Несколько слов о кладбище.




Троицкий храм занимал центральное место в композиционно-пространственной организации ансамбля Юрьегорской пустыни, являлся неотъемлемой частью культурного ландшафта побережья озера Монастырского. Это был и духовный центр округи, и своеобразное древлехранилище, где веками копились и сберегались иконы, книги, различные вклады благочестивых прихожан, богослужебная утварь, старинные монастырские документы. Троицкий храм был и святыней, домом Божиим, освящавшим землю, где поколение за поколением погребались, находили вечное упокоение безвестные монахи, священники и простые прихожане, жившие на этой земле несколько столетий назад. Могилы, которые окружали церковное здание, отмечались здесь традиционными дерновыми холмиками с деревянными крестами, либо северными столбцами-голбцами. Наиболее престижной, сакрально значимой зоной некрополя являлась территория у самого храма, и особенно у алтаря. Некоторые погребения здесь обозначены валунными обкладками могильного холмика по всему периметру, напоминающие средневековые жальники Новгородчины. Но скорее всего, эти могилы относятся уже к Новому времени. Вот что пишет о подобных захоронениях современный исследователь Водлозерья К.К. Логинов: "В северной части Водлозерья могилу принято было укреплять, обкладывая её камнями, как у саамов Карелии в XII–XIV вв. По внешнему сходству петрозаводские археологи приняли могилу охотника Фадеева на Веденаволоке за могилу древних Саамов, и чуть было не вскрыли её. В остальной части Водлозерья могилы в старину имели вид обычного земляного холмика (иногда обложенного с боков досками, чтобы земля не размывалась дождями) с крестом или высаженным на могиле (в ногах) деревом"[10]. Большинство погребений Юрьегорского погоста ориентированы не по сторонам света (канонической является западная ориентировка), а по храму, который имел отклонение от оси запад–восток в сторону севера. Это отклонение трудно объяснимо, и может зависеть как от особенностей планировки монастырского комплекса, так и от времени (сезона) закладки церкви.

При внимательном обследовании территории старого кладбища, на двух могильных холмиках нами были обнаружены довольно интересные произведения христианской металлопластики XIX века. Это медные литые образки с изображениями Николая Чудотворца и Богоматери. Одна из иконок лежала под слоем мха в основании полусгнившего деревянного намогильного креста. Причем на самом кресте осталось вырезанное углубление под этот образок. Поле иконки со святителем Николаем Чудотворцем оказалось насквозь пробито ржавым гвоздем.

 

Произведения христианской металлопластики с юрьегорского кладбища; найденный образок вставлен в старый крест из которого он выпал

Нет никакого сомнения, что эти предметы врезались в надмогильные кресты или сооружения типа столбцов-голбцов, которые хорошо известны этнографам на Русском Севере. Последние представляют собой небольшие резные столбы с двухскатной остроугольной кровелькой. «В каждый столбец с западной стороны врезана небольшая медная иконка из тех, что в XVIII и XIX веках делали в выговских скитах и оттуда они расходились по всей России»[11]. Естественно, по истечении времени такие деревянные надмогильные сооружения ветшают, падают и сгнивают, а врезанные металлические образки оказываются на земле. Здесь они могут быть случайно втоптаны в грязь, сломаны, наконец, могут попасть в засыпку новой могилы. Именно таким образом на древних сельских кладбищах и скапливались веками произведения медного литья, которые часто обнаруживаются при археологических исследованиях.

В северной части территории кладбища (на периферии) мы обнаружили два литых чугунных креста XIX века. Эти ажурные художественные кресты, являющиеся образцами массовой продукции Петрозаводского Александровского литейного завода, отмечают могилы довольно зажиточных крестьян бывш. Троицкого прихода. Родственники далеко не всех здесь погребенных могли позволить себе приобрести и заказать доставку сюда таких дорогостоящих намогильных памятников.

 

Ажурные чугунные кресты с юрьегорского кладбища

 

Примечательно, что оба креста оказались сломаны в основании и брошены на землю (недавно инспектора национального парка снова подняли их, подвязав к вбитым колышкам). Рядом лежали останки еще двух аналогичных крестов. Нет сомнения, что все эти кресты были разбиты здесь не случайно, а вполне преднамеренно. Ведь в послереволюционное время безжалостная борьба с церковью привела к повсеместному уничтожению христианских святынь, в число которых входили и кладбища. Разжигаемая официальной богоборческой пропагандой ненависть к намогильному кресту или открыто выражающему православный характер надгробию часто находила выплеск в безобразных проявлениях узаконенного вандализма – было повергнуто на землю, осквернено и разбито бесчисленное количество старинных высокохудожественных стел, монументов, колонн, саркофагов, крестов. Вероятно, и по Юрьегорскому погосту прокатилась эта ужасная волна погромов. В это же страшное время здесь была осквернена, разграблена и в конце-концов разрушена главная святыня Юрьевой горы – Троицкий храм с усыпальницей преподобного Диодора.

 

Юрьева гора. Временные деревянные футляры, сооруженные над выявленными могилами прп. Диодора и Прохора Юрьегорских; молебен у поклонного креста на месте престола Троицкого храма; закладной камень новой Троицкой церкви. Фото 2013 г.

 


[1] Изначально рака, покрывшая место, где под спудом покоились мощи прп. Диодора, была деревянная, но в начале ХХ в.(до 1916 г.) она, изрядно изветшавшая, была заменена на новую металлическую.

[2] По документам известно, что сгоревшая Троицкая церковь была холодной. Но не исключено, что в какой-то из этапов жизни памятника, в одном из его приделов была сложена небольшая печь для отопления (частичного) в зимнее время года - такие случаи известны.

[3] Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри крайнего Севера. // Христианское чтение. СПб., 1885. № 5-6. С. 812.

[4] Докучаев-Басков К.А. Указ. соч. С. 803-809.

[5] Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). М., 1989. С. 173-175.

[6] Вернее - от уровня последней чистовой зачистки поверхности материка. На самом деле, истинная поверхность материка была примерно на 10 см выше, но поскольку она была сильно прокалена в пожаре 1790 г, нам пришлось частично её прокапывать. Иначе бы планиграфия в раскопе не читалась.

[7] К тому же, копающие могилу, вероятно, опасались случайно задеть гроб с мощами прп. Диодора.

[8] Поэтому после прп. Диодора из всей братии Троицкой обители один лишь преподобный Прохор мог быть похороненным в храмовой усыпальнице.

[9] Канонизация Прохора подтверждена включением его имени в Соборы Новгородских святых, как раз накануне празднования которых чудесным образом и было обретено место упокоения преподобного.

[10] Логинов К.К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.-Петрозаводск, 2010. С. 387.

[11] Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С. 141.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: