Возможно ли победить теневую экономику в России?




Проблема теневого бизнеса не является только российской. Например, новые данные о размере теневой экономики развитых стран подтверждают глобальную тенденцию к ее росту. За последние пять лет объем теневой экономики в развитых странах увеличился на 6,2% в год, в то время как «легальный» сектор вырос всего на 3,5%. Опережающий рост теневой экономики привел к расширению «серого» сектора в развитых странах. Если в 60-х гг. теневая экономика Германии составляла всего 2,1%, а в США – 2,5%. от ВВП, то для 2000 г. показатели существенно выросли. Соответственно, в Германии – 15,5%, а в США – 8,7%

Однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сектор намного больше. В России масштабы теневой экономики составляют от 20 до 50% от ВВП. Существенно, что «в тень» уходят не традиционно нелегальные товары – оружие и наркотики, но практически все виды потребительской и промышленной продукции.

Основными причинами развития теневой экономики считаются:

§ высокие налоги;

§ чрезмерная зарегулированность экономики со стороны бюрократического государственного аппарата;

§ недостаточная прозрачность экономической активности.

Теневая экономика пагубно сказывается на всем экономическом развитии России:

§ уход от уплаты налогов участников теневой экономики, перекладывает бремя по производству общественных благ на меньшее число налогоплательщиков. Государство вынуждено повышать налоги для выполнения своих программ. А это в свою очередь подталкивает к разрастанию теневого сектора;

§ занятые в теневом секторе люди по найму лишены правовой защиты со стороны государства и социальных гарантий. Работа в теневых структурах не идет в стаж, на них не делаются пенсионные отчисления, эти работники полностью бесправны;

§ разросшийся теневой сектор не позволяет проводить государству эффективную экономическую политику;

§ теневой сектор нацелен на получение быстрой прибыли, поэтому связан с хищническим использованием ресурсов.

Наличие криминального бизнеса, связанного с производством наркотиков, оружием и др., является фактором дестабилизации в обществе и источником насилия.

Другой причиной, порождающей рост теневой экономики, является слишком высокая цена подчинения закону. Эта цена складывается, во-первых, из трансакционных издержек, связанных с расходами по оформлению своего бизнеса, получению лицензий, а также юридическому оформлению контрактов, разрешению конфликтов. Во-вторых, цена подчинения закону связана с расходами по уплате налогов государству и выполнению устанавливаемого государством законодательства в сфере труда, экологии, социальных программ и пр.

Когда издержки, вызванные подчинением закону, настолько велики, что не дают возможность развиваться бизнесу, фирмы уходят в теневой сектор.

Российское государство предпринимает шаги для уменьшения теневого сектора. Например, новый Налоговый Кодекс предусматривает снижение издержек для предпринимателей и физических лиц. Эти действия привели уже к тому, что доля теневой зарплаты в России снизилась с 35,2% в 2002 г. до 27 – 28% в 2002 г. Для того, чтобы процессы выхода российского бизнеса из тени продолжились и ускорились, необходимо:

§ снижать сохраняющиеся высокие ставки налогов, прежде всего налоги в фонды социального страхования на заработную плату. Если предприниматель будет показывать зарплату в полном объеме, то себестоимость продукции резко возрастет, доходы снизятся. Уязвимым является в первую очередь малый и средний бизнес, который в России еще слаб;

§ поддерживать политическую стабильность в стране и доверие к власти;

§ уберечь частных предпринимателей от «левых» поборов.

Важным фактором, влияющим на уменьшение теневого сектора, является взаимодействие между бизнесом и государством на условиях доверия и сотрудничества. Предпринимателей беспокоит неэффективность госаппарата и чиновничества, расширение полномочий многих ведомств. Поскольку либо эти полномочия избыточные с точки зрения нормального функционирования бизнеса, либо власть не может исполнять их эффективно. Это ведет к ослаблению роли государства в регулировании бизнес-процессов и ослабляет усилия властей по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. С одной стороны, чиновники бездействуют там, где надо действовать и принимать решения, с другой стороны, отмечается коррупция и взяточничество при оформлении самых простых документов. В наибольшей степени от этого страдает малый бизнес, которому не по силам нести эти трансакционные издержки. Для решения этих проблем в нашей стране предполагалось повести с 2004 г. административную реформу. Суть ее заключается в том, что усиление роли государства и повышение качества услуг, которые оказывает государство, не связано с постоянным расширением его функций. Государственных структур должно быть меньше, но их эффективность больше.

Пока что у нас низкое качество услуг, которые представляет государство, но при этом коррумпированность чиновников гораздо выше, чем в других странах. Поэтому государство должно сократить свое присутствие в экономике до того уровня, где оно может эффективно выполнять свои функции.

Масштабы коррупции – это критерий работы государства. По оценкам экспертов, объем средств, который проходит по коррупционным каналам, сейчас достигает 30 – 40 млрд. дол. А по более скромным оценкам – порядка 20% государственного бюджета. Если государство будет оказывать меньший объем услуг, но оказывать их эффективно, масштабы коррупции, безусловно, уменьшатся. Это произойдет благодаря уменьшению вмешательства государства в дела бизнеса и за счет того, что технология государственного регулирования будет более четкой и прозрачной.

Административная реформа должна построить отношения бизнеса и государства на большем доверии и создать условия для уменьшения теневой экономики.

 

ВОПРОСЫ

1. Что такое «теневая экономика», какова ее структура? Какие виды деятельности относят к теневому сектору?

2. Как Вы считайте, какие основные причины существования теневой экономики?

3. В чем заключаются методы борьбы с теневым бизнесом? Насколько эффективны эти методы?

4. Возможно ли быстро, только при помощи законодательных мер сократить теневой сектор до общепринятых размеров? Ответ обоснуйте.

5. Каким образом проводимая в России административная реформа может повлиять на сокращение теневой экономики?

6. Как Вы думаете, возможно ли в целом победить теневую экономику? Если бы это случилось, можно ли сказать, что последствия этого были только положительными?

7. Представьте себе, что человек ищет работу и не находит, поскольку бизнесу не выгодно создавать новые рабочие места из-за высоких налогов на зарплату, прибыль и др. Человеку не на что существовать, ему нечем кормить семью, и он идет работать на «теневое» предприятие. Кто виноват в этом? Каковы последствия такого выбора?

8. В России принят Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Документ обязывает участников рынка (банки, страховые компании, брокерские конторы и др.) сообщать специально создаваемому государственному контрольному органу обо всех «подлежащих обязательному контролю» операциях граждан и организаций. В список обязательно контролируемых попала львиная доля финансовых операций россиян. В частности, к ним относятся практически все операции с ценными бумагами, все банковские операции с крупными суммами денег, переводы средств за рубеж. А также все операции, хоть чем-то отличающиеся от абсолютно стандартных, вроде коммунальных платежей. Более того, банкам предписано сообщать и о других подозрительных, с их точки зрения, сделках.

Насколько эффективен такой метод борьбы с теневым бизнесом? Не нарушаются ли права человека в этом случае? Какие гарантии должно предоставить государство банкам и гражданам? Как Вы думаете, практикуется ли такой метод контроля за рубежом?

9. Чем отличаются друг от друга такие два понятия как «теневая экономика» и «скрытая теневая экономика»?

10. К какой экономике относятся домашние услуги, совершаемые гражданами любого государства? Как их оценивать? Каков их объем (доля) в России (США, странах Европы и Азии)?

11. Какие существуют методы расчета масштабов теневой экономики в той или иной стране?

12. Как взаимодействуют экономика и право в борьбе против теневой экономики? Какие методы этой борьбы Вам кажутся наиболее эффективными? А наиболее гуманными?

 

Задание 5. Проблемная ситуация. (Выполняет 1 человек.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: