Экономическая мысль Древнего Китая.




Экономическая мысль Древнего Египта.

Экономическая мысль Древнего Египта была посвящена в основном вопросам управления и организации государства.

Государство включало три ведомства – финансовое, общественных работ и военное.

Для их функционирования необходимо было большое число чиновников.

В Древнем Египте существовала строгая регламентация процесса производства. Распределение людей по сферам занятости проводилось государственными чиновниками. В ходе царских смотров часть прошедших соответствующую подготовку юношей становились чиновниками (писцами), часть пополняла ряды жрецов, часть становилась воинами, часть мастерами, оставшиеся – земледельцами. Условием повышения социального статуса земледельца являлось получение образования или профессии.

Происходил учет материальных ресурсов (земли, скота).

Особенности миросозерцания древних египтян определяли феномен "экономики загробного мира".

Для Древнего Египта были характерны неограниченная власть фараона, отсутствие гарантий частной собственности, отсутствие свободы личности, произвол чиновников и их привилегии.

Для Древнего мира были характерны социальные взрывы. Об одном из них свидетельствует речение Ипусера:" Земля перевернулась подобно гончарному кругу. Простолюдины страны стали богатыми, собственники богатств стали нищими. Рабы стали владельцами рабов (ХХ111 – ХХ1 вв. до новой эры).

 

Экономическая мысль Древней Индии

Первые экономические взгляды зародились в Индии в конце 11 – начале 1 тысячелетия до новой эры.

1. Специфика индийских представлений об обществе – варновый

(кастовый)строй.:

Брахманы – жрецы, учителя;

Кшатрии – воины

Вайшьи – земледельцы;

Шудры – слуги высших каст (ремесло, услуги

Неприкасаемые

2. Отношение к имуществу, к собственности

богатство – не для накопления, а для жертвоприношения. (экономика жертвоприношений).

Другое назначение богатства – для распространения славы. Богатство шло на

Дарение, увеселение, жертвоприношения, содержание огромного штата слуг.

3. Дальнейшее развитие экономической мысли связано с возникновением буддизма (середина 1 тысячелетия до новой эры) и брахмаизма (индуизма)

В индуизме существуют дхармасутры – книги о религиозном долге. Жизнь трех высших каст (дважды рожденные) разделялась на 4 стадии (ашрамы) 1. Детство (учение в доме гуру). 2. Домохозяин (после окончания ученичества и заключения брака). 3. Отшельник (" седины и морщины") в лесу. 4. Странствующий аскет, собирающий подаяние.

Домохозяин – самый почетный из них.

4. В индуистских текстах отмечаются три цели жизни: религиозный долг, материальная выгода, чувственная страсть. Книга о материальной выгоде – Артхашастра, составлена в первые века н.э., с использованием ранних источников. Это учебник для царей, где содержатся рекомендации о том, как

1. Пополнять казну (перечень налогов и поборов), а также хитроумных способов (обвинение богатых в преступлении и конфискация имущества),

2. Борьба с казнокрадством, 40 способов хищения государственного имущества.

 

Экономическая мысль Древнего Китая.

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках общих направлений философских и политических учений. Основные направления древнекитайской общественной мысли – конфуцианство и легизм.(У1-111 вв. до н.э.)

1. Экономические воззрения Кон-фу-цзы.(Лунь юй – беседы и суждения)

Исторический период характеризовался расшатыванием патриархально-общинных устоев, падением роли родовой знати, усилением центральной власти и административно-государственного аппарата. Конфуций выступал на стороне родовой знати и сохранения традиций. Он поддерживал консервацию больших семей, уважение к старшим. Идеальный человек – это благородный муж, знает только долг, а не выгоду. Идеальный правитель заботится о людях. Сначала сделать народ богатым, а потом его воспитывать.

Конфуций предложил свою социально-экономическую программу, включающую более справедливое распределение, организацию общественных работ, не нарушая сельскохозяйственного производства, снижение налогов.

Этические нормы, провозглашенные Конфуцием определили расцвет большесемейных общин и их сохранение до настоящего времени.

Экономические идеи легизма. Легисты выступали за управление страной посредством законов. Это приверженцы политической централизации и объединения страны.

Ли Куй (первый министр правителя царства Вэй) составил свод законов, выдвинул идею государственного регулирования хлебного рынка, элементами которого стали государственные амбары, нормированные цены.

Шан Янь, правитель одной из областей, в своей экономической политике первостепенную роль отводил развитию сельского хозяйства, проведение переписи, введение единого налога, возвращение крестьян к земле. Обуздание чиновников. Повышение цен на вино и мясо, государственная монополия на продажу соли и железа. Эта программа претворялась в жизнь многими династиями Китая. Шан Янь был противником культуры, он считал, что могущество страны – в армии. Выступал против родовой знати.

В начале 1У века была основана Академия наук – Дворец у Западных ворот. Экономисты разработали систему государственного регулирования.

Были разработаны мероприятия по регулированию цен на хлеб, металлы, денег. Были созданы постоянные зернохранилища. Существовала широкая регламентация труда и жизни служилого люда: земледельцев, ремесленников, торговцев. Им нельзя было менять свои занятия, а следовало передавать свои знания, навыки, обычаи младшим.

 

5. Экономическая мысль античности. Первыми учеными –экономистами можно считать греческих философов –мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона.

Античные экономисты изучали натуральное хозяйство, целью которого было производство продуктов для собственного потребления, а также розничной торговли, доводившей до потребителя товары, не производившиеся в собственном хозяйстве.

Ксенофонт – ввел понятие "экономия"

Основателем экономической науки по праву можно считать Аристотеля. Основные положения экономической теории Аристотеля таковы.

1.Главным средством укрепления экономики полиса Аристотель считал усиление и укрепление роли среднего рабовладельца (современная теория среднего класса).

2.Рабство существует в силу экономической необходимости. Господство и подчинение – общий закон природы, необходимый для самосохранения.

3.Аристотель пытается проникнуть вглубь экономических процессов, открывает потребительную стоимость и меновую стоимость,. Он исследовал процесс зарождения и развития меновой торговли, превращение её в крупную торговлю, целью которой является получение прибыли.Аристотель подошел к пониманию сущности денег, рассмотрел их функции средства обращения и меры стоимости.

4.Обосновал два вида хозяйства 1. Приобретение благ для дома и государства "экономика"(ойкономия). 2. деятельность торгово-ростовщического капитала с целью получения прибыли (хрематистика).

Аристотель осуждал хрематистику, но видел, что экономика перерастает в хрематистику.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: