Московский государственный областной гуманитарный институт
Кафедра фармакологи и фармацевтических дисциплин
Для студентов 1 курса фармацевтического факультета
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов фармацевтического факультета
по учебной практике по ботанике
Орехово-Зуево
2014 г.
Методические указания для студентов фармацевтического факультета по учебной практике по ботанике: Учебное пособие, /Л.Г. Бабешина. – Орехово--Зуево: МГОГИ, 2014. – 28 с.
Рецензент:
Доцент кафедры фармакологи и фармацевтических дисциплин, кандидат медицинских наук В.А. Киселева
Данное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по ботанике, составлено в соответствии с программой по данному предмету и ФГОС третьего поколения. В пособии приведено описание содержания предмета в форме перечня знаний и умений, приобретаемых студентами при освоении предмета. Для подготовки к зачету представлены вопросы, примеры тестовых заданий, список основной и дополнительной литературы.
Рекомендовано к печати методической комиссией МГОГИ (протокол № 2 от 10 июня 2014г.)
I. Учебные и воспитательные цели и задачи
Ботаника в высшем фармацевтическом образовании является общетеоретической, базисной дисциплиной в системе подготовки провизора. С одной стороны она нужна для овладения специальной фармацевтической дисциплиной – фармакогнозией, с другой – дает будущим провизорам основы биологических знаний. Важным звеном в системе преподавания ботаники является двухнедельная учебная практика. Она является одной из форм организации учебного процесса и ориентирована на профессионально-практическую подготовку студентов. Базируется практика на теоретических знаниях и практических навыках по разделам ботаники: морфология, систематика и ботаническая география растений.
Учебная цель: закрепить и углубить теоретические знания по курсу ботаники и приобрести навыки применения их на практике.
Задачи:
· Закрепить и углубить знания по морфологии, систематике, экологии и географии растений;
· Познакомиться с флорой и растительностью региона;
· Приобрести практические навыки по технике сбора, сушки и монтировки гербария;
· Заготовить гербарий и фиксированный материал для практических занятий по морфологии и анатомии растений;
· Научиться проводить геоботанические описания фитоценозов;
· Закрепить практические навыки определения растений по определителям региональной флоры.
Воспитательная цель: развить наблюдательность, ответственность, внимательность, трудолюбие, аккуратность и любовь к природе.
Задачи:
· Приобрести практические навыки ориентирования в природе;
· Познакомиться с основными принципами рационального использования растений и их охраны;
· Развить навыки самостоятельной работы с литературой и умения сделать доклад по заданной теме;
· Познакомиться с основными принципами научно-исследовательской работы.
II. Время и место проведения учебной практики
Учебная практика по ботанике проводится в летний период по окончанию 2 семестра обучения в течение 2 недель с ежедневной занятостью в 6 часов (всего 72 ч). Практика проводится в окрестностях г. Орехово-Зуево и на территории института в лаборатории по выращиванию лекарственных растений (Аптекарский огород) с последующей обработкой материала в аудиториях кафедры.
III. Порядок допуска студента к практике
1. Перед выходом на практику студент должен быть аттестован по практическим навыкам и следующим разделам ботаники: морфология, систематика, ботаническая география растений.
2. В первый день практики, прибыть на кафедру к началу рабочего дня (900 ч.), в специальной форме одежды (энцефалитка или легкая куртка с капюшоном и плотными манжетами, брюки), с головным убором (кепка, платок), в прочной и удобной обуви (кроссовки, резиновые сапоги). При себе иметь: блокнот, ручку, репелент.
3. В первый день практики пройти инструктаж по технике безопасности (см. приложение).
4. Следовать целям и выполнять задачи практики.
5. Строго соблюдать трудовую дисциплину, не нарушать графика прохождения практики. Пропущенные дни практики отрабатывать в дополнительное время.
6. Ежедневно заполнять дневник.
IV. Форма проведения практики
Студенты работают звеньями по 3 человека. За время практики звено должно собрать, высушить и правильно оформить гербарий различных видов растений, а также собрать необходимый для учебного процесса материал для фиксации по морфологии и анатомии растений.
В конце практики проводится конференция на тему «Флора и растительность Московской области». Студенты готовят доклады по звеньям, пользуясь дополнительной литературой и наглядным материалом (гербарий, фото, рисунки растений и т.д.)
На протяжении всей практики каждый студент заполняет дневник, запоминает русские и латинские названия растений, изучает характеристику региональной флоры и растительности.
V. План прохождения учебной практики и