Схема самореализации личности.




Содержание.

1. Процесс самореализации.

2. Схема самореализации личности.

3. Компоненты самореализации.

4. Список литературы.

 


Процесс самореализации.

 

Процесс самореализации начинается с юношеского возраста. Это обусловлено тем, что до юношеского возраста преобладают такие процессы как самоидентификация, саморазвитие, самоактуализация и самовыражение. В полном понимании этого слова самореализация протекает у зрелых личностей. Это не обязательно может быть только взрослый человек, так как и некоторые взрослые могут всю жизнь заниматься только самоутверждением, и в обратном случае, некоторые подростки могут быть вполне готовы для того чтобы самореализовываться.

Формирование Я и процесс самореализации личности проходят под действием внутренних (мотивы, ценности личности) и внешних (социум) факторов.

Выбирая пути и средства самореализации, человек соотносит свои желания («хочу») с возможностями («могу») и необходимостью («надо»).

Блок «хочу» содержит интересы, желания и влечения, побуждающие к активности, и как бы задает высшую планку возможностей самореализации личности.

Блок «могу» включает самопознание своих возможностей, самоотношение и самооценку. Представление о своих возможностях может быть адекватным только в том случае, если человек осознанно оценивает свои способности и личностные качества, ориентируясь на свои сильные стороны. Адекватное самоотношение в значительной степени влияет на представление о своих возможностях и уверенность в них.

Блок «надо» способствует самоорганизации и включает в себя саморегуляцию с использованием человеком особенностей своей когнитивной сферы, а также представление о социальном запросе к личности. В данном случае может преобладать самовыражение через чувство долга, что может иметь такие негативные последствия, как утрата своего Я. Этот блок во многом охватывает понятия свободы и контроля
очень важных составляющих концепции самореализации. Здесь устанавливается компромисс между самоконтролем и социальным контролем. Самоконтроль состоит в установлении самим человеком адекватного контроля над своей деятельностью (Г С. Никифоров). Социальный контроль (запрос) определяется требованиями к личности со стороны общества (группы).

Условием выбора эффективной стратегии самореализации является устойчивый баланс, гармония блоков «хочу», «могу» и «надо».

При принятии решения, осуществлении выбора и формировании плана сказывается влияние антиципации и апперцепции. Предвосхищение событий (антиципация) в значительной мере обусловлено зависимостью от предшествующего опыта человека, от особенностей его психической деятельности (апперцепции).

Блок «реализация» интегрирует в себе влияние всех блоков модели и в то же время, в зависимости от протекания процесса самореализации и полученных результатов, осуществляет обратную связь в виде коррекционного воздействия.

Данная модель полагает, что самореализация не должна стать для человека самоцелью и подразумевает, что личность никогда не может придти к какой-либо законченности в этом процессе, так как по своей сути самореализация – процесс, не имеющий конца. На всём протяжении жизни человек самореализуется и может достичь какого-либо пика самореализации, но конца её достичь невозможно. Однако можно выделить промежуточные результаты самореализации, такие как более углубленное понимание мира, себя, окружающих, определение своего места в жизни и т.д.

 


Схема самореализации личности.


Компоненты самореализации.

 

Я - результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.

Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Самоидентификация - специально организованная субъектом деятельность, целью которой является отождествление личности с самой собой на основании самосознания, самопринятия, устанавливается эмоциональная связь с собой.

Самоактуализация - специально организованная субъектом деятельность, целью которой является выявление потенциальных возможностей, актуальных потребностей, жизненных смыслов, представлений о собственном предназначении в мире и перевод их в активную форму в виде мотивов, приводимых к непреодолимому стремлению их реализовать.

Самовыражение - 1. Отреагирование вовне своих внутренних чувств, убеждений, установок и т.д. Во многих современных психотерапевтических направлениях считается, что такие проявления имеют терапевтическую ценность. 2. Любое поведение, осуществляемое для чистого удовольствия индивида. Следует оценить, что это значение содержится и в предположении о терапевтической ценности в значении 1.

Саморазвитие - специально организованная субъектом деятельность, которую человек направляет на самого себя, целью которой является положительные самоизменения личности, а так же результат этой деятельности.

Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Самопознание - сложный продукт интроспекции, включающий данные самонаблюдения, лишь как первичный материал, накопленный и подверженный обработке.

Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самореализация личности — это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.

Механизмы самореализации:

· Интериоризация – формирование внутренней структуры психики человека через усвоение внешней социальной деятельности.

· Идентификация - процесс познания и отождествления себя как субъекта.

· Рефлексия – самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний.

· Экстериоризация – вынесение во внешний мир результатов деятельности, осуществленных во внутреннем плане.

 


Список литературы

1. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – Спб.: Речь, 2005. – 221с.

2. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002. – 539с.

3. Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: Владос, 2007. – 560с.

4. Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – М.: АСТ, 2006. – 480с.

5. Психологические проблемы самореализации личности/ под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. – СПб.: изд-во СПбГУ, 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: