Финансы организаций и принципы их функционирования.




Финансы организаций – это совокупность экономико-денежных отношений по поводу распределения денежных доходов и накоплений организаций, в ходе которого формируются финансовые ресурсы и денежные фонды, используемые на нужды организаций. Финансы организаций имеют следующие черты: многообразие форм финансовых отношений; является исходной сферой финансовых отношений; обеспечивает процесс кругооборота производственных фондов; оказывает воздействие на все стадии воспроизводственного процесса. Принципы финансов организаций: 1. хозяйственная самостоятельность – его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы; 2. самофинансирования – означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов; 3. материальная заинтересованность – смысл заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания; 4. обеспечение финансовыми резервами – необходимость данного принципа диктуется условиями предприн-кой деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования; 5. материальная ответственность-ответств за имущество организ-ии, индивид-ая и коллективная; 6. экономической эффективности – смысл этого принципы определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами; 7. финансового контроля – деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, то финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным.


11. Бюджетная система и принципы ее организации.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении гос-ых учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные. Бюджетная система унитарного гос-ва состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных гос-тв трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и конституциях республик в совете РФ. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ: 1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, санкций за нарушения бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соотв-щих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами гос-ой власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. 3. Принцип самостоятельности – означает право закон-ых органов гос-ной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, право органов гос-ой власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов гос-ых внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах гос-ных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. 5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарную объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных ср-тв должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с исполь-ем определенного бюджетом объема средств. 7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита. 8. Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений. 9. Принцип достоверности – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.


 


10. Межбюджетные отношения. Сущность и содержание бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах: 1. Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 2. Разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ; 3. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; 4. Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; 5. Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности; стимулирование роста налогового потенциала; финансовое управление территориальным развитием; снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне. Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемые из них. К основным принципам бюджетного федерализма относят: 1. Единство общегосударственных интересов и интересов населения, поживающего на территории страны; 2. Сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства; 3. Сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределения расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования; 4. Высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса; 5. Участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: