Основные этапы и организация исследования:




Первый этап (2004 – 2005 гг.) - поисково-теоретический - осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучено состояние проблемы. Изучены познавательные интересы учащихся. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать методологический аппарат исследования.


Второй этап (2005-2007 гг.) - экспериментальный - уточнены сущностные характеристики познавательного интереса с учетом особенностей старшего школьного возраста; разработка системы заданий побазовому курсу русского языка «Культура речи»; экспериментальная проверка эффективности системы;

 

Третий этап (2007 – 2008 гг.) – завершающий - сформированы познавательные интересы старшеклассников на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе через систему заданий по базовому курсу русского языка «Культура речи»; оформление результатов.

 

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке путей решения проблем формирования познавательного интереса у старшеклассников при изучении русского языка, что вносит вклад в теорию и методику обучения русскому языку в средней школе, служит теоретической базой для решения актуальных научных проблем теории и методики обучения русскому языку.

Практическая значимость исследования:

- данные разработки могут быть использованы учителями

русского языка в своей профессиональной деятельности.

- созданы основы для практического использования результата.

Научная новизна исследования заключается:

- в определении требований к организации деятельности учащихся;

- в разработке системы заданий, способствующей формированию

познавательных интересов учащихся на уроках русского языка.

 


I этап исследования.

Психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.

2. Божович Л.И.. Проблемы формирования личности: Под редакцией Фельдштейна Д.И.. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.

4. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977

5. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.

6. Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс.

7. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990.

9. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1985.

10. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.

12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2.

13.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение, 1990.

14.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

15.Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.

16.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

17.Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1991.

18.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.

19.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

 

Психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках русского языка.

Школа не в состоянии вооружить молодого человека знаниями во всех областях и достижениях современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний велики. Поэтому главная социальная задача современного образования не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

 

Структура учебной мотивации

Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них – познавательные мотивы заложены в ней самой, связаны с содержанием и процессом учения. Другие, так называемые социальные мотивы учения, хотя и лежат вне самого учебного процесса, однако могут существенно влиять на его результат.

 

Выделяют два вида познавательной мотивации: мотивация содержанием и мотивация процессом. Первая побуждает узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в сеть явлений. Вторая связана с самим процессом учения и состоит в том, что в учебе увлекают не столько полученные результаты, сколько сам процесс познания, появляется желание проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, нравится заниматься поисками, преодолевать препятствия в процессе познания.

Очевидно, что в основе познавательной мотивации лежит потребность в познании. Познавательная потребность на протяжении всей жизни человека проходит различные уровни развития. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности и является первым начальным уровнем этой потребности. На этом уровне индивид реагирует прежде всего на новизну стимула, которая ярко выражена у совсем маленьких детей. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д. Здесь активность ребенка уже более направлена, и познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. К самому высокому уровню развития познавательной потребности относится устойчивые осознанные стремления к получению знаний, познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Теоретически они в большей степени свойственны школьникам старшего подросткового и юношеского возрастов. Познавательные интересы становятся в целом их доминирующими мотивами учения. Школьников начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их.

В связи с этим актуальными являются проблемы связанные с целенаправленным формированием положительной учебной мотивации, в том числе и с формированием познавательного интереса.

 

Познавательный интерес

Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.

Таким образом, “ познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности ”.

Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес.

В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

В связи с этим возникает необходимость наличия у школьника интереса к учебным предметам, для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.

 

Психолого-педагогические особенности старшеклассников

У школьников старшего школьного возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью. «Старшие школьники – это люди, обращенные в будущее и все настоящее, в том числе и учение, выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становится для них тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему».

Определяющим фактором развития в старшем школьном возрасте становится формирование научного и морального мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.

В психолого-педагогических исследованиях (Г.И.Щукина, Ф.К.Савина и др.) познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук.

Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, И.С. Кон и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.

Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.

Одной из особенностей учащихся старших классов является возросшая у них потребность в объяснении того, зачем они делают то или иное задание, изучают тот или иной вопрос. Не всегда общезначимые цели обучения служат стимулом для учащихся, они нуждаются в мотивировках более близких, более конкретных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: