РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ В СИБИРИ




ЛЕКЦИЯ 7

Присоединение Сибири к России прои-зошло в конце ХУ1- начале ХУ11 вв., хотя познакомились русские с ней еще в Х1 в., когда торговцы Новгорода ездили в Ургу (Приобская часть Западной Сибири) приобретать пушнину. Вслед за отрядами Ермака в Сибирь двинулись торговые люди, представители русской правос-лавной церкви, а также крестьяне из Евро-пейской части России, стремившиеся избавиться от крепостной зависимости. В ХУ1-ХУ11 вв. возникли ряд крепостей по рекам Иртышу, Тоболу, Томи. В 1632 г. был основан г. Иркутск, в 20-х гг. ХУ111 века присоединен Алтай, а в 60-х годах Х1Х в.– Приамурье и Уссурийский край. Надо сказать, что заселение Сибири шло медленно. Оно осуществлялось за счет служилых людей, беглых крепостных, принудительно переселенных, высланных за различные пресс-тупления. Со времени царствования Михаила Федоровича Сибирь была официально признана штрафной колонией, местом ссылки. По данным П. Словцова, до 1823 г. в Сибирь ежегодно высылалось до 2000 человек, и с 1823 г.- до 6,5 тысяч. Кроме пушнины во второй половине ХУ11 в. царское правительство привлек металл. При Петре 1 стало развиваться горнорудное дело. Запасы золота, серебра, олова, свинца привели к развитию горнодобывающей промыш-ленности. Колоссальное пространство Сибири с древнейших времен было заселено народностями разноплеменного и многоязычного состава. Под влиянием естественно-исторических и социаль-но-экономических причин этнический состав Сибири многократно изменялся. В.Н.Огородни-ков, автор «Очерков Сибири до начала Х1Х в.», Иркутск,1920, считает, что первый человек Се-верной Азии являлся современником мамонта. К моменту прихода русских в Сибирь коренное население насчитывало до 40 народностей, основными из которых были якуты, буряты, хакасы, алтайцы, тувинцы, эвенки (в прошлом тунгусы), эвены (ламуты), нанайцы (гольды), ульчи, ханты (остяки), манси (вогу-лы), ненцы (самоеды), чукчи, коряки, нивхи, юкагиры, алеуты и др.. Согласно переписи 1897 года туземное население составляло 14,2% или около 823 000 человек. Пришлое население учитывалось весьма приблизительно. Распре-делено население было неравномерно, что обу-славливалось путями колонизации и климато-географическими условиями. По данным 1863 г. в Западной Сибири было сосредоточено 58% населения, в Восточной и Забайкалье- 33%, в Якутии-7, остальная часть населения – в При-морской и Амурской областях. На вымирание отдельных народностей указывалось в офици-альных документах (губернских обзорах), а также на страницах сибирской периодической печати. Одной из важных причин вымирания являлся голод из-за истощения запасов рыбы в реках и пушного зверя в тайге. Величайшим злом для нерусского населения являлся алко-голизм, который также способствовал вымира-нию народов Севера. Антисанитария и невежес-тво послужили одной из причин широкого рас-пространения бытового сифилиса. Особенно тяжелым было положение женщин и детей. Бесправие, неустроенный быт и религиозные предрассудки приводили женщин к болезням, преждевременной старости и смерти. Около половины детей умирало, не дожив до года. Высокой заболеваемости и смертности способс-твовало отсутствие медицинской помощи.

Вместе с тем, существуют факты, которые дают основание предполагать, что древние ал-тайцы в период скифско - сарматской цивили-зации владели техникой бальзамирования трупов, выполняли трепанацию черепа, сши-вали раны, сверлили кости. Русские исследо-ватели, изучавшие народную медицину в Сибири, описывают целый ряд весьма ориги-нальных методов лечения болезней, применяв-шихся с незапамятных времен.

Значительное влияние на процесс вымира-ния оказывали и бытовые условия, которые приводили к высокой заболеваемости и смерт-ности, особенно от эпидемических заболеваний. В 40-х гг. ХУ11 в. в Сибири прокатилась первая волна эпидемии оспы. В том же веке на северо-восточное побережье был завезен сыпной тиф «гнилая горячка». Эти заболе-вания почти полностью уничтожили живших на Сахалине и острове Иессо айнов, в 1827 году погибло множество гольдов. Сибирь являлась родиной таких болезней, как полярная истерия, зоб, цинга, сибирская язва.

Полярная истерия впервые была описана в ХУ111 в. и напоминала «кликушество», сопровож-далась истерическими припадками. Ее появление Кон, Рябков, Ядринцев объясняли специфическими условиями Севера (северное сияние, белые ночи, земной магнетизм, огром-ные снежные просторы и др.). С.И. Мицкевич, не отрицая действия специфических факторов суровой природы, основную причину заболе-вания видел во всей совокупности социально-экономической жизни племен. Об эндемичес-ком зобе на Алтае писали врачи Успенский, Александров, Мархинин. Систематическое изу-чение зоба в Западной Сибири началось только в советский период. Каких-либо мероприятий по борьбе с этим заболеванием не проводилось, хотя местные врачи наблюдали терапевтический эффект от применения йодистого калия. В мес-тах наибольшего распространения зоба населе-ние даже не считало его за болезнь и не тяготилось им. Лучшим лекарством считалась вода из р. Амги и некоторых колодцев. Тунгусы, жившие вблизи Киренска, применяли раствор йода в воде.

Начало появления сибирской язвы до сих пор никому не известно. По сведениям тоболь-ского врача Линденбурга, местные старожилы считали, что «сибирка» была известна в Сибири «с незапамятных времен». Первое упоминание в литературе об этом заболевании относится к 1611 г., когда Тобольск постигла страшная беда – погибло много лошадей. В ХУ111 в. впервые в Сибири были приняты административно-сани-тарные меры. В Корсульских острогах был поставлен десятник, для «надзирания за зарыва-нием трупов животных в отдалении без снятия кожи». Из летописи Андреева следует, что в слободах Прииртышья «был установлен карантин, селения окружены караулами, людей не пропускали, даже провианты и письма окур-ивали » (летопись Андреева). В Сибири язва носила различные названия: сибирский прыщ, огненный карбункул, животная язва, воздуш-ная язва. Современное название дано С.С. Андреевским. В 1791 г. А.Н. Радищев писал графу Воронцову, что «болезнь, которая воз-вращается каждое лето, мешает постоянно развитию скотоводства. Она постигает без-различно людей и животных». Наместник Колыванского округа В.С. Попов в 1794 г. просил Екатерину 11 о посылке в Сибирь ученых. Царица потребовала от медицинского факультета Московского университета принятия мер по взысканию способов прекращения болез-ни. Но основе исследований были разработаны наставления для народа. Рекомендовалось ис-пользовать наряду с книгой Андреевского извес-тную в то время работу штаб-лекаря Петерсона «Краткое описание болез-ни, называемой в Сибири ветреной или воздушной оспой», опубликованную в 1780 г. в Тобольске. Однако меры эти не соблюдались. Начиная с 1720 г. и до первой мировой войны это заболевание ежегодно регистрировалось в степных районах Сибири. Несмотря на огромный ущерб от этого забо-левания, в Росиии не смогли организовать борь-бу с сибирской язвой даже тогда, когда Л.Пас-тер открыл метод вакцинации животных.

Первое известие о цинге в Сибири засвиде-тельствовано кунгурской летописью в 1582 г., когда Ермак зимовал в г. Чигинде (район Тюмени). В дальнейшем цинга являлась частой спутницей русских людей в Сибири. В ХУ111 в. это заболевание оставалось обыденным явлением среди русских колонистов и военных гарнизо-нов, но она также стала регистрироваться и среди коренного населения. Историк П. Слов-цов полагал, что «цинга есть болезнь естест-венная, от которой вогулы и русские предох-раняют себя орехами, брусникой, клюквой, сыроедением мерзлой рыбы, соком сос-новым и березовым, морошкою и взваром можжеве-ловых ягод». Летописец первого сибирского епископа Филофея Лещинского, Григорий Но-вицкий в 1715 г. писал о том, что среди остяков и самоедов свирепствует цинга и проказа. Лучшим средством предупреждения этого забо-левания сибирские аборигены считали свежую кровь, сырой еще теплый мозг оленя, рога моло-дого оленя и даже содержимое пищевого канала. Помимо сырой пищи животного происхождения против скорбута применяли дикие луковичные растения, кору деревьев, отвар сосновых шишек, молодые побеги хвойных деревьев, смолу лист-венницы (для жевания), дикий хрен, щавель, багульник, каменный зверобой и ягоды, которы-ми так богата тайга.

Время появления венерических болезней и сифилиса в Сибири точно установить невозмож-но. Литературные сведения весьма разноречивы. Несомненно, что сифилис в Сибири появился давно и нашел благоприятную почву для своего распространения. По сведениям натуралиста Палласа и др. уже в ХУ11 в. регистрирова-лось это заболевание в Сибири. Сифилис прони-кал разными путями из Японии. Китая, Америки. На Дальний Восток сифилис привозили солдаты и матросы русского флота. Этот путь пробрел большую роль во второй половине Х1Х столе-тия, когда оживилась деятельность дальневос-точных портов. Крайняя степень антисанитарии, общая трубка и другие привычки создавали условия для распространения сифилиса бытовым путем. Тобольский монах Г.Новицкий писал, что в начале ХУ11 в. сифилис имел широкое рас-пространение среди обских остяков и самоедов. Березовские остяки сифилис называли «злока-чественная всенародная болезнь», а сургутские остяки – «народная язвенная болезнь». В отдельных сибирских городах во второй поло-вине Х1Х века врачебными обществами прини-мались меры к организации точного учета и делались попытки изучения заболеваемости по-ловыми болезнями. Такие врачи, как Воскре-сенский, Докучаев, Соколов пришли к выводу, что сифилис у народностей Севера имеет широ-кое распространение, но встречается он не чаще, чем у русских. Периодически с венерическими заболеваниями возобновлялась борьба, в част-ности посылались специальные врачи, выделяя-лись средства для строительства лечебниц и т. д., но проходило 2-3 года и все прекращалось. Некоторые мероприятия пыталась проводить и местная администрация - создавались комитеты по борьбе с сифилисом, на которые возлагались обязанности слежки за женщинами, замечен-ными в вольном поведении, тайное освиде-тельствование жен нижних чинов, что, разуме-ется, не могло не дискредитировать врачебный контроль. Прогрессивные врачи Сибири пыта-лись разрабатывать проекты рациональной Борь-бы с венерическими заболеваниями, в частности расширение коечной сети, открытие пунктов для оказания стационарной и амбулаторной помощи, но все эти меры носили паллиативный характер, поскольку не могли ликвидировать социальную основу распространения венерических болезней.

Историки Словцов и Андриевич первое появление оспы среди Нарымских остяков от-носят к 1610 г. Оспа в этом году погубила множество людей. В ХУ111-Х1Х вв. оспа бес-прерывно регистрировалась на территории Сиби-ри. Не было ни одного года, когда бы не отмечались случаи заболевания этим страдании-ем. Первые попытки введения оспопрививания в Сибири относятся к ХУ111 в. и связаны с деятельностью Тобольского губернатора Д. Чи-черина, который в 1763г. обращался к пра-вительству за разрешением открыть «оспенные дома». По данным А.Ф. Плотникова, первые удачные опыты вариоляции были предприняты в Нарыме в 1765г.В 1771г. по приказу иркутского губернатора Брилева, лекарь Кратче привил оспу детям губернатора с тем, чтобы убедить представителей влиятельных туземных родов и племен в безопасности и целительности при-вивок. Вслед за Кратче натуральную оспу среди кочевников Иркутской области стал прививать доктор Шиллинг. В 1772 г. натуралист Паллас, путешествуя по Восточной Сибири, конста-тировал, что во всех селениях встречал детей с привитой оспой. В 1772 г. сенатом было разре-шено открыть за счет казны «дом для приви-вания оспы». В том же году в Сибири были соз-даны оспенные комитеты. В связи с недостат-ком медиков к оспопрививанию стали привле-кать духовенство. Постепенно интерес к осп-прививанию у населения Сибири стал падать. Во второй половине Х1Х в. по сообщению врача Образцова, в Сибири «редкий крестьянин решался привить предохранительную оспу сво-им детям. Он видел в вакцинации грехов-ную и вредную операцию и всеми мерами ста-рался уклониться от нее».

Народная медицина в Сибири представляет собой вековой опыт коренных народностей. На ее формирование оказали влияние китайская, тибетская и русская медицина. В 1719 г. Петр 1 послал в Сибирь Д. Мессершмидта с поруче-нием искать «всяких раритетов и аптекарских вещей, трав, цветов, кореньев, семян и прочих принадлежащих статей в лекарственные соста-вы». Мессершмидт пробыл в Сибири 5 лет и увез в Петербургскую кунсткамеру ботанические, зоологические и минералогические коллекции, судьба которых неизвестна. В дальнейшем в Сибирь было предпринято множество научных экспедиций и путешествий в составе врачей, зоологов, ботаников, которые сделали богатый вклад в науку о флоре и фауне Сибири. Во второй половине Х1Х в. сибирские врачи и любители естествознания продолжали занимать-ся изучением сибирской флоры. Большую роль сыграли организованные во многих городах Сибири музеи. Образцы лекарственных веществ, собранные Минусинским учителем И.А. Марть-яновым, были представлены на выставках в Пе-тербурге и Париже. Многие лекарственные сре-дства растительного происхождения, применяв-шиеся в народной медицине, были вполне рацио-нальными, а некоторые из них используются в современной медицине. Например, для лечения ран применяли водочный настой березовых почек, листьев подорожника, тысячелист-ника, свежие листья зверобоя. Жители Камчат-ки при порезах применяли копытник. В годы ВОВ доценты А.И. Поволоцкий и А.А.Ботский успешно лечили вяло текущие раны мягких тка-ней мазью из пихтового бальзама и вазелина. В ХУ11-ХУ111 вв. зверобой в больших количе-ствах вывозился в Московские аптеки. В качес-тве стимуляторов широко применяли женьшень и китайский лимонник. При ожогах алтайцы смазывали пострадавшую поверхность смесью пчелиного меда и коровьего масла. Якуты лечили ожоги кислым молоком. Излюбленными средствами животного происхождения сибирс-ких аборигенов являлись костный и головной мозг различных животных, желчь медведя, жир медвежий, барсучий, рыбий.Панты пятнистого оленя, рога изюбря, струя бобра и кабарги широко применялись в качестве стиму-ляторов и служили предметом торговли. В ХУ11-ХУ111 вв. они вывозились из Сибири в Москву для царской аптеки и за границу. Наряду с уже сказанными средствами лечения коренное население Сибири прибегало к некоторым хи-рургическим приемам. Есть сведения, что юкка-гиры издавна знали анатомию. Вскрывая трупы родственников, они пытались найти причину болезней. В древние времена у юкагиров ране-ным на боле боя воинам медицинскую помощь оказывала женщина. Раны присыпались толчее-ными гнилушками и перевязывались стружками ивы или черемухи. Гольды после извлечения стрелы из тела воина тампонировали раневое отверстие органами животного. Способы иммо-билизации поврежденных конечностей были из-вестны также давно. Особое место в лечении занимали различные способы иглоукалывания и прижигания. Алеутские туземные врачеватели славились своим искусством. Лечением болезней средствами народной медицины занимались различного рода знахари, в том числе шаманы. Некоторые знахари, будучи людьми грамот-ными, пользовались средствами и методами, рекомендованными травниками, лечебниками и на страницах сибирской периодической печати. Отсутствие врачей и больниц вынуждало адми-нистрацию в период эпидемий привлекать знаха-рей, деятельность которых иногда высоко оцени-валась. Особым видом знахарства был шама-низм. Слово «шаман», считают некоторые исс-ледователи, происходит от тунгусского слова «самань», которое означает человека, соединив-шего в себе жреца, врача и волхва. У разных сибирских народностей шаман имел свое наз-вание. Многие шаманы страдали нервными рас-стройствами. За исход лечения он не нес ответственность. Наряду с религиозными, язы-ческими культовыми приемами, они применяли рациональные методы лечения, в том числе заимствованные у буддийских лам и Христи-анских миссионеров. Предметом особого изуче-ния являлась тибетская медицина, которая пользовалась популярностью в Забайкалье. Наи-более видными представителями этой медицины являлась династия Бадмаевых. Ее представитель Александр Александрович Бадмаев воспиты-вался у буддийских лам. По окончанию обучения он был удостоен звания ламы и врача. В 1860 г. он был прикомандирован к военно-сухопутному госпиталю Петербурга для знакомства с меди-цинской наукой и практикой. Уже в 1861 г. он выдержал экзамен на звание лекарского помощника и был удостоен чином коллежского регистратора с присвоением прав военного вра-ча. Его последователь, П.А. Бадмаев, в 1873 г. открыл свой кабинет в Петербурге. Несмотря на успехи научной медицины Х1Х–начала ХХ вв., народная медицина в Сибири продолжала играть огромную роль, особенно у коренных народ-ностей.Сибирские монастыри, как и все учре-ждения православной церкви, покровительство-вали больным. Первые стационарные учрежде-ния в Сибири возникли, по-видимому, еще в допетровский период в монастырях. Для содей-ствия правительственным мероприятиям в Сиби-ри в первой половине Х1Х в. организуются мисс-сионерские общества. Миссия в Селенгинске имела свою типографию и издавала учебники на монгольском языке. Попутно миссионеры зани-мались медицинской помощью местному населе-нию. Миссионеры занимались строительством больниц, приютов, церковных школ и др. Особое внимание миссионеры уделяли оспопрививанию, так как шаманы отказывались бороться с ос-пенной болезнью. Методике оспопрививания миссионеры обучались в семинариях. Бесплат-ной помощью служителя церкви пользовались новокрещенные и желающие креститься. Таким образом, отсутствие государственной и общест-венной медицинской организации превращало медицинскую практику в прерогативу церкви во благо христианства.

До ХУ111 в. военных медучреждений в Сибири не было. С 1719-1720 гг. начинается более или менее регулярное обеспечение сибир-ских гарнизонов медикаментами и медицинс-кими пособиями через Оренбургскую полевую аптеку. Первый военный госпиталь в Сибири был открыт в 1735 г. в Тобольске. Размещался он в деревянном здании и имел 20 коек. Вслед за ним были открыты госпитали в Селенгинске, Иркутске, Томске, Якутске, Омске и др. крупных по тому времени городах. К 1808 г. лазареты существовали во всех сибирских городах и крепостях. На протяжении первой половины Х1Х в. преобразование военных госпиталей и лазаретов происходило неоднократно. Оснаще-ние и помещения госпиталей весьма различа-лись, но лишь некоторые из них были перво-классными медучреждениями, имели в штате значительное число высококвалифицированных врачей и сыграли огромную роль в развитии здравоохранения Сибири. Это были первые учреждения, где оказывалась стационарная помощь гражданскому населению. На базе Омского окружного госпиталя были созданы повивальная и фельдшерская школы. Госпиталь в Николаевске-на-Амуре значился в числе лучших медучреждений. В городах и крепостях, населенных казаками, имелась особая медицин-ская организация, которая была призвана обс-луживать казаков и их семьи, разбросанные на огромной территории. Накануне войны 1914 г. казачья медицина полностью сформировалась. В основу ее был положен участковый принцип обслуживания.

Развитие горнорудного и горнозаводского дела в Сибири начинается в ХУ111 в., хотя некоторые залежи руд и примитивные способы выплавки меди были известны древним народ-ностям южной Сибири. Медицинское обслужи-вание как система существовало только на Алтае и Нерчинских казенных заводах. Раньше всего возникли горнозаводские аптеки, затем лазареты и госпитали. Имеются сведения, что еще в начале ХУ111 в. на заводах Демидова существовали аптеки и госпитали для лечения заводских работников. Начиная с 1757 г., постепенно увеличивается сеть госпиталей для рабочих на Алтае. Хотя на каждый госпиталь полагался врач, половина госпиталей врачей не имела, были лишь фельдшеры и лекарские ученики. На каждом крупном заводе имелась аптека. О горнозаводской медицине в Восточной Сибири имеются лишь отрывочные сведения.

Учреждения Приказа общественного при-зрения, оказывавшие помощь гражданскому на-селению, возникли в Сибири во второй половине ХУ111в.По указу правительства в 1797 г. в си-бирских губерниях были учреждены врачебные управы, на которые возлагались обязанности «блюсти народное здравие», вести борьбу с заразными болезнями, производить судебно-медицинские исследования. Врачебной управе подчинялись госпитали и лазареты, казенные и частные аптеки. Приказы Общественного приз-рения в России были созданы в 1775 г. Приказы подчинялись военным и гражданским губерниям, а через них Министерству внутренних дел. По указу 1826г. руководителем Приказа назначался председатель губернского правления. В Сибири Приказы общественного призрения появились в начале Х1Х в. Первый Приказ учрежден в Тобольске в 1775 г. Особенностью Сибирских Приказов является использование дарового труда арестантов и ссыльных. Рабочие для Приказа отбирались на этапах с разрешения земских судов и губернатора. Первые больничные учре-ждения Приказа появились в Сибири в начале Х1Х в. В 1803 г. была открыта первая такая больница в Томске. Самой крупной была в Иркутске, на 100 коек, и именовалась гражда-нской. Медицинское обслуживание больных осу-ществляли лекари и подлекари. В больницах тщательно велись скорбные листы, лекарь прово-дил обход и делал назначения. Назначения врача выполнял подлекарь. Большая часть лекарств приготовлялась в больничных аптеках. Больни-цы всегда были переполнены. В 1868 г. в земских губерниях России приказные больницы передали земствам. В Сибири не было земств, поэтому эти заведения продолжали существовать при губернских управах как казенные учрежде-ния Министерства внутренних дел. С развитием капитализма в России на смену общественной филантропии под покровительством казенных учреждений явилась частная благотворитель-ность под началом местных самоуправлений и общественных организаций. Городские лечебни-цы для приходящих также требовали свидетель-ство о бедности. Платные палаты городских больниц и частные кабинеты врачей стали доступны лишь для зажиточных людей. Госу-дарственная медицина продолжала существовать только за тюремной решеткой и в солдатских лазаретах.

Первые аптеки, по сведениям Я. Чисто-вича, возникли в войсках сибирского корпуса в1716 г. Первая городская аптека в Сибири была открыта лишь в 1763 г. в Тобольске. С орга-низацией крупных военных госпиталей создают-ся базы для снабжения их медикаментами и др. Рецептурные аптечные базы были созданы в Иркутске, Тобольске, Омске. В обязанности приказных аптек входило приобретение не только инструментария и медикаментов, но и оборудования для стационаров (мебель, посуда, мягкий инвентарь). Аптеки должны были забо-титься и о приобретении книг для врачей. Поэтому многие лечебные заведения имели свои медицинские библиотеки. Ввиду недостатка лекарственных веществ, медицинский департа-мент предписывал аптекам и больницам заготав-ливать сырье на местах. Помимо сбора диких лекарственных растений, многие аптеки содер-жали огороды и ботанические сады, в которых разводили лечебные травы. Большинство аптек были приказными. Они снабжали острожные и городские больницы, военные лазареты, окруж-ных лекарей, строго придерживались казенных каталогов. Аптекарские кадры для Сибири готовились в центральной России. Несмотря на кажущееся благополучие с организацией аптеч-ного дела в Сибири, лечебные заведения и население постоянно испытывали недостаток в лекарствах. Врачебные управы часто преду-преждали лекарей, что медикаменты следует «расходовать при крайней бережливости». Хуже всех обеспечивались медикаментами коренные жители Сибири. В Х1Х в. нерусское население могло пользоваться в очень ограниченном размере аптечками миссионеров.

Начало ХХ века ознаменовалось проникно-вением капитализма в Сибирь. Быстрыми темпа-ми росли города в Сибири. Увеличивалось насе-ление городов. В Сибири образовались крупные капиталистические предприятия, возросла роль банков, усилился приток иностранного капитала. Развитие капитализма требовало подготовки спе-циалистов для промышленности и сельского хозяйства, в том числе медицинских работников. Понадобилось 85 лет и ходатайства многих крупных общественных деятелей, таких как из-вестный сибирский путешественник и исследо-ватель А.М. Сибиряков, ученый с мировым именем Д.И. Менделеев, профессор медико-хирургической академии В.А. Манассеин, писатели Г.И. Успенский и В.Г.Короленко для решения этого давно назревшего вопроса. Пер-вые дипломированные врачи в Сибири появи-лись, как это ни странно звучит, случайно. Так, после смерти Бориса Годунова в Сибири оказались опальные врачи-иностранцы, которые были приглашены к царскому двору в 1600 г. Это были К. Фидлер из Кенигсберга, Генрих Шредер из Любека, Иоганн Гелке из Риги, Эрнс Беков из Праги. Судьба этих врачей не известна. С падением власти Анны Иоанновны в Сибири оказались не только ее фавориты, но и медики, в числе которых были лекари Мейдер, Вахтер, Шульц, Майер. Им разрешалось зани-маться медицинской практикой. Многие путеше-ственники - участники экспедиций занимались оказанием медицинской помощи местному насе-лению, чем снискали к себе любовь и уважение. Среди военных врачей, служивших в Сибири, было немало талантливых врачей, которые мно-гое сделали для изучения заболеваемости, орга-низации медицинского обслуживания населения, создания научных обществ. В числе воспитан-ников Барнаульской госпитальной школы наибо-лее видными являлись: штаб-лекарь С. Шаньгин, М. Шевеньгин, Т. Андреев, А. Залесов и др. Они стали первыми организа-торами оспопрививания в Сибири. Андрей Ми-хайлович Залесов сдал лекарский экзамен в Медико-хирургической академии. Получил изве-стность как выдающийся ботаник, коллекционер лекарственных растений Алтая. В 1801 г. им опубликована книга «Гербарий алтайских растений». За труд по составлению алтайско-сибирского гербария в 1805 г. Залесов получил звание штаб-лекаря, его именем названы рас-тения. Его гербарий хранился в Ботаническом институте Академии наук СССР и в Военно-медицинской академии. Научную деятельность А.М. Залесов сочетал с врачеванием, был главным лекарем алтайских заводов в Барнауле. Наряду с врачами-иностранцами и воспитан-никами местной госпитальной школы на горных заводах Алтая работали выпускники госпиталь-ных школ и медико-хирургических училищ Пе-тербурга. С 1737 г. в крупных городах России стали вводиться должности городских врачей. В Сибири в 40-х годах ХУ111 в. к разряду крупных городов относились лишь Тобольск и Иркутск. По свидетельству Я. Чистовича, в сибирские города назначались врачи, «которые не годи-лись уже для подвижной военной службы, т.е. состарившиеся, хворые, да и тех было мало». Первый городовой лекарь появился в Иркутске. Это был И.Х Ваксман. Он лечил только купцов и авторитетом среди населения не пользовался. С введением губернских управ врачей по-пре-жнему не хватало. В губернских городах Сибири городовые врачи заняли должность губернских. Желая закрепить медиков в Сибири, прави-тельство шло на различные поощрения, которые не достигали цели. Так, в 1846 г. в губернском городе Красноярске имелся один врач, у которого можно было получить медицинскую помощь, и который лечил всех. Правда, в городе проживало три врача, но тех почти никто к себе не приглашал, т.к. «один был плох своими познаниями, другой был вечно пьян, третий лучше играл в карты, чем лечил». Вместе с тем среди городских врачей Сибири, воспитанников различных университетов и Медико-хирурги-ческой академии, было немало талантливых вра-чей, оставивших о себе добрую память. Знаме-нательным событием стало открытие в 1888 году первого в Сибири Императорского Томского университета с медицинским факультетом. Вторым ВУЗом в Сибири, готовившим врачеб-ные кадры, стал Иркутский университет, треть-им–Омский Западно - Сибирский медицинский институт - в 1921 году. В 1935 году открывается еще один сибирский мединститут в Новоси-бирске, на базе которого в дальнейшем было основано Сибирское отделение академии меди-цинских наук СССР. В настоящее время в большинстве крупных городов Сибири имеются высшие медицинские заведения, которые готовят врачей по различным специальностям для медицинского обеспечения, в первую очередь, населения Сибири. Славу медицинской науке в Сибири принесли хирурги-профессора Березне-говский, Альбицкий, Савиных, Мыш, Еремеев, Мешалкин, Пекарский, доцент Пономарев и другие. Основоположником терапевтической школы в Сибири стал М.Г.Курлов. Его много-численные ученики и последователи продолжали развивать научные направления в области терапии, в их числе Либеров, Яблоков, Демин. Физиология, патофизиология получила развитие в трудах отца и сына Гольдбергов, отца и сына Мажбичей.Курортологии,бальнеологии, водоле-чению посвящено немало научных изысканий, авторами которых являются Курлов, Завадов-ский, Путалова, Мажбич и другие ученые. Подробнее о деятельности сибиряков – ученых ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫВ ДО-ПЕТРОВСКОЙ РУСИ

На Русь при ее крещении одновременно с христианством проникли из Византии и медицинские знания. Их проводниками были, прежде всего, духовные лица. Первым врачом, имя которого дошло до нас, был Иоанн Смеря, состоявший в Х в. при Великом князе Владимире Святославовиче. Другим известным врачевателем на Руси был основатель в 1051 г. Киево-Печерской лавры Антоний, про которого в Несторовской летописи сказано, что он был «врач пречуден». К его лучшим ученикам относились: Агапит, Дамиан-целитель, Алимпий-иконописец, Пимен–Постник. Благодаря им и Преподобному Феодосию Киево-Печерская лавра стала центром медицинского искусства на Руси.

В Киеве трудились и светские врачи. Самым известным врачом-ремесленником той поры считался «Орменин» (армянин), который по пульсу распознавал болезни и определял их исход. В Х11 в. славился Петр Сириянин.

В Синодальном списке Церковного устава Владимира Святос-лавовича волхвование и зелейничество были названы преступлением против веры и жестоко карались. В 1551 г. по приказу Ярослава Мудрого волхвование было запрещено. В ранних летописях нередки описания симптомов болезней исторических лиц, суждения о методах лечения (диететика, лекарственными травами, минералами, кровопус-кание, прижигание, ушивание ран, наложение повязок). Из летописей следует, что на Руси чаще других встречались оспа и трахома, нередко приводившая к слепоте, костный туберкулез. Часто наблюдались эпидемии чумы и оспы. Судя по документам, в Киево-Печерской лавре была налажена амбулаторно-больничная помощь. Однако принято считать, что первую всенародную больницу основал в 1091 г. Ефрем, архиепископ Переяславский, будущий Киевский митрополит. Подобные больницы были созданы в монастырях Новгорода, Смоленска, Чернигова. В середине Х111 в. князь Роман Владимирович построил в Угличе на свои средства городскую лечебницу. Тогда была основана первая медицинская школа в Рязани. Муромский князь Петр был излечен Февронией рязанской лекаркой, ставшей княгиней. Внучка Владимира Мономаха - Добродея (Евпраксея, Зоя) в 30-е годы стала автором рукописи на греческом языке под названием «Алима» (мазь), своеобразного справочника по косметике. Ефросинья Черниговская глубоко изучила труды Гиппократа, Галена, Платона, Аристотеля, уйдя в монастырь, лечила больных. Искусством врачевания владели сестра и дочь Я.Мудрого - Переслава и Анна. Распространению медицинских знаний на Руси служили произведения древнерусской литературы, содержавшие сведения о профилактике и лечении болезней. В Х1 в. появился на Руси «Физиолог» Гиппократа, в Х11 в. - сборник «Пчела», в котором 73 главы были посвящены медицине. МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА. Татаро-монгольское нашествие крайне неблагоприятно отразилось на всех сторонах жизни русского государства, в том числе и на медицине. Возрождение медицины происходит в Х1У - 1-й половине ХУ вв., когда было основано 180 монастырей. Больница Троице-Сергиевской лавры благо-даря Сергию Радонежскому стала образцом монастырского боль-ничного уклада. Чудесными исцелениями прославился Кирилл, основатель Белозерского монастыря. В ХУ в. на Руси впервые была обнаружена проказа, а в ХУ1 в.- цинга. Чащи других встречались различные лихорадки, дизентерия, туберкулез, чесотка, тифы. Эти заболевания тогда лечить не могли. В ХУ1 в. русские монастыри отказались от традиционного безмездного лечения и стали взимать плату за оказание помощи. К сожалению, в условиях отставания от западной медицины церковное врачевание уповало больше на молитвы, а не на знания и умения. Духовенству запрещалось заниматься хирургией, которая была отдана на откуп знахарям.

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА. В ХУ1 в. народные лечцы были зачастую хозяевами торговых лавок в москательных, зелейных, овощных, медовых рядах. Известны имена Тулейщиковых, Петровых, Назаровых, которых историки называли «врачами-аптекарями». Среди народных лечцев выделялись костоправы, камнесечцы, бабки-повитухи, бабки-целительницы детей. Немного было лекарей-ремесленников, обучившихся «Асклиповой и Галиновой» науке у мастеров. В то же время врачебные школы Запада все дальше отходили от христианских монастырей, не воспринимавших научные достижения. ВРАЧИ–ИНОСТРАНЦЫ. Русская знать в ХУ-ХУ1 вв. стала лечиться у иностранных врачей, приглашенных в Россию. Судьба некоторых была трагична: Антон-Немчин был зарезан под мостом после неудачного лечения татарского царевича, Леон-жидовин подвергся публичной казни после неудавшейся попытки вылечить сына Ивана 111. Были казнены Иван и Матвей Лукомские из Литвы по обвинению в попытке отравить Великого князя.

Своеобразной энциклопедией медицины была в то время на Руси книга «Вертоград» («Сад здоровья»). В эпоху Ивана Грозного усилилось влияние европейской культуры и науки. Наладились прочные политические и экономические связи с Англией, Данией, германскими государствами. В Москву приехало немало иностранцев, в числе которых были доктора, хирурги и аптекари.

Известность приобрел Роберт Якоби (Якоб), присланный по просьбе царя английской королевой Елизаветой 1 со словами: «…можешь смело вверить ему свое здоровье». С Якоби приехал аптекарь Джемс Френч, организовавший, как принято считать, первую аптеку в Москве. Иван грозный учредил Аптекарскую Палату, положив начало государственной организации русской медицины. Стали создаваться государственные больницы и богадельни в нескольких городах Московской Руси. В 1592 г. появилась первая застава «для предохранения от заразительных болезней», которая находилась в Ржеве. Иностранные врачи, улучшив состояние придворной медицины, мало помогли общенародному здравоохра-нению. Немногого достигли на этом поприще и Аптечные бояре, хотя в табеле о рангах занимали высокое положение.

Первые государи династии Романовых организовали обучение за границей врачебному искусству уроженцев России, которыми были дети иностранцев. АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ. В государственной организации здравоохранения важную роль играл Аптекарский Приказ, в ведении которого состояли доктора, лекари, аптекари, костоправы, травники, а также астрологи – «алхимисты». При этом, иностранцы оплачивались щедр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: