1. Цели и задачи преддипломной практики
Преддипломная практика является одним из важнейших этапов учебного процесса, завершающих подготовку специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма. В ходе практики студент должен углубить и закрепить знания, полученные в вузе, через их практическое применение, приобрести практические навыки самостоятельной работы по основным направлениям профессиональной деятельности.
Навыки и знания, которые студент должен подтвердить, приобрести и развить в ходе прохождения практики:
1 – владение технологиями, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;
2 – знание законодательства в сфере СКС и туризма, правовых норм, регулирующих отношения между личностью, обществом и окружающей средой;
3 – знание этических и правовых норм, регулирующих взаимодействие в процессе трудовой деятельности;
4 – знание норм деловой письменной и устной речи, процессов организации эффективной речевой коммуникации в сфере СКС и туризма;
5 - знание современных информационных технологий;
6 – навыки и умения по сбору, обработке и анализу данных при подготовке решений в СКС и туризме;
7 – знание иностранных языков при оказании услуг СКС и туризма;
8 - навыки комплексного обслуживания потребителей в сфере СКС и туризма;
9 – навыки владения приемами и методами формирования системы межличностного общения;
10 – знания организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг СКС и туризма;
11 – знания по принятию решений в экстремальных ситуациях и по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
12 – знания и навыки по разработке и внедрению инновационных технологий в СКС и туризм;
13 – навыки организации и планирования деятельности служб СКС и туризма;
14 – навыки принятия управленческих решений в рамках компетенции;
15 – навыки подбора, расстановки и развития персонала служб СКС и туризма.
В период практики студент также должен собрать и обработать необходимый информационный и аналитический материал, необходимый для выполнения практической части дипломной работы.
2. Руководство практикой со стороны кафедры
Кафедра обеспечивает подбор и согласование баз практики. Распределение студентов по базам практики оформляется соответствующим приказом по университету. Кафедра обеспечивает студентов необходимой документацией, проводит научно-методическое консультирование и оказывает помощь по вопросам прохождения практики и подготовки дипломных работ.
В обязанности руководителя практики от кафедры наряду с научно-методическим консультированием входит периодический контроль соблюдения студентами трудовой дисциплины на предприятии (в организации), ведения дневника, оформления отчета о практике; информирование кафедры о ходе практики и возникающих проблемах; составление краткого письменного отчета о результатах прохождения практики с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.
В случае возникновения нарушений со стороны студентов в процессе реализации практики (нарушения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка на предприятии, несоблюдение календарного плана прохождения практики и т.п.) кафедра вправе заслушать отчет студента на специальном заседании и принять соответствующее решение вплоть до его отстранения от практики и отчисления из университета.
3. Программа практики
За время прохождения преддипломной практики студент должен изучить на базе практики и отразить в отчете материалы по следующим двум разделам.
1 раздел: Общая организационно-правовая и производственно-экономическая характеристика предприятия (организации).
В этой части необходимо отразить
- специализацию предприятия (организации): организационно-правовую форму предприятия, форму собственности. Отраслевую принадлежность. Характеристику профиля специализации.
- организационная структура управления предприятием (организацией): привести схему структуры предприятия, дать краткое описание функций подразделений, отразить возможные изменения в структуре, функциях, штатах работников.
- проблемы развития предприятия (организации): выявить основные проблемы, дать характеристику их состояния, возможные пути решения.
2 раздел: Подготовка первой редакции второй и третей глав дипломной работы в соответствии с выбранной темой дипломной работы, используя опыт деятельности исследуемого на практике предприятия (организации)
Рекомендуемое распределение времени, отведенного на преддипломную практику
Программные вопросы практики | Порядковый номер недели |
1. Специализация деятельности предприятия (организации) | первая |
2. Производственная и организационная структура управления предприятием (организацией), описание функций подразделений | первая |
3. Проблемы развития предприятия (организации) и возможные пути их решения | вторая |
5. Поведение исследований по теме дипломной работы, подготовка первой редакции второй и третьей глав дипломной работы | третья, четвертая, пятая |
6. Составление отчета о практике | шестая |
4. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению отчетов о практике
Отчет должен охватывать все вопросы программы практики. Каждый вопрос освещается по возможности кратко, но в полном объеме; в необходимых случаях приводится схемы, графики, диаграммы, таблицы, в том чисел в виде приложений. Отчет может иметь приложения, содержащие отдельные аспекты деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма
Структура отчетов и последовательность изложения вопросов должны соответствовать программе практики.
Общий объем отчета (не считая приложений) не должен превышать 40 страниц стандартного формата.
Технические требования к оформлению отчета аналогичны требованиям к оформлению дипломной работы (см.разд.3). Форма титульного листа отчета по практике приведена в приложении 3.
Отчет о практике необходимо представить в печатном виде с приложением копии в электронном виде.
Законченный и полностью оформленный отчет студента представляет на проверку руководителю практики от предприятия, а в последний день практики - на проверку руководителю практики от кафедры. На последней странице текстовой части отчета должны стоять подписи студента и руководителя практики от предприятия.
6. Защита отчета о практике
Черновой вариант отчета пишется в процессе прохождения практики по мере сбора необходимого материала и проведения исследований. В течение всего периода студент может согласовывать план отчета и получать соответствующие консультации у руководителя практики от кафедры, контролирующего процесс прохождения практики.
Законченный и полностью оформленный отчет в последний день практики студент сдает на кафедру своему руководителю для комплексной проверки качества отчета.
В случае обнаружения существенных отклонений от требований к содержанию и оформлению отчета он возвращается студенту на доработку.
Защита отчетов о практике принимается комиссией, состав которой определяется заведующим кафедрой из числа штатных преподавателей, включая руководителя практики от кафедры.
Комиссия изучает содержание и оформление отчета, качество заполнения дневника практики, характеристику, выданную на предприятии, заслушивает устное сообщение руководителя практики от кафедры, проводит собеседование со студентами с целью установления уровня занятий по программе практики и готовности к самостоятельной работе по специальности. По итогам собеседования выставляется дифференцированная оценка по преддипломной практике, которая фиксируется на титульном листе отчета, в ведомости и зачетной книжке.
Критерии дифференциации оценок по преддипломной практике
Оценка | Критерии дифференциации |
“Отлично” | Содержание и оформление отчетов и дневника безукоризненны. Характеристики студента положительны. Полные и точные ответы на все вопросы комиссии по программе практики. |
“Хорошо” | Несущественные замечания по содержанию и оформлению отчета и дневника. Характеристики студента положительны. В ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает отдельные неточности, хотя в целом чувствует себя уверенно, имеет твердые знания. |
“Удовлетвори-тельно” | Небрежное оформление отчета и дневника. Все вопросы программы практики в отчете освещены, но имеют место отдельные недочеты и логические погрешности. Характеристика студента положительна. При ответах на вопросы комиссии по программе практики студент чувствует себя неуверенно, сбивается, допускает ошибки, не имеет твердых знаний по теоретическим и практическим аспектам деятельности предприятия. |
“Неудовлетвори-тельно” | Эту оценку выставляет студенту, если в отчете освещены не все разделы программы практики. На вопросы комиссии студент не дает удовлетворительных ответов, не имеет четкого представления по теоретическим и практическим аспектам деятельности предприятия, показателям имеющихся анализа и статистики. |
Студент, не представивший на кафедру к моменту окончания практики вторую и третью главы дипломной работы, к защите отчета не допускается.
Основная литература
- Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие. – М.: «Академия», 2011 г., 224 с.
- Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме: учебник. – М.: «Академия», 2011 г., 403 с.
- Веснин В.Р. Теория организации. Издательство: «Проспект», 2011.
- Виноградова Т.В., Закорин Н.Д., Тубелис Р.Ю. Технология продаж услуг туристической индустрии: учебник. – М.: «Академия», 2011 г., 240 с.
- Гельман В.Я. Статистика туризма: учебник. – М.: «Академия», 2011 г., 336 с.
- География Российского внутреннего туризма. Эл.учебник CD - М.:ООО «Издательство КноРус», 2011.
- География туризма.Учебник/под ред. А.Ю.Александровой. – М.: КноРус, 2010г.,592с.
- География туризма: туристские регионы мира и России.Учебное пособие/под ред. Н.С. Лукьяновой. – М.: КноРус, 2010г.,168с.
- Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе:учебное пособие. Издательство: «Дашков и К». 2010.
- Жуков А.А., Дерябина С.О. Технология и организация операторских и агентских услуг: учебник. – М.: «Академия», 2011 г., 208 с.
- Информационные системы и технологии в экономике и управлении.3-е издание.Учебник для бакалавров.: / под ред.В.В.Трофимова- М.:Издательство «Юрайт»,2012.- 521с.
- Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент:учеб. пособие.Cерия: Новое экономическое образование. М.: «Эксмо», 2010.
- Метрология, стандартизация и сертификация:Учебник для бакалавров 5-е изд./под ред. Радкевич Я.М. – М.:Издательство «Юрайт», 2011г.
- Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Академия», 2011 г., 208 с.
- Организационное поведение:Учебник для бакалавров / под ред. А.А.Литвинюк. – М.: Издательство «Юрайт», 2012. - 540с.
- Основы рекламы.Учебник для бакалавров/под ред. Г.Г. Щепилова Григорьева - М.:Издательство «Юрайт», 2012г., 521с.
- Основы туризма. Учебник/под ред. А.С. Кускова; Ю.А. Джаладян. – М.: КноРус, 2011г., 392с.
- Христофорова И.В., Себекина Т.А., Журавлева Т.А. Маркетинговые коммуникации в туризме: учеб. пособии / Под. ред. И.В. Христофоровой. – М.: «Академия», 2011 г., 240 с.
- Черникова Л.И. Страхование и риски в туризме: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – М.: «Академия», 2011 г., 160 с.
Дополнительная литература
- Асанова И.М., Дерябина С.О., Игнатьева В.В. Организация культурно - досуговой деятельности: учебник. – М.: «Академия», 2011 г., 240 с.
- Бгатов А.П., Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристические формальности: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 3-е изд., стер. - М.: «Академия», 2011 г., 304 с.
- Власова Т.И., Шарухин А.П., Данилова М.М. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2011 г., 256 с.
- История туризма (6-е изд.)Учебное пособие/под ред. М.В. Соколовой. – СПб.:«Академия» СПБ, 2010г., 352с.
- История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской федерации: 1696г. – современность / Г.П.Долженко, Ю.С.Путрик. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. – 304с. – (Туризм и сервис)
- Кусков А.С. Туристическое природопользование: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - М.: «Академия», 2011 г., 208 с.
- Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. Издательство: «Проспект», 2011.
- Маркетинговые исследования. Учебник для магистров./под.ред. Е.Б, Галицкого - М.:Издательство «Юрайт», 2012г., 540с.
- Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник. - М.: «Академия», 2011 г., 256 с.
- Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 5-е изд., стер. – М.: «Академия», 2011 г., 384 с.
- Основы управления организацией.Практикум/под ред. Л.И. Шокиной. – М.: «КноРус», 2011г., 264с.
- Стратегический менеджмент.Классическое издание. / Под ред. И. Ансоффа. – СПб.: «Питер», 2011г., 344с.
- Сапожникова Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристического изучения стран: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 5-е изд., стер. – М.: «Академия», 2011 г., 240 с.
- Сафонова Л.В. Социальные технологии в сфере сервиса и туризма: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2011 г., 128 с.
- Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – М.: «Академия», 2011 г., 256 с.
- Скобельцина А.С., Шарухин А.П. Технологии и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – М.: «Академия», 2011 г., 192 с.
- Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 6-е изд., стер. – М.: «Академия», 2011 г., 352 с.
- Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – 5-е изд., испр. – М.: «Академия», 2011 г., 368 с.
- Теория и практика экологического туризма. Учебник/под ред. А.Б. Косолапова. – М.: КноРус, 2008г., 240с.
- Томашевская К.В., Соколова Е.А. Речевые коммуникации в туристической сфере: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – М.: «Академия», 2011 г., 192 с.
- Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие: Допущено Минобрнауки России. – М.: «Академия», 2011 г., 272 с.
Источники ИНТЕРНЕТ
1. Российская Международная Академия Туризма (РМАТ) https://www.delfin.ru/
2. Всероссийское Народное Туристское Общество (ВНТО) https://www.vnto.org/
3. Интерактивный журнал " Tуризм & iNTERNET " https://www.iape.ru/
4. Туристская ON-line система "Алеан" https://www.alian.ru/
5. Дисконтная система Payments and Discounts in Web https://www.pd-web.net/
Журналы
1. «Туризм. Практика, проблемы, перспективы»,
2. «Турбизнес»,
3. «Пять звезд. Отели, рестораны, туризм».
Приложение 1
Образец титульного листа
ГОУ ВПО Сыктывкарский государственный университет
Факультет управления
Кафедра экономики и менеджмента сервиса
О Т Ч Е Т
о производственной практике студента (ки)
_____ группы специальности
“Социально-культурный сервис и туризм ”
(Фамилия, Имя, Отчество)
Место практики ____________________________________________
Руководитель практики от СГУ________________________________
Руководитель от предприятия__________________________________
Защищен с оценкой____________
“____”__________________201__г.
___________________________
подписи членов комиссии
Сыктывкар 201__
Приложение 2
Таблица 1 Основные показатели работы организаций гостиничного типа
Наименование показателей | Итоги 200__ года | 200__ год | в процентах | ||
План | Итоги | К итогам 200__ г. | К плану 200__г. | ||
Численность размещенных лиц, тыс.чел. | |||||
Число ночевок, тыс. ед. | |||||
Коэффициент использования наличных мест | |||||
Средние доходы от услуг в расчете на одну ночевку, руб. | |||||
Средние затраты в расчете на одну ночевку, руб. |
Таблица 2 Основные показатели деятельности турфирм
Наименование показателей | Итоги 200__ года | 200__ год | в процентах | ||
План | Итоги | К итогам 200__ г. | К плану 200__г. | ||
Средняя численность работников, чел. | |||||
Финансовые показатели организаций, применяющих обычную систему налогообложения: Выручка от оказания туристских услуг, тыс. руб. | |||||
Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений турагентов, тыс.руб. | |||||
Расходы на оказание туристских услуг, тыс.руб. | |||||
Финансовые показатели организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения: Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений турагентов, тыс.руб. | |||||
Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды |
Таблица 3 Число и стоимость проданных путевок
Число путевок, ед. | Средняя стоимость одной путевки, тыс.руб. | |
Реализовано путевок населению - всего | ||
По территории России | ||
По зарубежным странам |
Таблица 4 Число обслуженных туристов по регионам России
Отправлено туристов по территории России всего, в том числе по регионам: |
Приложение 3
Форма титульного листа отчета о преддипломной практике
ГОУ ВПО Сыктывкарский государственный университет
Факультет управления
Кафедра экономики и менеджмента сервиса
О Т Ч Е Т
о преддипломной практике студента (ки)
______ группы специальности
“Социально-культурный сервис и туризм ”
(Фамилия, Имя, Отчество)
Место практики ____________________________________________
Руководитель практики от кафедры____________________________
Руководитель от предприятия__________________________________
Защищен с оценкой____________
“____”__________________201__г.
___________________________
подпись членов комиссии
Сыктывкар 201 __