Характеристика современных информационных технологий




В обучении иностранным языкам

Информационные технологии (ИТ ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку.

К современным информационным технологиям (СИТ) в обучении иностранным языкам в настоящее время относят не только технические, аудиовизуальные и электронные средства (АВЭСО). Наряду с АВЭСО используются проектные технологии, тестирование, театрализация и т. д. В частности, проектные технологии предполагают обучение иностранным языкам в сочетании с другими видами деятельности учащихся: эстетической, трудовой, практической, игровой и т. д.

В обучении иностранным языкам СИТ выполняют определенные функции:

1) Создают более естественную языковую среду, не имеющую границ.

2) Являются связующим звеном между смысловой, звуковой и письменной сторонами слова или понятия, и, таким образом, облегчают запоминание.

3) Наряду с печатными средствами, открывают более широкий доступ к интеллектуальному потенциалу общества.

4) СИТ выполняют роль обратной связи (например, в форме ключей, т. к. можно себя проконтролировать).

5) Полнее реализуется принцип наглядности.

6) Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. СИТ помогают организовать внутренние резервы личности, аналитические и имитационные способности учащихся, их воображение, зрительную и слуховую память.

7) СИТ позволяют рационально использовать время на уроке, загрузить речевой и слуховой каналы учащихся и активизировать их учебную деятельность.

 

Использование СИТ в учебном процессе.

 

а) Аудитивные средства, или фономатериалы (радио, кассеты, диски), предназначены для обучения произношению, аудированию, говорению, а также для обучения чтению вслух. Результат работы с аудиоматериалом зависит и от качества самого речевого материала: во-первых, он должен быть образцовым, то есть приближенным к эталону, во-вторых, материал должен быть коммуникативным и приближенным к естественным ситуациям общения.

Формирование навыков произношения является одной из трудных задач. Приступая к её выполнению с помощью аудитивных средств, учитель должен учитывать, что формирование артикуляции звука, слова, интонации следует начинать на сознательной основе, то есть не только с помощью имитации, но и объясняя артикуляцию. Уровень или форма объяснения учителя будут зависеть от возрастных особенностей учащихся.

Важную роль здесь играет частота употребления СИТ, в частности, аудиоматериалов, и использование лингафонных кабинетов. В лингафонном кабинете в этой связи выделяют две группы упражнений:

1) Упражнения на дифференциацию звуков, лексических единиц, грамматических явлений.

2) Одно или несколько высказываний, за которыми должна следовать реакция ученика (повторение, ответ на вопрос).

Такие упражнения могут быть двух-, трёх-, четырёхтактными:

- двухтактные упражнения: образец (учитель, пленка) – пауза (ученики повторяют);

- трёхтактные упражнения: образец – пауза (ученики повторяют или отвечают на вопрос) – ключ (контроль);

- четырёхкратные упражнения: образец – пауза (ученик) – ключ – пауза (ученик).

Большую роль играют задания на понимание текста. Сегодня аудирование с кассеты или диска – это неотъемлемое задание ЕГЭ по немецкому языку. Очень важно использовать истории, интервью, диалоги, рассказы с ярко выраженными ситуациями. Большое значение играют аудиовизуальные средства в обучении чтению. Для этого широко используются фонограммы текстов, упражнений в чтении, в том числе современные УМК по немецкому языку. В современные УМК входят диски или аудиокассеты к каждому учебнику.

Среди средств обучения различают и статические экранные средства со звуковым изображением или без него: слайды (диапозитивы), кодопозитивы, презентации, а также эпифильмы, диафильмы.

Все эти средства служат источниками новых знаний, особенно по страноведческой тематике, создают зрительно-слуховую и эмоциональную опору. Рассмотрим некоторые из них:

Компьютер.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями, распространенных и апробированных в школах, является компьютер. Он содержит в себе возможности всех вышеперечисленных АВЭСО: телевизора, магнитофона, видеомагнитофона, книг, калькулятора. Компьютер является универсальной игрушкой и способен имитировать различные игры. Современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным точно реагировать на его действия.

Одной из главных задач обучения в целом является совершенствование способов управления учебной деятельностью. Для учителя немецкого языка компьютер – это, прежде всего, важнейший источник учебного и методического материала. Это универсальный педагогический инструмент, правильно использовать который учителям еще предстоит научиться. Большой вклад в эту область внесли отечественные педагоги и методисты

Е. С. Полат, Дмитриева, Бухаркина. Ими разработан ряд методических программ, а также материалы дистанционного обучения. Творчески работающие и прогрессивные педагоги и методисты используют компьютер в процессе обучения, так как он действительно облегчает процесс обучения. Создаются методические визуальные объединения учителей разных предметов, в том числе и иностранного языка.

Диапазон использования компьютера на уроке для учащихся очень велик: от тестирования, учёта их личностных особенностей до игры.

Как средство обучения, компьютер значительно расширил возможности предъявления новой информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, особенно естественную языковую среду.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную языковую ситуацию. Поэтому одним из источников мотивации у учащихся будет занимательность.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, быстро и оперативно проверить все ответы. При этом существует и обратная связь.

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, то есть способности наглядно представить и оценивать результаты своих действий.

Интернет.

Для решения новых дидактических задач в практике обучения немецкому языку используется всемирная сеть Интернет. Это уникальная возможность пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка. Таким образом, именно Интернет наилучшим образом создает естественную языковую среду.

Электронный учебник.

В ИТ широко используются учебники нового типа – электронные учебники. Обучение на их основе носит ярко выраженный самостоятельный характер. Если традиционный учебник рассчитан на поурочное (линейное) изучение материала, то электронный учебник предлагает многовариантный вход в обучающую систему. Основным учебным материалом в электронном учебнике наряду с печатными текстами является видеозапись, фонограмма, демонстрирующая ситуацию общения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: