «Пожар».

14. В. Ерофеев «Жизнь с идиотом».

15.Ранние рассказы М.Горького; «Фома Гордеев»; «На дне».

16.Ю.Бондарев «Горячий снег».

17. В.Гроссман «Жизнь и судьба».

18.В. Астафьев «Прокляты и убиты».

19.В.Белов «Лад».

20.И. Шмелев «Человек из ресторана».

21А.Толстой «Заволжье», «Хождение по мукам».

22.М.Шолохов «Донские рассказы»; «Тихий Дон».

23.Сказки братьев Гримм.

24.Сказки Э.Успенского.

25. Сказки Л.Петрушевской.

Примерные вопросы для экзамена по курсу «Литература с основами литературоведения»

 

1.Задачи курса «Литература с основами литературоведения»

2.Разновидности художественной литературы.

3.Роды и жанры.

4.Современная жанровая теория.

5.Сюжет как основа эпического произведения.

6.Роль стиля в изучении художественного творчества.

7.Основные роды литературы и их специфика.

8.Фольклор как основа художественности письменной литературы.

9.Прозаические жанры современной литературы.

10.Детский фольклор и его специфика.

11.Сюжет и конфликт литературного произведения.

12.Роль композиции в литературном произведении.

13.Сказочная традиция в русской литературе.

14.Литературная сказка как жанр.

15.Драматургические жанры современной литературы.

16.Фэнтези как особый жанр современной литературы.

17. Модернизм как новое направление в русской литературе начала ХХ века.

18.Художественное своеобразие творчества русских символистов.

19.Акмеизм и его представители в русской литературе ХХ века.

20. Художественное своеобразие творчества В.Хлебникова и В.Маяковского.

21Футуризм и его представители в русской литературе ХХ века.

22. «Неореализм» в русской литературе начала ХХ века.

23.Современный постмодернизм и его представители.

24.Основные проблемы современной военной прозы.

25.Лирические жанры и их судьба в современной литературе.

26.Тема «Человек и природа» в современной литературе.

27. Писатели –«деревенщики» и их вклад в русскую литературу.

28.Традиция сказок братьев Гримм и Х.Андерсена в русской литературе.

29.Бунинская повесть «Деревня» и ее место в творчестве И.Бунина.

30.Цикл А.Толстого «Заволжье».

31.Общие проблемы литературы ХХ-ХХ1 века.

32.Партизанские повести В.Быкова.

33. Литература о ВОВ.

34.Современна литературная сказка.

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) _Литература с основами литературоведения

 

Мультимедийные технические средства обучения

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________.

 

 

Автор (ы) __Шустов М.П.__________________________

Рецензент (ы) _________________________

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: