Перекрестная эластичность спроса




Еpb(Da)= *

Этот коэффициент показывает на сколько процентов изменится объём спроса товара А в результате изменения на 1% цены на некоторой товар В, сопряженный к товару А.

Классификация товаров на основе перекрестной эластичности:

· Е>0 товары взаимозаменяемые

· Е<0 взаимодополняющие товары

· E=0 нейтральные товары

Факторы влияющие на эластичность спроса:

· Количество товаров-заменителей на данном рынке(прямая связь)

· Разнообразие в возможности использовании товара(обратная связь)

· Длительность периода(чем длиннее тем выше эластичность, чувствителен спрос)(прямая связь)

· Доля расходов потребителя на данный товар в его бюджете(прямая связь)

· Степень насыщения потребности рынка в данном товаре(прямая связь)

· Степень эксклюзивности товара (обратная связь)

13. Эла­стичность спроса по доходу потребителя.

Е1=(D)

Этот коэффицент показывает на сколько процентов изменится объём спроса на товар в результате изменения уровня дохода потребителя(I) на 1 %

Классификация товаров на основе эластичности спроса по доходу

-Если Е1(D)<0 неполноценный (недоброкачественный) товар

-Если Е1(D)>0полноценный (доброкачественный) товар

Причем:

· 0<E<1 – предмет первой необходимости

· E=1±0.2 –предмет второй необходимости

· E>1 –предмет роскоши

14. Эла­стичность предложения.

Эластичность предложения по цене степень чувствительности предложения какого-либо товара к изменению цены этого товара

Коэффициент эластичности предложения по цене определяется аналогично эластичностью спроса

Еp(S)= *

Еp(S)=

При этом:

· 0<E(S)<1 неэластичное предложение

· EP(S)>1 эластичное предложение

Наступает определенный момент, когда производительность каждой последующей единицы ресурса начинается уменьшаться

Объём предложения меняется тогда когда изменяется только цена данного товара

При движении вдоль линии предложения вправо и вверх повышению цен способствует увеличение объёма предложения; при движении влево и вниз объём предложения падает со снижением цен

 
 

 


Если кривая предложения смещена влево и вверх уменьшение предложения, а при вправо вниз увеличение предложения. Так происходит потому, что предложение товара изменяется в целом, то есть при всех уровнях цены будет предложено больше или меньше товара.

Равновесие на рынке.

Точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой равновесия и обозначается (Е). координатами Е являются равновесная цена Pe и равновесный объем Qe. В этой точке достигается выполнение взаимного равенства

Qe=Q0-QS

При этой цене количество товара которое готовы предлагать производители по данной цене равно тому количеству которое потребитель желает и в состоянии купить.

Если рыночная цена оказалась выше Pe, то на рынке возникает убыток предложения данного товара. В этом случае производители предпочтут снизить цену с целью расширения объёма продаж, чем поддерживать выпуск продукции в избыток объёме, приносящий фирме убытки. Таким образом, сам по себе избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену

P ниже равновесный приводит к дефицит (не удовлетворительный спрос)

 

15. Признаки качества товара. Товары-заменители и товары-дополнители. Товар Гиффена.

Признаки качества товара - функциональность, отсутствие недостатков, внешний вид, наличие гарантий производителя.

Товары-дополнители — это группы товаров и услуг, для которых рост цены на один из них приведет к падению спроса на все остальное. Например, как показывает опыт США, при росте цен на бензин спрос на шины падает.

Товары-заменители — это группа товаров и услуг, для которых рост цены на один из них приведет к увеличению спроса на другие, например: чай и кофе, мясо индейки и мясо курицы и т.д.

«Товар Гиффена » — это товар, для которого общий эффект от роста цены выражается в увеличении, а не в сокращении его покупок. «Товары Гиффена» — товары, кривая спроса на которые имеет наклон вверх. Поскольку эффект замещения при росте цены всегда характеризуется сокращением покупаемого количества товара, «товар Гиффена» должен быть товаром, эффект дохода которого компенсирует эффект замещения, т. е. он должен быть товаром столь низкого качества, чтобы эффект дохода действительно был больше эффекта замещения.

В качестве часто приводимого примера «товара Гиффена» называют картофель во время ирландского «картофельного голода» в XIX в. Дело в том, что картофель был основным продуктом питания бедняков, и рост цен на него существенно снижал реальную покупательную способность людей, вынуждая их экономить на мясе и других более дорогостоящих продуктах и покупать еще больше картофеля. Во всяком случае, так повествует история.

16. Индивидуаль­ный и рыноч­ный спрос. Построение кривых.

Спрос со стороны отдельного потребителя называется индивидуальным спросом, а спрос со стороны всех потребителей на рынке данного товара называется рыночным спросом. Величина рыночного спроса, помимо прочего, зависит от количества потребителей на рынке. Очевидно, что для различных потребителей на рынке кривые индивидуального спроса выглядят по-разному. Кривая рыночного спроса является суммой кривых индивидуальных спросов всех покупателей на рынке.

Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.

17. Эффект дохо­да.

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

 

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

 

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.

18. Эффект замещения.

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

19. Потребитель­ский выигрыш и общее благосостояние.

Потребительский выигрыш — стоимостное измерение величины выгоды потребителя от участия в сделке.

Экономика благосостояния (welfare economics) — область экономической теории, изучающая социальную допустимость альтернативных состояний экономики. Экономика благосостояния изучает методы такой организации экономической деятельности, которая обеспечивала бы максимизацию экономического благосостояния. Проблема благосостояния общества являлась и является центральной проблемой любой экономической системы. В течение многих лет многие ученые старались разработать такие критерии для оценки экономической эффективности, которые можно было бы использовать при оценке фактического состояния ресурсов.

20. Изокоста.

Изокоста - линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства (рис. 21.5). На рис. 21.5 каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.

21. Предельная норма замещения.

Ø Предельная норма замещения MRSxy(marginal rate of sudstritution)

Показывает насколько единиц должно быть увеличено потребление блага у для того чтобы в точности компенсировать сокращения потребления блага единицу(то есть чтобы суммарная полезность потребления обоих благ оказалась не изменная)

MRSxy в конкретной точке кривой безразличия определяется как угловой коэффициент касательной к кривой безразличия в данной точке взятой со знаком минус.

MRS может принимать различные значения или меняться вдоль кривой безразличия.

22. Произ­водственная функция.

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом: Q=f(K,L,M,T,N)

где Q - объем выпуска;

K- капитал (оборудование);

М- сырье, материалы;

Т – технология;

N – предпринимательские способности.

23. Вало­вой, средний, пре­дельный продукт: поня­тия и кривые, разли­чия и вза­имо­связи.

Общий (валовой) продукт. Экономическое благо, полученное в результате взаимодействия факторов производства, рассматривается как продукт производства. То количество продукции, которое произведено на предприятии за определенное время, есть общий (валовой) продукт. Само собой разумеется, что общий продукт (TP - total product) непрерывно увеличивается: от одной рабочей смены к другой. По ассортименту валовой продукт предприятия может быть однородным и разнородным. Средний продукт (АР - average product) - объем выпуска продукции, приходящийся на единицу используемого фактора. Предельный продукт (MP - marginal product) есть показатель, который используется при характеристике развивающегося производства, т. е. когда наращивается объем вовлекаемых факторов. Предельный продукт отражает изменение выпуска продукции, которое произошло в результате прироста переменного фактора на одну единицу.

а) кривая совокупного продукта (ТР); б) кривые среднего (АР) и предельного (МР) продукта.

Как видно из графиков, совокупный продукт сначала быстро возрастает, а затем темп роста замедляется; предельный и средний продукт сначала возрастают, а затем после определенного момента начинают падать. Такая динамика продукта объясняется действием закона убывающей отдачи, согласно которому при фиксированной величине одного ресурса увеличение вложений другого (переменного) ресурса на единицу, начиная с определенного момента, ведет к уменьшению предельного продукта в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Сначала кривая МР растет быстрее АР, так как каждый новый рабочий прибавляет к общему продукту величину бóльшую, чем средний продукт. Затем величина предельного продукта начинает сокращаться, соответственно падает и средний продукт. Итак, пока кривая МР выше кривой АР, средний продукт растет; когда кривая МР ниже кривой АР, средний продукт падает. Средний продукт достигает своего максимума в точке пересечения кривых АР и МР.

24. Эффект масшта­ба. Его отражение производственной функцией.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА в теории производственных функций — соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример — экономия на массовости производства. Чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средняя себестоимость единицы продукции, следовательно, соотношение выпуска и затрат увеличивается. Здесь сказываются влияние укрупнения единичных мощностей (на химических производствах или электростанциях), возможности применения автоматизации производственных процессов и другие факторы, воздействующие на различия между постоянной и переменной долями издержек производства (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными).

Э. м. находит отражение в структуре мультипликативно-степенной производственной функции вида:

25. Закон убывающей отдачи.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ—утверждение о том, что если расширяется использование какого-либо одного фактора производства и сохраняются при этом затраты всех остальных факторов (они называются фиксированными), то физический объем предельного продукта, производимого с помощью указанного фактора, станет (по крайней мере, с определенного этапа) убывать.

Напр., если в угольной лаве работает бригада из трех шахтеров и к ним добавить еще одного, выработка возрастет на четверть, а если добавить пятого, шестого, седьмого, прирост выработки станет уменьшаться, а затем и прекратится совсем: шахтеры в тесноте будут просто мешать друг другу.

Ключевое понятие здесь — предельная производительность труда (более широко — предельная производительность фактора производства δ Yx). Напр., если рассматриваются два фактора, то при росте затрат одного из них (первого или второго) его предельная производительность падает.Закон применим на краткосрочном отрезке времени и для данной технологии (ее пересмотр меняет ситуацию).

 

26. Постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки (FC — англ. fixed cost) – это затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции. В экономических моделях они обычно рассматриваются как невозвратные. В постоянные издержки входят: амортизация основных средств; арендные и страховые платежи; ремонтно-эксплуатационные расходы, затраты на отопление и освещение; налоги на имущество; процент на вложенный капитал; заработная плата административно-управленческого персонала (АУП) и инженерно-технических работников (ИТР).

Переменные издержки (VC — англ. variable cost) – это затраты, величина которых находится в прямой зависимости от объемов выпуска продукции. Переменные издержки включают:

заработную плату основного производственного персонала; расходы на сырье и комплектующие; расходы на энергию, используемую на технологические цели; налоги с продаж.

Говоря о постоянных и переменных издержках, необходимо иметь ввиду, что речь идет об экономических издержках, включающих нормальную прибыль. В практической жизни используются схожие по смыслу понятия накладных расходов и прямых затрат. Под ними понимаются бухгалтерские издержки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: