Глава 2 Человеческий фактор




Перед тем как говорить с Далай Ламой о работе и счастье, я признался ему, что впервые эту тему затронула одна моя знакомая. Я спросил у нее тогда, какие конкретно проблемы ее волнуют.

— Трудно сказать, — ответила она, — просто сейчас у меня на работе возникли осложнения — причем сразу на двух фронтах: со стороны начальника и со стороны моих коллег. Начальник слишком много требует. Он заставляет нас оставаться сверхурочно, не платит за эту работу и не ценит наше усердие. Он груб и не уважает нас. Среди моих коллег также есть люди, которых я терпеть не могу. Дело дошло до того, что одна мысль о работе внушает мне ужас.

Я попросил ее рассказать о проблемах, которые возникают у нее с коллегами, и она долго рассказывала мне об интригах в офисе. Не имея опыта работы н данной сфере, я многого не понимал, но тем не менее выяснил, что во всем виновата одна из сотрудниц, которая настраивает коллег друг против друга и создает враждующие группировки. Все это напоминало разборки участников реалити-шоу «Тот, кто выживет».

Все исследования, посвященные условиям труда, единодушно говорят о важности психологической атмосферы в коллективе. Ведущие ученые в области позитивной психологии — Джеймс Хартер, Франк Шмидт и Кори Кейес — подтверждают это. Многочисленные исследователи, например социолог Карен Лоскокко из университета в Олбани и Шейла Хендерсон из Стэнфордского университета, также пишут о значимости отношений между сотрудниками. Поддержка со стороны коллег помогает не только получать большее удовлетворение от работы, но и влияет на настроение человека в целом.

Не удивительно, что в наших беседах о счастье на работе мы в конце концов должны были затронуть Тему отношений в трудовом коллективе или, иначе, человеческий фактор.

Продолжая вчерашний разговор, Далай Лама сказал:

— Есть множество факторов, влияющих на наше Состояние на работе. Тем не менее среди них есть вещи главные и второстепенные. Я думаю, очень важно понимать: в работе и в любой другой деятельности главное — приносить пользу людям. Теперь задумаемся, чего же мы добиваемся, какую цель преследуем. Мы хотим обрести удовлетворенность и счастье, не так ли? Говоря о состоянии счастья, невозможно не затронуть человеческие эмоции. Поэтому особое внимание мы придаем отношениям между сотрудниками, проявлению основных человеческих достоинств.

— Под основными человеческими достоинствами вы имеете в виду...

— Обычную доброту, человечность. Будьте хорошим, добрым человеком. Относитесь к коллегам тепло и с любовью, честно и искренне. Проявляйте сострадание.

Далай Лама несколько секунд помолчал, как бы обдумывая сказанное. Это было замечательно. Он всю жизнь говорит о главных человеческих качествах, все время утверждая одни и те же идеи, но каждый раз его слова звучат свежо, как будто он только что открыл эти качества для себя. Он говорит о них с большим наслаждением, как будто впервые. С неподдельным интересом и энтузиазмом он продолжал:

— Я считаю, что, говоря о человеческих качествах — сострадании и т. д., главное — помнить, что эти качества связаны не только с религией. Сострадание не есть нечто священное. Точно так же гнев и ненависть осуждаются не только религией. Человеческие ценности важны не только потому, что о них написано в священных книгах, но и потому, что от них зависит, насколько счастливой будет наша жизнь. Сострадание и любовь положительно влияют на наше физическое состояние, умственное и эмоциональное здоровье, отношения на работе и дома, и на жизнь общества в целом. Они нужны нам для нашей же пользы. Проявляя сострадание, в первую очередь, выигрываем мы сами. Ведь, в конце концов, люди — это «общественные животные», и нам необходимо объединять наши усилия в борьбе за выживание. Каким бы сильным ни был человек, без товарищей Он не выживет. И разумеется, жизнь его не будет счастливой и полноценной. Проявляя любовь и теплоту по отношению к коллегам, вы обретете душевное спокойствие — оно даст вам новые силы и поможет лучше проявить свои способности.

Тут в комнату тихо вошел слуга в бордовых одеждах и налил нам чаю. Он улыбнулся. Как я уже имел возможность заметить, между Далай Ламой и его подчиненными царили отношения взаимного уважении и любви.

— Я думаю, в основе своей все мы — люди, — продолжал Далай Лама. — Мы все способны относиться друг к другу с теплотой, любовью и испытывать дружескую привязанность. Поэтому, говоря о счастье и удовлетворенности на работе, я должен отметить, что человеческий фактор — отношения с сослуживцами, с клиентами, с начальником — имеет первостепенное значение. Я полагаю, что, если мы приложим дополнительные усилия, чтобы установить хорошие отношения с коллегами по работе, поближе их узнаем и привнесем в рабочую обстановку теплоту и человечность, может получиться потрясающий результат. Мы увидим, что любая деятельность способна приносить удовлетворение. Мы с нетерпением будем ждать нового рабочего дня, думая про себя: «Ура! Сегодня я иду на работу, чтобы снова увидеть своих друзей!»

Далай Лама сказал это с таким восторгом, что я мысленно представил, как он появляется на фабрике, с обедом в узелке, и приветствует товарищей по работе. Я не мог сдержать улыбку.

— Все в твоих руках, — продолжал Далай Лама. — Часто люди ждут, когда другие сделают первый шаг. Я считаю такую позицию неверной. Это все равно что быть соседями, но так и не познакомиться.

Поэтому следует самому проявить определенную инициативу в первый же день, проявить дружелюбие, представиться, поздороваться, спросить, как давно тот или иной сотрудник здесь работает и т. д. Конечно, не всегда такая приветливость находит отклик. Я иногда в ответ на свою улыбку читаю на лицах подозрение. — Тут он засмеялся. — Люди загружены собственными проблемами и потому не всегда отзываются сразу. Попробуйте налаживать с ними отношения в течение недели, даже месяца. В конце концов, я уверен, лед растает. Иногда, конечно, лучше не настаивать. Например, я живу в отеле, и бывает так, что я кому-то улыбаюсь, а этот человек не обращает на меня внимания. Если так продолжается и дальше, то я тоже перестаю обращать на него внимание. — Далай Лама усмехнулся. — Думаю, что такова человеческая природа. Но одновременно мы видим, как поведение одного человека способно повлиять на других людей. Значит, даже один человек имеет большое значение. Один сотрудник может изменить атмосферу во всем коллективе. Иногда отношения в группе работников бывают довольно напряженными — и вот появляется новый сотрудник, веселый, добрый и приветливый, — и очень скоро климат в коллективе меняется к лучшему. Есть и обратные примеры: сотрудники дружно работают, но вот в коллектив приходит новый человек и начинаются конфликты. Значит, даже один человек может повлиять на атмосферу в коллективе. И в этом смысле плохой работник влияет на сотрудников даже больше, чем начальник.

Я знаю тибетцев, которые эмигрировали в Швейцарию. Там им пришлось работать на заводах. Даже не зная языка, они умудрились наладить дружественные отношения с товарищами по работе — благодаря трудолюбию, улыбке на лице и постоянной готовности помочь коллегам, которую они старались выражать жестами. Обычно в столовой люди ели в одиночестве или держались маленькими группками. И вот один тибетец заплатил за обед всех своих товарищей по бригаде. Обычно так поступают только с близкими друзьями. На следующий день, проявляя ответное благородство, другой член бригады заплатил за общий обед. Затем так стали делать все по очереди, и в результате члены бригады крепко подружились.

***

Далай Лама как-то сказал, что вся наша жизнь, по существу, лаборатория для проверки истинности и полезности тех принципов, о которых он говорит.

Однажды в местном супермаркете я имел возможность поставить эксперимент, подтверждающий его правоту. Обстановка супермаркета как будто специально подходила для этого: одинаковые кассовые аппараты, одинаковые проходы с полками для разной мелочи — жевательной резинки, лезвий для бритья, номеров журнала «Нэшнл Инкуайерер». Переменным фактором в данном случае являлся работник за кассовым аппаратом.

В этом супермаркете уже несколько лет работают два кассира. Они обслуживали меня бессчетное количество раз. Одну из них зовут Джейн, ей тридцать лет. Работает она быстро, но с клиентами практически не общается. Я много раз имел с ней дело и неизменно видел у нее на лице угрюмое выражение. Другой кассир, Дороти, женщина лет пятидесяти, наоборот, всегда весела, всегда в хорошем настроении. Она обязательно скажет что-нибудь хорошее каждому покупателю, улыбнется, поможет. Она всегда спросит, как дела, и помнит все — даже то, что клиент покупал в прошлый раз. Общаться с ней — одно удовольствие. Даже если перед тобой кто-то погружает из корзинки 137 покупок, предъявляет Толстую пачку талонов на скидки и хочет платить чеками, это не сможет испортить настроение. Дороти проявляет искренний интерес к продуктам питания, которые покупают клиенты, и частенько что-нибудь им советует, обменивается рецептами. «Эту замороженную пиццу я не пробовала. Она хорошая?» или «Я вижу, вы опять купили "Твинкисы". Хочу дать вам совет: купите еще желтую смесь для выпечки "Бетти Крокер", ту, которая для пудинга. Нарежьте кусочки тоненько и смажьте взбитыми сливками — получается почти домашний "Твинкис". Вкус — восхитительный!» (И она права!) Словом, я видел, что Дороти нравится ее работа.

Разница между Дороти и Джейн не только иллюстрирует разницу в отношении к работе, но и показывает, как это отношение сказывается на клиентах. Недавно я закупал продукты. Мои покупки заняли целых две тележки. Молодой сотрудник магазина предложил мне помочь довезти тележки до автомобиля. По дороге мы разговорились. Молодой человек рассказал мне, насколько охотнее он работает в те дни, когда на смену заступает Дороти. «И не только я, — добавил он, — когда кассиром работает Дороти, у всех нас хорошее настроение, даже у менеджера. Не знаю почему, но в те дни, когда она работает, дела идут особенно хорошо».

Человеческий фактор имеет значение в любой обстановке и на любой работе: в супермаркете или на биржевом рынке, в зале заседаний и в бойлерной. Как говорил персонаж Николаса Кейджа в фильме «Семейный человек»: «На Мейн-стрит или на Уолл-стрит — везде люди!» Таким образом, не важно, где мы работаем, главное — найти общий язык с людьми, которые нас окружают.

***

— Некоторым людям приходится работать в довольно трудных условиях, и не всегда они находят контакт с товарищами по работе. Что вы можете им посоветовать? — спросил я Далай Ламу.

— Все зависит от человека, от его способности и желания контролировать свои эмоции — гнев, ревность и т. д. Необходимо научиться отвечать за свое поведение, проявлять терпение, сдерживать ревность. Это не всегда и не всем удается.

Начнем с того, что признаем зависимость людей друг от друга. Пусть это будет отправной точкой. Чем быстрее мы это поймем, тем больше в нас будет желания сотрудничать с другими людьми. Порой нас посещает сознание собственной исключительности, независимости, мысли вроде: «Я сам зарабатываю деньги, зачем мне другие?» Когда человек молод и здоров, он думает, что все может сам, и ему нет дела до других людей. Где бы мы ни работали, рядом с нами трудится множество других людей. Без них компания не могла бы существовать, а мы потеряли бы работу, не говоря уже о клиентах, поставщиках и многих других людях, дающих нам возможность заработать.

— Конечно, если мы не фальшивомонетчики, печатающие деньги в подвале, — попытался пошутить я.

Далай Лама вежливо посмеялся над моей глупой шуткой и продолжал:

— Словом, когда речь идет о работе, главное — понять, что ты работаешь не один. Этот фактор имеет решающее значение. Зная это, человек будет охотнее сотрудничать со своими коллегами, независимо от того, какие чувства он к ним испытывает. На таком уровне — на уровне работы в команде — сострадания и сочувствия к коллегам не требуется. Но если ты хочешь установить с ними более близкие и теплые отношения, то сострадание и сочувствие к ним проявлять необходимо. Ты понимаешь?

— Да, — кивнул я.

— Когда приходится иметь дело с враждебностью коллег или начальника, нам может помочь более широкий взгляд на вещи. Быть может, поведение этих людей обусловлено другими, не относящимися к нам причинами, и не стоит принимать его так близко к сердцу. Их враждебные выпады могут не иметь, к нам никакого отношения. Возможно, это касается только их личных проблем. Иногда мы забываем эти простые истины.

Кроме того, должен заметить: если мы пытаемся проявлять к окружающим сострадание, то проявлять его надо ко всем одинаково, без предубеждения. Это и есть истинное, универсальное сострадание. Мы же часто думаем, что сострадать нужно тем, кто живет хуже, кто беднее или находится в трудных обстоятельствах. Здесь сострадание, конечно же, уместно. Но к богатым и знаменитым людям мы почему-то не считаем нужным проявлять сострадание — наоборот, они вызывают в нас зависть.

Если мы присмотримся к тому или иному человеку, то поймем, что богатые и знаменитые — такие же люди, как и мы. Их судьба может измениться — придут болезни, старость, закончатся деньги и т. д. Словом, рано или поздно им придется испить свою чашу страданий. И поэтому они, безусловно, тоже заслуживают сочувствия. Особенно это актуально для отношений на работе: конфликтуя с начальником или сослуживцами, мы испытываем ненависть и зависть, вместо того чтобы относиться к этим людям со снисхождением и сочувствием.

Таким образом, мы подходим к финальному этапу решения проблемы конфликтов на работе. Все зависит от общего взгляда на жизнь, мировоззрения, личных интересов человека. Есть люди, которых интересует духовность, люди, которые пытаются развивать свой ум, культивируют такие духовные ценности, как сострадание, терпение, терпимость, умение прощать. Для таких людей конфликтные ситуации на работе — возможность проявить свою духовность и другие прекрасные качества, возможность укрепить их. Разве не прекрасно, когда у нас есть возможность заниматься духовной практикой на рабочем месте?

Я хочу еще раз повторить, что терпение и терпимость не означают пассивного непротивления злу. Если нам причиняют вред, необходимо принять соответствующие контрмеры. Все зависит от нашей внутренней реакции на конфликты и ситуации, вызывающие гнев, ненависть или зависть. Я, например, встречал много тибетцев, которые после китайского вторжения попали в тюрьму, стали политическими узниками. В тюрьме их били, пытали, не давали пищи. Однако даже в таких экстремальных условиях они смогли заниматься духовной практикой, а в некоторых случаях укрепить свою духовность, проявляя при этом сострадание по отношению к своим тюремщикам.

Я знал одного пожилого монаха, который много лет отсидел в китайской тюрьме. В той же тюрьме томились и его ученики. И вот однажды я встретил одного из этих учеников. Он рассказал, что в тюрьме их оскорбляли и притесняли, но особенно тяжело им было видеть, как унижали и били их учителя. Это возмущало их больше всего. Но учитель посоветовал им преодолеть чувство ненависти. Он сказал, что это — прекрасная возможность для духовного развития. Он говорил о том, как важно проявлять сочувствие даже к тюремщикам: ведь рано или поздно они пожнут семена зла, которые сами посеяли.

Далай Лама посмотрел на часы, и я понял, что Пора закругляться. В конце нашей встречи он внезапно от души рассмеялся:

— Сегодня я давал тебе советы, как вести себя в конфликтных ситуациях на работе. Но, если бы мне самому пришлось работать в какой-нибудь компании и встретиться с враждебным отношением коллег или начальников, я не знаю, хватило ли бы у меня терпения следовать своим собственным советам. Может быть, я тоже стал бы топать ногами, кричать, бить посуду, вышвыривать вещи из окна, бить стекла. Может быть, меня бы тоже уволили! Кто знает, может быть, после выхода этой книги ко мне подойдет какой-нибудь читатель и скажет: «У меня очень трудная ситуация на работе. Вы так хорошо умеете советовать — не хотите ли побыть в моей шкуре хотя бы неделю? Посмотрим, как вам понравится». Все может быть. В любом случае спасибо тебе, Говард. Спокойной ночи.

— Спокойной ночи. Приятных снов. Надеюсь увидеть вас завтра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: