РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ




Методические рекомендации

По производственной практике для студентов 4 курса,

преддипломной практике для студентов 5 курса дневного отделения

специальности «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

 

Семестр – 8 и 10

Продолжительность – 5 и 6 недель

 

 

Сыктывкар 2011

 

 

Лист согласования и утверждения рабочей программы

 

Рабочая программа составлена и утверждена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» квалификация «Специалист по сервису и туризму».

 

Составитель рабочей программы:

к.э.н., доцент _____________ Е.Е. Петракова

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭиМС.

Протокол заседания №__________ от “____” сентября 2011 г.

 

 

Заведующий кафедрой ЭиМС:

к.э.н., доцент _____________ Е.Е. Петракова

Содержание

Введение

Раздел 1. Организация производственной практики

1. Цели и задачи производственной практики

2. Предприятие - база производственной практики

3. Организация работы по подготовке и проведению практики

3.1. Обязанности кафедры по подготовке и проведению практики

3.2. Подготовительный период

3.3. Обязательства и права студентов-практикантов

3.4. Обязанности руководителя практики от университета

3.5. Организация проведения производственной практики на предприятии

3.6. Обязанности (функции) руководителя практики от предприятия

3.7. Правила ведения и оформления дневника

4. Программа производственной практики

4.1. Продолжительность и последовательность практики

4.2. Основные разделы для обязательной проработки

5. Научно-исследовательская работа

6. Требования к отчету

7. Подведение итогов практики

 

Раздел 2. Организация преддипломной практики

1. Цели и задачи преддипломной практики

2. Руководство практикой со стороны кафедры

3. Программа преддипломной практики

4. Календарное планирование прохождения практики

5. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению отчетов о практике

6. Защита отчета о практике

 

Введение

Специалист по специальности “Социально-культурный сервис и туризм” может осуществлять аналитическую, организационную (административную) деятельность в следующих сферах гостеприимства: туристские предприятия, предприятия размещения (гостиницы) и питания, спортивные и туристские организации, в том числе общественные, предприятия досуга и отдыха, органы государственной власти и муниципального управления, регулирующие и координирующие деятельность в данной области.

Специалист должен быть подготовлен к профессиональной работе в организациях сферы гостеприимства и сервиса разных форм собственности, а также в структурах государственного регионального и муниципального управления.

С целью интеграции теории и практики государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Социально-культурный сервис и туризм” предусмотрены 3 практики – учебно-ознакомительная на 3 курсе в течение 4 недель, производственная на 4 курсе в течение 5 недель и преддипломная на 5 курсе в течение 6 недель.

Методические рекомендации по проведению производственной и преддипломной практик предназначены для студентов 4 и 5 курсов специальности “Социально-культурный сервис и туризм”.

Методические рекомендации необходимы для решения следующих задач:

- ознакомление с содержанием практики; определение целей и задач;

- содействие в разработке программы прохождения производственной и преддипломной практик, определение перечня вопросов, подлежащих обязательному изучению;

- оказание помощи в организационных вопросах написания дипломной работы в соответствии с индивидуальным направлением работы студентов.

В соответствии с постановленными целями и задачами излагаемый в методических рекомендациях материал разбит на части, соединение которых в единое целое позволяет обеспечить логическую последовательность и соотношение содержания преддипломной практики с написанием дипломной работы.

В первом и втором разделах содержится материал, касающийся содержания и организации производственной и преддипломной практик, во третьей и четвертой части излагаются требования и рекомендации по выполнению дипломной работы.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1. Цели и задачи производственной практики

Задачами производственной практики являются:

1. Закрепление теоретических знаний, полученных в университете, и использование их при выполнении конкретных задач практики.

2. Приобретение студентами практических навыков работы на предприятиях гостеприимства и туризма и их подразделениях.

3. Ознакомление с организацией работы и основными технологическими процессами на предприятии.

4. Получение необходимого объема информации для проведения самостоятельного анализа и осуществления оценок и выводов.

5. Усвоение методов обеспечения эффективной деятельности предприятий в сфере туризма и гостеприимства.

6. Разработка предложений по реализации потенциала и имеющихся резервов, выявленных в результате анализа деятельности предприятия.

7. Выполнение индивидуальной темы НИР и сбор материалов для курсовых работ по закрепленным темам.

Навыки и знания, которые студент должен подтвердить, приобрести и развить в ходе прохождения практики:

1 – владение технологиями, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

2 – знание законодательства в сфере СКС и туризма, правовых норм, регулирующих отношения между личностью, обществом и окружающей средой;

3 – знание этических и правовых норм, регулирующих взаимодействие в процессе трудовой деятельности;

4 – знание норм деловой письменной и устной речи, процессов организации эффективной речевой коммуникации в сфере СКС и туризма;

5 - знание современных информационных технологий;

6 – навыки и умения по сбору, обработке и анализу данных при подготовке решений в СКС и туризме;

7 – знание иностранных языков при оказании услуг СКС и туризма;

8 - навыки комплексного обслуживания потребителей в сфере СКС и туризма;

9 – навыки владения приемами и методами формирования системы межличностного общения;

10 – знания организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг СКС и туризма;

11 – знания по принятию решений в экстремальных ситуациях и по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

12 – знания и навыки по разработке и внедрению инновационных технологий в СКС и туризм;

13 – навыки организации и планирования деятельности служб СКС и туризма;

14 – навыки принятия управленческих решений в рамках компетенции;

15 – навыки подбора, расстановки и развития персонала служб СКС и туризма.

 

2. Предприятие - база производственной практики

 

При выборе базы практики целесообразно использовать следующие объективные критерии, оценивающие наиболее важные стороны предприятия как базы практики:

· соответствие профиля основного производства предприятия специальности студента;

· обеспечение квалифицированным руководством;

· оснащенность предприятия современным оборудованием и применение прогрессивных технологических процессов;

· возможность сбора в период практики материалов для курсовых работ;

· возможность трудоустройства выпускников на предприятие после окончания университета;

· наличие возможностей для участия в научно-исследовательской работе.

Рабочим местом студента на практике являются прежде всего предприятия туризма и гостеприимства ­– туристские агентства, подразделения предприятий системы гостеприимства (гостиничные, ресторанные и рекреационные комплексы), а также общественные организации, учреждения образования и культуры, направления работы которых связаны с туристской и экскурсионной деятельностью, органы государственного и муниципального управления, занимающиеся вопросами туризма рекламные компании, музейно-выставочные комплексы, структурные подразделения вуза.

 

3. Организация работы по подготовке и проведению практики

 

3.1. Обязанности кафедры по подготовке и проведению практики

Производственная практика студентов, является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Учебно-методическое руководство производственной практикой осуществляется наиболее опытными преподавателями, назначенными заведующим кафедрой, который контролирует работу непосредственных руководителей практики.

 

3.2 Подготовительный период

К прохождению практики допускаются студенты 4 курса, успешно сдавшие весеннюю зачетно-экзаменационную сессию.

Этот период характеризуется активной методической работой по подбору литературы по конкретным вопросам, связанным с базой практики. Особое внимание студентам следует уделить изучению специальной литературы, которая имеет непосредственной отношение к теме практики, а также будущим курсовым работам. Изучая литературу, следует вести специальную картотеку и тетрадь, в которой конспективно отражается содержание того или иного литературного источника. Кроме того, необходимо ознакомиться с методическими указаниями по выполнению курсовых работ (отчетов по практике), разработать проекты планов курсовых работ (отчетов по практике) и согласовать их с руководителем.

Непосредственно перед выездом на практику студенты разрабатывают и согласовывают с руководителем план прохождения практики и его структуру. Структура плана практики преследует цель равнозначного изучения деятельности по формированию и реализации туристского продукта, анализа процессов формирования спроса и предложения туристских услуг, а также изучение содержания деятельности предприятий туризма и гостеприимства.

Конкретная подготовительная работа начинается с распределения студентов по базам практики. Студентам дается возможность самостоятельно решать вопрос о том, на каком предприятии они хотят проходить практику. Если пожелания студентов совпадают с установками кафедры, то их удовлетворяют.

Перед прохождением практики каждый студент получает направление (командировочное удостоверение), дневник, индивидуальные задания по НИРС, методические материалы (для выезжающих за пределы города).

Перед началом практики проводится организационное собрание студентов. В нем участвуют члены кафедры.

На собрании студенты информируются:

- о сроках практики;

- о документах, которые необходимо иметь при себе (прежде всего паспорт, студенческий билет);

- о порядке ведения необходимых записей, получения необходимой информации;

- о требованиях к отчету по практике и порядке защиты отчета.

В результате проведенной подготовительной работы студент должен выяснить, кто из преподавателей кафедры будет руководить практикой; знать время и место прохождения практики, название и адрес предприятия, а также маршрут следования до него; изучить программу и календарный график прохождения практики.

По прибытии на место практики студенты незамедлительно встречаются с руководителем практики от предприятия и решают вопросы, связанные с оформлением документов, графиком работы, для выезжающих за пределы города – вопросами проживания, питания и т.д., знакомят руководителя практики с индивидуальными заданиями кафедры по теме курсовых работ, согласовывают с ним общий план прохождения практики.

 

3.3. Обязанности и права студентов-практикантов

Основные обязанности студентов-практикантов сводятся к следующему:

- своевременно, не позже дня начала практики прибыть на предприятие, имея при себе паспорт, дневник, командировочное удостоверение.

- если практика связана с прохождением туристского маршрута или с работой на предприятиях, где предусмотрено соблюдение техники безопасности, пройти необходимый инструктаж и соответствующее оформление по технике безопасности;

- явиться к руководителю практики от предприятия, ознакомить его с программой и индивидуальным заданием, получить указание по прохождению практики;

- полностью выполнить программу и индивидуальные задания по практике; выполнять действующие на предприятии правила внутреннего распорядка; нести ответственность за выполненную работу наравне со штатными работниками предприятия; регулярно вести дневник и составлять отчет, представлять их для проверки руководителям не реже одного раза в неделю; составить отчет по практике и получить на него отзыв руководителя от предприятия;

- по окончании практики сдать пропуск, специальную литературу и другое имущество, полученное на предприятии во временное пользование; отметить выбытие в дневнике; своевременно закончить практику, прибыв в вуз в последний день практики;

- по возвращении в вуз доложить на кафедре об окончании практики и сдать в трехдневный срок отчет и дневник, а также все методические материалы, полученные на кафедре; сдать дифференцированный зачет специальной комиссии.

Студенты имеют право работать в период практики на оплачиваемых должностях, им выплачивается компенсация за очередной отпуск по нормам, установленным для данных областей. На этих студентов заводится трудовая книжка, в которой производится соответствующая запись, или с ними заключается трудовое соглашение. Если в период практики произошло зачисление студента на оплачиваемую работу, на него распространяется общее трудовое законодательство. Если было заключено соглашение, то в нем должны быть оговорены все условия трудовых взаимоотношений, в том числе финансовые.

Замещение студентами вакантных должностей не освобождает их от выполнения программы практики в полном объеме.

На завершение и оформление отчета и сдачу предварительного зачета на предприятии студенту отводятся в конце практики два дня.

 

3.4. Обязанности руководителя практики от университета

В рабочий период практики основные функции преподавателя сводятся к следующему:

- обеспечение проведения всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику;

- утверждение индивидуального календарно-тематического плана каждого студента;

- знакомство студентов с руководителем практики от предприятия;

- осуществление контроля за ходом прохождения практики в соответствии с утвержденной программой;

- осуществление контроля за обеспечением со стороны предприятия нормальных условий труда и быта студентов, за проведением со студентами обязательных инструкций по охране труда и технике безопасности;

- консультирование студентов по вопросам производственной практики, по ведению дневника, составлению отчета о проделанной работе и другими возникшим вопросам;

- осуществление руководства научно-исследовательской работой студентов.

В период завершения практики преподаватели-руководители практики - должны:

- рассмотреть отчеты студентов по практике, дать отзывы об их работе и предоставить заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;

- принять участие в работе комиссии по защите отчетов по практике и в подготовке научной студенческой конференции (совещания студентов) по итогам производственной практики;

- принять конкретные решения о продолжении научных исследований студентов по избранным темам.

Всю работу преподаватель должен вести в тесном контакте с руководителем практики от предприятия.

 

3.5. Организация проведения производственной практики на предприятии

Предприятие, являющееся базой практики обязано:

- организовать и провести практику студентов в соответствии с утвержденной программой;

- назначить руководителей практики и создать им необходимые условия для успешной работы по руководству практикой;

- предоставить в соответствии с программой студентам рабочее место и необходимые для практики материалы;

- соблюдать индивидуальные календарно-тематические планы прохождения практики студентами, согласованные с руководителем практики от университета и предприятия;

- предоставить студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой и другой документацией, не составляющей коммерческой тайны;

- оказывать помощь студентам в подборе материалов для курсовых работ;

- провести обязательные инструктажи студентов-практикантов по охране труда и технике безопасности и противопожарной безопасности с оформлением установленной документации;

- контролировать и обеспечивать соблюдение студентами практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных на данном предприятии, в том числе времени начала и окончания работы;

В случае необходимости предприятие может налагать взыскания на студентов - практикантов, нарушающих правила внутреннего трудового распорядка, и сообщать об этом ректору университета.

Предприятие несет полную ответственность за несчастные случаи со студентами, проходящими производственную практику на данном предприятии.

 

3.6. Функции руководителя производственной практики от предприятия (объединения)

В рабочий период практики основную нагрузку несет непосредственный руководитель практики от предприятия, назначенный из числа высококвалифицированных специалистов.

Он организует прохождение производственной практики студентов совместно с вузовским руководителем:

- знаками студентов с организацией работы на конкретном рабочем месте;

- осуществляет повседневный контроль за работой студентов, помогает им правильно выполнять все задания на рабочем месте, дает необходимые разъяснения;

- обеспечивает (через соответствующих должностных лиц) качественное прохождение инструктажей по охране труда и технике безопасности и противопожарной безопасности;

- организует для студентов экскурсию по предприятию для ознакомления с технологическими процессами, организацией производства, материально-технического снабжения и сбытовой деятельностью и другими службами и хозяйствами данного предприятия;

- контролирует соблюдение студентами производственной дисциплины и сообщает в университет обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и возложенных на них дисциплинарных взысканий;

- еженедельно контролирует ведение дневника и составление отчета о практике;

- организует перемещение студентов по рабочим местам основных служб предприятия, с учетом полного охвата тех участков работы, которые предусмотрены программой практики, а также индивидуальным заданием руководителя практики от университета;

- вовлекает студентов в научно-исследовательскую работу, направляет на изыскание резервов эффективного управления, лучшего использования ресурсов, повышения удовлетворенности клиентов;

- отчитывается перед руководством предприятия за организацию и проведение практики студентов;

- по окончании практики составляет письменную характеристику каждого студента, содержащую данные о выполнении программы практики и индивидуального задания, об отношении студента к работе, участии в общественной жизни с оценкой “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”;

- проверяет составленный студентам отчет о практике и дает на него письменный отзыв с указанием конкретной оценки;

- дает письменное заключение к отчету, которое студент предоставляет на кафедру вместе с отчетом.

Если на предприятии под руководством одного специалиста работает несколько студентов, то необходимо для каждого из них установить дифференцированные сроки прохождения практики на разных участках работы для создания наиболее оптимальных условий работы практика: во-первых, проще обеспечить рабочим местом на одном участке одного студента, чем 2-3 сразу, а, во-вторых, это позволит каждому студенту работать самостоятельно и исключить переписывание.

Руководители производственной практики студентов на отдельных рабочих местах исполняют данные обязанности в течение отведенного для них индивидуальным календарно-тематическим планом времени.

 

3.7. Правила ведения и оформления дневника

Дневник является основным документом студента во время прохождения практики.

Во время практики студент ежедневно должен записывать в дневник все, что им сделано за день по программе проекта. Здесь же отражается деятельность по общественно-политической практике, о посещении и содержании экскурсий. Подробные записи ведутся в рабочих тетрадях, которые являются продолжением дневника. Запрещается в дневнике делать такие записи, как “знакомство с документами”, “сбор материалов для курсовой работы”, “написание отчета” и т.п. Наличие в дневнике подобных записей свидетельствует о формальном отношении студента к прохождению практики, вследствие этого может быть снижена оценка за работу. Если студент работал с формами отчетных документов, необходимо конкретно указать их название, особо отметить те из них, которые имеют отношение к курсовым работам и индивидуальным заданиям.

Не реже одного раза в неделю студент обязан предоставлять дневник на просмотр руководителям практики от предприятия. Они проверяют дневник, делают замечания, дают дополнительные задания и ставят свою подпись.

По окончании практики дневник вместе с отчетом должен быть просмотрен руководителями практики от предприятия и вуза, составляющими отзыв.

Оформленный дневник вместе с отчетом студент должен сдать на кафедру.

Если дневник не заполнен, то практика студенту не засчитывается.

 

4. Содержание практики

Производственная практика студентов имеет своей задачей закрепления знаний, полученных студентами в процессе обучения в учебном заведении, на основе глубокого изучения работы предприятия, учреждения и организации, где студенты проходят практику, а также овладение практическими навыками и организационными методами работы в сфере туризма и гостеприимства.

 

4.1. Продолжительность и последовательность практики. Практика студентов 4 курса рассчитана на пять недель (25 дней). Рабочие дни студента в период производственной практики могут определяться следующим образом (см.табл.1).

Таблица 1

Примерный календарно-тематический план прохождения практики

N п/п Наименование работ Продолжительность в рабочих днях
     
1. Изучение юридического статуса и организационной структуры управления предприятием  
2. Изучение стратегического и оперативного управления (менеджмента) на предприятии  
3. Знакомство с постановкой и порядком ведения бухгалтерского учета  
4. Знакомство с годовыми, квартальными и месячными отчетами, оценка качества отчетного материала  
5. Анализ работы по управлению персоналом и оргкультуры на предприятии  
6. Анализ маркетинговой деятельности, в том числе рекламной и PR-деятельности  
7. Анализ работы с клиентами  
8. Знакомство с информационными технологиями, используемыми на предприятии; анализ инновационной деятельности на предприятии  
8. Сбор информации для выполнения курсовых работ и выполнения индивидуальных заданий по индивидуальному плану
9. Оформление отчета и его предварительная защита на предприятии  
  ИТОГО  

 

4.2. Основные разделы для обязательной проработки

 

4.2.1. Студент изучает действующую организационно-правовую структуру предприятия, состав отделов предприятия, их функции и взаимодействия, структуру отделов, трудовые традиции, историю и перспективы развития предприятия.

Особое внимание следует обратить на совершенствование организации управления - новые формы организации, использование ЭВМ и организационной техники; внедрение автоматизированных систем сбора и обработки информации, систем бронирования, а также управления технологическими процессами (особенно в гостиницах, гостиничных комплексах, предприятиях сферы питания и транспортного обслуживания).

Организационные структуры показать на схемах.

 

4.2.2. Стратегическое и оперативное управление на предприятии. Изучить содержание имеющихся планов: стратегического, текущего, оперативного, бизнес-плана. Процедура разработки плана, разделы, проблемы планирования.

 

4.2.3. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятии. Общее знакомство с организацией бухгалтерского учета на предприятии по важнейшим направлениям учетной работы. Установить степень механизации учетных работ. Определить применяемую на предприятии учетную политику.

Содержание месячного, квартального и годового отчета и порядок их составления. Взаимная увязка одноименных показателей различных форм годового отчета в целях проверки их достоверности.

Порядок составления объяснительной записки к годовому отчету предприятия. Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета предприятия. Ознакомление с заключением вышестоящей организации по итогам работы предприятия за последний истекший год.

 

4.2.4. Знакомство с годовыми, квартальными и месячными отчетами, оценка качества отчетного материала. Выяснить взаимосвязь аналитической работы с планированием, установить, насколько тесны связи анализа с финансовым планированием, с финансированием и кредитованием предприятия. Для этого следует определить, учитывается ли при разработке плановых показателей деятельности предприятия результаты проведенного анализа.

Основой информационной базы анализа хозяйственной деятельности являются плановые и отчетные документы, а также данные первичного бухгалтерского учета, поэтому студент знакомится с ними в процессе всей практики. Однако прежде чем пользоваться информацией, надо убедиться в ее достоверности. В этой связи следует произвести проверку годового отчета предприятия с точки зрения соблюдения правил составления отчетности, согласованности одноименных показателей разных форм отчетности, согласованности и преемственности показателей отчетов за смежные периоды, а также провести логический контроль достоверности отчетности, в данном случае годового отчета как источника анализа.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия-базы практики провести в динамике за несколько лет, за последний истекший год в сравнении с планом.

 

4.2.5. Анализ работы по управлению персоналом и оргкультуры. Численность и образовательный уровень сотрудников. Знакомство с процессом подбора и оценки персонала на предприятии. Изучение системы мотивации труда. Организация контроля деятельности подчиненных. Этика делового общения. Управление конфликтами.

 

4.2.6. Маркетинговый план и ценовая стратегия предприятия. Вопросы организации маркетинговой деятельности на предприятии: подчиненность и формы взаимодействия с другими службами, функции маркетинговых служб, материальная база. Характеристика конкретных маркетинговых проблем и путей их решения на предприятии. Маркетинговое планирование. Инструменты маркетинга: работа с продуктом, ценовая политика, каналы распределения продукта, реклама, общественные связи.

 

4.2.7. Анализ работы с клиентами. Характеристика клиентской базы. Установление взаимодействия с клиентами. Особенности работы с первичными и постоянными клиентами.

 

4.2.8. Знакомство с информационными технологиями, используемыми на предприятии; анализ инновационной деятельности на предприятии. Виды информационного обслуживания на предприятии. Характеристика офисного оборудования. Системы бронирования. Инновационные проекты в деятельности предприятия.

4.2.9. Значение хоздоговоров в деятельности предприятий. Установление хозяйственных связей. Основные поставщики предприятия (в том числе туроператорские фирмы, транспортные компании и пр.).

 

4.2.10. Основные изменения и достижения предприятия за последние 3-5 лет: изучить и отразить основные выявленные проблемы, дать характеристику состояния проблем и разработать возможные варианты их решений.

 

5. Научно-исследовательская работа

 

Изучая в целом всю систему работы и управления предприятием в период прохождения практики, студенты помимо обязательной программы, изучают несколько вопросов для углубленной проработки связанные с его научными исследованиями. Эти вопросы должны учитывать конкретные условия и возможности предприятия, отвечать потребностям производства и одновременно соответствовать целями задачам учебного процесса. Их содержание должно быть согласовано с руководителями практики от предприятия и кафедры. Проработке программы НИР должно быть уделено особое внимание, т.к. именно здесь в полной мере раскрывается способность студента самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы.

Выполнение практической работы по выбранной теме студент осуществляет с творческим осмыслением методов и приемов расчетов, применяемых на предприятии.

Исследования могут носить комплексный характер и выполняться несколькими студентами, объединенными в творческую проблемную группу - своеобразный научный коллектив.

По выбранной теме студент составляет записку, в которой должны быть отражены существо вопроса, решение аналогических задач на предприятии, выработаны свои рекомендации и предложения. Разработка задания должно быть глубокой и достаточной для того, чтобы студент после прохождения практики мог использовать собранные материалы для курсовых работ, а также выступить с докладом на студенческой научной конференции, опубликовать статью, представить работу на конкурс студенческих научных работ.

Кроме того, студент может дополнительно получить 1-2 индивидуальных задания в соответствии с выполнением программой госбюджетных и хоздоговорных исследований кафедры.

 

6. Требования к отчету

 

Отчет по практике составляется в соответствии с программой производственной практики и индивидуальным рабочим планом и является кратким изложением всех разделов производственно-экономической деятельности предприятия. Следует иметь в виду, что никаких теоретических положений в отчете о практике излагать не требуется. Основное внимание в отчете должно быть сосредоточено на тех работах, которые лично выполнены студентом.

Отчет состоит из основной части и приложений. Основная часть состоит из введения, обязательных разделов и заключения.

В отчете должны найти отражение:

- правовая и организационно-экономическая характеристика базы практики, включая ее отраслевую принадлежность, место в отрасли, специализацию и связи по кооперации, юридический статус, производственную структуру управления, основные технико-экономические показатели работы;

- характеристика методов управления, применяемых на предприятии, и их оценка;

- результаты изучения вопросов раздела 4 (содержание, анализ деятельности по этим вопросам, изученные материалы предприятия, проведенные по ним расчеты, выводы и предложения по совершенствованию работы предприятия);

- результаты исследования по темам индивидуальных НИР и заданий, в том числе материалы для последующего написания курсовых работ.

В приложении к отчету должны быть представлены необходимые формы регистрационных, плановых, учетных и отчетных документов и др. В текстовой части отчета следует сделать ссылки на страницы соответствующих приложений и привести краткие выводы по ним.

Отчет должен иметь титульный лист (см. Приложение 1), после которого идет оглавление, а затем обязательные разделы.

В отчете приводятся необходимые иллюстрации, схемы, чертежи, эскизы, фотографии и пр. Все иллюстрации называются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно в пределах всего отчета арабскими цифрами, например “Рис.5”. Рисунки необходимо размещать сразу после ссылки на них в тексте. Каждый рисунок должен иметь содержательную подпись.

Цифровой материал рекомендуется помещать в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом “Таблица” над соответствующей таблицей. Подчеркивать заголовок не следует. Таблицу следует размещать после первого напоминания о ней в тексте. Таблица нумеруется в пределах отчета арабскими цифрами, например “Таблица 3”.

Вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст, следует помещать в приложениях. Приложения оформляются как приложение отчета, на следующих его страницах. Каждое приложение пишут с новой страницы, в правом верхнем углу пишут слово “Приложение”. При наличии нескольких приложений их нумеруют последовательно, например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок.

В конце отчета студент ставит свою подпись и дату.

Работу над отчетом студент полностью завершает на предприятии. Для этого в конце практики выделяется два дня. Отчет должен быть проверен и оценен руководителем практики от предприятия, о чем делается соответствующая запись в отчете.

Составленные студентам отчет и реферат должны иметь сквозную нумерацию листов и брошюроваться.

Сдача отчета на кафедру вместе с дневником практики, рефератом по научно-исследовательской работе и всеми формами годового отчета производится не позднее, чем через 3 дня после возвращения студента в университет.

 

7. Подведение итогов практики

 

По окончании практики студент сдает зачет (защищает отчет) с дифференцированной оценкой, которую ставит комиссия, назначенная заведующим кафедрой. В состав комиссии входят преподаватели профилирующей кафедры, руководящие производственной практикой студентов. К отчету прилагается дневник, содержащий отзыв руководителя от предприятия и заверенный печатью базы практики.

В случае обнаружения существенных отклонений от требования к содержанию и оформлению отчет возвращается студенту на доработку.

Защита отчета состоит в кратком изложении студентом результатов практики, ответах на замечания руководителя, содержащихся в отзыве, а также ответах на вопросы членов комиссии по программе практики.

Студент, не выполнивший требований практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику вторично в период каникул или отчисляется из вуза.

Результаты приема отчета по практике заносятся в экзаменационную ведомость, проставляются в зачетную книжку студента. Оценка по практике учитывается наравне с экзаменационными оценками по теоретическим курсам при рассмотрении вопроса о назначении студенту стипендии за девятый семестр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: