Моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.




Учебная задача на каждом этапе урока ставится таким образом, что при её решении ребёнок активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.). Примером такой ситуации может служить задание по восстановлению дискретного текста, достраивание недостающих элементов общения, написание собственного высказывания:

1. Перепишите текст, вставив пропущенные слова.

Тот, кто рассказывал историю, сидел у самого края сцены. Новый … был невысокого роста, с густой чёрной бородой и удивительно ясными глазами. Он смотрел на тоненького, маленького человечка, который та нцевал под тихую музыку, доносившуюся из-за кулис. … неожиданно остановился, потому что музыка оборвалась. Видимо, …устал и уснул. Все насторожились.

2. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему вы так решили?

Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.

Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?

3. Какое значение имеют суффиксы - ник и - тель в словах чайник, пыльник, угольник, умывальник, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если – ник и - тель в этих словах – суффиксы лица. (Пофантазируйте!) От имени одного из этих слов («лиц») напишите сочинение.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, готовят к осознанному восприятию.

Формировать познавательные интересы на уроке позволяют логические схемы:

1. Разгадай «тему-загадку».

Учащимся предлагается по зашифрованной записи ответить на вопрос: «Особенности какого стиля речи заключены в данной модели?» - и аргументировать свою точку зрения.

1-много

«Особенности Р.С. воздействие

о/о».

(Правильный ответ: «Особенности публицистического стиля речи»)

2. Сформулируйте правило самостоятельно.

Здесь учащимся предлагается запись, по которой они формулируют

правило:

«воспита н а – краткое причастие, но воспита нн а - краткое прилагательное».

(Правильный ответ: «В суффиксах краткого причастия всегда пишется одна буква Н – воспитана; в суффиксах краткого прилагательного пишется столько Н, сколько их пишется в полном, от которого образовано данное – воспитанна»).

Очевидно, что подбор такого рода заданий обусловлен не только орфографическими и пунктуационными проблемами обучения, но и той конечной целью, во имя которой делается всё остальное – научить школьников правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

В связи с этим одним из важных факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является

сочинение.

При написании сочинения следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.

Примерные темы сочинений разных жанров:

1. Чёрные и белые полосы нашей жизни (Философское раздумье).

2. Нужно ли быть хорошим? (Статья в газету).

3. Нужны ли связи при поступлении в учебное заведение? (Дневник ученика).

4. О чём размышляю, когда встречаюсь с вандализмом? (Открытое письмо).

5. Мой одноклассник – неофашист…(Диспут).

6. Я люблю жить! (Разговор с самим собой).

Урок, посвященный подготовке к написанию творческой работы, сопровождается рекомендациями:

-не пересказывай – это не анализ;

-«поймай» мысль темы;

-не уходи далеко;

-не списывай;

-помни: краткость – сестра таланта.

Лингвистический эксперимент

ещё один из приёмов работы над текстом. Чаще он проводится при работе над анализом языка художественного произведения, но сопровождает и другие виды работ по речеведению. Цель языкового эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами.

Алгоритм работы при эксперименте:

- устранение данного языкового явления из текста;

- подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

- распространение текста другими языковыми элементами;

- свёртывание текста;

- перестановка слов и других языковых единиц;

- анализ полученных результатов, обобщение, выводы.

При введении новой лексики необходимо представлять слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в речевом опыте ребёнка. Это не значит, что нужно устанавливать связи со словами школьного сленга. Задание организуется таким образом, чтобы, выполняя его, ребёнок использовал собственный языковой опыт или расширял его шаг за шагом. Например, можно выстраивать

Ассоциативные цепочки

по опорному слову темы в начале урока и вернуться к ним при рефлексии.

Воспроизвести ассоциацию от атмосферы урока, ассоциацию, которую вызывает данный текст, определив при этом тему, идейное содержание, тональность текста. Например: какие ассоциации у вас вызывает название текста «Алкоголь и подросток»?

Формирование познавательных интересов естественным образом повышает значимость такой формы организации учебного процесса, как

Групповая работа

Здесь следует обратить внимание на особенности организации работы в группе или паре:

1 этап – подготовка к выполнению задания (постановка задачи, инструктаж учителя о последовательности действий, раздача дидактического материала);

2 этап – групповая работа (коллективное обсуждение путей решения данной задачи, реализация путей решения задачи на практике, обсуждение результатов работы, обобщение результатов, подведение итогов);

3 этап – заключительный (представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы).

 

В современной школе особое внимание уделяется информационно – коммуникативным технологиям. Для повышения познавательных интересов к предмету мы попытались в учебную практику ввести дистанционное обучение (ДО). Как известно, дистанционное обучение на основе современных технологий является дальнейшим развитием заочной формы образования.

Для эффективности учебного процесса необходимо прежде всего организовать самостоятельную работу учащихся с самодостаточным учебно-методическим обеспечением.

Так, в образовании развитых стран давно используется технология оценки уровня подготовки учащихся, основанная на тестировании. На наш взгляд, подобная система имеет достаточно преимуществ. Во-первых, открывается возможность оценить знания учащихся более полно и беспристрастно, получая максимально объективный результат при контроле знаний. Во-вторых, позволяет проверить усвоенный материал в объеме практически всего изученного курса. В-третьих, при составлении системы вопросов теста учитывается степень их сложности, когнитивный и креативный аспекты самого процесса обучения и его контроля.

В этой связи целесообразно разработать закрытый тип тестовых заданий для тренингов и самоконтроля при изучении курса "Стилистика русского языка". Конечно, главной задачей таких тестов является систематизация стилистических приемов и средств с целью формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся. Но не менее важным представляется конструирование заданий, ориентированных в первую очередь "на понимание". Подобные тестовые вопросы, во-первых, гораздо эффективнее, чем вопросы, рассчитанные только "на запоминание". А во-вторых, позволяют развивать позитивное творческое мышление учащихся, воздействуют на способность генерировать собственные оригинальные идеи, формируют долговременную память.

Сначала был проведен опрос учащихся с целью выявления домашней сети Интернет. Из 25 опрошенных 15 учащихся из экспериментального класса имели выход в Интернет. Таким образом, образовалась группа из 15 – и человек.

 

Приведем некоторые примеры заданий, которые учащиеся выполняли дистанционно:

1. Какие из эпитетов относятся к газетным:
А) горячий отклик;
В) святая ложь;
С) сахарные уста.

2. Какие из эпитетов относятся к поэтическим:
А) светлое будущее;
В) добрый молодец;
С) белопенный лебедь.

3. Какие из эпитетов относятся к разговорным:
А) чистое поле;
В) лазурный берег;
С) прикольный характер.

4. Определите оксюморон:
А) Я богатая, была бедна (М. Цветаева);
В) Черный вечер, белый снег (А. Блок);
С) Дома новы, да предрассудки стары (А.С. Грибоедов).

5. Определите эллипсис:
А) план по молоку;
В) перечислить деньги на памятник;
С) вывести фильм на зрителя.

6. Определите зевгму:
А) помочь с квартирой;
В) очередь на квартиру;
С) тут линия твоей жизни пересекается с трамвайной.

7. Найдите метафору:
А) Горшок котлу завидует, а оба черны (Пословица);
В) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин);
С) В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).

8. Найдите метонимию:
А) В борьбе красных с белыми победили грязные (А. Вольский);
В) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский);
С) Стальной оратор, дремлющий в кобуре (В. Маяковский).

9. Определите антифразис:
А) Мы знаем: вечная любовь живет едва ли три недели (А.С. Пушкин);
В) Надежная, вооруженная до зубов Королевская Охрана смело бросилась наутек;
С) Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить (К. Прутков).

10. Найдите высказывание, содержащее аллюзию:
А) Очевидно мое богатство в том, что мне его не надо (Ф. Раневская);
В) "Я умываю руки, дорогие мои, прощайте!";
С) Хранить деньги в банке удобно. Особенно если закрыть ее крышкой.

Ключ: 1-А; 2-С; 3-С; 4-А; 5-А; 6-С; 7-А; 8-В; 9-А; 10-В (буквально - "я не вмешиваюсь в это дело" - намек на евангельский рассказ о Пилате).

 

Приёмами стимулирования учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться или получить неправильный ответ являются следующие:

Ø проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;

Ø проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

Ø стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;

Ø создание ситуации успеха.

Эксперимент

Для оценки эффективности разработанной методики в качестве примера нами взята тема «Культура речи». Для учета формирования познавательных интересов учащихся использовалась методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой. В двух классах было дважды проведено анкетирование учащихся, до изучения темы «Культура речи» и после. В одном из классов использовалась разработанная система упражнений, были подобраны творческие задачи, особое внимание уделялось подбору и содержанию излагаемого материала. Применялись различные формы работы на уроке, а также использование компьютера было тщательно продумано и обосновано. Особое внимание уделялось объяснению необходимости изучаемой темы, а также показывались различные связи с жизнью и другими темами курса. Были проведены элективные курсы «Стилистика русского языка» и «Родное слово»

Во втором классе изучение темы проходило по стандартным методикам. Использовались уже изученные приложения, новое программное обеспечение не применялось. Не решались творческие задания, не было момента занимательности на уроках.

Таким образом, анкетирование, проведенное во второй раз в обоих классах, показало увеличение количества учащихся с высоким уровнем внутренней мотивации в первой экспериментальной группе. Во второй группе изменений не произошло.

Помимо анкетирования использовалось наблюдение за учащимися. Можно отметить, что в экспериментальном классе овладение материалом проходило быстрее, легче, процент усвоения материала был выше, чем во втором классе. Учащиеся стали задавать больше вопросов, читать дополнительную литературу. Изменилось отношение не только к данной теме, но и к предмету в целом.

Таблица1.
Количество учащихся, интересующихся предметом «Русский язык» (в %)

 

2004 год
Класс Количество учащихся %
  9 А    
  9Б     56,6

 

2007 год
Класс Количество учащихся %
  11 Б (бывший 9 А)    
  11 А (бывший 9 Б)     56,6

 

 

· Методика отношения учащихся к предмету «Русский язык»

Первое анкетирование было проведено в октябре 2004 года, следующее – в январе 2007 года. Результаты эксперимента показаны на примере экспериментального класса.

1) Не вижу смысла в изучении предмета:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

2) Не понимаю материал на уроке:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

3) Большое домашнее задание:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

4) Кричит, конфликтует учитель:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

5) Шум в классе:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

6) Я знаю этот предмет:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

7)Люблю им заниматься:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

8)С удовольствием иду на урок:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

9) Никогда не пропускаю урок без уважительной причины:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

10) Доволен отношением учителя ко мне:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

11)Всегда понимаю объяснения нового материала:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

12) Домашнее задание выполняю всегда сам:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

13)Много читаю по предмету дополнительной литературы:

  Октябрь 2004 г. (9 А класс) Январь 2007 г. (11 Б класс)
ДА    
НЕ УВЕРЕН    
НЕТ    

 

 

Для анализа представлены данные опроса учащихся 11 Б класса, в сравнении с их же ответами двухгодичной давности (9 А класс). По всем предложенным критериям наблюдается положительная динамика. В целом отмечается позитивное отношение к предмету «русский язык». У учащихся наблюдается высокий уровень учебной мотивации.

Все учащиеся 11 Б класса видят смысл в изучении этих предметов, по сравнению с 2005 годом наблюдается рост. Большинство ребят понимают объяснение нового материала, отмечают посильный объем домашнего задания, которое выполняют в основном самостоятельно. На уроках складывается благоприятная психологическая атмосфера, преобладает настрой на продуктивную работу.

Все учащиеся 11 Б никогда не пропускают уроки без уважительной причины, довольны отношением учителя к ним. Большая часть ребят любят заниматься этим предметом, считают, что знают русский язык и литературу, с удовольствием идут на урок, но, к сожалению, недостаточно читают дополнительную литературу по этим предметам.

 

Промежуточный результат

3.1. Уровень

Результативность нашего эксперимента можно проследить по тому, как учащиеся экспериментального класса справляются с различными видами творческих работ (рис.1).

Одиннадцатиклассники успешно определяют в стихотворном тексте фонетические и языковые средства выразительности, доказывают принадлежность текста к определённому стилю речи, строят свои высказывания в заданном стиле. У мело пишут грамматические сочинения, сочинения-эссе, портретные очерки, статьи, являясь постоянными корреспондентами школьной газеты. Редактируют деформированный текст, проводят комплексный анализ текста, подтверждают качество знаний на городских олимпиадах и конкурсах.

 

 

На результат эксперимента указывает и качество устной речи учащихся того же экспериментального класса, которое характеризуется следующими параметрами: уникальностью, осознанностью, ответственностью, диалогичностью, действенностью и эстетичностью (рис. 2).

 

ЕГЭ по русскому языку также содержит задания по стилистике и культуре речи. Внедрение в учебный процесс данной системы упражнений помог нам получить хорошие результаты (рис. 3)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: