Б) Отношение работников к компании




Многочисленные этические проблемы связаны и с тем, как рабочие и служащие относятся к своей компании. К числу основных этических проблем, касающихся взаимоотношений между работниками и компанией, относятся конфликт инте­ресов, секретность и конфиденциальность, а также честность работника. Кон­фликт интересов имеет место в случае, когда то или иное решение может прине­сти пользу работнику, который принимает это решение, и в то же время нанести ущерб компании. Каждой культурной среде свойственно свое специфическое восприятие этичности поведения работника в случае, когда имеет место конф­ликт интересов. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда по­ставщик предлагает подарок служащему компании. В некоторых компаниях су­ществует твердая убежденность в том, что такой подарок может спровоцировать конфликт интересов. У руководства таких компаний есть опасения в том, что со­трудник компании, ответственный за организацию поставок, начнет отдавать предпочтение именно тому поставщику, от которого он получает подарки, а не тому, который поставляет более качественную продукцию. Для того чтобы защи­тить себя от такой опасности, во многих компаниях проводится политика, запре­щающая сотрудникам отдела снабжения принимать подарки от поставщиков. В редакциях некоторых американских газет (например, в «New York Times»), а также в других средствах массовой информации журналистам запрещено обе­дать в ресторане за чей-либо счет, поскольку бесплатный обед может повлиять на точку зрения журналиста и нарушить объективность его видения той или иной проблемы. В то же время в других странах обмен подарками между сотрудниками компании и ее клиентами или поставщиками вполне приемлем. В Японии, на­пример, такой обмен подарками — явление широко распространенное (и ожидае­мое) на протяжении особых периодов времени, которые называются «ochugen» и «oseibo». Обмен подарками «ochugen», который происходит в июле, имеет в своей основе традицию, требующую отдавать дань уважения духу предков; впоследствии эта традиция превратилась в способ выражения самых лучших пожеланий на лето. Обмен подарками «oseibo», который имеет место в декабре, символизирует признательность за благосклонность и преданность, проявленную на протяжении года. На протяжении этих периодов обмена подарками полки японских универ­магов переполнены товарами разных ценовых категорий, которые жители Япо­нии покупают в качестве подарков. Кроме того, в японской культуре существуют строгие правила, которые регулируют уровень и приемлемость обмена подарка­ми между деловыми людьми. Этот уровень зависит от характера деловых взаимо­отношений, их длительности, а также от количества заключенных сделок. В то же время следует отметить, что преподнесение подходящего подарка в зависимости от количества заключенных сделок — это именно тот стиль поведения, который вызывает подозрения в наличии конфликта интересов в компаниях из многих стран Северной Америки и Европы.

Этическое вос­приятие обмена подарками подчиняется, как правило, следующей закономер­ности: в высококонтекстуальных культурах, которые характеризуются высоким уровнем коллективизма и уважения к власти, обмен подарками является более важной частью ведения бизнеса, чем в низкоконтекстуальных культурах, кото­рым свойственны такие черты, как индивидуализм и терпимость к власти.

Разглашение секретов фирмы считается неэтичным во многих странах, но тоже далеко не во всех. Служащие, которые работают на компании, ведущие биз­нес в высококонкурентных отраслях (таких как электроника, программное обес­печение и индустрия моды), могут поддаться искушению продать информацию о планах компании ее конкурентам. Примером такой ситуации может служить за­труднительное положение, в котором оказалась компания Durawool, американ­ский производитель тонкой стальной стружки. Руководство этой компании было потрясено тем, что китайское законодательство практически не защитило инте­ресы компании, когда один из местных служащих уволился из дочернего пред­приятия компании, расположенного в Китае, и открыл конкурирующую фирму, воспользовавшись технологией Durawool.

И третий вопрос, вызывающий обеспокоенность, — это честность работника как общечеловеческая категория. Для этой сферы характерны такие достаточно распространенные проблемы, как использование рабочего телефона для личных междугородных или международных телефонных разговоров, использование ре­сурсов компании в личных целях, а также раздувание счетов на оплату текущих расходов. В культуре ведения бизнеса некоторых стран такие действия считают­ся неэтичными; в других странах работники компании считают, что у них есть право на такие действия. По мнению таких работников, сам факт их работы на данную компанию означает, что компания должна взять на себя ответственность за удовлетворение подобных нужд членов ее персонала. Конфликты чаще всего возникают там, где вместе работают люди с такими разными по своему характеру представлениями об этике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: