Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия




Тоталитарные деструктивные секты

В настоящее время в связи с отсутствием в нашей стране какой бы то ни было официальной идеологии, ее место стремятся занять различные околорелигиозные учения. За каждым таким учением стоят те, кто их создал и пропагандирует и кому это выгодно. Секты возникают, видоизменяются, исчезают, нередко сохраняя неизменными своих лидеров, перерастают из оккультных в криминальные или– в политические группы. Очень трудно учесть даже их общее количество, ибо они динамичны.

Столь активная деятельность таких организаций оказывается успешной не только из-за тщательного планирования и жесткой внутренней структуры, но и вследствие личностных особенностей той категории потенциальных и состоявшихся адептов, на вовлечение и удержание которых направлена вся их активность. Всё это, как правило, оказываются люди доверчивые, с низкой способностью к критическому анализу действительности, и к отстаиванию собственного мнения, интересов и свобод.

Необходимо твердо помнить, что конечной целью деятельности подобных сект всегда является нажива.

Разумеется, что внешний вид при этом может до некоторых пор сохраняться весьма благопристойный, но рано или поздно адепт оказывается в умственной, а то и физической зависимсти. Плоды его усилий полностью присваиваются сектой, а вся ее пропагандистская и идеологическая деятельность, в конечном счете, направлена на подавление воли индивида. Идеология сект всегда включает компонент видимой добровольности принудительных поступков и суждений.

Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия

1. Характер лидерства:

- претензии на "харизматическое" лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;

- подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров);

- строгая обязанность подражать лидеру;

- отсутствие возможности сдерживать власть лидера (лидеров) или противостоять ей.

2. Характер и структура доктрины:

- наличие "внутренних" доктрин (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные);

- формулируется убеждение, что {"цели оправдывают средства",} и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;

- преобладание групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро;

- утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.

3. Характер создания и поддержания членства в группе:

- активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания,

- использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;

- использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой "семьей;

- внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других адептов;

- разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой);

- постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для адепта;

- ограничение свободы выхода из культа с помощью иразличных фобий (фобия на выход из культа, боязнь "внешнего" мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой группе, так и от иного социального окружения;

- внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ- хороший, мир вне культа - плохой);

- создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации адептов культа его лидерами;

- отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.

 

Сатанизм

Сатанизм, как «религия» может быть кратко охарактеризован, как материалистический гедонистический культ. Основным признаком можно назвать наличие этики «зеркальной» по отношению к христианству. Провозглашается животная природа человека, а это обстоятельство служит оправданием для его скотского поведения, как в плане потребления благ, так и в плане поведения по отношению к другим людям. Однако, сатанист все-таки обязан быть и честным, и великодушным, и тому подобное, – правда, только по отношению к единомышленникам. В центре традиционного сатанизма находится поклонение персонифицированному и могущественному дьяволу.

Саентология

Вплотную к сатанизму примыкает так называемая «церковь саентологии» созданная Роном Хаббардом, писателем-фантастом и одним из учеников знаменитого сатаниста Алистера Кроули. «Саентология» – дальнейшее развитие не состоятельной в научном смысле т.н. «дианетики (причинами психосоматических физических заболеваний и проблем с разумом являются находящиеся в реактивном уме записи испытанных человеком болезненных моментов в прошлом)», первоначально создававшейся Хаббардом как «наука», но многократно разоблаченной многими видными учеными, в том числе и Эрихом Фроммом. Не потянув на научность, «саентологии» ничего не оставалось, как сделаться «церковью».

"Церковь саентологии" вообще церковью в христианском смысле этого слова не является, так как место бога практически занимает Хаббард, и каждый адепт вносит свою лепту в культ его личности.

Основная деятельность «саетнологов» сводится к выкачиванию денег из своих адептов. Эта организация имеет разветвленную мировую сеть и владеет капиталом приблизительно в 400 млрд. долл.

«Свидетели Иеговы»

"Свидетели Иеговы" – одно из поздних направлений в протестантизме, которое можно отнести к так называемым вторичным протестанским церквям, возникшим на основе лютеранства и кальвинизма с теми или иными отклонениями от них в своем вероучении.

Возглавляет общины Бруклинский центр, в аппарате которого свыше двух тысяч работников. Центр имеет около 100 филиалов, разбросанных по всему миру. Всего же среднее число "Свидетелей Иеговы" (по их же данным) на начало 2003 года достигло 5 миллионов 400 тысяч человек в 232 странах.

Для вовлечения в свою церковь новых членов организуются не только массовые мероприятия, но и проводится индивидуальная работа - беседы с прохожими на улицах, в парках, разговор с людьми в транспорте, обязательный обход квартир. Квартиры обходятся всегда двумя хорошо подготовленными "свидетелями". Ведётся учёт времени общения с кем-либо и часов занятий на дому. Больший статус получают те, у кого больше.

Иеговисты говорят о пороках современного мира, и это справедливо. Но они ничего сами не делают, чтобы помочь этому миру исправиться. Располагая огромными денежными средствами, эта организация не создала ни одного благотворительного фонда. "Свидетели Иеговы" утверждают, что помогают людям другим образом, а именно - проповедуя детальное изучение Библии. Но в этом изучении они делают упор не на нравственном наследии Библии (десяти заповедях и всем с ними связанным), а на слепой вере в истинность каждого библийского слова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: